Святитель Игнатий — образ евангельского смирения

12 1442

Во имя Отца и Сына и Св. Духа! Сегодня Церковь празднует память Святителя Игнатия (Брянчанинова).

Может быть, кто-то из вас помнит, какой грех ангела сделал диаволом? – Гордость. То же самое она может сделать и с каждым человеком. Поэтому гордость св. Отцы считали самым страшным грехом. И св. Отцы правы, все прочие грехи произрастают из гордости как ветви и листья из толстого корня. Казалось бы, выкопать и уничтожить этот корень – и всем грехам сразу придёт конец. Но как это сделать? Милостыней? Постом? Бдением? Поклонами? Длинным молитвенным правилом? Ничто из перечисленного гордости не побеждает. Более того, гордость от этого может вырасти даже ещё больше.

От неё есть только одно действенное средство – смирение. Считать себя грешником. А ещё лучше – великим грешником. Для этого даже не нужно придумывать себе грехи: достаточно внимательно посмотреть на себя в зеркало, и припомнить, какие мы успели совершить в прошлом. Справедливо говорят, что нет законченных негодяев, в каждом человеке есть что-то хорошее. Что имеется в нас хорошего, надо приписывать не себе, а Богу – это дар Божий и результат помощи Божией. Когда задевается наше самолюбие — очень полезно терпеть ради Бога и спасения. Кажется просто, а на самом деле совсем непросто.

«На кого воззрю, — говорит Бог в Священном Писании, — только на кроткого и смиренного, и трепещущего словес Моих». Путём смирения шёл и святитель Игнатий, потому что другого пути к Богу не существует. Святитель происходил из старинного дворянского рода, близкого к царскому двору. Он получил специальность военного инженера в Петербурге. Военные инженеры занимались строительством военных объектов. Жалование у них было такое, что дай Бог каждому. Был лично знаком императору Николаю 1, пользовался его расположением.

Однако он быстро уволился со службы и поступил послушником в монастырь Александра Свирского, затем в Площанскую пустынь, в Оптину. Какова была жизнь послушника Игнатия? Ему приходилось с низшей братией ловить рыбу бреднем, быть помощником келаря, бывшего крепостного своего отца, держать мешок руками и зубами, когда келарь насыпал туда муку. Быть кучером у старца Леонида, который специально его смирял перед посетителями, чтобы он не гордился своим дворянским происхождением.

Когда же святитель Игнатий сделался уже известным архимандритом Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге, стал писать книги о духовной жизни, чиновники-цензоры никак не хотели их печатать на том основании, что он не учился в Духовной Академии.

В конце жизни Святитель избрал для своего местопребывания маленький провинциальный монастырь между Ярославлем и Костромой, с разорённым хозяйством и весь в долгах. На старости лет ему пришлось ещё раз потрудиться: привести монастырь в порядок, построить собор для чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Здесь, в Николо-Бабаевской обители, ему удалось, уже в конце жизни, напечатать свои труды.

Христос Спаситель сказал: «Возносящий себя смирится, а смиряющий себя – вознесётся». И эти слова в полной мере исполнились на святителе Игнатии. Церковь прославила его в лике святых, он стал для нынешних христиан учителем покаяния и молитвы, наставником современного монашества, опорой и светильником Православия в 21 веке. А ещё он для нас, как мы видим по его жизненному пути, – является образом евангельского смирения.

Поздравляем всех вас с праздником святителя Игнатия!


Архимандрит Борис (Долженко).

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Логика глобальной депопуляции (читай – геноцида)

Или: чего хотят Швабы? Клаус Шваб в представлении не нуждается, он уже стал символом, (хотя пока дышит и̶ ̶п̶р̶о̶и̶з̶в̶о̶д̶и̶т̶ ̶С̶О̶2̶), потому сразу к делу. Шваб и его многочисле...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Прп. Варсонофий Оптинский не скрывает своего изумления перед его творениями, его умом: «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как–то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как–то особенно располагают к себе моё сердце, моё разумение, просвещая его истинно евангельским светом». «Пятый том сочинений епископа Игнатия заключает в себе учение святых отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания святых отцов. Очень глубоко смотрел епископ Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта».
  • Игуменья Арсения (Себрякова) о пятом томе сочинений свт. Игнатия отзывалась: «Я читаю этот том, как изречения святых Отцов». «Читала с большим удовольствием, с душевным утешением и назиданием. Дороги слова самого Владыки». Схиигумен Иоанн Валаамский (Алексеев): «Епископа Игнатия я читал ещё новоначальным послушником, но все его слова помню и теперь: проходящим молитвенный подвиг просто житья нет от буквоедов. Ах, как справедливо сказал мудрый епископ, и это у него вытекало из своего духовного опыта».
  • Игумен Никон (Воробьев): «Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с трудами профессора — творениями епископа Игнатия (Брянчанинова)». «Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть единственная дверь ко всему доброму».
  • Спаси Господи!