Что такое хорошо и что такое плохо

0 305

Это продолжение размышлений, начатых в теме «Источники, причины и движущие силы... конца». 

Не будем пока говорить, какие социальные теории и практики «хорошие», а какие «плохие». Для этого надо договориться как минимум о том, что такое хорошо и что такое плохо. А также кому от чего хорошо, а кому от чего плохо. Но даже об этом люди не могут между собой договориться.

Однако все эти социальные «заморочки» объединяет одно - великая иллюзия безграничного прогресса человечества, обещания господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья, справедливости и личной свободы.

Понятно, что и наша-то цивилизация началась, когда человечество стало пытаться управлять природой. А с началом промышленного и научного прогресса гомосапиенсы почувствовали, что находятся на пути к неограниченному производству и, следовательно, к неограниченному потреблению. Возомнили, что техника сделала их всемогущими, а наука - всезнающими.

Уже звучали фанфары. Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными сотворить второй мир, используя мир мамы-природы лишь в качестве строительного материала для нового творения.

Триединство неограниченного производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья составило ядро новой религии - Прогресса. Но и эта религия не сумела выполнить свои великие обещания.

Возможность удовлетворения чуть ли не всех возможных желаний не привела к всеобщему благоденствию. Люди стали винтиками созданной системы. Всеми их мыслями, чувствами и запросами манипулируют финансовые капиталы, правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации. Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, и пропасть между богатыми и бедными нациями всё более и более увеличивается, становясь предельно взрывоопасной.

Технический прогресс создал угрозу для окружающей среды и реальность ядерной войны, каждая из которых в отдельности способны уничтожить всю «супер цивилизацию» и, возможно, вообще жизнь на Земле.

В 1952 году Нобелевскую премию мира получил Альберт Швейцер. На церемонии вручения он призвал мир «отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению… Человек превращается в сверхчеловека… Но наделённый сверхчеловеческой силой ещё не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растёт его мощь, тем примитивнее он становится… Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся».

А в 2009 году Нобелевская премия мира была присуждена Бараку Обаме. Комментарии тут уже ни к чему. Это был последний звонок к началу мистерии «Конец иллюзии», в которой мы с вами участвуем. Принцип участия – как бы добровольный, но при этом принудительный. Это с поезда можно «на дальней станции сойти», отказавшись ехать дальше.

Но иллюзия эта не последняя… Как говорят в Одессе, «их много есть у нас».

Есть экономические законы, есть социальные. И те, и другие обусловлены тем, что человеки уже построили, натворили, а потом посмотрели – прослезились. Как и когда потом радовались, никто уже и не помнит.

И ещё есть психологические законы. Они обусловлены свойствами человека. Но не будем их путать с математическими формулами. Условия для их проявления создаются. В том числе создаются правильными или ложными посылками.

Каковы посылки нынешнего общества неограниченного производства и потребления?

№ 1. Целью жизни является счастье, в основе которого - наслаждение, определяемое как удовлетворение любого желания или субъективной потребности личности, не затрагивающих установок социума.

№ 2. Эгоизм и алчность, которые с неизбежностью порождает данная система, чтобы нормально функционировать, ведут к гармонии и миру во всём мире.

Но наблюдаемые события и факты с сермяжной очевидностью свидетельствуют о том, что такой способ стяжания такого счастья не приводит к благоденствию.

Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей, снедаемых тревогой или унынием, страхом потерять нажитое непосильным трудом, способных только к сотворению одного путём разрушения другого. Постоянно ощущающих свою зависимость и компенсирующих это демонстрацией своей независимости.

А ведь сейчас удовлетворение потребности в наслаждении уже не является привилегией меньшинства, оно стало доступным для широких масс населения.

Не исключаю того, что в наше время осуществляется хитроумный социальный эксперимент, цель которого - раз и навсегда решить вопрос, может ли достижение наслаждения и реализация любого желания обладать снять все проблемы человеческого существования. Кем осуществляется – вопрос отдельный. Могу только заинтересовать читателя тем, что ответ на этот вопрос, как и суть эксперимента, были известны «недоразвитым» нашим пра-пра-предкам не менее чем 4 тысячи лет назад. Об этом как-нибудь потом.

В индустриальных странах этот эксперимент уже показал, что проблемы только множатся, растут и вширь, и сикось-накось.

Психологическая посылка № 2, а именно, что индивидуальные эгоистические устремления ведут к миру, гармонии и росту благосостояния каждого, так же вдребезги разбита наблюдаемыми событиями.

Против лома нет приёма. Если я эгоист, то это проявляется не только в моём поведении, но и в характере. Быть эгоистом - хотеть всего для себя, испытывать удовольствие от владения, а не от отдачи во благо другим. Быть жадным, потому что моей целью является обладание, и я тем круче (больше значу), чем больше имею.

Быть эгоистом - испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим конкурентам, которых желаю разорить, к своим рабочим, которых надо эксплуатировать, к своим покупателям, которых требуется обмануть. Даже к предмету пылкой любви, который в случае расторжения брака может потребовать часть имущества.

Я никогда не буду удовлетворённым, так как моим желаниям нет конца. Я должен завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше.

Но на публике я подавляю эти чувства, изображаю из себя улыбающееся, разумное, искреннее и доброе цивилизованное существо, коим вынужден представляться каждый самый отъявленный эгоист.

Жажда обладания неизбежно ведет к нескончаемой вражде между людьми, а в глобальном масштабе – к войне между народами. Алчность и мир исключают друг друга.

Утверждение коммунистов, что, уничтожив классы, их система положит конец классовой борьбе и международной вражде в объятиях интернационала, так же было фикцией, ибо и коммунистическая система была задумана на принципе потребления как цели жизни.

Экономика эгоистического потребления сформировалась как некая система, которая функционирует сама по себе, в соответствии со своими собственными законами.

Развитие этой экономической системы стало определяться не вопросом «Что есть благо для человека?», а вопросом «Что есть благо для системы?». Неизбежный конфликт научились гасить демагогией о демократии, якобы то, что является благом для развития системы (или финансовой «семьи»), есть благо и для людей.

Сообщества, в которых ещё не было запредельного эгоизма, алчности и агрессии, объявлялись «отсталыми», подлежащими немедленному переустройству для их же блага.

Не менее важен и другой фактор: отношение человека к природе стало не просто потребительским, но и варварским. И даже враждебным. Мессианская идиллия о гармонии между человечеством и природой была удалена на маргинальные окраины и так же стала демагогией.

Наш нынешний общественный строй делает нас больными, мы уже без ремиссии пребываем за гранью экологической и экономической катастрофы.

И кто же теперь скажет, что всё это хорошо? А то, что не хорошо – то плохо. Выходит, что наша «модель развития» плохая. Нет поводов для оптимизма.

До сих пор мы здесь разбирали аргумент, согласно которому черты характера, порожденные нашей социально-экономической системой, то есть нашим образом жизни, патогенны и в конечном счете формируют больную личность, а следовательно, и больное общество.

Однако, существует и другой аргумент, выдвигаемый с противоположной точки зрения о необходимости глубоких психологических изменений в человеке. Те самые качества, определяющие направленность разума «человека разумного», - себялюбие и алчность, - являются не приобретёнными. Следовательно, они порождены не системой, а самой человеческой природой.

Никакие изменения плохой формации на хорошую невозможны, если в ценностях и установках человека, можно сказать - в ориентации человеческого характера, останется доминантой эгоизм.

Новое, «хорошее» общество возможно только в том случае, если в процессе его становления будет формироваться также новый человек или, иными словами, если в структуре характера современного человека произойдут фундаментальные изменения.

Сейчас физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения «человеческого сердца».

И кто же и как будет изменять «каменное сердце на сердце платяное»?

Тоже эксперименты уже были, самый из них грандиозный по охвату – явление Христа. Привели они к тому, что власть предержащие смекнули, как Его учение использовать себе во благо. Принцип «То, что нельзя предотвратить, нужно возглавить» сработал на «все сто» и христианство стало инструментом в руках. Его роль теперь зависит от того, в каких руках оно используется, - чистых или грязных.

Может такое случиться, чтобы чуть ли не все человеки вдруг с какого-то бодуна переродились и изменили плохую систему? Идиотский риторический вопрос.

Опять же, а вдруг каким-то, неизвестно откуда взявшимся, отщепенцам удастся изолировать семьи Барухов и Рокфеллеров с Ротшильдами, и забабахать мега-революцию? - это уже из области веры в инопланетян, например, со сверхразумной планеты Нибиру (НеБеру?).

Остаётся только одна «лазейка». Изменение сердца человека возможно лишь при условии таких коренных социально-экономических преобразований, которые дадут ему шанс измениться.

То есть, какие-то действия по радикальному лечению человеческой сущности должны наложиться на какие-то не менее радикальные действия по переформатированию общественно-экономической системы. Но – увы. Это, уважаемые, уже не под силу даже инопланетному разуму.

Закономерный вопрос «из зала»: неужели всё так плохо?

Логический ответ: извините, а что это такое – то, что по-вашему хорошо?

Система, которая вытаскивает наружу самые низменные свойства человека и специально их культивирует и насаждает, это хорошо?

А была ли предложена такая система, которая будет развивать только самые высокие и благоприобретённые свойства человека и их культивировать?

Нет. В настоящее время мы не располагаем никакими альтернативами моделям корпоративного капитализма, социал-демократического социализма или обыкновенного фашизма (многочисленные демагогии – не в счёт).

Значит, мы не знаем и знать не хотим того, что хорошо.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...