Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

- Эта дорога ведет к храму? - Нет. Этот поезд летит к чёрту!

0 227

Как же быстро забываются уроки истории! Уже и мое поколение плохо помнит атмосферу в СССР - ту, в которой выросли и сформировались те деструктивные энергии, которые взорвали страну изнутри. А уж нынешним молодым-то - этим и вовсе ничего не объяснишь и не докажешь, поэтому они гордо шагают по тем же самым граблям, абсолютно уверенные, что открывают что-то необыкновенно новое.

Константин Богомолов ошибается, когда говорит, что "традиционные тоталитарные режимы подавляли свободу мысли. Новый нетрадиционный тоталитаризм пошел дальше и хочет контролировать эмоции. Ограничение свободы эмоции отдельного человека - это революционная концепция Нового этического рейха".

Мысли   всегда  были  и  есть   неотделимы  от  эмоций.   Поэтому  те, кто пытается контролировать мысли, обязательно пытается контролировать и эмоции тоже. Так было и в СССР. Грустить, сомневаться, унывать,   жаловаться на судьбу - всё это в СССР категорически НЕ приветствовалось - даже в позднем, не говоря  уже о сталинском периоде. Воспитатели   боролись с этими, как   они считали, нездоровыми эмоциями, и заставляли бороться учеников, и именно из-за этого целый пласты русской культуры выпадали  навсегда,  насовсем из  программы   советского образования,    культпросвета,  и  из  самой  памяти  и  жизни  народной. 

Было время, когда даже Есенин, "увяданьем   золота  охваченный", категорически не приветствовался для изучения и декламирования, не говоря уже о романсах, к которым советская власть намертво прилепила ярлык "белогвардейщина" . В среде вокалистов знали, шептались: хочешь сразу и навсегда загубить карьеру - займись исполнением романсов. Именно так, например, загубила свою жизнь и карьеру изумительная исполнительница русских романсов Галина Карева.  Блюстители  правильных   мыслей  и  эмоций  буквально  затравили  ее,  затоптали,  уничтожили.   

Именно по этой причине у нескольких поколений советских людей сформировалось стойкое отвращение к советским маршам и бравурным песням типа тех, для которых сочинял музыку Дунаевский.   Вовсе  не потому, что  песни  и  музыка   были плохи, а потому что,   кроме них,    ничего  ИНОГО   петь ,  слушать,  любить  и  прочувствовать   было нельзя.    Случилось  самое  ужасное  и   отвратительное,   что  может  случиться  с  искусством -   возражение   ему   приобрело   характер  и  мотив  сугубо  идеологический.  

Борьба с унынием доходила до самых крайних форм идиотизма. Например, знаменитые  и  прекрасные   "На  сопках  Маньчжурии" можно было найти только в виде вальса в инструментальном исполнении (в нотах,  на  виниловых   пластинках), но совершенно невозможно было найти СЛОВА к ПЕСНЕ на тот же самый мотив, притом что представители старшего поколения отлично знали и  саму   песню, и, разумеется, те трагические события, на которые она была написана. А вот поздняя советская молодежь уже и песни не знала, и событий этих (собственной истории!!) не помнила, -     это  было   прямым   результатом  многолетней    борьбы с  "плохими"  эмоциями.

Или взять того же Александра Вертинского. Это теперь о нем пишут и говорят как о легенде, как о неотъемлемой части русской культуры, и создается впечатление, что в СССР его чуть ли не на руках носили, подобно Руслановой или Лемешеву. Но при этом вы не найдете ни одной видеозаписи и ни одного официального концерта Вертинского. С Руслановой пленки есть, с Лемешевым есть, а с Вертинским - ни одной! Почему? Потому что "упадочное" искусство Вертинского существовало исключительно в  формате, как теперь бы сказали,  "квартирника".  Вертинский  пел  в  ресторанах,  но  много  ли  советских   людей  могли  себе  позволить   ресторан?   И  ЧТО   это   была  за   публика?    Ответ  известен  -  Довольно   специфическая.   Притом, что Сталин, говорят, песни Вертинского очень даже любил.

Но мы знаем - советские вожди и Высоцкого любили  слушать, что ничуть не мешало "цепным псам режима" его всячески травить и "не пущать"  ни в союз писателей, ни на "широкое телевидение". Почему? Именно потому, что советские идеологи с начала Советской власти и до самого конца пытались контролировать не только "идейное содержание" текстов, но и  эмоции,   которые   вызывали в людях авторы, исполнители и их  произведения.

Любая живая эмоция, откликающаяся резонансом в сердцах слушателей, тут же вызывала подозрение и, как следствие, неадекватную реакцию цензоров. Теперь трудно сказать, чего в этой неадекватной цензуре было больше - желания оградить советских граждан от депрессии или обычного дурновкусия, зависти и ревности к тем, кого обожали миллионы, или страх перед таинственной энергией, не подвластной никаким идеологам. Важен факт - рядом с "официальной" культурной программой в СССР ВСЕГДА плескался и дышал огромный и могучий океан культуры НЕофициальной - там были и "белогвардейские" песни, и дворовая лирика, и русские романсы, и миниатюры Вертинского, и бардовская песня, и Вилли Токарев, и Высоцкий.

Страна, пропев все марши и совершив все мыслимые и немыслимые подвиги, приходила домой, закрывала двери, плотно задергивала шторы и, налив и выпив "беленькой", оплакивала всех, кого хотела оплакать. И поскольку оплакивать в России ВСЕГДА было кого, эту часть ЭМОЦИИ и эту часть русской культуры совершенно невозможно было вытравить - ни из народа, ни из его жизни. И наконец пришло время, когда народу надоело бояться выражать свои эмоции, надоело бояться любить всё то, что было дорого. И плотину прорвало - режим снесло. Одной лишь силой нерастраченных человеческих эмоций.  Полагаю, все прекрасно помнят  тот период, когда на сцену, на телевидение все это выплеснулось в одно мгновение - и романсы, и шансон, и  все  те   эмоции,   которые   годами  и  десятилетиями   запрещались. 

Так что  (возвращаясь к статье Константина Богомолова) идея контролировать человеческие эмоции, идея запрещать людям грустить или радоваться родилась вовсе не сегодня,  не  сейчас.   И если копнуть вглубь и вширь, то, скорее всего, мы обнаружим, что идее этой столько же лет, сколько и самому человечеству. Собственно, системы ВОСПИТАНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ выросли именно из желания контролировать  все  аспекты   человеческой   жизни  и  одновременно   растить,  формировать   Человека Контролирующего. То, что само это желание - контролировать - вышло из-под контроля и превратилось в коллективную паранойю - об этом люди  поняли  слишком поздно, - тогда, когда паранойя  захлестнула общество  -     уже не от издержек воспитания, а от осознания того, что количество психопатов,  выращенных   собственными  руками,   простаки зашкаливает,  что  само их воспроизведение поставлено обществом, что называется, на поток.

И кстати, я считаю, именно это осознание лежит в основании того глубочайшего кризиса системы образования, который наблюдается сегодня повсеместно. Люди поняли, что созданная ими система воспитания и образования не выполнила ни одной задачи, на нее возложенной, и именно поэтому сегодня днем с огнем невозможно найти ни одного идеолога, подобного великим педагогам прошлого. Те педагоги свято верили в живительную силу  своих   идей  и  системы, которую  они  создавали и собой же олицетворяли. Сегодня таких людей нет - ни среди педагогов, ни среди обучающихся. Люди  -  и  ученики,  и  учителя -  сами себя мучительно терпят и преодолевают  собственное  уныние  уже  не  по  чужой  воле,  а  в  отчаянной  попытке  сохранить  собственное   психическое  здоровье. 

 То, с чем мы имеем дело сегодня - это огромный экзистенциальный кризис, при котором любая попытка хоть что-то исправить лишь усугубляет проблемы. Одни моральные уроды воспитывают еще более ужасных моральных уродов и никто не знает, как это сползание в пропасть остановить. Это порождает страх перед будущим и желание еще туже "затягивать гайки", еще больше контролировать то, что контролю давно уже не поддается - учитывая разрастающийся масштаб бедствия. Вот  ведь  что происходит!

Но молодым - да. Им это все в новинку. Истории они не знают, собственного опыта у них нет, логикой они не владеют, критически мыслить не обучены. Поэтому все происходящее их просто удивляет. Нас от большого ума пугает и вгоняет в депрессию, а их просто "прикалывает". Молодым важно не понять суть происходящего, а  всего  лишь   придумать название этой "движухе". И одни называют это фашизмом, другие социализмом, а третьи обозначают происходящее под общей вывеской - тоталитаризм. Притом, что все три термина - и фашизм, и социализм, и тоталитаризм - каждый понимает ровно так, как ему хочется, на сколько хватает ума и фантазии. Это игра в слова ни на йоту не приближает к пониманию. К тому же теперь все еще и врут по кругу - это считается хорошим тоном, это теперь тоже "прикольно".

Можно ли отцепиться от этого безумного поезда, как предлагает Богомолов? Кто знает, кто знает.... Читатели абсолютно верно первым делом припомнили самому Богомолову тот день, когда он приехал к этому поезду со своей невестой - на чем? На катафалке! Уже тогда закралось первое серьезное подозрение, что дело не только и не столько в недостатке или избытке свободы выражения эмоций, сколько все-таки в КАЧЕСТВЕ самих эмоций,  в  содержимом  самой  человеческой  личности.    И опять же - название-то этому явлению давно имеется - декаданс. Но ЧТО с этим  древним  явлением   делать,  из  современных  мыслителей  пока   что никто не представляет. 

Если вспоминать исторический опыт, ближайшее будущее рисуется довольно печальным, ибо человека, как известно, может исправить только могила, и пока эта черная "дурная кровь" цивилизации не стечет, пока "навоз истории" не перепреет, надеяться на что-то лучшее, конечно, можно,  но нужно ли тратить на это силы и время? - вот в чем вопрос. Не лучше ли работать над "вакцинами" - во ВСЕХ смыслах?

Ну и искусство, конечно же, как и всегда, нам в помощь! Не стесняйтесь грустить, плакать и оплакивать всё то, что того (наших человеческих слез) стоит. Не верьте тем клоунам и Джокерам, которые   режут   на своих рожах улыбки перочинными ножами. Они режут эти улыбки для того, чтобы завтра резать на ваших плечах звезды. Мы, старики, все это проходили и на эту туфту уже не купимся. А молодым.... Что посоветовать им? Ну..... начните хотя бы с того, что посмотрите фильм "Поезд-беглец" Андрона Кончаловского. (этот фильм, кстати, в позднем СССР тоже смотрели "из-под полы", в подполье, по великому блату.) 

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...