Прикоснёмся к мировым шедеврам литературы. Они дают понимание современности

13 6304

На сей раз затронем колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. «Сто лет одиночества» его самая популярная книга, принесшая писателю широкую известность, была переведена на 46 языков, общий тираж которой достиг 50 млн. Он её написал в 1967 году, а в 82-м  за свои труды получил Нобелевскую премию.

И так, «Сто лет одиночества». Если честно, читаешь книгу… да, описаны яркие, порой интересные события, но не видно той мысли, идеи, которую хочет донести автор. Калейдоскоп событий, практически не связанных между собой, в итоге заканчиваются трагедией, вымиранием рода главного героя и разрушением города, который был им основан. Напрашивается вопрос, так в чём же шедевр? На это бы хотелось ответить, что уникальность книги в том, что итог подводит не автор, а читатель. Почему, казалось бы такое начинание незаурядного главного героя Хосе Аркадио Буэндиа заканчивается так печально. Хосе такой живой, любознательный, вечно чего-то желающий, что ещё надо для жизни, ан нет, свой талант не передашь и всё в конце концов кончается и рушится.

Ключ разгадки лежит в названии. В чём одиночество? Одиночество отдельного человека, здесь нет никакого открытия, об этом писали и пишут постоянно, а вот одиночество от своих корней, своей истории и культуры, религии, которую главный герой не впитал в себя и не сумел передать это своим потомкам. Да у него было понимание, что они оторваны, но он больше всего понимал эту оторванность от науки, а не от своей идентичности.

«Нам отсюда вовек не вылезти, – жаловался он Урсуле. – Будем гнить тут заживо, не получая пользы от науки». Вот его главная печаль.

Книга Маркеса, как притча, она показывает, что будет с народом, который забыл своё прошлое и живёт только сегодняшним днём и неясными мечтами о будущем, почему неясными, потому что если нет временной связи с тем, что уже сделано, с традициями, устоями. Всё это напоминает неукоренённость, номодолгию и ризому - философскую концепцию, предложенную Ж.Делёзом. Номодология-наука о кочевничестве, предполагается, что человеку незачем укореняться, беги куда угодно, в этом смысл. Гарсия Маркес своей книгой блестяще отвечает на этот философский выпад в художественной форме, на простых жизненных судьбах, показывая к какому финалу всё это приходит. Можно сказать, он в пух и прах разбивает это постмодернистское учение. Вот печальный исход подобной философской концепции. Ещё один конкретный яркий пример. У одного из героев от разных женщин родилось 17 сыновей и все погибают. Как признался сам автор, что это колесо могло крутиться бесконечно, но стёрлась ось. Ось - это стержень, который должен быть в каждом человеке – это мировоззренческий стержень. Так, что не зря придумали, например, религию, люди не могут существовать без стержня. Браво, Маркесу, возможно он и не понимал, до конца, что пишет, но сама практика, как критерий истины доказывает нам то, что так жить нельзя.

Правда надо отдать должное в начале организации города Макондо в Хосе проявилась человеческая сущность. Обустраивал посёлок, он предлагал много дельных советов, как что построить, посадить, в конечном счёте он завоевал значимый и непреклонный авторитет. Разве это не праведная жизнь, разве она не соответствует христианской традиции? Если бы всё продолжалось в том же духе и передавалось из поколение в поколение, возможно судьба его рода сложилась бы совсем по-другому. Примечателен один эпизод.Да, Хосе отошёл от общественной жизни, но несмотря на это, на свои причуды, он пользовался огромным авторитетом у своих поселенцев. Вот как описывает это Маркес.

«Он обустроил посёлок, потом отошёл от общественной жизни, забросил себя. Но даже те, кто был уверен, что он не совсем в себе, бросили работу и дом и последовали за ним, когда он, положив на плечо топор с заступом, обратился к людям с призывом всем вместе пробить тропу из Макондо к великим мировым достижениям».

Он увлёк за собой людей практически в авантюрное мероприятие, люди сорвались и направились с ним в полную неизвестность. Это говорит о том, насколько сильна праведная жизнь, не для себя, а для других.

Всё это крайне злободневно, потому что постмодернизм настойчиво навязывается Западом миру, и если мы хотим существовать и дальше, то такие объективные, да ещё в художественной форме, произведения, говорят нам то, что по этому пути идти нельзя. Многие говорят, что СССР рассыпался, потому что там были серьёзные ошибки, точно так же можно сказать о «свободном» существовании героев, которых описывает Маркес (абсолютная свобода – мечта либералов). Полная свобода в интимных отношениях, никаких тебе ограничений в плане религий и каков конец, он трагичен, как и с Советским Союзом. По большому счёту там и там жили без Бога. Только идеальное даёт бесконечную энергию в противостоянии животным инстинктам (потребительство, в которое свалилось советское общество, это тоже некое проявление животного инстинкта).

И в заключении, если вам не приемлема Библия, читайте классику, лучше русскую, в ней практически отражены все христианские ценности и более того, они перенесены в жизнь, осталось лишь «самая малость» - им следовать, а вот это далеко не просто, но в этом и заключается становление Человека.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Спасибо! Христос Воскресе! :sparkling_heart: :exclamation:
  • :star: :star: :star: :star: :star: Анализ верный. Вывод - парадоксальный. Ищите там, где ничего нет...
  • Это полумистическая книга об одиночестве. Это понимаешь только к сотой странице, когда перестаёшь путать имена, причём на примере самого весёлого члена семейства, устроителя праздненств и гуляний. Очень хорошая литература
  • А чем некие "христианские " ценности отличаются от общечеловеческих!? :neckbeard:
  • Без Боговъ человечество не может просуществовать и мига!! :neckbeard: