Немецкий режиссер рассказал о своем фильме «Remember Odessa — Не забудем, не простим».
Фонд защиты национальных ценностей представляет документальный фильм немецкого режиссера Вильгельма Домке-Шульца «Remember Odessa — Не забудем, не простим».
Картина посвящена пятилетию трагедии в одесском Доме профсоюзов, где в результате пожара погибло 48 человек. Режиссер воспроизвел хронологию страшных событий, произошедших 2 мая 2014 года. В эксклюзивном интервью ФАН-ТВ Вильгельм Домке-Шульц рассказал о том, как создавался фильм и почему его не покажут на Украине и в Европе.
- Почему вы гражданин Германии решили снять фильм про события в Одессе?
- Существует несколько причин. У меня очень много знакомых и друзей в Одессе. К тому же там, в киностудии, я снимал фильм, поэтому трагедия, которая произошла пять лет назад, была для меня очень личной. Я знаю многих людей, которые живут в этом городе. Вторая причина, когда я работал над этой темой, понял, что и у нас в стране могло бы произойти что-то подобное.
- В Европе очень неоднозначно реагируют на события, которые происходили на Украине, как теперь к созданию этого фильма относятся в обществе?
- Проблема состоит в том, что в Западной Европе как раз существует такое же мнение об этой ситуации на Украине подобно фашистским и националистским силам и складывается так, что никто не хочет знать, что же произошло на самом деле.
И так сложилось, что нигде невозможно показать такой фильм, потому что в этом фильме показаны обе стороны. Единственная возможность презентация такого фильма — это Интернет.
- Что бы вы хотели донести до зрителя, что люди в нем увидят и запомнят?
- То, что я хотел показать в этом фильме, чтобы люди поняли, что идеология, один человек не должен быть выше другого. Такое сейчас происходит и на Украине, и в Западной Европе. Общество развивается таким образом, что одна его часть думает, что она лучше другой. Из-за идеологии одни начинают давить других. И фильм как раз показывает, к чему все это ведет, когда одна часть общества указывает другой как надо жить и развиваться. Все это ведет только к гражданской войне, когда одни люди начинают убивать других. Демократия же означает, что в обществе могут быть абсолютно разные мнения, можно и нужно говорить о разных стремлениях развития общества.
- Где снимался фильм, какие силы и средства были задействованы для его съемок?
- В этом фильме есть четыре части материала. Первая основная — это мои снимки с прошлого года, когда я был там 2 мая 2018 года.
Я снимал перед Домом профсоюзов на Куликовом поле, я записал очень много интервью у людей, которые там собрались, многие из них потеряли своих близких в той трагедии. Во-вторых, я снимал марш фашистов в Одессе. С ними я тоже общался и брал интервью. Также есть фотографический материал с того дня, снятый 2 мая 2014 года в здании профсоюза.
- Можно ли сравнить события в Одессе с какими-либо другими историческими событиями, которые приводили к таким ужасным последствиям?
- Есть такая пословица, что «история повторяется». Если внимательно смотреть в историю, конечно, есть такие параллели и в Германии, и в Чили, и в Бразилии, и в Испании. Там происходили такие же ситуации, и при помощи таких же методов власть хотела укрепить свои позиции, воздействуя на большую часть общества. Такая угроза стоит всегда и везде.
- Что бы вы пожелали двум нациям русской и украинской, переживающим сейчас очень сложные времена?
- Это очень сложный вопрос. Еще раз я хочу обратить внимание на проблемы фашизма в разных странах, как например, в Чили и Испании. Не стоит ставить некоторых людей перед судом за их воздействия на народ. Возможно, из-за этого и начинается новая гражданская война. Нужно все обсуждать совместно, чтобы найти общий путь из этого кризиса. И очень важно, чтобы обе стороны поняли, что только совместно смогут решить эту проблему и должны понять, что находясь на одном уровне, смогут найти общий путь. Хотя он может быть очень долгим в поисках демократических условий развития общества, но каждый должен понимать, что фашизм бесперспективен.
- Вы бы хотели, чтобы ваш фильм увидели на Украине?
- Конечно, я бы хотел, чтобы этот фильм смогли увидеть и на Украине, но ситуация осложняется еще и тем, что там есть идеологические фанатики, как и в других странах Западной Европы, они воспримут этот фильм, как пропаганду и скорее всего не поймут цель этого фильма.
Возможно, этот фильм можно будет показать через несколько лет, когда люди уже сами поймут, что начатый ими путь, который привел к гражданской войне, был неверным.
- Что вас связывает с Россией?
Это как раз связано с моей историей. Я очень часто бывал в России. У меня здесь много друзей в разных городах. Во время моей учебы я тщательно изучал историю русского фильма. Я знаю, что русские фильмы очень эмоциональны, и я это уважаю, для фильма это очень важно. Европейские фильмы страдают от того, что там отсутствует эмоциональная сторона, я старался этот фильм сделать эмоциональным. Каждый раз, когда я приезжаю сюда у меня небольшое ощущение, что я дома.
- В вашем фильме нет актеров, он документальный?
Я считаю, что документальный фильм должен быть сделан как художественный, в нем также должны быть главные герои, которые рассказывают о своей судьбе. В своем фильме я показываю развитие героя, разница лишь в том, что это настоящий материал. Также важно, что главные герои есть с обеих сторон конфликта. Тех, кто потерял своих близких и тех, кто был за Майдан, я показал их нейтрально.
Оценили 29 человек
68 кармы