Продолжение. Начало здесь: http://alexandrafl.livejournal.com/159608.html
Может быть, у кого сейчас поднимается язык называть этих нелюдей, пришедших нашу землю, чтобы убить нас и сжечь наши дома, освободителями, но я только рад, что моя мать не дожила до этих позорных дней. Горько, ох как горько было бы ей это услышать!
Сам же Гриша Лапо вернулся в Могилев и устроился работать на Авторемонтный завод, где и занялся подпольной деятельностью.
Ой туманы…
Каким-то образом к группе подпольщиков на заводе примкнул австрийский антифашист, унтер-офицер батальона связи 3-ей Горной дивизии Фридрих Пиетцка.
Фридрих Пиецка, после войны - руководитель Коммунистической партии Австрии
А вместе с ним и несколько австрийцев, солдат армии Вермахта. Подпольщики добывали для партизан оружие, взрывчатку, патроны, документы, пропуска. Устраивали диверсии, вели разведывательную деятельность.
Хочу отдать белорусам должное – наверное, нет такого народа, кто бы так дружно и яростно оказал сопротивление фашистам. В 41-42 и в начале 43 года немецкие войска в основном занимали только крупные населенные пункты. Деревни, леса, болота – все было в руках партизан. А над сельсоветами реяли советские флаги. И это в то время, когда немцы сражались под Москвой и Сталинградом!
Но вот весной 43-го фашистам стала невыносима такая обстановка войны в тылу и они послали в Белорусские леса вот этих отморозков:
Зондеркоманда СС «Дирлевангер»
Никого не напоминают эти лица? Солдат в команду набирал Оскар Дирлевангер:
такой же урод, как и его подчиненные. С ним и за руку мало кто из рейхсофицеров здоровался. Алкоголик и насильник, Оскар отсидел 2 тюремных срока. В свою команду он набирал таких же зэков, отморозков и психов, каким был и сам. Кстати в зондеркоманде «Дирлевангер» были и военнопленные из некоторых областей СССР. Можно легко догадаться из каких.
Мать рассказывала, как они на мотоциклах и бронемашинах ворвались в деревню. Все мужчины ушли в Дулебские болота, а стариков, женщин и детей каратели согнали в центр села на расстрел.
Попал туда и отец Григория Лапо – дед Аверьян, и дети. А вот жена Нина где-то потерялась впопыхах. Нашелся среди немцев добрый человек и, учитывая возраст малышей, отодвинул загородку и скомандовал потихоньку:
- Шнель, шнель!
Показывая рукой, чтобы убегали. Хотел выпустить и старика. Но тот гордо отказался:
- Нет уж, я со всеми!
Так и расстреляли каратели деда Аверьяна вместе с другими жителями села Дручаны. Можно сказать, отец у Григория Лапо тоже был героем.
Между прочим, Гестапо у немцев тоже хорошо работало. В селе объявились предатели Родины Кулички из репрессированных кулаков (так и не могу понять – как они смогли из Сибири добраться через линии фронта на оккупированную территорию?!). Скорее всего, через Куличка гестаповцы вычислили, что муж Нины, работающий на Могилевском Авторемонтном заводе, и живущий в отрыве от семьи, причастен к подпольной деятельности на этом предприятии.
Молодую 29-летнюю женщину убили прямо в ее доме и бросили в погреб. Слава богу, малыши не видели этого, так как играли на улице. Но их немцы забрали с собой в Могилев, посадили под арест и объявили по всему городу:
- Если Григорий Лапо, партизан и подпольщик, отец четверых детей, не явится и не сдастся Гестапо, то его дети будут казнены как заложники.
Думая о деде, я зачастую возвращаюсь к мысли о том, какую гамму чувств испытывал этот человек, когда прощался с друзьями, а утром ему нужно было идти, сдаваться фашистам. Что чувствует герой, когда бросается со связкой гранат под танк? Или ложится на амбразуру дота? Но все же там смерть почти мгновенна. А тут Григория ждали страшные пытки и казнь. Насколько нужно быть сильным духом, чтобы вот так, своими ногами, пойти в лапы к врагу?
И в то же время, мог ли он поступить иначе? Мог ли бросить своих детей? Мог ли предать своих друзей? Нет. И тем сильнее его поступок, величественней подвиг, грандиозней самопожертвование.
Видно они всё обсудили в ту ночь перед сдачей. Фридрих ушел на Москву через Брянские леса, остальные австрийцы – вернулись в Австрию, чтобы принять участие там в партизанском движении, местные же подались в партизанские отряды Белыничского района. И это было правильно. Никто не мог знать точно - каким пыткам подвергнут гестаповцы Григория, и сможет ли он их выдержать.
Мы сейчас не знаем, что делали немцы с моим дедом. Но солнечным мартовским днем 43-го года его и еще двоих неизвестных вывели на главную площадь Могилева для казни. В глубоком детстве я видел по телевизору ролик этой казни, а сейчас с большим трудом нашел только две фотографии:
Скорее всего, ее сделал кто-то из подпольщиков, кто боялся подойти ближе к висельнице. На фото почти ничего не видно. Снимали со спины. А на ролике я помню, он был очень бледный, смущенно улыбался, когда ему вешали на шею табличку и ставили на помост. И кажется, он был в длинном пальто.
Где-то на Белорусском телевидении есть киноролик с казнью деда. Его показывали в 1965 г., когда в Минск приезжал Фридрих Пиецка. Он разыскивал родственников Григория Лапо. Именно тогда моя мать встретилась с ним, а потом еще долгие годы у них была переписка.
Есть воспоминания людей об этой казни, так они говорят, что дед срывался из петли 2 раза. Толпа уже начала протестовать против этого издевательства. Но его все равно засунули в петлю в третий раз и все же повесили.
Тут мне нужно немного помолчать…
И дедом-то его называть странно как-то. Ему было всего тридцать с небольшим.
Немцы свое обещание выполнили, и детей Лапо передали в детдом. Написали им сопроводиловку для директора Трилесинского детдома, чтобы воспитал детей партизана в духе Рейха. И скрепили сей документ гербовой печатью с орлом и свастикой, который и после войны хранился в личном деле моей матери.
Но это уже другая история.
Памятник партизанам в Белыничах
Имя деда на этом памятнике
Григорий Лапо на Финской войне
Григорий и Нина Лапо перед войной
А мы должны помнить подвиг своих дедов и прадедов. И это нужно не только нам, но и им. Ведь они из того потустороннего мира наблюдают за нами. Они помогают оттуда нам. Помогают, чем могут. И их души приходят на выручку в наш мир, когда Родина в опасности. Они создают нам поля удачи, процветания, меняют ход событий, если это возможно.
Вы думаете - случайно рождается множество мальчиков перед войной? Или еще, как говорят – «включаются шунты у нового поколения»?
Мы должны знать настоящую историю наших предков и помнить об их подвигах. Это точно.
Владимир Чупринский
Мой комментарий к статье.
Мой отчим как-то подвозил молодого человека до города и включил в машине диск с русской народной музыкой. В конце пути пассажир горячо поблагодарил отчима за хорошую подборку. Парень признался, что хотя он и музыкант, но не знал, что русская народная музыка настолько хороша. И он никогда не слышал таких песен.
Сейчас мы можем видеть, что в наш мир приходит новое поколение, отличающееся особым патриотизмом и любовью к Родине. Это в тяжелую годину приходят на помощь души наших предков, чтобы помочь своему народу выстоять в предстоящей борьбе.
И не случайно другие народы говорили о наших предках в древности, как об их отличительной черте – «они чтят предков». Именно эта черта, этот обычай и отличает настоящих «человеков» от двуногих «людо-животных». Множественные воплощения позволяют душе достичь высоких степеней развития, а такие души ценят свою историю и своих предков. Без этого невозможно быть Человеком.
Александра Лоренц
Оценили 2 человека
4 кармы