В чем ходили наши прабабушки? (Часть 11)

10 8700

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи "Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова" +


Наиболее многочисленная группа славянских оберегов это обереги для женщин. Роль оберегов выполняли многочисленные украшения. Славянские женщины обереги носили на поясе, в виде ожерелья, у плеча или соединяли их с головным убором. Девушки свои обереги прикрепляли к ленте, которую носили вместо головного убора.

Славянские обереги - подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами. Они имели вид длинных украшений, идущих от кокошника вниз. Колты, или височные кольца тоже были женскими оберегами.


Женщина кривичей в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.



Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век.


Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Сзади к головному убору подвешивалась сетка. Она также являлась оберегом у славянских женщин и защищала от сглаза и порчи.


Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.


Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская.

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил. Чело княгини обрамляли височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. Праздничные рясны княгинь и боярынь делались из золота и украшались перегородчатой эмалью, а в этнографических материалах много рясен из разноцветного бисера, которые внизу, у пояса или на груди, завершались тяжеловатой кистью. На круглых бляшках некоторых рясен изображался целый набор аграрных символов: в центре — условное растение (называемое обычно Деревом Жизни) в процессе опыления: у корней растения — семена, а наверху, отдельно от него — прорастающие семена. Изредка в центре бляшек встречается перекрещенный квадрат с точками в малых квадратах, т. е. идеограмма засеенной нивы. В каждой паре рясен применялось от четырех до восьми разных сюжетов. Обязательны были птицы, прорастающие семена и опыляемое растение. Все это говорит о том, что рясны, опускающиеся вниз от «небесного» головного убора, были весьма продуманно посвящены теме «воздуха и земли»: семена всех видов, птицы, опыление растений . На некоторых ряснах из серебряных цилиндрических колодочек очень явственно обозначаются вертикальные ряды из нескольких сотен маленьких выпуклостей, создающих общее впечатление дождевых струй. Идея оплодотворяющего дождя хорошо согласуется с общей символикой женского головного убора.

К ряснам подвешивались колты (подвески) с изображением русалок-крылатых птицедев вил, орошающих поля из рогов. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. Свисая с выступающих углов кокошника, рясны доходили до плеч женщины, а колты достигали груди.

Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина мироздания — небо, земля и подземный мир, это все указывает на сакральный смысл, который вкладывался в торжественный парадный княжеско-боярский головной убор.

 Разновидности колтов:

               Семилопастные                   Звездчатые                                 Лунничные            

           Лучевые                                      Бусинные                       Дутые из серебра с чернью

Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. При всех сменах сюжетов на лицевой стороне золотых колтов на оборотной стороне почти всегда остаются два рога, украшая даже самые поздние колты. Согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой.

Очень часто женские славянские обереги защищали звоном, стуча друг о друга, отгоняли злые силы. Эти обереги прикрепляли на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде одного или двух солнечных коньков или утко-коня. Уточка — символ Рода — создателя Земли, а Конек — символ добра и счастья.  На Руси были популярны подвески-рясны. Рясны были еще одной важной чертой русского узорочья. Они представляли собой нитки из бусин, жемчуга или пластин, которые крепились по бокам головных уборов и красиво обрамляли лицо. Длина подвесок могла достигать 50 см, в зависимости от материального положения и статуса барышни.

 Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый магический смысл. «Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже - из высокопробного серебра.

Кроме колтов носили еще и ожерелья — шейные и грудные гривны. Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной защитой. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея». Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра.


Важным женским славянским оберегом во все времена был гребень. Гребни у славян использовались не только как обереги, но для домашних магических обрядов. Гребни - обереги в основном были семилучевыми, потому, что число семь у славян являлось священным и магическим, дающим защиту от болезней, старости и дурного глаза.


Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца. Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы.

В некоторые подвесочные комплексы включен крохотный ключик, отпирающий сокровища. Некоторые ключики имеют размер 5—8 см, так что они могли служить настоящими ключами, отпирающими сокровища невесты, входящей в чужую семью. Колющие и режущие предметы в подвесках, изображенные в виде звериных челюстей, пилы, топора, серпа и т.п. считались мощным оберегом от злых духов и нападения диких зверей в лесу.

К сожалению, пышные убранства наших предков дошли до сегодняшних дней в минимальных количествах. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие. Однако то, что осталось, все равно дает представление об особенностях «русского узорочья».

Женщины носили серьги, и они также выполняли обережную функцию. Сережки состояли из одной или нескольких металлических подвесок.

Современные ювелиры при создании своих шедевров, часто обращаются к историческому наследию древних мастеров.

Рисунки Олега Фёдорова хранятся во многих частных коллекциях России и зарубежья, находятся в экспозициях музеев России и Украины, часто используются для воссоздания древних костюмов участниками современных реконструкторских фестивалей.

Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная с VI века. Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла. Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди. Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук. В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе без каркаса. Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые.

С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные.

Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря. Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями. И мужчины, и женщины на руках носили браслеты из металла, стекла, кости, крученой проволоки и украшали солярными знаками или ромбами — символами Земли. Более богатые славяне носили створчатые браслеты со сложным орнаментальным рядом, изображающим целые сцены. с обережной символикой.

Женщины скрепляли такими браслетами широкие долгие (до самой земли) рукава. На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды. В русской сказке есть такой момент, когда царевна распускает рукава и начинает творить чудеса. Налево махнула — легло перед ногами озеро, направо махнула — поплыли по озеру лебеди. Так вот, эта сказочная сцена связана с древним ритуальным обрядовым танцем славянок в честь богини Макоши. Именно для этого танца они распускали рукава, то есть снимали браслеты. Носили браслеты не только для удобства, но и потому что считалось, будто сквозь широкие створы рукавов проникает навья сила и вызывает болезни. Браслеты «запечатывали» доступ этим нехорошим темным силам.

Рукава на мужской одежде также были широкими, но не длинными, их «запечатывали» браслетами-оберегами.

Славянские обереги для мужчин проще и не столь разнообразны. Обычно в роли мужских славянских оберегов были фибулы — застежки плащей, богато украшенные символами защиты.

На славянских оберегах для мужчин чаще всего помещались солярные знаки. Нательные славянские обереги делались в виде бляшек, на которых изображали восьмиконечный крест (символ плодородия), обычный крест (символ солнца), ромб (знак земли), свастики (древнейший солярный знак), зверей, птиц и рыб. Мужчины тоже надевали обереги с символом уточки или одного-двух коньков, которые охраняли их вдали от дома (конь — был оберегом путешествующего), мечей, ножей, кинжалов — символов победы в бою. Славянским оберегом от всех опасностей считали секиру Перуна.


Продолжение следует ...


Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Обсудить
  • чето какаято не правда по рисункам что русские бабы самые красивые)) красоту научись видеть, лапоть
    • tirl
    • 14 июля 2016 г. 19:55
    1. Ромено-борщёвская культура, с которой связывают вятичей, северян и все окружающие племена действительно содержит некоторое количество женских височных украшений. Как правило, это семиконечные и пятиконечные звезды, вероятно произведенные на месте, но копирующие более ранние придунайские культуры. Находки относятся, вероятно, к 9-10 векам, в Гнездово - 10-11 вв. В 11 веке вся культура исчезает и заменяется древнерусскими артефактами. 2. Все сентенции автора об "оберегах" или каком-то ином значении височных украшений являются фантазиями . Таких сведений в источниках нет. 3. Фибулы - застежки на плащи, не относятся к ромено-борщевской культуре, а имеют древнерусское происхождение. Никаких фибул у вятичей не было. Фибулы появились либо с варягами, либо пришли из Византии, носила их родовая знать. 4. Единственным источником о существовании богини "Макоши" является ПВЛ, где она упоминается последней в ряду идолов, которых Владимир свёз в Киев. Все описываемые автором ритуальные пляски с длинными рукавами в честь Макоши являются чистым вымыслом. О Макоши, как и о других языческих богах источников нет. Кроме имен богов о них ничего не известно, ни кто им поклонялся, ни как им поклонялись и поклонялись ли вообще. Макоша могла быть и богом финно-угорского племени, например. В западных славянских племенах такого божества нет. Статья на основании реального факта нахождения височных колец в Ромено-борщёвской культуре выводит целую версию быта и верований славян, которая не имеет никакого подтверждения, никаких источников и является вольной фантазией автора. Ждем новых увлекательных сказаний автора.
  • Спасибо. Очень убедительно. Уродов не слушайте.
  • Это они носили, а ходили... Бабушка рассказывала про нищету в русской глубинке, когда на 3 сестры были одни выходные туфли. хотя отец, мой прадед "деде Егор" сапожничал помимо с/х , но жили они в такой глуши, что не разбогатеешь. .Ни какого" хруста французской булки".