Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Гусли – гуси, лебеди.

11 2492

В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

"Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали.

Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.

И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает".

 В гусли гудели, и здесь стоит вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите "гу" значит звучать. Ни гука - ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит "гу" в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся. И тут мы подходим, пожалуй, к самому главному.

В древних ведических текстах, в книгах эпоса Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом. По мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилась некое огромное яйцо, "вечное как семя всех существ.

В нем подлинным светом был вечный Брахмо - чудесный, непредставимый, вездесущий. Тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и не реального". Брахмо как соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее. У него было только одно свойство, это звук.

В Ашамедхикапарве Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и произвел основу личности, которая по своей сути небесна. Заметим, что сверхсветлый свет, это название фона наших с вами русских икон. Брахмо в древнеарийских текстах называется эфиром. И утверждается - эфир высший из элементов. У него есть только одно свойство, и называется оно звуком.

Эфир порождает семь звуков и аккорд.

Затем звуки эфира порождают движение или ветер. И у него уже два свойства, звук и касание, то есть инерция. Причем инерция является собственным свойством ветра и движения.

В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания - инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками. Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

В священных текстах Упанишад говориться, что вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет.

На санскрите огонь "очищающий, очищение", звучит как павана, а павака - чистый, яркий огонь. Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица гусь - лебедь носит название паванька, пава, павана.

Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием гуся - лебедя - паванька, пава, павана. И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры V1 - V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники - остатки этих костров.

Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор "Слова о полку Игореве" связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны - гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткань эпической песни.

В Ригведе гимнотворчество мудрецов (Риши или Раша) это процесс, в котором высшая творческая сила слово (озвученная мысль) создает космос, ткёт его.

О единстве понятий узор ткани и узор песни, ткать ткань, излагать песню, свидетельствует такой термин санскрита как "прастава", имеющая аналогию в севернорусском диалектном "прастава", "праставка". Но севернорусская "праставка", "прастава" это вышитая или заполненная тканым узором полоса ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец набожников, скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи. Санскритская же "прастава" - это священный текст, хвалебный гимн.  Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей - слов, на нитях основы - струнах ткань вселенной.

В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент.

Вдумайтесь в слова гимнов древней веды заговоров - Адхарва Веды - повествующего о сохранении гармонии во вселенной:

"Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих,

одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают.

Вот колышки - они основа небу, стали гласы для тканья челноками".

Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны - нити основы (гуны) это священные столбы, о которых в Ригведе говорится "Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнем поэтами, боги вступают на путь богов".

В гуслях основные аккорды — это три трезвучия, триединство, триада, троичность.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия.

И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а "скомрат" на санскрите значит вестник, посланец, говорили "идущие со светом по свету".

Во время Алексея Михайловича Романова гусли изымались и сжигались возами.

И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Из книги С.В.Жарниковой "Золотая нить".

Так почему же запрещались и уничтожались русские народные струнные инструменты?

Да потому, что гусли и балалайка будят русские души от крепкого сна, от забвения. И услышав их захочется пуститься в пляс, и русские так жили, плясали всё время, и лишь на Руси пляска вприсядку была всегда популярной и отличала именно народ Руси от всех других народов.

Но не выгодно было силам темным, чтобы народ Руси обладал своею силою, своими исключительными возможностями, поэтому-то и делалось всё для того, чтобы стали засыпать русичи, чтобы позабыли свою историю великую, чтобы стали идти на поводу у куклачей заморских и перестали слышать свою душу.

В песнях и плясках жили наши предки, в движении вечном, в радости и веселье. Попробуйте послушать сейчас звучание балалайки, гуслей или гармошки — да НАСТРОЕНИЕ СРАЗУ ЖЕ ПОДНИМАЕТСЯ, улыбка на лице появляется и ноги сами в пляс идут. А что это значит? Это значит, что уходят уныние, печаль и грусть, что проблемы решаются проще, что задор и радость в глазах появляются, что счастливее человек становится! И именно в этом предназначение этих инструментов.

Мелодия! Звуковая вибрация, которая творит чудеса, влияя на ДНК человека.

Сказочные струны - «гусли», сплетением звуков порождают материальный мир, подобно гунам древнеиндийской философии. Гусли гудят созидают третий компонент — видимый свет, не давая хаосу разрушить мир. Балалайка и гусли вибрируют на частоте ДНК человека, пробуждая память. Другая вибрация - другой мир. Все сакрально!

Гусли использовались и волхвами, мудрыми старцами, и баянами, для создания определённых вибраций, которые способствовали раскрытию человеческого Духа, установлению связи с высшими сферами, приносили оздоровление человеку на всех уровнях бытия. ОЗДОРОВЛЕНИЯ!

Былины нашего народа и его история передавались через певцов. Это было мудрость Вед.

Как известно, настоящая музыка не только очищает, облагораживает, но и обличает зло.

Добрые люди гусляры несли через вибрации струн на Руси начала славянского архетипа доброты и любви. Песни, которые исполнялись гуслярами, песни о тяжелой судьбе русского народа, о русской доле.

За это церковные власти устраивали гонения на гусляров. Долгое время гусли были под запретом как церковников, так и государственных властей, которые боялись, что своими песнями исполнители будут подстрекать народ к бунту против крепостного права и византийской инквизиции на Руси.

Боян или Баян (от слова баять, баюкать) - древнерусский персонаж, о котором упоминается в Слово о полку Игореве. Боян - это древнерусский певец и сказитель, скорее всего был реальным человеком. Баальник, баание - ворожить, заговаривать; Баянъ - чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника.

В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком:

"Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути".

Другие слова, которые цитирует автор повести:

"Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню ",

Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых - что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом.

Очень интересное исследование предлагает нам Б. А. Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью "Словиша" т. е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью.

Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

При этом не стоит забывать и ещё одну функцию Бояна — возможность при его помощи видеть будущее. Не случайно Боян в «Слове о полке Игореве» назван вещим. Это слово — «вещий» — в славянском мире стало устойчивым эпитетом Бояна:

«Боян бо вегщий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы».

Как известно, из предсказаний Бояна о будущих победах своих узнали и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов.


Гусли, балалайка, да гармошка — исконно русские музыкальные инструменты. Не забудем об этом!

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Если вам понравилась статья, то не забудьте нажать на кнопочку со стрелочкой вверху!!!
    • water
    • 12 февраля 2017 г. 13:51
    Очень-очень спорная статья. Гусино-лебединая тема мне знакома, гусь в мировой мифологии играл огромное значение, у многих народов он остался в памяти фольклорной.