Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Русская пляска это подготовка воина, а хоровод - общение с небесами для творения лада и мира!!!

0 2184

Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. Пляскам парни и девушки учились с малых лет, наблюдали за тем, как пляшут старшие, часами увлеченно "работали" над новыми "коленцами". Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами.

Корень, архетип пляски вприсядку един для всех восточных славян.

Мужская пляска – это реакция, пластика, умение опередить противника. Поэтому это - боевая пляска. Что такое – наша присядка? Для чего она нужна? – В любом положении задеть противника ногой. Это система подготовки тела. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид древнерусского боевого пляса.

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.

Белорусы пляшут вприсядку в танце трепак.

Украинцы в гопаке, казачке и гонте.

Русские:

1. Лунёк, не дошёл до нашего времени.

2. Буза, присядка лишь изредка.

3. Русский, пляшется в одиночку и на пару, существуют варианты пляса, где присядки мало.

4. Барыня, пляшется с девушкой, которую стремится отбить другой плясун. Существует вариант без присядки.

5. Яблочко, военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса вприсядку. Пляшется в одиночку, в кругу и на пару с соперником.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

1. Как способ боя.

2. Как боевой танец.

Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками. Перед строем отплясывали бойцы, иногда вместе с санитарками. Трудно это объяснить рационально, но красноармейцы не выдерживали таких атак, отступали.

Предания гражданской войны повествуют, так же что легендарный комдив Василий Иванович Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать "Русского" на бруствере, под шквальным огнём белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, среди его подчинённых существовала уверенность, что "комдива пуля не берёт". Говорят, что этот обычай он сохранил еще с Первой Мировой.

Флотская пляска вприсядку стала называться "Яблочко" по припеву в популярном тогда наигрыше. Поднявшись с берега на палубы, яблочко стал одним из любимейших развлечений русских моряков. Закрытость и сплочённость флотского коллектива создавала хорошую почву для сохранения и передачи навыков пляса, а состязание между моряками разных кораблей постоянно обогащало традицию.

Боевой пляс вприсядку был унаследован и красной армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда движения были сильно "причёсаны" советскими культпросвет работниками. Другое дело пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.


Кроме того там могут быть кувырки – самые различные. В танце, прежде всего, важна импровизация. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырывался из горячих сердец в станичные и войсковые праздники. Во время сражений, когда сходились враждебные армии, перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы, выкликая врагов. Под музыку, с пляской ходили в бой.

Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Случалось, что во время битвы, скорость кавалерийской атаки терялась. Всадники, вдруг напарывались на заграждение, замаскированный обоз или ров с кольями, могли столкнуться с более сильным противником, теряя инициативу и скорость. В этой фазе сражения, нередко всадники теряли коней. Когда воин вылетал из седла или оказывался на земле вместе с убитым конём, необходимо было продолжать драться, вернуть инициативу. Пехота, напротив старалась "спешить" противника, завладеть его конём. Тут-то и нужны были навыки боя вприсядку. Пехотинец против всадника использовал, например такие коленца присядки: в "ползунке", "гуськом" проскакивал под брюхом вражеского коня с саблей на плече. Когда он оказывался под животом, то нажимал на рукоять сабли и выставлял её повыше, чтоб подрезать коню жилки, паховину. Конь падал, увлекая за собой наездника, подрубал саблей или подсекал передние ноги коня. Конь оступался, падал через голову, давя седока. Ногой или кулаком, наносили удар коню противника по голове. Били в место находящееся между конскими глазами и ушами. Конь оглушенный падал. Увёртка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелится, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, как бы бросаясь ему под ноги. Лошади стараются не наступать на упавшего или сидящего человека, это их инстинкт. Боевых коней специально приучали бить копытами врага, кусать его, сваливать пехоту ударом корпуса. Такой конь, прошедший специальную боевую подготовку был особенно опасен и ценился невероятно высоко.

Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня.

1. Кувырки.

2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках)

3. Удары и передвижения стоя.

4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне из которого можно наносить удары, прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки поставленные на землю давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно тоже пускали вход). Именно по этому в пляске вприсядку работе ногами уделяется больше внимания.

Перемещения вприсядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы "в рост". В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, гопкорез умел бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умел джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

 Эти упражнения тренировались как на коне так и в качестве гимнастических упражнений с "искусственным конём" (подобные упражнения есть и ныне в практике гимнастов). В древних боевых столкновениях от бойца требовалось умение драться и на коне и под конём.

В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне "ползунка" откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой по этому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам Русской борьбы.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

На северо-западе России пляска вприсядку сохранилась в виде вариантов пляски русского, как в одиночку, так и в паре с соперником.

Парень начинал боевую пляску, чтобы завоевать девушку, показав, что он - искусный боец, что он лучше других как боец. Здесь утверждаются права женщины на выбор. Она выбирает из лучших бойцов. Выбирает – по ловкости, по смелости, по тому, как он ведет себя в хороводе, в бойцовском искусстве. Так она выбирает себе будущего мужа.

Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

В вологодской области рассказывали, что прежде до войны проводились состязания плясунов. Чаще, такое бывало на ярмарках. На плясунов "спорили" и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель. Подготавливаясь к этому, мужики уходили из дома, иногда на несколько дней и там тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых "коленцев", неизвестные соперникам и поражающие воображение болельщиков. До поры их держали в секрете, а, выступая на состязаниях "предъявляли" "новые разработки". Такая традиция постоянно пополняла и обогащала технику пляса.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда, в переплясе были другие правила, соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

                                                                ХОРОВОДЫ.

Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников.


Наборный хоровод – когда девушки приглашали юношей участвовать в хороводе. Хоровод – это как две шеренги, два войска – они противостоят друг другу. Парни смеются над девушками, девушки – над парнями. А потом они создают круг, потому что «хоро» - от иранского слова «хоро» - «солнце». Они в этом случае солнечное единство создают. В центре хоровода – влюбленная пара. Там как раз происходит выбор девушки, и она выбирает из всех претендентов. Смысл хоровода заключается в том, чтобы гармонические отношения установить.

Шуточные песни – тоже в хороводах звучат. Мир навыворот, мир наизнанку – чаще всего в таких хороводных песнях: «Дуня - тонкопряха» (она спряла нитку «потолще каната»), «Фома и Ерема», «Комар ножку отдавил» («Неси, матерь, косаря – рубить буду комара»).  Это мир перевернутых отношений, мир наизнанку, но с тем, чтобы показать, какие отношения были истинными, настоящими.


Время хороводов строго определено – от Пасхи до Купалы. После этого запрещались всякого рода хороводы.

Хоровод – это всегда подготовка к свадьбе. Девушка – она заместительница богини. Она – творительница мира.

Троицкие круги – хороводы водили вокруг ели, а мог быть и просто репей. Елка встречается в свадебных песнях. «Ёлка-ёлушка…» может быть золотая или зеленая головушка. Это – символ девушки – мирового древа. В этот ритуальный момент статус женщины, девушки значительно повышается. Она как раз в этот момент соединяет небо и землю. Свадьба – это именно «сводить». Поэтому она называется княгиней, а жених -  князь. Их сажают в красный угол, на свадьбе должна быть вся деревня. И все хороводы к свадьбе ведут. В хороводе душа играет.

Хороводные игры - Ярилки были повсеместно. В центре хоровода – не парень с девушкой, а старик со старухой. Опять перевернутый мир. У старика в руках – шест. Там – в центре девушка с платком, платок, а тут – шест, и на конце крапива. Между стариком и старухой начинается шутливый разговор: поспел ли горох?

Девушки в своем хороводе поют песню: «Мак – маковицу, золотую головницу, встаньте в ряд». Сами представьте – золотые головицы. Золотые головицы – это их золотые повязки, высшая предназначенность. А тут – другая картина: старик со старухой, они ни к чему не годны. Там – шест, крапива, там – мир наизнанку. И когда он начинает, старик, отговариваться: не поспел, и ему надо лошадь запрягать. Запрягает лошадь – это на языке иносказательном - понятно, о чем идет речь. Как конь, он ни к чему не годен… И это вызывает смех, вызывает веселье. А потом вдруг старик кричит: «Готов!», хватает этот пучок крапивы и начинает девушек по ногам стегать. Они разбегаются, а их ждут парни и расхватывают – кого кто присмотрел.

Считалось, что от плодородия людей зависело плодородие земли. Если вы возьмете курские танки и карагоды – там вся семантика жестов показана. Девушка, она может быть скромницей, но она сменила чуть-чуть повязку – это уже приглашение к любви.

Участие в хороводах, участие в состязаниях было обязательным для всех, для всей общины.

Когда начинает звучать музыка, либо песня, либо просто ритм, человек через этот ритм попадает в особое состояние, где он ощущает связь и с небом, и с «корнями», и вообще со всем окружающим (через свою душу).

Т.е. человек или группа людей - центральное звено в неразрывной цепи между небом и землёй.


+

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

Провал ЦАХАЛа

Когда в начале апреля Израиль без видимых на то оснований разнес посольский комплекс Тегерана в Дамаске, убив при этом несколько иранских генералов, многие это восприняли как нажатие на...