• РЕГИСТРАЦИЯ
Люба Русениха
10 октября 2017 г. 19:27 900 3 8.36

Урарту, Манна, Мидия, Ассирия.

Начало:

"Русско-арийское" ИГО в древнем Междуречье. https://cont.ws/@id275979478/7...

Скифо-арийское нашествие в предгория Загроса из Средней Азии. https://cont.ws/@id275979478/7...

В 827 г. до н.э. в Ассирии началась серьезнейшая гражданская война; лишь в 823 г. новому ассирийскому царю Шамши-Ададу V удалось вновь установить единую власть на всей территории царства; его надпись сообщает в этой связи, что восточная граница Ассирии преходила при нем через Шурдиру и Ариду, т. е., по видимому, по восточным склонам гор, окаймлявших с запада Манну и Парсуа.

За время гражданской войны в Ассирии урартский царь Ишпуини вышел на побережье Урмийского озера и включил царство Гильзан в Урарту. Страна эта в его надписях не упомянута, но с этих пор Гильзан исчезает из ассирийских источников. 

Решив, что их положение в приурмийском районе является уже достаточно прочным, ассирийцы предприняли в 820 г. крупный поход против мидян. Перевалив через гору Куллар и приняв дань, присланную царем Хубушкии (к югу от Ванского озера) и Шарсиной, а также племенами маннеев, сунбийцев, теурлийцев (позже влившихся в Манну) и жителей Парсуа, Шамши-Адад V прошел через землю мессийцев в верховьях Джегету. Гора Куллар – это, повидимому, основной хребет Загроса.

Здесь ему удалось захватить в свои руки большое количество скота, принадлежавшего мессийцам, в том числе не только крупный и мелкий рогатый скот, ослов и лошадей, но и множество двугорбых бактрийских верблюдов,появившихся в Мидии лишь незадолго до того (вероятно,с иранскими племенами, пришедшими из Средней Азии). Было сожжено большое количество деревень и поселений; мессийцы понесли большие потери. Затем ассирийцы вступили в горы Гизильбунды, отделявшие приурмийский район от собственно мидийской территорий. После взятия первой горной крепости в этом округе два гизильбундских вождя прислали умилостивительную дань в виде упряжных лошадей.

Путь на земли мидян оказался открытым. По словам ассирийской надписи, захватчикам удалось нанести мидянам большие потери людьми (2300 убитых) и разорить 1200 поселений, в том числе и крепость Сагбиту. 140 конников было взято в плен. Однако сопротивление мидян не было сломлено. На обратном пути, когда ассирийцы перевалили через горы между Казвином и Хамаданом, им преградил дорогу Мунсуарта, правитель Аразиаша – округа, лежавшего, повидимому, недалеко от Хамадана. («Гора камня musi»: KB, I, стр. 180 и сл., строка III, 37. Munṣuarta, KB, I, стр. 180 и сл., строка III. 38; ARAB, I, § 721).

Однако и этому отряду мидян был нанесен тяжелый удар (согласно надписи, они потеряли 1070 убитых); было захвачено много людей в рабство, а также скота под видом «дани». Никогда еще племенам Мидии не наносилось такого поражения.

Сказались результаты раздробленности и внутренних войн. Отчаяние и растерянность царили, по-видимому, некоторое время среди правителей на всей территории от Урмии до Соляной пустыни. 28 правителей самых различных округов Мидии и Парсуа принесли дары ассирийскому царю перед его возвращением в Ассирию через перевалы горы Куллар.

Следующая кампания (819 г.) была направлена против Вавилонии и в значительной мере протекала на территории Намара. Последующие годы были для ассирийцев заняты внутренними месопотамскими делами, однако о Мидии они не забывали.

В 810 г. Шамши-Адад V умер, оставив ассирийский престол малолетнему Ададнерари III. Фактически царством правила вдовствующая царица Саммурамат, вошедшая в историю под именем Семирамиды. Правление женщины произвело сильнейшее впечатление на все окрестные, привыкшие к патриархальным порядкам народы, и легенды о «Семирамиде» или «Шамирам» долго пользовались широкой известностью и сохраняются кое-где даже до нашего времени.

На правления Семирамиды и ее сына Ададнерари III (который начал править самостоятельно с 805 г., хотя и позже Саммурамат продолжала играть большую роль) падает много походов против мидян и Манны – в 809, 807 (против Манны), 806 (против Манны), 800, 799, 797 (против Намру), 793, 792, 788 гг.

Правление Ададнерари совпадает с началом наступления урартского царя Минуа на юго-восток. С этим именно царем, по всей вероятности, Семирамида и Ададнерари дважды воевали в Манне ( в 807 и 806 гг.), пять раз – южнее озера Ван, в Хубушкии (в 801, 798, 791, 785 и 784 гг. до н. э.), и раз – в долине Верхнего Евфрата (в 786 г.). Также и преемник Ададнерари III, Салманасар IV, воевал с Урарту с 781 по 778 г., – повидимому, неудачно.

Урарту к этому времени представляло весьма серьезную опасность для Ассирии: еще в конце IX в. урарты заняли Мусасир в верховьях Большого Заба, непосредственно угрожая центру Ассирии, а в начале VIII в. вышли на Верхний Евфрат. (См. двуязычную надпись из Келяшина, времени совместного правления Минуа и его отца Ишнуини: Г. А. М е л и к и ш в и л и, УКН, № 19, стр. 302 и сл. 4 См.: С. М. Б а ц и е в а. Борьба Ассирии и Урарту за Сирию. ВДИ, 1953, №2, стр. 31.)

В начале правления урартского царя Аргишти I (с 779/80 г. до н. э.) Манна еще продолжала находиться в зависимости от Урарту. Однако несколько позднее Манна отложилась от Урарту. Именно в борьбе с Урарту Манна и консолидировалась, по-видимому, в качестве единого государства, охватывавшего весь приурмийский бассейн, кроме западного и северного побережий. Маннейское государство оказывало ожесточенное сопротивление урартским царям.

Несмотря на разрушительные походы Аргишти I в 773, 772, 771, 769, 768 (?) гг. до н.э. и два похода его преемника Сардури II (в начале 50-х годов VIII в. до н. э.), урарты более не смогли прочно покорить Манну. (Летопись Сардури: Г. А. М е л и к и ш в и л и, УКН, № 155, тексты А, 1 и В, 12.)

Новое усиление Манны следует, быть может, поставить в связь с ослаблением позиций Урарту и усилением Ассирии с приходом к власти ассирийского царя Тиглатналасара III. Совершая свой первый поход на Мидию в 744 г., этот царь, по-видимому, действовал в контакте с Манной.  В том же году Сардури был вынужден воевать с Манной на ее территории и, по словам своей летописи, заняв крепость Дарбу (на восточном побережье Урмии?), «присоединил землю к своей земле».

Тяжелое поражение, нанесенное Урарту реформированными ассирийскими войсками Тиглатпаласара III в 743 г., положило конец претензиям урартов на господство в Манне, и для этого государства начинается период расцвета, когда оно по силе и значению лишь немногим уступало Урарту и Ассирии.

Население Манны, как и других областей, было преимущественно скотоводческим (разводились овцы, крупный рогатый скот, лошади, ослы, некоторое количество двугорбых верблюдов - таков состав дани, собиравшейся с Манны различными ассирийскими царями), однако ни в одной из других частей будущей территории Мидии земледельческое производство не играло, наряду со скотоводством, столь большой роли.

Так, во время похода Саргона II на Урарту в 714 г. маннеи снабжали ассирийское войско мукой и вином; земледельческое производство отмечается реляцией Саргона II неоднократно и в районах, спорных между Урарту и Манной.

Библия упоминает сорт пшеницы, называемый «миннит», что можно было бы перевести как «маннейская» minnit – ж. р. от Minni – «Манна», «манней», «маннейский». (хотя возможно, что это обозначение является производным от названия общины Миннит в Транспордании). Этим сортом пшеницы торговал финикийский город Тир, покупая ее в Иудее и Израиле; товар этот упоминается рядом с конями из Тогармы (Малой Армении), слоновой костью и эбеновым деревом, перепродаваемым в Малой Азии и на островах Средиземного моря (?), изделиями сирийского ремесла, дамасским вином и т. п. (Речь Иезекиила о Тире (VI в. до н. э.): Нe z ., XXVII, 17. Ср.: АВИУ, № 84).

Наряду с собственно маннеями ассирийские памятники называют ряд других племен, вошедших в состав государства Манны: теурлийцы, мес(с)ийцы, далийцы,сунбийцы, кумурдийцы.

По-видимому, маннейский царь правил своим государством не самодержавно, а был ограничен властью совета старейшин. Согласно тексту ассирийского царя Саргона II, маннейский царь встречал его на границе Манны «сам со своими великими, старейшинами, советниками, родичами, наместниками и предводителями, ведающими его страной». Совет старейшин в Манне был, таким образом, по типу и составу очень близок к совету (pankus) Хеттского царства (см.: Н. М. Н и к о л ь с к и й. Реформа хеттского царя Телепина; И.М. Дьяконов. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства; Г. А. М е л и к и ш в и л и. Некоторые вопросы истории манейского царства, стр. 57 и сл).

Государство Манна делилось на области (ассир. nage): Сурикаш – район современного Саккыза (?), Месси – верховья реки Джегету, Уишдиш – восточное побережье озера Урмия, Арсиянши, Эрештейана и др.; повидимому, во главе этих областей и стояли упоминаемые ассирийскими источниками «наместники» (šaknu); по всей вероятности, области эти в значительной мере воспроизводили деление племенных территорий.

Характерной фигурой маннейской администрации были «владыки поселений» (ассир. bel ali – возможно также чтение идеограммы как ḫazanu (хозяин?)– «общинный староста»), речь идет о племенном вожде или вожде родовой или территориальной общины.

Рабство было несомненно распространено в Манне. Таков был строй общества Манны в VIII–VII вв. до н. э.

Мидянская традиция ясно помнила, что вслед за периодом ассирийских захватов последовал период независимости; предшествовавшей, однако, созданию собственной общемидийской государственности. Геродот пишет (I. 96–97): " Ассирийцы господствовали над верхней Азией в течение пятисот двадцати лет; первые положили начало неповиновению мидяне и, сражаясь с ассирийцами за свободу, они, по-видимому, оказались доблестными мужами и освободились, сбросив с себя рабство..."

Vis (поселение, русское «весь»)– это патриархальный, род, объединенный происхождением от общего, по большей части реального, а не мифического предка.

Но vis – это не только род; это также обычное название поселения, откуда видно, что поселения были вначале родовыми. Тем самым и «владыка vis'a» (в Авесте – vīspati) – это не только патриарх, глава рода, но и глава поселения. Впрочем, вероятно, что «владыка поселения» мог избираться на свою должность, а не наследовать ее автоматически. Этот «владыка» (старейшина) поселения был также выборным судьей или главой общинного суда; таким «судьей» (dikastēs).

Такие советы и собрания известны Авесте под названием

«ханджамана» (hanjamana-) и

«вьяха» (вече?) – (vуаχа-,vyaχman-).

Общинной округе

šōiϑra-, повидимому, соответствует

vәrәzāna-, древнеперсидская –

vardana- – «поселение».

Термину vәrәzāna- противопоставляется, с одной стороны,

hvaitu- – «родня», с другой –

aryaman- «(культовое) содружество», «союз»; он связан также с глагольным корнем

varәz- – «работать».

Из ассирийских надписей мы знаем, что в Мидии существовали укрепленные поселения-крепости (âlâni dannûti) и мелкие, тяготевшие к ним поселения (âlâni ṣeḫrûti), жители которых при случае могли укрываться за крепостными стенами. Этому соответствует различение и в древнеперсидской терминологии поселений (viϑ и vardana-, в аккадском переводе âlu) и крепостей (didā, собственно «стена», в аккадск. âlu или bīrtu).

Имеются ассирийские изображения мидийских крепостей, дающие о них хорошее представление. Эти крепости представляли солидные сооружения, возводившиеся на естественных возвышениях и скалах, а иногда – на искусственных насыпях-платформах. Они бывали обведены по меньшей мере одной стеной (Хархар), а иногда – несколькими концентрическими кругами стен (Кишессу). Линия стены разбивалась уступами башен, по верху стен и башен шли зубцы для обстрела из лука. В некоторых случаях к склону естественного холма пристраивалась кирпичная кладка с целью сделать склон отвесным. Как и в Урарту, основания стен и, может быть, зубцы, складывались из камня, а сами стены – из сырцового кирпича. Часто крепость строилась так, чтобы ров или естественное течение реки служили для нее дополнительным рубежом обороны.

Мидийский крепость Хархар. По ассирийскому рельефу из Дур-Шаррукина.                 Конец VIII в. до н. э.

Внутри крепости нередко устраивалось укрепленное жилище правителя, также с уступами и башнями.

Мидийский царек с моделью своей крепости, приносимой им в знак покорности ассирийскому царю. С ассирийского рельефа в Дур-Шаррукине.                 Конец VIII в. до н. э.

Геродот (I, 101) еще знал, что мидяне делились на шесть племен, genos (не считая некоторых кочевых, а также не входивших в первоначальный мидийский племенной союз), и что персы делились на шесть оседлых и четыре кочевых племени (I, 125).

Во главе племени теоретически стоял «владыка (вождь) племени» – zantupati- или zantuma-.

Младшая Авеста знает деление на сословно-профессиональные группы «пиштра»). Обычно их различается три:

āϑravan- – «жрец огня»,

raϑaištar- – «колесничий» (на колеснице ездил только царь (Н е r., VII, 84–88;VII, 40, VIII, 115; X е n. Anab., I,8, 3))

и vāstryafšuyant – «скотовод-хлебороб».

В одном случае, кроме того, упоминается

hūti- – «ремесленник». Рабы известны, но они стоят за пределами сословий.

Положение, рисуемое Младшей Авестой, весьма напоминает положение, сложившееся в Индии согласно Законам Ману, которые знают четыре «варны» (касты-сословия): брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (ремесленников и торговцев) и шудр (земледельцев?). Несмотря на различия в частностях и разную оценку официальной религией степени значения различных сословных групп в Иране и в Индии, это деление общества несомненно в обеих странах порождено более или менее одинаковыми социальными условиями.

Осада крепости ассирийскими войсками. С ассирийского рельефа из Ниневии.              VII в. до н. э.

Тиглатпаласар III пытался наладить регулярную эксплуатацию населения в виде назначения ежегодной дани. Так было в Бит-Капси, царь которого, Баттану, добровольно принял несение налогов и повинностей в пользу Ассирии, за что Тиглатпаласар оставил ему нетронутой крепость Каркарихундир. Тиглатпаласар потребовал, чтобы горные «владыки поселений», т. е. общинные вожди всей «страны могучих мидян», вплоть до горы Бикни (Демавенда), приносили ему регулярную дань, которую он установил в 300 талантов (9 т) лазурита и 500 талантов (15 т) бронзовых изделий, что более свидетельствовало о его жадности, чем о понимании экономики, несмотря на то, что Тиглатпаласар был несомненно одним из наиболее способных ассирийских царей.

Ассирийская боевая колесница. С ассирийского рельефа из Ниневии.VII в. до н. э.

Действительные причины нападения Тиглатпаласара на окраины Мидии были различны. Прежде всего проведенная им реформа была основана на том, что армия будет постоянно находиться в действии и обогащаться грабежами; поэтому расширение ассирийских пределов с помощью военных походов стало необходимостью.

В основном она сводилась к следующему:           

1) социальная реформа армии – в основу ее был положен «царский полк» и «полки» начальников областей, находящиеся на полном казенном снабжении и довольствии и пополняемые путем рекрутского набора;        

2) техническая реформа армии – усовершенствование структуры и оснащения войск;  

3) реформа военной политики: система поголовного переселения покоренных и помещения их на царскую землю, где они самостоятельно вели хозяйство;           

4) реформа администрации – разукрупнение областей, замена прежних наместников (šaknu) начальниками областей (bêl pоḫâtê) с уменьшенными правами (например, они были лишены права освобождать от налогов, основывать города и т. п.).

Насильственное переселение мидян. С ассирийского рельефа из Ниневии. VII в. до н. э.

Важной, и едва ли даже не важнейшей, причиной похода был расчет поживиться богатством мидян, прежде всего захватить коней, так как реформированная ассирийская армия очень нуждалась в конском поголовье для колесниц и особенно для конницы. Дело в том, что в этот период коневодство успешно развивалось только в горных местностях – в Мидии, Урарту, в Малой Азии. И, наконец, поход против мидийских племен мог иметь целью обеспечение фланга для предстоящей серьезной борьбы с Урарту.

В течение 20-х годов VIII в. ассирийские походы на восток временно прекратились.  Крайний север (за озером Урмией) был, повидимому, занят Урарту. Почти вся остальная территория нынешнего Иранского Азербайджана находилась прямо или косвенно под властью Иранзу, царя Манны, но на периферии этого царства находились владения полунезависимых правителей.

Иранзу умер до 716 г.; в этом году на престоле Манны был уже его сын Аза. Против Азы восстали Метатти, правитель Зикерту, Телусина, правитель Андии, и Багдатту, правитель Уишдиша, считавшиеся, подобно Дейоку, маннейскими наместниками. По-видимому, Азе специально ставился в вину союз с Саргоном. Аза был схвачен и убит, и тело его выброшено на горе Уауш (совр. Сахенд). Саргон немедленно вмешался; ему удалось схватить Багдатту. Он приказал содрать с него кожу и выставить его труп на обозрение маннеям. На престол Манны был посажен Уллусуну, другой сын Иранзу. Однако, окруженный сторонниками антиассирийской партии, Уллусуну немедленно отложился от Ассирии и пытался заключить союз с Урарту. Он уступил Русе, царю Урарту, 22 крепости, по-видимому в пограничной с Ассирией полосе, и втянул в антиассирийское выступление правителей пограничных с Ассирией долин в верховьях Малого Заба. Саргон, не возвращаясь в Ассирию, захватил столицу Манны Изирту и две важнейшие центральные крепости, Зибие и Армаит. Уллусуну сдался на милость победителя и (поскольку он, видимо, принадлежал собственно к ассирийской партии и действовал до сих пор по принуждению своих приближенных) был возвращен на царство. Что касается Итти и Ашшурле, то первый был сослан со своей семьей в ассирийские владения, а со второго была живьем содрана кожа; его область была причислена к ассирийской провинции Замуа (Луллуме).

Продолжая свой поход на юг, Саргон II занял Хархар и увел его жителей в плен. На место прежних жителей были водворены переселенцы, по всей видимости, израильтяне, покоренные еще в 722–721 гг.

Продолжая наступление вниз по Кызыл-узену, Саргон вступил в Андию (или Мисианду), владение некоего Телусины, бывшего в союзе с Русой еще по крайней мере с 719 г., когда Андиа выступала против Азы совместно с Багдатту, правителем Уишдиша и Метатти, правителем Зикерту. Отсюда было уведено в плен 4200 человек и много скота. Для того чтобы подчеркнуть свое верховенство над всей восточной территорией, Саргон воздвиг в столице Манны, Изирте, свое изображение.

Тем временем началось большое восстание в только что покоренной провинции Хархар. Год, следующий после подавления восстания в провинции Хархар – 714 г. до н. э.,  ознаменовался походом Саргона II против Урарту. В битве на горе Уауш (Сахенд) ассирийцы наголову разбили их силы и отбросили их на урартскую территорию. Саргон быстрым маршем двинулся вдоль восточного побережья Урмии на север. Предупрежденное зажиганием костров на горных вершинах население всюду покидало перед ассирийской армией свои жилища. Жители и гарнизоны покинули Ушкайю вслед за беглецами с поля сражения на горе Уауш, и Саргон занял ее без боя. Он приказал снести ее стены, имевшие толщину 4 м, и сжег все жилье как в ней, так и – по словам реляции – в 115 окрестных поселениях.

Ими были также разрушены крепость Аниаштаниа с конюшнями урартского армейского резерва конницы вместе с 17 окрестными поселениями (у северо-восточного угла озера Урмии), а также двойная крепость Таруи–Тармакиса (совр. Тавриз) и стране племени далийцев – также база урартского резерва конницы. Повсюду ассирийские войска захватывали обширные амбары с ячменем и уничтожали хлебные поля и луга.

Окрестности города Улху представляли сплошные цветущие сады, виноградники и луга. Все это было выжжено, вытоптано и разграблено ассирийцами. Окрестные поселки и крепость Сардурихурда разделили судьбу Улху, но население успело скрыться в горах.

Многие поселения были здесь сильно укреплены, но деморализованная армия Русы не пыталась их удерживать; как и раньше, ассирийцы вступали в богатые крепости, в спешке брошенные жителями вместе со всем добром. Поэтому тут были, в частности, захвачены огромные запасы продовольствия. Часть бежавшего в горы населения была истреблена ассирийцами. Поселения были по обыкновению сожжены и разграблены, после чего ассирийское войско через Котурский перевал ушло на коренную урартскую территорию.

В 713 г. Саргон II предпринял тот поход вглубь Мидии, которого там ожидали и боялись еще в 714 г. Последний поход ассирийцев при Саргоне II в Мидию был совершен, по-видимому, в 706 г. до н. э. В 702 г. последовал новый поход, совершенный сыном Саргона Синаххерибом.

Ассирийцы захватили здесь коней, ослов, мулов и рогатый скот, а также пленных. Весь пройденный ассирийцами горный район был включен в состав области Аррапха; из числа трех занятых крепостей в одной были поселены пленные переселенцы, – повидимому из Вавилонии,– а в двух других – бежавшие было в горы касситы.

Ассирийцам удалось захватить и разрушить Вавилон 689 г.

(Источник: И.М.ДЬЯКОНОВ ИСТОРИЯ МИДИИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА IV ВЕКА ДО Н.Э. 1950 г.)

Продолжение следует...

Заходите, не бойтесь - проверено Экселенцем

Восстановление древней истории славян и соседних народов.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    ДРУГИЕ СТАТЬИ
    andersen
    Сегодня 15:58 274 0.00

    СМИ: Европа призывает США ослабить введённые в отношении России санкции

    Европейские политики путём дипломатических усилий пытаются убедить президента США Дональда Трампа в необходимости ослабления санкций, введённых в отношении России. Об этом сообщает The Financial Times со ссылкой на источник в Париже. Отмечается, что основную роль в кампании против антироссийских санкций играет Франция. Париж пытается найти союзников в Бер...
    Александр Роджерс Сегодня 15:58 448 12.77

    Первая виртуальная

    Нынешний конфликт между США, Великобританией и Францией (пока больше никто явно не вступил в западную коалицию) с одной стороны и Россией, Китаем, Ираном, Венесуэлой и Сирией с другой войдёт в историю как Первая виртуальная война. Не потому, что в этой войне не гибнут и не будут гибнуть люди (к сожалению, гибнут), а потому, что сама по себе эта гибель имеет вторичн...
    Фриц Морген
    Сегодня 15:55 931 3.00

    Ловушка для пешеходов, неожиданная боль западных политиков и снос памятника гинекологу

    1. Китайское воспитательное изобретение — специальные столбики шипят водяным паром на тех, кто пытается перейти дорогу на красный свет. На приложенном к посту видео вы можете наблюдать, как работает это нехитрое устройство и как реагируют на него неразумные пешеходы. Лично я, будучи водителем, хочу ув...
    ПРОМО
    Ростислав Ищенко
    Вчера 12:32 14623 183.41

    Текущий этап мировой войны: особенности

    Американские удары по Сирии подтвердили наш старый тезис: «Неважно, что происходит, важно что об этом говорят СМИ». На сегодня мы имеем две его интерпретации. США утверждают, что все запущенные ракеты поразили цели. Россия и Сирия сообщают, что почти три четверти ракет были перехвачены сирийской ПВО (укомплектованной еще старой советской техникой), при...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика