• РЕГИСТРАЦИЯ
Люба Русениха
29 ноября 2017 г. 11:39 623 4 15.07

Славяно-русско-ирано-таджико-санскритский СЛОВАРЬ. (Л-Я)

Начало: Славяно-русско-ирано-таджико-санскритский СЛОВАРЬ. (А-К) https://cont.ws/@id275979478/7...

Рось, Русь и Раша - одно и то же! https://cont.ws/@id275979478/7...

Да, скифы мы, но не с раскосыми глазами. https://cont.ws/@id275979478/5...

«Ложь, лгать».

Санскр. Laj [ладж] – порицать, осуждать, бранить;

Laj [ладж] – стыдиться, смущаться;

«Любить, любовь».

Санскр. Lubh [лубх] – любить; стремиться к ч.-л.;

Lubhita [лубхита] – жаждущий, стремящийся к ч.-л.; соблазнённый ч.-л.; влюблённый.

«Миловать, милость».

Санскр. Mil [мил] – соглашаться с кем-л.; соединяться; объединяться;

Milana [милана] – встреча, соединение, объединение, союз.

«Мир, миряне».

авест. Miθra–договор, согласие

Др.-инд. mitrás [митрас] – друг; значение «сельская община» развилось из «мир, мирное сообщество» [Фасмер, 1986].

«Митра – древнеиранский бог, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог Солнца; принадлежит к индоиранскому пантеону (вед. Mitra). Русское «мир», «община» как обозначение социальной структуры, имеющей, в частности функции, сопряжённые с договором, связано с Митрой. С Митрой связано

индоиранское божество Bhaga [авест. Miθradāγa – Митра Бага (Бог),

ведийск. Mitra-baga; этой паре точно соответствует русское «мир да Бог»], ведавшее распределением благ, доли, части.

Новоперсидск. Mihr [михр], mīra [мира] – солнце [Мифы народов мира, 1980, т.2, с. 154 –156].

«Молитва».

Др.русск. «молитва» – просьба [Срезневский, 1902, т.II].

Русск. «молва» – говор, шум; «Помолвить – условиться в ч.-л.; сговориться, согласиться, сойтись. Размолвка–ссора, несогласие между знакомыми» [В.Даль].

Словацк. Moliti [молити] – протягивать (напр. руку);

Molitev [молитев] – молитва, моление;

Moledovati [моледовати] – настойчиво просить, постоянно приставать просьбами.

Польск. Meldować [мельдовачь] – доносить, сообщать.

польск. Modlitwa [модлитва] - молитва.

Хетск. Mald [малд], maltāi [малтаи] – просить, говорить.

Арм. mаɫtΏеm [малтоем] – умоляю.

Санскр. Malitvā (малитва), malate (малате), malyate (маляте) – 1) держать, удерживать, 2) обладать, владеть;

Militvā (милитва), milate (милате), milyate (миляте), и др. – 1) встречаться, соглашаться с кем-л., 2) соединяться, смешиваться, 3) собираться вместе, сходиться, 4) (при)соединяться, объединяться;

Санскр. mil [мил] – соглашаться с кем-л.; соединяться; объединяться;

Milana [милана] – встреча, соединение, объединение, союз;

Mūlatva [мулатва] – основа, источник ч.-л.;

melā [мела] – общество; союз; собрание; встреча.

По лат. «religio» (религия) – это буквально «воссоединение» (re–приставка для обозначения повторения; ligare – вязать, связывать; соединять, ср. «лига» – союз, объединение).

Греч. Σύμβολον [симболои] – символ, знак, примета (из σύμ [сим] – с, вместе, совместно+ βάλλω [балло] – бросаю).Т.е. σύμβολον – «бросаю совместно» – «соединяю»).

Греч. Διάβολος [диаболос] – дьявол (из διά-+ βάλλω; διά [диа] – разделение). Т.е. διάβολος–«разбрасываю», «разъединяю».

Санскр. madhya [мадхйа] – средний, находящийся в середине; между;

Mati [мати] – набожность, молитва; ум; понимание, смысл, знание; мысль цель;

matimdhā [матим дха] – сосредоточить мысль на ч.-л.;

mith [митх] – объединяться;

medha [медха] – суть; жертва; жертвоприношение;

medhas [медхас] – умный; жертвоприношение; мудрость, ум, проницательность;

mūta [мута] – связанный, прикреплённый;

medhyatva [медхйатва] – ритуальная чистота, святость.

Санскр. mātā (мата)] – звучать;

māti (мати)] – мерить; соответствовать к.-л. мере; даровать; помогать к.-л.

«Мощи, помощь».

Тадж. «маҷол» – сила, мочь;

«маҷус» – огнепоклонник; зороастриец;

«маҷусият» – зороастризм, огнепоклонничество;

«маҷд» – кн. величие; слава, почёт;

«моҷид» – кн. известный, прославленный;

«моҷуҷ» – устн. Гог и Магог;

«муассир» – воздействующий, влияющий;

«мӯъҷиза» – чудо, чудеса;

«мусоидат» – содействие; помощь;

«мушаддад» – усиленный.

Санскр. Mah [мах], maha [маха] – большой, сильный;

mahatā [махата] – величие, сила, власть; мощь;

mocaka [мочака] – отпускающий , освобождающий; оставивший все мирские привязанности, аскетический;

mocana [мочана] – отпускающий ч.-л.; освобождающий от ч.-л.; бросающий, мечущий (стрелы, дротики и т.п.);

mocay [моцай] –отказаться от ч.-л.; избавить от ч.-л.; освободить к.-л.; выкупить; отдать, подарить, радоваться;

mokṣ [мокш] – освобождаться от ч.-л.; освобождаться от цикла перерождений; вырвать, забрать у к.-л.;

mokṣa [мокша] – избавление, освобождение от ч.-л; окончательное освобождение или спасение (души от цепи перерождений); отказ, отречение; бросание, метание; стрельба; произнесение (проклятия);

muc [муч] – 1) бить; молоть, перемалывать; 2) освобождать; даровать 3) освобождающий; освобождение; спасение.

«Мудрость, мудрый».

Авест. «mązdra-[маздра] – мудрый, разумный;

Санскр. «medhira» [медхира] –мудрый, разумный;

санскр. «medha» [медха] – суть, сущность; жертва, любое жертвоприношение;

«medhahati» [медхапати] – «Владыка ритуалов» (эпитет Вишну);

«medhas» [медхас] – умный; знающий; любое жертвоприношение; мудрость; ум, разум, проницательность.

«Наказ» (образовано из «на»+ «каз»).

Санскр. kas [кас] – 1) идти, двигаться; командовать; 2) светить, сиять;

kaś[каш] – 1) идти, двигаться; звучать; 2) ударять, наказыаать; ранить, убивать;

kāhala [кахала] – говорящий неподобающее; говорящий нечленораздельно; звук.

kṣī [кши] – владеть, обладать, иметь власть, управлять, править; быть хозяином;

Авест. Ākasat [акасат] «увидел»;

нов.-перс. āgāh [агах] «сведущий»;

др.-инд. cáṣṭē [чаште] «появляется, видит»;

саkṣаs [чакщас] ср. р. «блеск, сияние, лицо»;

авест. čašāite [чашаите] «учит, наставляет»;

ср.-перс. čāšītаn [чашитан] «учить».

Тадж. «қасам» – клятва, присяга;

«қазия» – 1) случай, событие; 2) кн. приказ, указ, распоряжение;

«қазо» – 1) судьба, рок, предопределение; 2) случай; 3) исполнение, выполнение; 4) смерть;

«қози» – ист. казий, судья; 2) казий, кази (глава мусульман);

«кисса» – предание, сказание, легенда, повествование; сказка.

«Небо, небеса».

Санскр. Nabhas [набхас] – дымка, туман; облака; воздушное пространство; небо;

др. инд. Nabhas [набхас] – туман, пар; небо;

авест. Nabah [набах] – воздушное пространство, небо.

«Огонь».

Санскр. Agni [агни] – огонь, ритуальный огонь; Агни (Владыка огненной стихии).

«Отче».

Хеттск. attaš [атташ] – отец.

Санскр. Caitta [чаитта] – относящийся к сознанию; воображаемый; мысленный;

Cāy [чай; формы: cāyati (чайати), cita (чита)] – наблюдать, воспринимать, отмечать; страшиться, бояться ч.-л.;

Cāyu [чайу] – проявляющий уважение, почитающий.

Др.-инд. сāуаti [чайати] – « наблюдает, страшится, опасается».

Авест. Čayeiti [чайеити] – выискивает, выбирает.

«Падение, пасть, падать».

Санскр. Pad [пад] – падать, выпадать (на долю); отпадать; погибать;

др. инд. padyatē [падйате] – падает, идёт;

индо-иранск. Pasta [паста] – павший;

авест. ava-pasti [ава-пасти] – падение.

«Пастырь, Спас, пасти»

санскр. paś [паш; формы: paśyati (пашйати), paśitva (пашитва)] – видеть, смотреть; наблюдать; посещать; узнавать; сочинять (гимны); предвидеть, предвосхищать;

paśupā [пашупа] – хранитель стад, пастух;

paśu [пашу] – крупный рогатый домашний скот; жертвенное животное;

pastya [пастйа] – стойло, конюшня, хлев;

pastyasad [пастйасад] – член семьи;

pastyā [пастйа] – усадьба, ферма; место поселения, домашнее хозяйство; Пастья (богиня домашнего хозяйства);

авест. Spasyeiti [спасйеити] – высматривает.

«Пекло».

Др.русск. «пека» – жар, зной; «пекъ» – жар.

Санскр. Pac [пач] – варящий, приготовляющий пищу;

Pac [пач] – печь;

Pacana [пачана] – печка, жаровня.

Тадж. «пухтан» – варить, готовить; печь.

«Писать, расписывать».

Санскр. piҫ [пиш; формы: piҫati (пишати), piҫita (пишита), piҫitva (пишитва)] – вырезать, украшать, обтёсывать, высекать,

piҫ [пиш] – украшение, орнамент (русская писанка).

«Поворачивать, вертеть».

Санскр. Vart [варт; формы: vartate (вартате, ср. с русск. «вертеть»] – вертеться, вращаться, крутиться;

vṛt [врит] – вращающийся; движущийся;

vartay [вартай] – заставлять вращаться; вращать.

«Покров, крыть, кров».

Санскр. Śrāya [шрайа] – убежище, прибежище, укрытие; защита; дом;

Śrayana [шрайана] – убежище, приют,

Sanśraya [саншрайа] – кров, убежище, связь, союз;

kṛta [крита] сделанный, исполненный, готовый, дело, действие;

kṛtsna [критсна] – весь, целый, полный.

«Почитать, почтение».

Санскр. Cit [чит; формы: cetati (четати), Citta (читта), Cetanīya (четанийа)] – 1) воспринимать, понимать; уделять внимание, замечать; быть внимательным; беспокоиться о ч.-л.; знать; быть известным как к.-л.; 2) знающий, понимающий, думающий; ум, разум; дух, душа; мысль;

Cetu [чету] – заботливость, внимательность;

Cetas [четас] (ведич.) – величие, вид, наружность; сознание, восприятие; рассудок; ум; сердце; душа; воля;

Cetay [четай] – заставлять обращать внимание, делать внимательным; заставлять понимать; учить.

Авест. Čisti [чисти] – мышление, познание, понимание.

«Праведник».

Санскр. Pravedin [праведин] – знающий точно или определённо. Слово состоит из приставки «pra» и корня «ved»:

«pra» – 1) прежде, перед; вперёд; при существительных усиливает значение, при прилагательных выражает обилие, множественность, избыточность; 2) наполняющий ч.-л.; похожий на к.-л.; исполнение, завершение.

«Правило, править».

Санскр. Prav ī [прави] - отправляться; делать для ч.-л.; стремиться к славе; атаковать; входить; подгонять, обуждать, вдохновлять, оживлять.

«Предвидение, провидец».

Санскр. Pravid [правид] – 1) знать; понимать; 2) знание; 3) разузнавать; ожидать, предвидеть;

pravidhā [правидха] – делить, отделять; медитировать, думать о ч.-л.

«Престол».

Санскр. sthā [стха] – стоять, стоять твёрдо; стоять неподвижно;

авест. Stāti - [стати] – стояние, стойка, установление.

«Приять, прияю» (относиться благосклонно).

Санскр. Priya [прийа] – приятный; милый, любимый, дорогой к.-л.; друг; любовь; доброта; польза; помощь;

др. инд. Priyat ē [прийате] – удовлетворён;

priṇāti [принати] – радует;

авест. Frya [фрйа] – дорогой, любимый;

frināiti [фри-наити] – любит, ценит.

«Прощение».

Санскр. Prasad [прасад] (форма от sad) – приобретать силу ч.-л.; успокаиваться, радоваться; прощать, быть милостивым; «pra» – прежде, перед; вперёд; Sad [сад] – садиться, сидеть рядом; сидящий.

Prasadār [прасадар] – прощающий, милостивый;

Prasāda [прасада] – чистота, прозрачность, ясность; спокойствие; милосердие, доброта; (религ.) жертва; дар, подношение; прасад (умилостивляющее подношение, дар, обычно в виде пищи);

Prasāday [прасадай] – делать ясным, очищать; успокаивать; смягчать (сердце), умилостивлять; просить прощения; просить к.-л.;

praṣṭha [прастха] – стоящий или находящийся впереди; основной; главный; лучший;

praṣti [прасти] – тот кто находится впереди или сбоку.

«Раз, рез».

Санскр. rah [рах] – разделять, отделять;

ri [ри] – разъединять, отделять;

ric [рич] – разделять, делить;

reṣa [реша] – ранение, повреждение;

riṣ [риш] – причинять (боль, вред и т.п.), вредить, разрушать;

riҫ [риш] – вредить, ломать, рвать, срезать; ранить.

Тадж. «реза» – крошка, кусочек; «реза кардан» – измельчать, крошить; нарезать мелкими кусочками.

Ср. польск. ryć [рычь] – вырезать, гравировать; рыть, копать;

Rys [рыс] – черта, царапина, трещина, линия, штрих;

Rysa [рыса] – царапина, трещина.

«Речь».

Тахар. А–rake [раке], B–reki [реки] – речь, слово;

др. инд. Racanam [рачанам] – распорядок;

racayat [рачайат] – располагает;

санскр. Rac [рач] – создавать, придавать форму; созидать, творить; убирать, украшать.

«Радость, радеть, радуница».

Радить (ц.-сл. «радеть») – печься, заботиться, стараться, усердствовать; желать и хлопотать радушно, всей душой.Рада – совет или помощь» [В.Даль].

Др. перс. Radiy [радий] – ради [Филин, 1962, с. 141 –142];

Санскр. Rādhas [радхас] – расположение, благосклонность; доброта, щедрость; благодарный дар, любой дар;

Rādha - [радха] – дар; успех, удача; исполнение желаний; богатство; власть;

Rādh [радх] (формы: rādhyate [радхйате], ср. русск. «радети») – достигать (цели), завершать; преуспевать в ч-л.; благоденствовать; быть готовым к ч.-л., подчиняться ч.-л; выполнить; умиротворить, успокоить; вознаградить;

rādhana [радхана] – умиротворение, успокоение; удовлетворение.

rādhanī [радхани] – почитание, поклонение;

«Радуница, радошница – день поминовения усопших на кладбище; тут пьют, едят, угощают и покойников. В Индии поминки называются «шраддха» [Снесарев, 2014, с.139]. Слово это, очевидно, входит в один фонетико-семантический ряд: śraddha (от śrad) [шраддха] – вера; преданность к.-л.; верность; уважение, почтение; чистота; желание поесть; аппетит; śrad [шрад] – верность, преданность; сердечность (śrad= ś+rad).

«Рай».

Др. иранск., авест. Rāy [рай] – богатство, счастье.

Санскр. Rayi [райи] – собственность, имущество; богатство; вещество, материя;

др. инд. Rāy [рай],

ras [рас] – состояние, сокровище, богатство;

raci - большая группа, толпа;

rāti [рати] – даёт, дарует;

rayis [райис] – дар; владение.

«Рота, ротиться».

«Только в общеславянском и индо-иранских языках слово «рота» и соответствующие ему слова [«рита», «арта»] имеют значение клятва. У древних славян и индо-иранцев (как впрочем и у других племён и народов) обряд клятвы был одновременно одним из религиозных обрядов» [Филин, 1962, 141 с.].

Санскр. ṛta [рита] – правильный, истинный; честный; освящённый; понятный, ясный; закон, порядок, правило (особ. религиозное); священное правило или обычай; правда, истина; обещание, обет; (хинди) результат поступков (плохих и хороших).

«Саван».

Очевидно, «саван» – это та одежда в которую в древности славяне облачали мёртвого перед сожжением.

Санскр. Śavācchādna [шаваччхадна] – саван;

Śavya [шавйа] – кремация трупа, похоронный обряд;

Śava [шава] – труп, мёртвое тело;

Savana [савана] – огонь; выжатый сок сомы и его подношение в качестве жертвы; жертвенный обряд; время (в общем); омовение, совершаемое в три периода суток;

śavānna [шаванна] – «погребальная пища» (ритуальная);

hava [хава] – подношение, жертва, сжигаемая жертва, обряд жертвоприношения; огонь; havana – огонь, очаг.

Пенджаби: «хаван» – у сикхов сооружение, в котором горит круглосуточно огонь и читаются священные книги.

«Сан».

Санскр. San [сан] – достигать; получать в качестве подарка; обладать; наслаждаться; обеспечивать; дарить; награждать; преуспевать;

Sana [сана] – получение, обретение; подношение (жертва);

др. инд. Sanu [сану] – вершина, высота, острие;

san [сан] –  заслуживать;

авест. Han [хан] – заслуживать.

«Свет, святой».

Слова “светъ” (светить) и “святъ” (святить) филологически тождественны; по древнейшему убеждению святой (серб. “свет”, иллир. “svet” ...) есть светлый, белый». Святъ – (церк. слав.) = святой;

санскр. Çvi [шви] – блестеть, сиять; святой - значит сияющий или очищающий» [Дьяченко, 1900, с. 582 –584].

Санскр. Śvit [швит] (формы: Śvetate, Śvetita (ср. с русск. «светать») – стать белым, побледнеть;

Śvita [швита] – белый; белизна, белый цвет (ср. с русск. «свет»);

Śvitāna [швитана] – белый , белого цвета (ср. «сметана», звук «в» легко переходит в «м»; сметану никто не сметает, она сама образуется из сливок);

Śviti [швити] – белизна, белый цвет;

Śveta [швети] – белый; светлый, блестящий, белый свет.

Авест. Spǝnta - [спэнта] – святой [Rozwadowski, 1914 –1915].

«Священник» – священнослужитель; жрец [Срезневский, 1893, т.I];

словенск. Svečenica [свеченица] – жрица; женская форма, могло появиться только в дохристианское время поскольку ни в католицизме, ни в православии женщин - священников не существут.

svečenik [свеченик] – священник, жрец; первоначально – служитель огня.

sveča [свеча] – свеча;

svečava [свечава] – свет, освещение.

«Слава».

Др. инд. Śravah [шравах] – слава [Rozwadowski, 1914 –1915];

Śravas [шравас] – хвала, слава, почёт; зову;

авест. Sravah [сравах] – слово, учёное изречение;

санскр. Śravasya [шравасйа] – слава, известность; славное деяние;

śravas [шравас] – звук; крик; зов; громкое восхваление; слава, извесность;

śrava [шрава] – звучащий; слух.

«Слово».

авест. Sravo [сраво] – слово, имело также сакральный характер» [Филин, 1962, с. 141].

Sravah [сравах] – слово [Rozwadowski, 1914 –1915];

санскр. Śravas [шравас] – звук; крик; зов; громкое восхваление; слава, извесность;

śrava [шрава] – звучащий.

«Смерть».

Санскр. mṛta [мрита] (от mar) – умерший, мёртвый; смерть; могила;

Mar [мар] – умирать, гибнуть;

smaraṇapadavī [смаранападави] – смерть, умирание (букв. «дорога (одних) воспомининий»);

smar [смар] – избавлять, освобождать;

māri [мари] – смерть, мор; убийство, умерщвление.

«Смиряться,смирять».

Санскр. Smar [смар; формы: smṛṇoti (смриноти),

Smaryate (смарйате)] – избавлять, освобождать; спасать; побеждать; получать.

«Собор».

Слово «собор» состоит из приставки «с» и основы «бор», связанной с «бьрати» – брать [Етимологічний словник української мови, 1982 -2012]. Основа «бор» связана и с основой «вар», имеющей семантику выделение, ограждение, защита (см. [Рачинский, Фёдоров, 2014б]).

В санскрите приставка «sa» у существительных означает «с», «вместе с», «имеющий», «содержащий», динаковый». Приставка «sam» придаёт глаголу значение совместости, соединения, завершённости (в русск. языке соответствует приставке «со»).

Санскр. sabhā [сабха] – 1) собрание, сборище, 2) дворец или зал собраний, 3) зал суда, зал совета,

Sambhar [самбхар, формы: sambharati – самбхарати (ср. русск. «собирати»] – сводить вместе, собирать,соединять, дарить,

sambhāra [самбхара] – собирание, накопление, склад, хранилище, полнота,

«Срам, сором».

Нов-перс. Šarm [шарм],

тадж. «шарм» – стыд;

авест. Fšarǝma [фшарэма] – стыд;

санскр. Śarman [шарман] – убежище, дом, охрана, защита; зонт, ширма;

śram [шрам] – уставать; прилагать усилия, напрягаться (особенно при совершении аскезы); подавлять (чувства); действовать бесполезно.

«Столб, стопа, ступа».

Санскр. Stambha [стамбха] – столб, колонна, опора.

«Стопа избная – сруб с кровлей, с накатом и с полом, изба вчерне» [В.Даль].

Санскр. «stūpa» [ступа] – 1) ступа (буддийское сакральное сооружение), 2) рака или усыпальница,

3) курган. Первоначально арийские ступы были могильными курганами с погребальной камерой, а в русских летописных источниках небольшой намогильный срубный домик – домовину, называют «столпом» [Котляревский, 1868] – словом фонетически очень близком слову «ступа» и белорусск. «стоуп» – столб, укр. «стовп» – столб.

Древние славяне устраивали домовины («столпы») внутри курганов, куда помещали урны с прахом [Котляревский, 1868]. Как отмечает специалист в области архитектуры Индокитая (являющейся частью индийской архитектуры) С.С.Ожегов, «до сих пор в некоторых странах, например в Таиланде, ступы ставят на могилах как надгробья» [Ожегов и др., 1988, с. 61].

Фонетическая близость слов «столп» (столб), укр. «стовп» (столб), белорусск. «стоуп» (столб), русск. «стопа», санскр. «stūpa» [ступа] связана с тем, что звук «в» в слове «стовп» соответствует звуку «у» в словах «ступа» и «стоуп»; эти звуки переходят друг в друга. (Звуки 1) «в», «л», «у»; 2) «п», «б», 3) «о», «у» легко переходят друг в друга (см. [Соболевский, 1897; В.Даль; Павский, 1841].)

Соответственно, stūpa [ступа], индийское погребальное сооружение, является полным аналогом столпа – русского погребального сооружения, представляющего собой домик - сруб, то есть стопу. Ср. русск. «стёпка» – кладовая, клеть;

санскр. Sthapati [стхапати] – 1) зодчий, плотник; sthāpaka [стхапака] – 1) зодчий, тот кто создаёт фигуру божества, 2) помещающий, располагающий, учреждающий, основывающий;

sthāpatya [стхапатйа] – 1) архитектура, зодчество;

«Страх».

Санскр. Starh [старх; формы: stṛh (стрих), astarhīt (астархит)] – причинять вред, ранить; убивать;

Astrāhata [астрахата] – раненый, убитый;

Astrāghata [астрагхата] – рана, порез; глубокая рана от удара;

Astra [астра] – стрела, метательный снаряд; оружие; меч лук.

«Суд».

Санскр. sudhī [судхи] – мудрый, умный, здравомыслящий; правильное понимание; сообразительность, понятливость;

Sūd [суд; формы: sūdita (судита) sūdyate (судйате)] – приводить в порядок, поддерживать в поядке, вести себя правильно; управлять, руководить; готовить; выполнять; убивать, разрушать;

sūday [судай] – управлять; выстраивать, приводить в порядок; производить; выстраивать; завершать; приводить к концу; уничтожать; убивать; разушать;

др. инд. Samdhis [самдхис], samdhā [самдха] – договор, связь, объединение.

«Сущий».

Санскр. asti [асти] – есть, будучи, являясь.

«Тайна».

Авест. Taya [тайа] – тайный.

Санскр. Tay [тай; формы: tayate (тайате), taye (тайе)] – идти к чему-л.; защищать;

Tāyana [тайана] – удача, успех;

др. инд. stāyati [стайати] – является тайным.

«Талан» – счастье, удача, прибыль, находка.

Тадж. «толеъ» – счастье, везение; судьба, предопределение; восходить;

«Таоло» – рел. Всевышний (эпитет Бога);

санскр. Tolana [толана] – поднятие; взвешивание;

tul [тул] – поднимать; взвешивать;

tulana [тулана] – поднятие; взвешивание на весах; оценка (имущества).

«Творение, творить».

Творить – придавать форму, т.е. «ограду».

Cанскр. Dvar [двар] – заграждать, преграждать; закрывать, укрывать, прятать;

тадж. «девор» – стена, забор, ограда;

«девора» – стена, стенка; перегородка, загородка; край;

«тавора» – ограда, забор; изгородь.

«Треба» (жертвоприношение).

Trup [труп; формы: tropati (тропати)] – вредить, ранить; убивать;

Tarpay [тарпай] – насыщать, удовлетворять; подкреплять; радовать;

tṛpra [трипра] – довольный, удовлетворённый; жертвенное подношение едой; топлёное масло или подношение из него.

«Тьма».

Санскр. Tama [тама] – темнота.

«Хорошо».

Осетин. Xorz [хорз], xvarz [хварз] – хороший;

йезидск. (курдск.) «хер» – добро, благодеяние;

авест. Hvarǝz [хварез] – благодетельный.

«Храм».

Ц.-слав. «храм» – 1) дом, 2) церковь;

«храмина» – дом, кровля, темница, тюрьма, комната в темнице [Дьяченко, 1900].

Санскр. Harmika [хармика] – небесный алтарь;

Harmya [хармйа] – дворец, крепость, большой дом, скала;

Śarman [шарман] – убежище, дом, охрана, защита; зонт, ширма,

иранск. Хäрäм – запретное, священное место,

хеттск. Karimmi [каримми] – храм. [Рачинский, Фёдоров, 2014а; 2014б].

В этоит же ряд входят заимствованные из иранских языков:

араб. «хаpам» (религ. запретное), иврит. «херем» (религ.запрет).

«Хула - брань, ругня, сквернословие» [В.Даль].

Санскр. helā, heli [хела, хели] – неуважение, презрение,

Hala [хала] – помеха, препятствие; ссора, перебранка,

Khala [кхала] – прения, спор;

Kal [кал] – звучать; издавать звук

русск. «голос», «калякать» – говорить;

польск. Hałas [халас] – шум;

Тадж. «калкал» – болтовня, многословие;

«қол» – громкий, оживлённый разговор; споры, пререкания.

«Ход».

Санскр. Hod [ход] [формы: hodati – ходати] – идти, приходить;

Hud [худ] [формы: hodati – ходати, ahodit – ходит] – идти.

«Чаша».

Санскр. caṣaka [чашака] – чашка; caṣāla [чашала] – “чаша” (круг или кольцо) на вершине жертвенных столбов;

тадж. «коса» – чаша, чашка.

«Часть».

Тадж. «чозъ» – часть, доля;

«хаз» –доля, часть; удел, участь; удовольствие;

санскр. Ças [шас] – разрубать, разрушать

польск.cios [чёс] – удар, т.е. то, что отделяет – создаёт части.

«Чары, чародей».

Авест. čārā [чара] – средство;

нов.-перс. Čār [чар] – средство;

čāra [чара] – средство, помощь, хитрость.

Санскр. kṛt [крит] – делающий ч.-л., совершающий ч.-л.;

kṛta [крита] – дело; магия, волшебство;

kar [кар] – делать, совершать;

kāra [кара] – 1) исполняющий ч.-л., делающий ч.-л.; дело; действие; религиозное действие; ритуал; 2) гимн; мольба;

kratu [крату] – дело; ритуальное действие, жертва, жертвоприношение;

«Чин, учинить».

Др. инд. Cinoti [чиноти], Cayati [чайати] – накладывает, располагает, собирает, составляет, строит;

авест. Čayeiti [чайуити], činvaiti [чинваити] – выискивает, выбирает; с приставкой «vi» – разделяет.

«Читать».

Др. инд. Cetati [четати] – соблюдает; мыслит, познаёт, понимает;

cittiś [читтиш] – мышление, понимание, намерение;

ketas [кетас] – мысль, умысел, желание;

cikitvān [чикитван] – понимающий, знающий;

авест. Čisti [чисти] – мышление, познание, понимание;

čikidwā [чикидва] – мудрый;

тадж. «китоб» – книга.

«Чудо, кудъ (волхованье), кудесы (чудеса, чары)».

Тадж. «ҷоду» [чоду] – колдовство, магия; заговор; заклинание; чары; волшебство.

Санскр. Akutas [акутас] – ниоткуда; ни из какого направления в пространстве; беспричинно; не из-за чего;

kuṭi [кути] – поворот, извилина.

Др. инд. a-kūtiś [а-кутиш] – умысел.

«Яга-баба».

Словацк. Ježibaba [йежи-баба] – баба - Яга (jež – ёж) (ср. русск. «бабка-ёжка»);

польск. Jędza [йендза] – ведьма;

македонск. «баба-рога» – баба - Яга («рга» – 1) бить, лупить, колотить, 2) тяжело работать, надрываться;

«ргне» – стукнуть, треснуть; «рог» – рог; зубец (вил и т.д.);

литовск. jega [йега] – сила;

ragana [рагана] – колдунья, ведьма.

Санскр: yaj [йадж; формы: yajati (йаджйати), yajya (йаджйа); и др.] – 1) почитать, поклоняться, 2) приносить жертву;

Yāga [йага] – жертвенное подношение, жертва;

Yāgakarman [йага_карман] – ритуал жертвоприношения. (Звуки «г» и «дж» легко переходят друг в друга).

русск., словацк. «ёж»  – острый предмет.


Источник: А.В. Рачинский, А.Е.Федоров "Русская церковь - хранительница народной дохристианской культуры"

Заходите, не бойтесь - проверено Экселенцем

Восстановление древней истории славян и соседних народов.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Фольклор. - Женщина в народной памяти. Символ-традиция-миф. Часть I.

    Как определить, измерить или даже только обозначить вклад женщины в мировую культуру? «Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величия выросла из женщины», – говорил американский поэт Уолт Уитмен. Влияние женщины на культурный прогресс, то скрытое, то рельефно осязаемое, прячется или проявляется порой самым неожиданным образом. Мимоходом оброненное ею сло...
    -->
    180

    Орбини Мавро (Мауро) «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского.

    Книга католического священника Мавро Орбини “Славянское царство”, являющаяся по сути первой историей всех славянских народов, может вполне претендовать на звание самой сенсационной книги века.Впервые она была издана в 1601 году в Италии, и сразу же последовала череда скандалов, связанных с ней. Против книги ополчилась традиционная история, а следом за нею – католическ...
    -->
    289
    Denis 14 декабря 20:30

    Греческий = Русский

    Культура античности в академических источниках связывается с национальностью "греки". Сами греки называют себя "эллины". Этот феномен весьма похож на ситуацию с русскими, считающими себя наследниками Руси, а не России. Русские точно так же как эллины объединяют широкий круг племён единой цивилизационной концепцией. Если так, то нет ли в цивилизационных основах русских...
    -->
    240
    AMP Вчера 16:08

    Клады древних русов

    Ох, и жадные до денег были древние русы. А паче всего дирхамы арабские серебряные любили. Именно на них они меняли свои товары, пушнину и рабов. Генрих Семирадский. Похороны знатного руса В 921‒922 гг. арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан в составе посольства халифа ал-Муктадира побывал на Волге у царя булгар Алмуша. Там он встретился с русами и ос...
    -->
    224

    Были ли русско-татарские отношения уникальны? Где были жёны и дети монголо-татар? Почему татары одни города разоряли, другие нет? Кто с кем сражался на Калке?

    БЫЛИ ЛИ РУССКО-ТАТАРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ УНИКАЛЬНЫ? СокращенияАБ - псевдо-историк Александр БушковЕТ - Евгений Темежников (автор)НФ - шарлатаны Носовский и Фоменко АБ: Вернемся к оборотной стороне медали «татаро монгольского ига». Уникальным отношениям между «ордынцами» и русскими… Слишком много и часто писали о том, как русские князья и «монгольские ханы...
    -->
    4301

    Бой при Раковоре - забытое сражение русского воинства превосходящее Ледовое побоище

    В 1268 году наместник великого князя Ярослава в Новгороде, его племянник князь Юрий Андреевич, предпринял объединенный поход против датчан в принадлежащую им Северную Эстонию, к замку Везенберг. У русских он назывался Раковор (Раквере). О важности похода говорит тот факт, что участие в нем приняли семеро князей с дружинами из разных городов, причем не только из северо...
    -->
    3130

    Вся новгородская рать - почти идеальное войско

    В XII веке Киевская Русь распалась на полтора независимых десятка княжеств, а в Новгороде и вовсе образовалась свободная республика, бразды правления в которой отошли к традиционному для славян вечу. А. Васнецов. ВечеКнязь в Новгороде стал фигурой выборной. Он мог быть приглашен из дружественных земель, или, в случае, если не оправдал народного доверия, ...
    -->
    255

    ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ

    Последний, в уходящем году, пост с актуальным для текущего дня историческим материалом. В дальнейшем, после небольшого перерыва, будет только материал про наступающий Новый год, и, на крайний случай - Апокалипсис (а что, разве не историческое событие?);), коли тот  захочет наступить. Ну, и, конечно текучка в других темах, от которой постараюсь избавиться, ну...
    -->
    273

    Фольклорно-этнографические источники: что это и зачем они нужны? - Ч. I

    Здравствуйте, дорогие друзья!И снова вы заставляете меня думать!Это, пожалуй, самое важное. А ещё – я понимаю, что сам работаю на важном и интересном для вас направлении.  Спасибо…Итак, под влиянием весьма бурной дискуссии после серии предшествующих постов, я… решил в очередной раз начать с начала. Поделиться с вами, почему я (и не только я!) считаю фольклорно-эт...
    -->
    421
    Glen 14 декабря 22:11

    Дед Мороз и Санта Клаус. И причём здесь СШАтовские пиндосы???

    Для начала, придуманная история: Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я ...
    -->
    1293
    Ходанов Созидатели
    14 декабря 20:46

    ДЕТИ ГОР. КАМНО, КУРГАНЫ

    ДЕТИ ГОР. КАМНО, КУРГАНЫ«Если хотите увидеть место самое древнее,ищите самое красивое»Н.К. РерихПосле успешного окончания первого курса института ЛИТМО я с другом и тёзкой Колей Трифоновым собрался летние каникулы 1976 года провести в ССО (студенческий строительный отряд).  Не совсем чтобы в ССО, а точнее совсем не в строительный отряд, а…в археологическую экспе...
    -->
    1360
    Дмитрий Варапаев
    14 декабря 17:36

    Восемь гвоздей в крышку гроба норманской теории. Гвоздь второй. Математический

    Второй гвоздь можно назвать математическим (точнее – арифметическим). Даже ярые сторонники норманской теории (например, Шлёцер и Томсен) были вынуждены согласиться с тем, что количество скандинавов на славянских территориях составляло в рассматриваемый период исчезающе малую величину. Однако норманистам более поздних поколений мнение отцов-основателей этой убогой конц...
    -->
    486
    AMP 13 декабря 21:37

    Проблемы джерелознавства и поиски русского человека

    Казалось бы, джерелознавство переводится с украинской мовы на язык великий русский, как источниковедение, т.е. наука об исторических источниках. Но глобальная разница между источниковеденьем и джерелознавством все же существует. Как же выглядит источниковедение с нашей потребительской точки зрения? Если сильно упрощенно, то это то, как историк обращается...
    -->
    522

    "История России. Выпуск №6. Князь Владимир" - Евгений Спицын (видео)

    Евгений Спицын."История России. Выпуск №6. Князь Владимир"Влад Герман (feniks-dnr@mail.ru)https://twitter.com/wladgerman https://geopolitica.wlad.eu http://novorossiia.wlad.eu http://dnr2.wlad.eu http://lenta.wlad.eu  - Аналитический обзор http://slovensko-novinky.wlad.eu - Новороссия на словацкомhttps://cont.ws/@vladgerm...
    -->
    433

    Фольклор.- Тайные знания славянских волхвов.

    Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если мол...
    -->
    800
    vitsar 13 декабря 10:37

    О Великом Хане из Орды

    О Великом Хане из Орды и Новом порядкеМною было обещано написать про Орду, вот пришло время, исполняю.Братья историки нам вещают про Великого Хана по имени Чингиз, пришедшего невесть откуда и сотворившего мировую империю- Орду от океана до океана, поработившую Русь Матушку и целых 300 лет взимавшую дань с Руси, пока не произошло чудо и Русь не освободилась бла...
    -->
    486
    Галина. Тувик
    13 декабря 02:37

    Восстание Пугачёва – локальный бунт или трёхлетняя война с остатками Тартарии?

    Опубликовано 30 ноября, 2018 - 11:32 пользователем Артём Путник "То, что мы считаем историей - это всего лишь сказки, рассказанные победителями."                                                            &...
    -->
    775
    Sage 12 декабря 20:25

    Интересные факты о зиме.

    Зима – это самое холодное и снежное время года. По крайней мере, с этим высказыванием согласится каждый житель нашей страны. А, между тем, половина людей, проживающих не планете Земля, никогда не видела снега.Для зимы существует несколько определений – календарная, астрономическая и климатическая. С календарной все понятно – у нас это декабрь, январь и ...
    -->
    628
    Дмитрий Варапаев
    12 декабря 17:34

    Восемь гвоздей в крышку гроба норманской теории. Гвоздь первый. Археологический

    Первый гвоздь был выкован мною из археологического материала той эпохи, когда, по мнению приверженцев норманизма, скандинавы создавали русское государство. Очевидно, что культурный слой этого периода должен содержать существенное количество находок скандинавского происхождения, ведь Рюрик явился на славянские земли не один, а практически со всем своим племенем. Но не ...
    -->
    3134

    Ложь Историков. Загадки Санкт-Петербурга. Конспирология головного мозга.

    Кто же на самом деле построил Санкт-Петербург с его античными храмами и замками? Давайте посмотрим на этот город немного под другим углом и сразу обнажится вся ложь историков, которые придумывают нам с вами фантастические небылицы. Неужели масоны??? На все это, вам даст ответы председатель снт (на самом деле не даст, а просто повоняет на камеру, но все же...). В общем...
    -->
    3996
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика