• РЕГИСТРАЦИЯ
Люба Русениха
8 мая 2018 г. 06:41 467 4 12.69

Почему запретили в 17 веке народные праздники и народные инструменты?

Первое упоминание о скоморохах относят к 1068 г в «Повести временных лет», автором которой считается Нестор — киево-печерский монах. Летописному своду Нестора (т. е. «Повести временных лет») предшествовали три других свода, все они были составлены в Киеве.

Оно имеется также в так называемом «Поучении о казнях божиих», включенном в летопись под 1068 г. В этом году русские князья Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели поражение от половцев на реке Альте. Общий смысл и самого «Поучения» и появления его в летописи именно вслед за сообщением о поражении русских дружин в том, что и поражение и последующее за ним нашествие «поганых» стало казнью божьей за грехи, в число которых включено и увлечение скоморохами, музыкой, гуляньями в ущерб посещению церквей и молитвам.

Вот интересующее нас место в переводе Б. А. Романова:

«Но этими и другими способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа,— а церкви стоят пусты; когда же приходит время молитвы, малолюден оказывается в церкви» («Повесть временных лет», ч. I. M.— Л., 1950, стр. 314).

Оно было написано как отклик на события, потрясшие Русь в 1068 г. А. А. Шахматов говорил, что главным здесь было поражение трех русских князей на реке Альте и последовавшее вслед за ним нашествие «поганых», но советские ученые справедливо доказывают, что главным было знаменитое Киевское восстание 1068 г. — самое крупное за всю предшествовавшую историю Руси. Но М. Н. Тихомиров убедительно показал, что вспышка эта была совсем не внезапной и что симптомы восстания были ощутимы еще до поражения на Альте, а последнее лишь ускорило события. Восставшие, которых летописец обозначает словами «люди», «людие», «людье», т. е. широкие массы городского населения, собрались в ремесленном и торговом квартале Киева — Подоле и двинулись «на Гору», т. е. в аристократическую часть города. О силе и размахе восстания говорит то, что князь и дружина даже не пытались противостоять восставшим, а поспешно бежали.

М. Н. Тихомиров не обошел вниманием и «Поучение о казнях божиих», которое, по его мнению, «говорит об "усобной рати, сварах, зависти, братоненавиденьи" и клевете, как о пороках киевского общества XI в. В конце поучения читаем настойчивое требование: "взищите суда, избавити обидимого". Автор порицает современников за лжесвидетельство и неправедные суды, говоря о людях, лишающих наемников вознаграждения, порабощающих сирот и вдовиц». Таким образом,— заключает исследователь, — это произведение «позволяет понять те причины, которые вызвали вспышку народного гнева» (М. II. Тихомиров. Крестьянские и городские восстания на Руси (XI —XIII вв.). М., 1955).

Все «Поучение» пропитано единой мыслью: люди не помнят бога, не молятся, не ходят в церковь — за это бог казнит их. Надо верить в бога, и не будет голода, междоусобных войн, неурожаев, нашествий поганых. Это мысли высказанные, но есть и невысказанные: те, кто верят в бога, ходят в церковь и усердно молятся, не выйдут на торжище на Подоле и не пойдут на Гору, не откроют ворота тюрьмы, где томятся их единомышленники, не ворвутся на двор к князю, не разграбят княжеское добро, не перебьют его слуг, не заставят его бежать и не посадят на стол своего избранника.

Второй ранний случай употребления слова «скоморох» зафиксирован в списке «Синайского Патерика» (И. Смирнов. Синайский Патерик. Сергиев Посад, 1917, стр. 280-283) по рукописи, как считает И. И. Срезневский, конца XI или самого начала XII в. Но датировка говорит лишь о времени появления списка. Сделан же он был с перевода, выполненного в Болгарии, подлинник — греческий.

И снова обращаемся к Нестору. Уже отмечалось, что он, по-видимому, безусловно знал и понимал слово «скоморох», однако не употреблял его в собственных сочинениях. Какими же словами он пользовался в тех случаях, когда вполне уместно было бы употребить слово «скоморох»? Рассмотрим известное место из его «Жития Феодосия».

Однажды Феодосии — игумен Киево-Печерского монастыря — пришел в терем князя Святослава в то время, когда там шло веселье. Благочестивый старец смутился, но не ушел, а сел рядом с князем, демонстративно избегая смотреть на веселящихся, а потом произнес: «то ли будет на оном свете». Князь умилился словам старца, будто бы даже «мало» прослезился и велел прекратить забавы. С тех пор веселье всегда прекращалось, когда приходил Феодосии.

Нестор не дает подробного описания происходившего у князя, но в целом ясно: перед князем выступали певцы и музыканты, давалось нечто вроде представления. «И се виде многия играющи пред ним, овы гусельные гласы испускающе, другыя органныя гласы поюще, и инем замарныя писки гласящем, и тако всем играющем и веселящемся, якоже обычай есть пред князем».

Без сомнения, главными участниками этого представления были скоморохи. Но Нестор, не желающий употреблять слово «скоморох», ищет русское соответствие и, как нам кажется, не находит. По крайней мере, он даже не употребляет существительных для обозначения «артистов», а пользуется описательной формой: «овы гусельные гласы испускающе» — вместо позднейшего «гусельник», «другыя органныя гласы поюще» — вместо «органники» и т. д. А когда потребовалось назвать всех «артистов» одним словом, то писатель не находит ничего более подходящего, чем указательное местоимение: «повеле тем престати».

И в другом месте этого же «Жития» Нестор, рассказывая, как бесы пытались совратить Феодосия, снова прибегает к описательным конструкциям: «в бубны биющем», «в сопели сопущем».

Из другого отрывка того же жития, где рассказывается о стараниях бесов совратить Феодосия, мы видим, что смысл действий бесов заключается в том, чтобы заставить старца плясать под музыку в бубны бьющих и в сопели сопущих, т. е. опять же скоморохов.

О том, что случилось бы, поддайся Феодосии соблазну, можно судить по рассказу о монахе Исакии из «Повести временных лет» под 1074 г. К этому Исакию подошли однажды два прекрасных юноши с сияющими, как солнце, лицами и сказали ему: «„Исакии, мы — ангелы,, а там идет к тебе Христос, став на колени, поклонись емуи. Он же не поняв, что это бесовское дело, и забыв перекреститься, встал и поклонился... Бесы же завопили: „Наш ты, Исакии, уже!" И сказал один из бесов, которого называли Христом: „Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть наш Исакии спляшет. И грянули бесы в сопели и в гусли и в бубны, и стали Исакием играть. И, утомив его, оставили его едва живого и ушли, надругавшись над ним».

Совершенно неподготовленным предыдущим периодом и потому, на первый взгляд, неожиданным является буквально - огромное количество упоминаний о скоморохах в документах первой половины XVI в. Особенно часто можно встретить упоминания о скоморохах в так назыеваемых уставных грамотах наместничьего управления.

Позволим себе несколько задержаться на этом материале, так как он дает возможность выяснить целый ряд интересных моментов, в частности один из наиболее запутанных — вопрос о «сильной игре» скоморохов.

Появление уставных грамот было вызвано недостатками в институте местного управления — так называемого «кормления» — еще в период феодальной раздробленности. Но с конца XV в. и особенно в первой половине XVI в. выдача таких грамот резко участилась, что говорит о кризисе системы местного управления.

В это время в городах и волостях продолжают хозяйничать наместники и волостели, жестоко разорявшие население. Институт наместников возник еще в древней Руси. Первыми наместниками были наиболее видные дружинники, которым отдавалась в кормление та или иная часть владений князя.

Естественно, что, прибыв в отведенные земли, такой человек стремился устроиться со всеми преимуществами власти, не отказываясь от увеселений и пиров. С начала активной централизации государства количество кормленщиков резко возросло. Размеры областей, назначаемых тому или иному наместнику, уменьшались, стали ограничивать и сроки пребывания на кормлении. С кризисом этой системы росли злоупотребления, изобретались все новые средства для выкачивания «корма».

Одной из главных статей дохода наместников в системе кормления был суд. Возможность получать плату за каждый судебный процесс приводила к злоупотреблениям: чем больше было судебных процессов, тем было выгоднее наместнику. Отсюда оставалось совсем немного до заботы об увеличении количества преступлений.

Максим Грек так, например, писал о современных ему судьях:

«И что не глаголю большее и горшее, толико преодолела иудейскаго сребролюбия и лихоимания страсть посылаемым от благовернаго царя в градех судиям и анфипатом, яко поволити своим слугам всякия неправедныя вины, замыслити явственне и неявленне на имущих имения, или пометанием разным в домы их внощи или мертваго человека труп привлекшим, оле величества нечестия их, пометати посреди стогны, да яко праведно бытто мстители убитаго извет имут не на едину улицу, но всю ону часть града истязати о убийстве оном, и сребро много себе собирати от сицевых корыстований неправедных и богомерзких» («Сочинения преподобного Максима Грека», ч. II. Казань, [б. г.], Стр. 199-200).

Не выдерживая грабежа — а именно это слово не раз встречается в документах того времени как характеристика деятельности наместников, — народ зачастую покидал обжитые места в поисках более сносной жизни. Источники содержат много сведений о том, что совершенно пустеют, попросту перестают существовать, не только деревни, но и села.

«В тыя же лета... быша наместники на Пскове свирепы аки лвове и люди их аки звери до крестьян, и начата поклепцы добрых людей клепати и разбегошася добрые люди по иным городом...» («Полное собрание русских летописей», т. IV. СПб., 1848, стр. 304).

Недовольство, назревавшее и раньше, теперь приводит к конфликту, зачастую проявлявшемуся в форме открытых столкновений. Постоянно усиливающаяся острота этих столкновений вызывает беспокойство центральной власти. Одним из свидетельств этого стали уставные грамоты.

Что же представляют собой уставные грамоты и каков был их эффект? Выдавались они чаще всего по просьбе населения, которое направляло к царю своих представителей с челобитной, где подробно излагались причины, побудившие просить грамоту. В подавляющем большинстве случаев такими причинами были действия наместников.

Регулирование отношений местной власти и населения заключалось в том, что в грамотах оговаривались как порядок организации власти, так и права ее. Нормировались размеры кормов и поборов с населения на содержание самого наместника и его штата, определялся сам штат — количество тиунов, доводчиков и праветчиков, вносились ограничения самовольных разъездов их по волости, устанавливались способы уплаты кормов, способы их раскладки и т. д. Отдельные статьи содержали размеры различных сборов и пошлин: судебных, мировых, ездовых, свадебных и др. Всего сохранилось 16 уставных грамот. Самая ранняя из них — Двинская, 1398 г., самые поздние — грамота Борисоглебской слободы, 1584 г. и Устюжно-Железо-польская, 1614 г.

В конце концов это стало решающей силой, определившей содержание и характер знаменитых реформ Ивана IV и направление деятельности Стоглавого собора.

Из 12 грамот, появившихся с 1488 г. по 1554 г., семь — т. е. почти две трети — содержат определения относительно скоморохов. Характер этих определений всегда одинаков: скоморохам запрещается играть на территории тех административных единиц, населению которых грамоты выдавались. Выражаются запрещения двумя формами.

Дважды скоморохам запрещается играть «силно» (т. е. насильно, без согласия слушателей и зрителей): «А скоморохом у них в волости силно не играти...»; «А скоморохом у них в том селе и в деревнях силно не играти».

Скоморохи приходили в деревню и играли там, не спрашивая согласия зрителей и требуя за свою игру вознаграждения. Будучи людьми наместника, они могли требовать. Одним из дополнительных доводов в пользу высказанного нами мнения о скоморохах как людях наместника выступает сам характер наместничьего управления.

Вот что говорит Стоглав: «Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся, ватагами многими, до штидесят и до семидесят и до ста человек и по деревням у крестьян сильно едят и пиют и ис клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают» («Макарьевский Стоглавник».— «Труды Новгородской губернской ученой архивной комиссии», вып. I. Новгород, 1912, стр. 73. Стоглавый собор состоялся в 1551 г., и его суждения о скоморохах основаны, безусловно, на характере их действий в предшествовавшие годы, т. е. как раз в интересующий нас период.).

Если скоморохи были действительно такими, какими они обрисованы в материалах Стоглавого собора, а сомневаться в этом нет оснований, то они, видимо, были необходимы наместникам. Еще А. Яковлев обратил на это внимание: «Войдя в соглашение с бродячими скоморохами, возможно, конокрадами, ворами, они (наместники. — А. Б.) поощряют странствование скоморохов по «вверенной им волости», позволяя им «играти в волости сильно» и не разрешая старостам и волостным людям «высылать их из волости вон» ( А. Яковлев. Холопство и холопы в Московском государстве XVII в., т. I. М - Л., 1943, стр. 41).

«Сильная» игра, грабежи, воровство, поклепы, о которых говорят документы, заставили некоторых исследователей относиться к скоморохам настороженно.

А. Морозов относил случаи «сильной » игры на счет разбойного элемента в скоморошестве (Скоморохи на Севере.— «Север», альманах. Архангельск, 1946, стр. 225).

Если считать возможным, что скоморохи «служили » царским наместникам, его утверждение о неодинаковой их роли в различное время получает как будто дополнительное основание.

В начале 50-х годов XVI в. система кормлений была ликвидирована, исчезли наместники и волостели, а вместе с ними, очевидно, прекратили свое существование и наместничьи скоморохи. С этого времени мы уже ни разу не встретим упоминание о «сильной» игре, никто ни разу не назовет больше скоморохов ворами или грабителями. Наместничьи скоморохи, которые представляли главным образом профессиональных увеселителей-артистов, теперь оказались без покровителей и без гарантий на обеспеченное существование. Их число, естественно, резко сократилось.

Но, во-первых, наместникам служила, по-видимому, лишь малая часть скоморохов, во-вторых, говоря о неоднородности скоморохов, нельзя не учитывать и социальную неоднородность населения, что как раз в первой половине XVI в. начало ярко проявляться. Ведь и реформа, заменившая наместничье управление земским, была осуществлена отнюдь не в интересах всего населения. Социально-представительная система не была, как отметил Н. Е. Носов, «декларирована сверху». «Она была порождена новым соотношением классовых сил в стране, которое сложилось на рубеже XV и XVI столетий и которое отражало выход на политическую арену страны двух новых социальных сил — дворянства и горожан».

Среди крестьян в деревнях и селах отчетливо выявляется прослойка, стоявшая по имущественному положению значительно выше большинства своих земляков (Тема имущественного неравенства хорошо отражена в фольклоре, так, например, в песне «Усища» с сочувствием рассказывается, как разбойники ограбили крестьянина-кулака. См. П. Н. Берков. Русская народная драма XVII —XX вв. Текст песни на стр. 270, комментарий на стр. 342).

Это их представители были инициаторами челобитных царю с целью получения уставных грамот. Это они могли быть в первую очередь заинтересованными в ограничении своеволия наместников. Максим Грек не зря говорит, что наместничьи судьи, прежде чем приехать судить, старались узнать, кто побогаче, и против них-то потом и замысливались всякие «неправедные вины». Почему не предположить, что так же действовали и скоморохи? Да и какой смысл был «сильно» играть во дворах бедняков? (Мысль эту хорошо подтверждает скоморошина «Веселые-то по улице похаживают», повествующая о том, как бродячие скоморохи обворовали богатую бабу. См. П. Н. Берков. Указ. соч., текст на стр. 271, комментарий на стр. 342.).

К тому же не следует забывать, что в поведении скоморохов отчетливо ощутимы черты разбойничества, свойственные народному движению XV—XVII вв. Не случайно в былинах и песнях нет образа скомороха-разбойника, грабящего простой народ. Здесь скоморохи всегда на стороне народа, всегда готовы прийти на помощь простому человеку, всегда сторонники добра и справедливости.

За несколько месяцев до начала работы собора было закончено составление так называемого Судебника 1550 г. Уставные грамоты легко игнорировались кормленщиками и не были надежным средством нормализации положения. Нужна была реформа. Одной из важнейших задач нового Судебника было ограничение прав наместников и волостелей, особенно в судопроизводстве.

Главным здесь был вопрос о роли и месте земского представительства.

Еще до того как материалы собора получили законную силу, они были посланы в Троице-Сергиев монастырь на просмотр бывшему митрополиту Иоасафу, который свои замечания изложил в виде специального послания царю. Среди этих замечаний есть и упоминание о скоморохах. Будучи ярым их противником и видя, что собор решение о них не принял, Иоасаф писал царю:

«Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе государю в великое спасение, аще бесовская игра их не будет» («Стоглав», изд. Д. Кожанчикова, стр. 311).

Таким образом, мы имеем все основания полагать, что царя буквально понуждали запретить скоморохов. Замечания Иоасафа были рассмотрены участниками собора и в окончательной редакции материалов многие из них были учтены. Однако о скоморохах решения не было. Очевидно, позиция царя была выжидательная.

Можно предположить, что царю, уже в то время предрешившему судьбу наместников, а следовательно и судьбу наместничьих скоморохов — система кормлений была ликвидирована через четыре года,— не было смысла восстанавливать против себя сочинителей песен, которые потом на века оставались в народе. Можно предположить также, что уничтожение скоморохов было на руку церкви, а царь не желал уступать, так как и без того уступок было достаточно на соборе 1551 г. Скоморохи поддерживали в народе антицерковные настроения, и царь, может быть, не хотел этому мешать. Наконец, можно предположить и личную симпатию Ивана IV к скоморохам, особенно ярко проявившуюся несколько лет спустя.

Но и материалы Стоглавого собора (та их часть, где говорится о скоморохах), и «Поучение о казнях божиих» являются отражением борьбы со скоморохами, притом в каждом случае они знаменуют высший для своего времени этап борьбы, а это дополнительное свидетельство в пользу существования тесной зависимости между обострением классовой борьбы и усилением «интереса» к скоморохам.

Драматические события первого десятилетия XVII в. наложили глубокий отпечаток на все стороны русской жизни. Они чувствовались еще и не одно десятилетие спустя, но все же можно сказать, что в конце 10-х и в 20-е годы положение в стране заметно стабилизировалось.

Процесс стабилизации проходил, однако, медленно и трудно. Правящие круги неуклонно стремились к укреплению феодально-крепостнического строя.

Тяжесть ликвидации последствий страшных событий начала века легла в основном на плечи народа. «Помимо прямого поземельного налога, правительство часто прибегало к чрезвычайным денежным сборам — „пятинным деньгам", которые собирались за 20 лет, начиная с 1613 года, семь раз» (А. М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. М., 1969, стр. 152).

Народные массы испытывали не только экономический и социальный гнет, но с приходом на московское патриаршество Филарета Никитичаотца царствовавшего в то время Михаила Федоровичаусилилось церковное влияние.

Уже в 1627 г. царь дает указание запретить народу ходить на гулянья «за старое Ваганьково», а ослушников «бить кнутом по торгом» («Акты исторические», т. 3, № 92, стр. 95).

В декабре того же 1627 г. Филарет указал:

«кликать бирючю по рядом, и по улицам, и по слободам, и в сотнях, чтоб с кобылками не ходили и на игрища б мирские люди не сходилися, тем бы смуты православным крестьяном не было, и коледы б и овсеня и плуги не кликали...».

Указ этот датирован 24 декабря, т. е. был дан в канун целого цикла рождественских обрядов и гуляний.

Следующий важный документ относится к 1636 г. Это «Память тиуну Манойлову и поповскому старосте, Никольскому попу Панкратию, о прекращении в московских церквах разного рода бесчинств и злоупотреблений» (Акты, собранные Археографической экспедицией», т. 3, № 264, стр. 401).

Документ хорошо известен исследователям скоморошества, и мы не будем рассматривать его подробно. Однако с ним связан другой акт того же времени, до сих пор не введенный в научный обиход ни исследователями скоморошества, ни фольклористами и этнографами, хотя он может представить для них значительный интерес. Это челобитная нижегородских попов на имя патриарха Иоасафа, обнаруженная в одном рукописном сборнике первой половины XVII в. и опубликованная Н. В. Рождественским в 1902 г. (К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в.—«Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских». М., 1902, кн. I, стр. 1—30) с интересными комментариями.

Н. В. Рождественский не колеблясь приходит к выводу, что «Память» явилась следствием нижегородской челобитной, к тому же практика того времени показывает, что поводом для значительной части различного рода правительственных и патриарших распоряжений и указов служили именно челобитные, мы еще коснемся этого ниже.

«От рождества Христова и до Богоявления делают государь по домох игрища и собираются на той злой зер по многу мужи и жены, и игры творят всякого бесовскаго мечтания многими образы злыми, ругаются милосердию божию и пречистыя его праздником.

И делают государь лубяныя кобылки и туры и оукрашают полотны и шелковыми ширинками и повешивают колокольцы на ту кобылку, а на лица своя палагают личины косматыя и зверовидныя и одежду таковую ж, а сзади себе оутвержают хвосты, яко видимыя беси, и срамная оудеса в лицех носяще и всякое бесовско козлогласующе и объявляюще срамныя оуды, а иные в бубны бьюще и плещуще, и ина неподобная творяще, и сим государь образом не токмо по домох, но и по оулицам града и по селом и по деревням ходяше, яко неистовии блудницы...

А в навечёри государь рождества Христова и богоявления такожде ходят по оулицам толпами и поют бесовския песни и кличют коледы, творят затеи бесовския.

Да еще государь к сим. В шестой четверток по пасце на праздник вознесения Христова також проявляются празднику Христова вознесенья. В Печерский монастырь ходят — понеж-там храм во имя Христова вознесенья, от града отстоит две версты,— ходят государь из града мужи и жены, из сел и из деревен съезжаются, а корчмиты государь с кабаками и со всякими пьяными питии, а игрецы и медветчики и скомороси з бесовскими оружии, и собрався государь к тому Печерскому монастырю, и мнятся праздновати сицевым образом:

медветчики с медведи и плясовыми псицами, а скомороси и игрецы с личинами и с позорными блудными орудии, з бубнами и с сурнами и со всякими сатанинскими блудными прелесми, и злыя государь прелести бесовския деюще, пьянствующе, пляшуще и в бубны бьюще и в сурны ревуще и в личинах хадяще, и срамныя в руках носяще, и ина неподобная деюще...».

Самым простым объяснением этого игнорирования патриарших, а может быть и царских указов быда бы ссылка на «небрежение» церковников. Но мы считаем возможным предположить иное.

После патриаршей «Памяти» 1636 г. в 1640 г. появился царский указ, запрещающий кулачные бои («Акты исторические», т. 3, № 92, стр. 108).

В 1646 г., т. е. через 10 лет после «Памяти», появился «Окружной патриарший наказ духовному чину о соблюдении поста и церковного благочиния» («Акты, собранные Археографической экспедицией», т. IV, № 321, стр. 481).

Если «Память» была целиком детищем патриарха, то «Окружной наказ» является уже совместным актом царя и патриарха. Таким образом, если при царе Михаиле Федоровиче светские и церковные документы по интересующим нас вопросам появлялись независимо друг от друга, то уже в первый год царствования Алексея Михайловича имя нового царя стоит в подобных актах, т. е. светская и церковная власть объединяются в борьбе против остатков древних обычаев и скоморохов.

К 1647 г. относится еще один указ, снова совместный, — о почитании воскресных и праздничных дней, разосланный по всем епархиям и монастырям. До нас дошли два его списка («Акты, собранные Археографической экспедицией», т, IV, № 19, стр. 31-33 и № 324, стр. 484-485).

Здесь запрещается «господину и госпоже», «рабам и свободным» работать в субботу со времени, «как начнут благовестить в соборной церкви к вечерни», и полностью в воскресные и праздничные дни. Вместо того люди должны ходить в церковь и молиться. Документ, на первый взгляд, не является пряным продолжением предыдущих, но на самом деле он ближайший их родственник. Их объединяет единое стремление — заставить народ почитать церковь и ее обряды.

В 1647 г. в Соловецкий монастырь была послана грамота «О запрещении старцам держать по кельям хмельное питье». Оказывается, в этом монастыре многие «братья охочи пьяного пития пить... и напиваются допьяна, и от того де пьянства бывает многая вражда и мятежи». Царь приказывает ограничить употребление монахами спиртного, а пьяниц укрощать «монастырским всяким смирением».

Восстание в Москве произошло в июне 1648 г. и, хотя длилось всего несколько дней, имело очень серьезные последствия. Вслед за Москвой волнения прокатились по многим русским городам.

На юге это были: Козлов, Воронеж, Курск, Чугуев,

на Севере: Соли Вычегодская, Устюг Великий, Чердынь, Соли Камская.

И в Сибири — в Нарыме и Томске — историки усматривают некоторое отражение московских событий. «Даже простой перечень известных нам городов, которые были захвачены этим движением, показывает, как обширна была территория городских восстаний и волнений; однако мы не можем быть уверены, что знаем о всех случаях открытого проявления классовой борьбы в городах в это время» («Городские восстания в Московском государстве XVII века». М.-Л., 1936, стр. 26).

Это были восстания, поднимаемые простым народом, посадскими людьми, с участием стрельцов и драгун. Везде они жестоко подавлялись, однако в Москве дело обстояло несколько иначе. Здесь правительство не решилось на открытые меры против участников июньских событий. «Задабривая одних мелкими подарками, денежными выдачами и водкой, оно тайком казнило и ссылало других, являвшихся в его глазах более опасными». Да и прекращения самого восстания в Москве добились не применением открытой силы, а ценой уступок и обещаний.

Активнейшие притеснители народа, Плещеев и Трахиниотов, были по требованию восставших выданы им и убиты, Морозов сослан. Во всех главнейших московских приказах произошли перемены. Кое-какие важные уступки были сделаны и в отношении сбора налогов.

Было выполнено и требование о созыве земского собора, который официально открылся 1 сентября. Все это сделано под давлением восставших, и за все рано или поздно народ должен был понести расплату.

Уже в конце октября того же 1648 г. вернулось к власти морозовское правительство. Выборы на земский собор были проведены так, что большинство собора незамедлительно перешло в наступление.

Кульминационной точкой здесь является знаменитый указ царя Алексея Михайловича 1648 г., часто называемый антискоморошьим, указ, который, как считают многие, нанес скоморошеству смертельный удар. Действительно, документ этот имел серьезное значение в судьбе русских скоморохов. Он ознаменовал наивысший этап борьбы с ними, это очевидно. Но столь же очевидна и его связь с высшей точкой общественной борьбы в этот период — с Московским восстанием 1648 г. 

Восстание происходило в июле, а указ был подписан в ноябре, и именно в это время (октябрь — декабрь 1648 г) велось самое активное преследование участников восстания. На это же время приходятся и интересующие нас указы. 

Надо сказать, что всегда, когда речь заходит о мероприятиях 1648 г., говорят об одном указе, на основании которого была послана, в частности, грамота в Белгород. На самом же деле существовал и другой указ

На его основании была послана грамота в г. Шую, воеводе Семену Змееву. Грамота в Белгород воеводе Тимофею Бутурлину была «писана» 5 декабря 1648 г. Аналогичная, слово в слобо, грамота в Дмитров «писана» 20 декабря того же года. Сохранился и еще один документ с таким же текстом. Это «Память» верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыбину (Грамота в Шую впервые опубликована в «Москвитянине», № 1, 1843 г., а затем во всех изданиях книги И. П. Сахарова «Сказания русского народа». «Память» в Разрядный приказ не опубликована, см. ЦГАДА, ф. 210, стлб. 298, лл. 377-380).

Кроме того, мы имеем еще целую группу документов из разных городов, которые подтверждают, что в эти города приходили аналогичные грамоты. Такими документами являются отписки местных воевод о мерах, принятых ими в связи с требованиями указа. Есть отписки из Дмитрова, Бежецкого Верха, Костромы, Галича, Солигалича и Вязьмы.

Оба указа рассылались по городам в декабре 1648 г. Но, кажется, есть возможность предположить, что созданы они были все же не в одно и то же время. Оба текста второго указа называют точную дату его появления:

«В нынешнем в 157 году (т. е. в 7157, что соответствует 1648 г.), декабря в 19-й день, ведомо нам учинилось учинилося, что на Москве, наперед сего в Кремле, и в Китае и в Белом, и в Земляном городех, и за городом, и по переулкам и в черных и в ямских слободах по улицам и по переулкам... в навечери рождества Христова кликали многие люди коледу и у сень...» и т. д.

Мы уже видели, что грамота в Белгород ушла 5 декабря, в Дмитров — 20-го, какого числа писана грамота в Тобольск — неизвестно. Отписки сообщают лишь дату получения грамот в том или ином городе. Значит можно только сказать, что первый указ был подписан до 5 декабря. Рассылка первого указа шла полным ходом, когда 19 декабря появился второй указ.

В постановляющую часть для городов не вошла, например, статья, запрещающая «матерно и всякою неподобною лаею» браниться. Однако сделано это не потому, что подобный порок наблюдался только в Москве. Достаточно вспомнить хотя бы нижегородскую челобитную, где об этом говорится четко и ясно, и уж, конечно, это было хорошо известно составителям документа.

В число статей для Москвы не вошли запрещения появляться на улице в нетрезвом виде, брить бороды, качаться на качелях и сходиться на игрищах, хотя несколькими строками выше прямо говорится о существовании всего этого именно в Москве. Нельзя же думать, что москвичам разрешалось то, что запрещалось жителям остальных городов. Вполне может быть, что все эти неувязки явились следствием спешки, с которой этот документ составлялся.

Можно предположить, что второй указ был дан в дополнение к первому. Но тогда непонятно, почему часть статей обоих указов совпадает. К тому же второй указ был подписан, когда распространение первого не было еще закончено и существовала возможность дополнить первый указ, чтобы не посылать оба. Однако это сделано не было.

Что касается первого указа, то его связь с челобитной не вызывает сомнений (Н. П. Загоскин. История права Московского госу дарства, т. II. Казань, 1879, стр. 132 — 136). Автором этой челобитной был некто Гаврила Малышев, житель г. Курска.

Выше уже отмечалось, что одним из требований восставших в 1648 г. был созыв земского собора. Требование это было выполнено, собор собрался в Москве и главным итогом его деятельности явилось утверждение известного Соборного Уложения 1649 г. Гаврила Малышев был выборным на этот собор от детей боярских г. Курска. Он приехал в Москву к 1 сентября 1648 г., т. е. к открытию собора, и находился здесь, как он сам пишет, «до отпуску безсъездно». Однако, когда ему было разрешено уехать из Москвы и он возвратился в Курск, земляки встретили его настолько недружелюбно, что он вынужден был обратиться к царю с челобитной, прося защиты (В. Алексеев. Новый документ к истории Земского собора 1648 — 49 года.— «Древности. Труды Археографической комиссии имп. Московского археологического общества», т. II, вып. 1. М., 1900, стр. 83).

В чем же дело? От собора ожидали совсем не того, что он дал. Решение о его созыве было принято под нажимом восставших, но за несколько месяцев положение изменилось, и итогом деятельности собора явилось не ожидаемое облегчение жизненных условий народа, а, наоборот, ухудшение их, особенно для крестьян и посадских людей. Достаточно сказать, что Соборное Уложение окончательно оформило в России крепостное право путем отмены «урочных лет». Понятно, что, когда выборные начали возвращаться, имея с собой «с Соборного Уложения указные грамоты», население, недовольное новыми установлениями, обрушило свой гнев в первую очередь на этих выборных. Правительство, видимо, предусмотрело такой оборот дела и, чтобы защитить выборных, дало указание воеводам взять их под свою защиту и «от всякого дурна оберегати».

Но Гавриле Малышеву пришлось искать защиты у самого царя. Он был виноват перед своими земляками вдвойне, вот что он пишет сам по этому поводу:

«А на меня государь, холопа твоего в Курску курченя Агафон Белой и Авдей Головин по своей ненависти многих невоздержательных людей наговаривают на меня на бедного и безпомощного холопа твоего, чтоб им надо мною холопом твоим всякое дурно учинити, будто я холоп твой, будучи на Москве, курчан весь город тебе государю всяким дурном огласил и что по твоему государеву указу против моего холопа твоего изветнова челобитишка послана из разряду в Курск и во все северские и в польские и в украинные городы твои государевы заповедныя грамоты с большим пристрастием, чтоб в городех и в уездех всяких чинов люди от игр и от песней и от всяких сатаниных действ воздержались...».

В то время пока Гаврила Малышев был в Москве, в Курск пришел первый царский указ, и курчане сочли его следствием деятельности своего выборного, следствием его известной челобитной царю, в которой он весь их город «дурным огласил». Как стала известна эта челобитная горожанам — судить трудно.

Челобитная Гаврилы Малышева дошла до нас в делах Разрядного приказа. Начинается она со ссылки на статьи будущего Уложения, регламентирующие бытовую сторону народной жизни: «И по твоему государеву указу к судебнику и уложенной книге в статейных спискех о воскресном дни и о господских и о богородичных и великих святых о празднуемых днех, чтоб в те празднуемые дни православные христиане торговали после указных часов также и от пьянства воздержания имели, написано и заповедь положена». Далее говорится:

«А что, государь, в твоем государстве в дальних странах от крымские и от литовские стороны в северских и в польских в старых и новых порубежных городах и в селех и в деревнях (всяких чинов многие люди и их жены и дети в воскресные дни и в господские и в богородичны и великих святых в празднуемые дни во время святого пения к церквам божиим не ходят и в те святые празднуемые также и в седмичные во многие дни и по вечерам и во всенощных позорищах бражничают и в домех своих и сходятся на улицах и на городских полях и к кочелищам и на игрищах с скоморохами песни бесовския кричат и скакания и пляскания и меж собою кулачные и дрекольные бои и драки чинят и на релех колышутся, а отцов своих духовных и приходских попов также и учительных людей наказания и унимания от таких злых дел не слушают и не внимают и за наказание и внимание отцом своим духовным и приходским попом также, и учительным люд ем те бесотворцы наругание и укоризны и безчестие с великими обидами и налогами чинят и на таких бесовских позорищах своих многие християнские люди в блуд впадывают а инии и смерть принимают».

То, что и патриарший указ 1636 г., и первый царский указ 1648 г. (а предположительно и второй) так тесно связаны с челобитными, вряд ли является совпадением. За этим стоит если и не закономерность, то, по крайней мере, определенная позиция церковных и светских властей.

Несомненна связь этой части челобитной с первым царским указом. Главным доказательством служит то, что все без исключения положения цитированного отрывка вошли в него, частью даже дословно. Особенно примечательна резолюция на обороте документа, где обычно фиксировалось мнение лица, его рассматривавшего.

Челобитная Гаврилы Малышева докладывалась царю, и вот решение: «157 года (1648) ноября в четвертый день государь пожаловал сей челобитной велел послати в те городы свои государевы грамоты с великим запрещением, а послать грамоты из Разряда». По-видимому, здесь мы видим решение о рассылке «великого запрещения» — указа — в разные города, что и было сделано. Далее, говорится: «послать те грамоты из Розряда», т. е. из Разрядного приказа. Именно он и рассылал грамоты с первым указом. И, наконец, дата. Решение по челобитной состоялось 4 ноября, а самая ранняя, из известных грамот — в Белгород — датирована 5 декабря. Значит сам указ появился где-то между 4 ноября и 5 декабря 1648 г.

Таким образом, челобитную Гаврилы Малышева из Курска можно считать формальным основанием царского указа. Но по существу ситуация к этому времени определилась, и достаточно было повода, чтобы огонь разгорелся. Истинные причины строжайшего указа состояли в охранительных тенденциях после Московского восстания, в стремлении регламентировать жизнь народа.

Решительность принятых мер объясняется еще и тем обстоятельством, что, как мы уже говорили, — и это подтверждают документы, — гулянья, празднества, скоморохи, народные обычаи, противостоящие церковным, бытовали широко, проникали во все слои общества и находили защитников даже среди высоких светских властей. Случай с выборным из Курска — свидетельство тому, как целый город вступился за укоренившиеся обычаи и ополчился на не в меру активного радетеля тишины и христианского смирения.

Впрочем, не исключено, что инициатива написания челобитной исходила не от самого Гаврилы Малышева. Идея написать челобитную такого содержания могла быть подсказана ему в Москве каким-нибудь влиятельным лицом из царского окружения.

О связи с челобитными говорят и другие документы.

В декабре 1648 г. или в первых числах января 1649 г. в Москву пришла челобитная попа из г. Кашина. Он писал царю, что в Кашине «в понедельник первыя недели великого поста чинитца великое безчиние и беззаконие. Из уезду приезжают крестьяне з женами и з детьми на тот великий день пьют и бражничают и безчинствуют крыки и вопи. Бои меж себя до кровопролития и во весь день и до полнощи во вторник.

И на то великое безчиние и пьянство многие всяких чинов люди того ж города Кашина приходят посатцкие и слоботцкие люди а которые государь люди бога боятца и видячи такое великое безчиние и беззаконие и пьянство и от них плач и рыдание великое а от такова безчиния и пьянства и бою отстать безчинником им не уметь без твоего государева указу и без наказания потому что торговым людем торг, а безчинником и беззаконником пьянство и бой и бесовская игра. Веселые с медведи и с бубны и с сурнами и со всякими бесовскими играми с иных городов торговые люди и веселые приезжают на тот великий день а от того безчиния великого и пьянства многие крестьянские души от пьянства и от убойства умирают а то безчиние и пьянство и съезд чинитца за многие лета» (ЦГАДА, ф. 210, стлб. 96, лл. 13-15).

В ответ на послание кашинского попа последовал указ, черновик которого дошел до нас. Но в отличие от предшествовавших этот указ предназначался только кашинскому воеводе. Ему приказывалось строго следить за тем, чтобы впредь ярмарка проходила без всех тех действий, на которые жаловался поп. Ослушников приказано было строго наказывать.

Забегая несколько вперед, скажем, что и еще один интересный документ — указ для сибирских городов, дошедший до нас в тексте грамоты тобольскому архиепископу (1653 г.) ( ЦГАДА, ф. 214, стлб. 400, лл. 1-7), также был дан на основании челобитной.

Таким образом, мы знаем уже четыре родственных документа, находящихся в тесной связи с челобитными. Это, во-первых, делает более естественным предположение о связи с челобитной и второго декабрьского указа 1648 г., а во-вторых, что значительно важнее, свидетельствует о политической настороженности правительства, не желавшего, по всей видимости, быть в глазах населения побудителем мероприятий против народных развлечений, но с готовностью отвечающего на любую инициативу снизу.

После 1648 г. подобные документы появляются редко.

Если за первые 48 лет XVII в. мы, кроме прочих документов, имеем три общегосударственных указа, то за все последующие десятилетия века нам известны всего два указа, и оба не общегосударственные. Отсюда родилось мнение, что скоморохи были уничтожены указами 1648 г. и что других указов не потребовалось.

Но ведь дело не только в скоморохах. Можно ли было уничтожить столь распространенные по всему государству обряды, игры и т. д. одним, пусть даже очень строгим, указом? Нам кажется, что нет. Об этом говорит итог всех предыдущих мероприятий.

Итогом мероприятий 1648 г. надо считать лишь некоторое ослабление, и то лишь на год-два, гуляний, игр и обрядов. Судить об этом позволяет один из двух сохранившихся более поздних документов. Это грамота 1653 г. тобольскому архиепископу — интересная во многих отношениях. В июле 1649 г. тобольский воевода получил первый царский указ. Как ясно из его отписки, он выполнил все, что предписывалось, т. е. в первую очередь довел указ до сведения жителей как самого Тобольска, так и окрестных городов, сел, деревень.

Но вот уже в начале 1653 г. тобольский архиепископ Симон шлет царю челобитную, в которой, между прочим, пишет: «Умножилось скоморошества и всяких игр и кулачного бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много» (Цит. по кн.: А. Копылов. Культура русского населения Сибири в XVII—XVIII вв. Новосибирск, 1968, стр. 28).

Прошло всего три с половиной года, но, по-видимому, ожидаемый результат не был достигнут, и из Москвы в ответ на челобитную идет в Тобольск новый указ.

Указ имел силу законов, однако продолжительность его действия все-таки существенно отличалась от продолжительности действия законов. Если сходные поводы возникали вновь, необходимо было давать новый указ.

Решения указов 1648 г. не были частными, но традиция понимать указ как меру единовременную сказалась и здесь. Как только мероприятия, предусмотренные указом, были выполнены: копии сняты и посланы в уезды, текст прочитан в соборной церкви и на площадях, музыкальные инструменты отобраны, изломаны и сожжены, послана отписка в Москву, — действие указа ослабевало. И, как показывает документ 1653 г. для сибирских городов, забывали о них не только на местах, но и в самой Москве.

И, наконец, последний документ. Он относится к 1684 г. и называется «Патриарший указ от 24 декабря 7193 года о запрещении чинить игрища в навечери рождества Христова, также и в продолжение святок» («Полное собрание законов». Собрание первое, т. II. СПб., стр. 647).

Здесь перечислены уже хорошо знакомые нам рождественские и святочные обряды и игры и сформулировано их запрещение. Предназначался указ для Москвы.

Ничего нового этот документ не содержит.

И еще один важный момент. Хочется сравнить толпы, собравшиеся на игрище, с толпами, заполнившими торжище в Киеве в 1068 г. и московские площади в 1547 и 1648 гг. Разница большая. На игрищах люди как бы уходили или стремились уйти от действительности, а восставшие, наоборот, как бы максимально приближались к ней, боролись за ее изменение. Но нельзя не видеть и сходства.

Известно, какую роль в средневековых восстаниях играми элементы стихийности и импровизации, они же свойственны и праздникам. Но основное — это господствующий и тут и там дух свободно выражающегося народного самосознания. Недаром в царской грамоте 1648 г. народное игрище названо «мятежным действом».

Правительство и церковь хорошо видели общее в праздничных сборищах и толпах восставших и сознавали их связь. В этом мы видим главную причину того, что разобранные выше документы являются откликом на три крупнейших городских восстания на Руси.

В этом же причины, с одной стороны, многовековой ненависти церкви к скоморохам — центральным фигурам на игрищах, а с другой — истоки постоянной народной любви к ним.

Несмотря на то, что есть свидетельства о существовании отдельных скоморохов в XVIII в. и даже XIX в., можно смело сказать, что в центральных областях России скоморошество как явление не вышло за границы XVII в. и лишь на северных окраинах, на Урале и в Сибири оно существовало примерно до середины XVIII в. (Подробный перечень позднейших свидетельств о скоморохах, см.: А. Л. Горелов. Кем был автор сборника «Древние российские стихотворения».— «Русский фольклор», VII. М.— Л., 1962.)

В пользу этого предположения говорят следующие два наблюдения, которые вытекают из материалов В. И. Петухова (Сведения о скоморохах в писцовых, переписных и таможенных книгах XVI —XVII вв.— «Труды Московского гос. историко-архивного института», т. 16. М., 1961.). Он пишет, что известия о скоморохах, проживающих в сельской местности, почти полностью исчезают уже в первой половине XVII в. Это очень важно, так как речь идет о времени до мероприятий 1648 г.

Н. Финдейзен в своих «Очерках по историй музыки в России»,— что с конца XVI в. и особенно в первой половине XVII в. в России резко выросла потребность в музыке как церковной, так и светской. Бывшие скоморохи превращаются теперь в музыкантов, и естественно, что документы начинают давать нам сведения о домрачеях, гусельниках и т. д. наравне со скоморохами.

С прекращением упоминаний о скоморохах, с исчезновением слова «скоморох» из документов сами скоморохи все же не исчезают. Но из их деятельности уходит то, что когда-то связывало их с язычеством, что делало их незаменимыми на народных игрищах.

Бывшие скоморохи стали кукольниками, показывавшими знаменитого «Петрушку», вожаками «ученых» медведей, забавляли публику шутливым, а подчас и острым сатирическим словом. На ярмарках они выступали в роли карусельных и балаганных зазывал; их можно было увидеть и в самих балаганах, разыгрывавшими короткие сатирические и комедийные сценки. Несомненно, много их было и среди исполнителей всех видов устной народной драмы, и среди актеров театра охочих комедиантов.

Все сказанное дает основания предположить, что существовало несколько категорий русских скоморохов:

одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи;

другие постоянно жили в городе и, надо думать, были профессионалами;

третьи — скоморохи «походные», или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.


Источник: А.А. Белкин "Русские скоморохи".

По этой же теме: 

Средневековые народные праздники и роль скоморохов в них.Часть 1. https://cont.ws/@id275979478/9...

Средневековые народные праздники: медвежьи забавы скоморохов и игры в царя. Часть 2. https://cont.ws/@id275979478/9...

Заходите, не бойтесь - проверено Экселенцем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Rif ПАТРИОТ
    Вчера 11:47

    Украденная история славян Ключ к истории за последние 400 лет

    Украденная история славян. Ключ к пониманию нашей истории за последние 400 лет. ВрИО Премьер Министра СССР, эксперт правовой базы СССР Богданов Александр Васильевич. Москва, 01.09.2016.“Хьюстонский проект”, представляет детальную проработку этапа “Завершение”. Он связан только с Россией и в нем уже нет речи о расчленении СССР (как в Гарвардском проект...
    -->
    232

    Три раздела Польши

      До разделов Польша имела в своём составе приморский Гданьск (Гдыню, Данцинг) и, таким образом, Пруссия была рассечена на две части и каждый пруссак, переезжающий из одного прусского города в другой по польским землям, должен был платить не только за постой, но и за сам факт своего пребывания в Польше, то же само касалось и перемещаемых немецкими купцами т...
    -->
    1204
    Rif Фитиль
    21 марта 19:58

    Три погребения царя Василия Шуйского

    Правление боярина Шуйского, севшего на московский трон после обанкротившегося Лжедмитрия I, не заладилось. Страна погружалась в хаос, внешние опасности множились, внутри придворные интриги нарастали. В 1610 году составился очередной заговор, после чего Царя Василия низвели с престола и поместили в монастырь. Однако его особа вызывала беспокойство у тех, кто желал уцеп...
    -->
    294
    Star Fire 21 марта 19:36

    "Ушкуйники": кем были основатели "пиратской" республики в Вятке

      Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и ду...
    -->
    347

    О русском Православии ©

    Как называется древняя вера русов? Такой вопрос часто задают с провокационной целью. Типа нет у русов никакой религии кроме православной. Есть только языческая - это когда дикие русы, недочеловеки по выражению одного церковного деятеля, еще бегали по лесам. Но ответ есть. Как и вера. Но для начала обозначим, что есть вера, а что религия. Вера - это облас...
    -->
    453

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Часть I.

    Эстетический идеал внешнего облика русских крестьян - это целостный конкретно-чувственный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Исследуя проблему этого эстетического идеала,следует опираться на тезис о том, что весь внешний образ человека - это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в ...
    -->
    1263
    sugochka 18 марта 21:04

    Спор язычников и христиан.

    Представляю отчёт исследователя и публициста Романа Тадеушевича Ключника о круглом столе, прошедшем 2 марта в СКК на православной ярмарке. Здравия, Всем 2 марта прошел интересный и успешный диспут с христианскими деятелями на нашу тему - о так называемом ими "неязычестве". Об этом я сейчас расскажу, включая отмеченный немаловажный опыт в ходе этого мероп...
    -->
    469
    dentvideo 18 марта 04:40

    Сергей Цветков. Русские королевы дикой Европы

    Первыми на троны европейских держав вступили дочери князя Ярослава Мудрого. С тех пор в течение восьми столетий русские красавицы из великокняжеских и царских семей были желанными невестами для европейских монархов. Бывали времена, когда едва ли не половина королевских домов Европы состояла в родстве с русскими государями. Малолетние отпрыски династий Валуа, Вюртембер...
    -->
    433
    Rif Фитиль
    17 марта 21:31

    Исчезнувший жемчуг Руси

    Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг РусиИзвестный историк Александр Пыжиков меняет взгляд на историю России как историю узкой правящей прослойки - аристократии, дворянства, царских фамилий - и начинает цикл передач "Тайны русской старины", посвящённый истории русского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавших обрядах...
    -->
    502

    Где молились русы ©

    «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери» - высказался о славянах патриарх РПЦ Кирилл Гундяев. По его словам, русы бегали по лесам и поклонялись дубам и деревянным истуканам. Насколько это верно, поищем в Велесовой книге.Дощечка 14Рщена намо о щасы старе, кодыже яхомь храмiе сва Карпенсте.Она ...
    -->
    773
    Rif Фитиль
    15 марта 12:49

    Первооткрыватель русской проекции: Владимир Стасов и его поиски национальной самоидентичности

    В начале января исполнилось 195 лет со дня рождения искусствоведа и критика Владимира Стасова. Эта дата прошла практически незаметно для широкой публики, хотя Стасов, безусловно, – одна из самых мощных и самобытных фигур в истории отечественной культуры, незаслуженно забытая в наши дни. А ведь именно сегодня его наследие особенно актуально в России, где...
    -->
    587

    Старообрядческий портал заявил, что "матерью городов русских" был не Киев

    Старообрядческий портал "Русская вера" объявил, что начинает первую публикацию "Русского летописца" — рукописи, которую старообрядцы считают "первоисточником" знаменитой "Повести временных лет", опровергающим общепринятое мнение о Киеве как о "матери городов русских". При этом опрошенные историки скептически отнеслись к находке, отметив, что по летописям уже проводили...
    -->
    855
    Rif ПАТРИОТ
    12 марта 11:47

    Украина: панство и простой народ.

    Простой народ Украины пострадал от панства полонизированной элиты не меньше, чем народы России.Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Владимирович Пыжиков в специальном интервью для "Концептуал ТВ" опровергает все мифы и обвинения посыпавшиеся в его адрес после выхода книги "Славянский разлом".Концептуал ТВОпубликовано: 25 окт. 2017 г.http...
    -->
    993
    Rif Фитиль
    12 марта 09:17

    Тайна храма Василия Блаженного и присоединения Казани(аудио)

    Храм Василия Блаженного (Покровский собор) построен в честь присоединения Казанского царства, его строительство было завершено в 1561 году.В студии "Радио России" программы – Александр Владимирович Пыжиков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.Valery JarovОпубликовано: 11 июл. 2018 г.https://ww...
    -->
    1082

    Всё же кириллица или глаголица?

    Глаголическое письмо, добившись немалых успехов на первом этапе строительства нового литературного языка, поразив поначалу воображение многих своей свежестью, небывалостью, яркой и экзотической новизной, своим таинственным обликом, чётким соответствием каждого отдельного звука определённой букве, постепенно стало терять позиции. В глаголице сызначала присутствовало ка...
    -->
    1043

    Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря

    Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей. Монастырь находится в 25 км к северу от горо...
    -->
    672
    Sage 11 марта 09:46

    Миф о вековом раболепии русичей.

    С лёгкой руки известной поэтессы-шестидесятницы в компрадорско-псевдоинтеллектуальных кругах Москвы и Ленинграда достаточно популярным оказался афоризм: «Россия — тысячелетняя раба».«Углубили» же означенный тезис «наипродвинутейшие» из «прорабов перестройки» (не помню, кто из них первый) — А. Яковлев и Ю. Афанасьев: «Россия — тысячелетняя парадигма несв...
    -->
    1106
    Rif ПАТРИОТ
    9 марта 20:20

    СЛАВЯНСКАЯ КАРТИНА МИРА - СКРЫТАЯ ПРАВДА.(видео)

    Сегодня существует множество мнений и споров по поводу того, как жили наши Предки. Ученых занимавшихся этими вопросами, нередко подвергали гонениям, а их труды просто уничтожали. Но люди, которым не безралична наша история, жили как раньше, так и немало их и сегодня - среди наших современников. С одним из них, доктором исторических наук Александром Вл...
    -->
    1139

    К 300-летию Дома Романовых (1913г.) / Альбом истории русских Царей и Императоров, Русского Мира

    К 300-летию Дома Романовых (1913г.) / Альбом истории русских Царей и Императоров, Русского Мира Не любит нечисть вечногонимая из псевдоэлиты с рублёвки-то слово само Русский Мир, всё потому, что слово там есть русские, а значит Православные!Не быть нам вместе с погаными иудействующими, ибо они поклоняются Диаволу, а мы русские, у Нас в сердце Бог Русский...
    -->
    1143
    Rif Фитиль
    5 марта 13:04

    Как изгои превратились в правителей

    Чем богатырь отличался от князя, почему нет ни одного князя-богатыря. Зачем нужна была община. Каким было общее дорелигиозное мировоззрение разных народов Евразии. Почему по всему материку примерно в одно и то же время произошло выдавливание народной культуры и замена её инородной. Кто осуществлял этот коренной перелом в разных странах и культурах. По...
    -->
    1202
    Гарри Химик 2 марта 12:18

    Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

       Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.    Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях. Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.  ...
    -->
    2500
    ОТШЕЛЬНИКЪ 1 марта 17:56

    НАУЧИСЬ читать ГЛАГОЛИЦУ !!! (ноу-хау методика - "для ленивых") Изучи запросто, древне-славянское письмо!

    На фото - Башчанская (Бошканская) плита — один из древнейших известных памятников глаголицы, XI в. Научившись бегло читать звуки, на глаголице, вы сможете прочесть то, что на ней написано! Почему именно её? Ну, хотя бы потому, что глаголица есть первый славянский, и главное, до кирилл-мефодиевский алфавит. На территории Древней Руси глаголица использовал...
    -->
    5461
    Бонин Николай 27 февраля 22:02

    ГЕРОИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ и их роль в циклах судьбы СЛАВЯНО РУСОВ (продолжение XII).

    Исторические циклы СЛАВЯНО РУСОВ.Поглощение ТЬМОЙ.Вот они, слова ДУХА ИСТИНЫ, вложенные в уста Конфуция: "Мы отвергаем свое прошлое и стремимся в будущее, но, ошибаясь в прошлом, впадаем в иллюзию и о будущем…Традиция — корень мира. Если хочешь, чтобы ствол и ветви были крепкими и приносили плоды, вернись к своим подлинным корням, к истокам, поверь и полюби…".Свои под...
    -->
    1216
    Rif ПАТРИОТ
    1 марта 12:18

    "Орден опричников: хватит сочинять историю"(видео)

    Е.Ю.Спицын и В.А.Волков "Орден опричников: хватит сочинять историю"https://www.youtube.com/watch?v=JDG8ZI42KeA...
    -->
    1267
    Sage 26 февраля 18:08

    В честь детей сына Велеса Аргаста и Эвелины назвали сам Боровицкий холм, а также и Москов-град.

    Боровицкий холмВозвышенность, на коей стоит Московский Кремль, издревле была местом мистерий. Об этом, например, говорит основание здесь в XI веке первого московского христианского храма – деревянной поначалу, а с XV века – каменной церкви Иоанна Предтечи, «что на Бору». Эта церковь и оставалась древнейшей в Москве, пока её не снесли в 1847 году. У осно...
    -->
    1652
    AllatRa 25 февраля 19:35

    Агапит Печерский. 25 февраля. Вдвоем наедине.

    Программа посвящена древнеславянскому святому, преподобному Агапиту Печерскому Врачу Безмездному ― первому Лекарю Киевской Руси, жившему в XI веке, чьи нетленные мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Вот уже тысячу лет к его мощам не прекращается людской поток, причём не только православных верующих, но и представителей других религий и конфессий, и...
    -->
    529
    Gena Weret 24 февраля 23:49

    Роман "Вот и все, Владимир" Книга 1. Глава 7.

    --- Колчан. Начало ИсторииТак началась новая страница, вернее даже не страница, а новая История Чингисхана и его Великого воинства.Начал жить и Колчан. Стрела за стрелой добавлялись в него. Каждая стрела несла информацию об одном из великих сражений, коих было тридцать девять. Каждое такое событие подробно описывалось на китайском языке, может телохранителями, может и...
    -->
    1422
    Rif ПАТРИОТ
    24 февраля 16:26

    О тайнах Древней Руси. И новая и старая хронология скрывают реальность(видео)

    Доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказывает о тайнах Древней Руси и отвечает на вопросы зрителей. Что было главным в общине, почему реальное предствление о ней тщательно скрывается. Где искать утраченные корни русского народа. Почему мы живём в городском плену, без чего мы не сможем от него освободиться.День ТВОпубликовано: 21 февр. 2019 г...
    -->
    1684
    dentvideo 21 февраля 16:45

    Александр Пыжиков. И новая и старая хронология скрывают реальность

    Доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказывает о тайнах Древней Руси и отвечает на вопросы зрителей. Что было главным в общине, почему реальное предствление о ней тщательно скрывается. Где искать утраченные корни русского народа. Почему мы живём в городском плену, без чего мы не сможем от него освободиться. https://www.youtube.com/watch?v=adVvqOdBDeU ...
    -->
    1605
    ru-an.info 19 февраля 01:15

    Великая Тартария – Империя Русов!

    . .Великая Тартария – Империя Русов!«Великая Тартария – Империя Русов»  правдивый рассказ об интереснейшем и весьма драматическом прошлом нашей земной цивилизации. Великая Тартария – это то, что в своё время стало основой земной колонии предков...Наверное, многие помнят, как в конце 1991 года многомиллионное население Советского Союза проснулось 27 ...
    -->
    2976
    Донбасс Русь 17 февраля 16:17

    Акт Константинопольского собора об учреждении патриаршества в России. 1593 год.

    Грамота Константинопольского собора об учреждении Московского патриархата. февраль 1593г.Шифр рукописи: ГИМ, синод. №198 (339/СХСIХ), 1593г.Вероятно, существует 2-й экземпляр грамоты хранящийся в Синайском монастыре св. Екатерины (Египет); шифр: №508(976), ? год. Перевод по изданию: журнал «Труды Киевской духовной академии» 1865г., том 3, стр. 237-248.  ...
    -->
    1095

    Известные священники о том, виновна ли Церковь в крушении Российской Империи …

    «Не зря говорят, что в Синодальный период было немного святых – за 200 лет церковь прославила всего несколько человек. Но именно эта эпоха вырастила в Церкви не десятки, не сотни, а десятки тысяч людей, которые, несмотря на революционные потрясения и Гражданскую войну, усилия богоборческой власти, не просто где-то по углам сохраняли свою веру, а засвидетельствовали ве...
    -->
    1069
    Елена Талаева 15 февраля 15:14

    Читайте старые книги... Они хранят древние знания

    Даже прочтение одной книги начала XIX века может навести в голове порядок.Влюблен? Дальше все ясно: Свадьба - Супружество - Дети. Сразу скажу, это было ясно нашим предкам. А у нас в голове сейчас каша.С детства меня ставила в тупик одна странность в сказках или фильмах:  Иван-царевич нашел свою Царевну-лягушку, прилетели они домой и все, сказке конец. Почему...
    -->
    2676
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    1467
    Sage 12 февраля 17:23

    ГДЕ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВѢДИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ПРЕДКОВ?

    — Каким же образом можно познакомится с Ведами, если мы знаем веды только индийские? — спросил я.— Мы же с тобой говорили на эту тему — расстроился от моего глупого вопроса «знахарь». — В Индии они сохранились, но описывают события более древние — общеарийские. Это раз. И, во-вторых, у нас на Руси имеют место два вида вед: одни записаны и замаскированы ...
    -->
    2105
    Дед Мороз 1 февраля 12:26

    Почему Кремль не заметил 365 лет Переяславской Рады?

    Узнал на днях, что власть проигнорировала одну важнейшую историческую дату в судьбе великой России, которой более тысячи лет. Что в принципе неудивительно для режима, считающего датой своего основания день отделения от СССР 12 июня 1991 года. Главное таких ключевых дат в нашей истории раз-два и обчелся. Это год крещения Руси, который заложил основы славянско-православ...
    -->
    1844
    Арина Русский вопрос
    31 января 12:54

    Троице Сергиева Лавра отфотографировала и выложила в интернет 14568 рукописей из своих фондов.... Это церковные книги, летописи, старинные переводы святых отцов, литературные и канонические сборники, сочинения лаврских богословов 18-19 века.

    Там можно жить ГОДАМИ....С богословскими целями, с историческими, с историко-литературными. Да просто чисто из эстетства.Половина этого нормальным способом до сих пор не издано. А тут бац - и вывалили из под спуда. И читай, читай, читай, если хочешь и буковки разбираешь.Выходит из под воды весь этот рукописный айсберг и несчастные идиоты даже приблизительно не предст...
    -->
    1999
    Sage 24 января 18:22

    Вся правда о крещении Руси

    Часть 1Эта статья, является продолжением темы о фальсификации истории Руси/России немецкими историками по заказу Гольштейн-Готторпской (Романовы) династии. Предыдущий материал (Товарищ, верь: история прошлого- в будущее дверь! ).ОфициозВ нынешнем году, торжественно и с помпой, отмечалось 1030 лет принятой в официальной истории даты — крещения Руси князе...
    -->
    2163
    Вадим Витихов 22 января 11:48

    ИНТЕРЕСНО... Андрей Синельников. Крещение Руси.

    Программа "Вы действительно в это верите?!" будет посвящена истории в целом и разоблачению укоренившихся исторических мифов в частности.В первом, пилотном выпуске Андрей Зиновьевич разбирает интереснейший миф - крещение Руси Владимиром, Князём Киевским. А было ли оно, крещение огнём и мечом, первым, как мы знаем с самого детства? Ведь множество сохранившихся историчес...
    -->
    1483

    

Николай II. Информационное оружие против советского народа.

    
Вы никогда не задавали себе вопрос, почему канонизировали Николая II, но не канонизировали Александра II Освободителя? Почему так усиленно запихивают образ гражданина Николая Романова во все сферы жизни - прямо-таки шпигуют общественное сознание, как тушку поросёнка морковкой и яблоками перед готовкой. От названий аэропортов до названий учебных заведений, от монет и ...
    -->
    6112
    sugochka 14 января 15:46

    Кому Бог-отец, а кому Бог- деньги.

    "В начале XX века высшая иерархия церкви могла соперничать своим богатством с самыми крупными землевладельцами Российской империи: 671 священнослужитель владел 48 тысячами десятин, т.е. более чем по 70 десятин на душу, 589 священнослужителей владели в среднем по 250 десятин на душу, 26 представителей священнослужителей высшего сана — по 1840 десятин на душу. Многие св...
    -->
    2388
    Vladimir NN 13 января 19:57

    Ель в Новый Год.

    Много публикаций и в интернете о том, как на Руси появилась традиция украшать ёлку в праздник Нового Года. А вот истоки, почему именно хвойным деревьям, ёлке и сосне уделили больше внимания, чем другим деревьям в этой части евразийского материка, они не открывают. В общем, замысел данной публикации обратить взор читающих эту тему на древо насажденое при...
    -->
    1725
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    9 января 17:36

    Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии, искажении традиций с точностью до наоборот(+видео)

    Высказывания Виталия Сундакова переворачивают представление об истории, религии, православии и многом другом. Автор рассказывает об искажении славянских традиций с точностью до наоборот. При этом повествование происходит в очень увлекательной форме, так что за 75 минут непрерывного просмотра я не успел соскучиться.Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии...
    -->
    5932
    Солдат-Матрос 8 января 01:05

    Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней

    Главная православная святыня Донбасса сегодня, как и другие храмы и монастыри УПЦ МП, оказалась под угрозой захвата и неминуемого запустения. Однако за годы существования Свято-Успенской Святогорской лавры такое случалось с монастырем не раз, но всякий раз он переживал возрождениеВ 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиен...
    -->
    2297
    Дмитрий Попов 2 января 15:06

    Сезонные колебания рождаемости в России

    Канонические правила православной церкви предписывают воздержание от супружеского общения в дни поста, в том числе в периоды Рождественского, Великого и других многодневных постов. Можно косвенно оценить степень соблюдения этих правил православными христианами Российской империи путём анализа рождаемости по месяцам.Исходные данные для такого анализа (на примере 1885 г...
    -->
    2739
    Ростислав Ищенко 31 декабря 2018 г. 08:11

    Реставрация Третьего Рима

    Претензии русских государей на статус преемников Римской империи, имели под собой куда более глубокие основания, чем у их западных коллег. Во-первых, римская государственная традиция, действительно переместилась в Византию, будучи практически полностью утраченной в Западной Европе, где после «тёмных веков», варварских королевств, нормандских и венгерски...
    -->
    24548
    Viktor Zhiltsov 24 декабря 2018 г. 10:10

    ПОЧЕМУ НА ДВУГЛАВОМ ГЕРБЕ ТРИ КОРОНЫ

    ПОЧЕМУ НА ДВУГЛАВОМ ГЕРБЕ ТРИ КОРОНЫНаверное это имеет каббалистический смысл.Есть в Каббале Древо Сиферот. Картинка которая отражает связь материального и нематериального, божественного. По Каббале между ними нет четкой границы, а есть десять промежуточных уровней — сиферот.Верхние три сифероты и есть видимо три короны орла.Центральная корона так и назвается — Кетер,...
    -->
    3701
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    19 декабря 2018 г. 22:41

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/4. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Однако, меры по обузданию «рабочей оппозиции» не приносили желаемых результатов, она не собиралась сворачивать своих знамен. Сразу после Х съезда по инициативе ее лидеров была устроена так называемая «неделя профдвижения». Ее девизом стал лозунг: «От станка – в центры управления». Газета «Труд» призывала отнестись к мероприятию не как к празднику, а как к штурму косно...
    -->
    3198
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 декабря 2018 г. 11:47

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/3. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Староверческие корни объединяют не только лидеров «рабочей оппозиции». Если посмотреть, где она пользовалась наиболее активной поддержкой, то следует назвать все основные индустриальные регионы страны с традиционно обширным присутствием староверов. Естественно, современные историки проходят мимо этого важного обстоятельства: они привычно перечисляют регионы Советской ...
    -->
    2725
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    17 декабря 2018 г. 12:01

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/2. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Рабочие, как отмечалось выше, начали вступать в партию с 1905 года. Большинство из них были выходцами из староверческой (преимущественно пролетарской) среды – как, например, знаменитый Михаил Калинин, уроженец села Верхняя Троица Тверской губернии (район Кимры – известное старообрядческое место). Из воспоминаний его родной сестры видно, что их семья всегда старалась д...
    -->
    2642
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    16 декабря 2018 г. 12:26

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/1. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Аормирование большевистской партии неизменно привлекает внимание исторической науки. Советскими историками партийное строительство изображалось как победоносное низвержение всех, кто по тем или иным причинам противился ленинским предписаниям. На этой логике построен монументальный «Краткий курс истории ВКП(б)». Рабочее движение с одной стороны, и марксистские кружки, ...
    -->
    2643
    Valery Ramble 11 декабря 2018 г. 13:33

    Этническая история Галиции , как история ассимиляции Галицко-Волынского княжества католиками

    Полная версия поста с иллюстрациями по ссылке:http://dedusenko.at.ua/blog/ehtnicheskaja_istorija_galicii_kak_istorija_assimiljacii_galicko_volynskogo_knjazhestva_katolikami/2014-03-10-90В наши дни Галиция включает в себя три области Украины - Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Вплоть до 1945 года в состав Галиции включались земли по течению реки Сян (или Са...
    -->
    3208
    Крестьянин Свет Христов
    18 ноября 2018 г. 12:46

    СЛЕДЫ ИМПЕРИИ: БОРИС ГОДУНОВ

    При нём впервые на Патриарший престол Святой Руси взошёл митрополит Иов, Патриаршее достоинство которому было присвоено лично Вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года. При нём Россия фактически стала центром Православного мира. Он укрепил российскую государственность, и соседи были вынуждены уважать и считаться с интересами России. На юге страны старания...
    -->
    3968
    За Царя! 10 ноября 2018 г. 15:56

    Отечественная история. Фильм 31. Великий октябрь. Геноцид

    Узнайте ответы:-В чём источник силы русского народа и как его уничтожали большевики?-За счёт чего Ленин и Троцкий смогли удержать власть?-Чем Ленин, Троцкий и Свердлов рассчитались со своими заокеанскими хозяевами за помощь в захвате власти?-Спецслужбы каких стран приняли участие в кровавом терроре в России?-Каким оправданием прикрылись большевики, чтобы начать геноци...
    -->
    3930
    История и Право 23 октября 2018 г. 22:42

    Ритуальное убийство в Киеве

    20 марта 1911 года в предместье Киева Лукьяновке в одной из пещер было обнаружено тело двенадцатилетнего мальчика Андрея Ющинского со множеством колотых ранений. Тело находилось в сидячем положении в исподнем белье, руки были связаны, рядом находились его одежда и ученические тетради. По всему увиденному стало понятно, что жертву жестоко пытали.Происхождение и биограф...
    -->
    5299
    Grand Фитиль
    22 октября 2018 г. 09:19

    Банкиры Средневековой Руси

    Несмот­ря на то что ро­стов­щи­че­ство осуж­да­лось Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем и Пра­ви­ла­ми св. Апо­сто­лов, случаи, когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли при­бе­га­ли к росту, не были ред­ко­стью на Руси. Еще в 1274 г. цер­ков­ный собор, со­зван­ный во Вла­ди­ми­ре, вынес по­ста­нов­ле­ние о тща­тель­ной про­вер­ке свя­щен­ни­ков и дья­ко­нов, при­ни­ма­ю­щих с...
    -->
    5044
    Михаил Зарезин Петрович
    21 октября 2018 г. 15:29

    Буржуазно-демократические попы в экспортном исполнении

    Письмо бывшего посланника в США Бахметьева министру иностранных дел Штюрмеру о некоторой политической разнузданности ряда православных священнослужителей, окормлявших североамериканскую паству, я выкладывал раньше.   https://cont.ws/@mzarezin1307/1095027А теперь - выразительные приложения к этому письму.Если церковь искренне считает упразднение Николая Крова...
    -->
    3267
    Михаил Зарезин Петрович
    15 октября 2018 г. 14:49

    В вере крепок, в политике гибок

    .. ..http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13538-3-dekabr-1917-g-1917#mode/inspect/page/44/zoom/8 .. .. .. ...Приложения к письму полны живого интереса и неизъяснимой прелести. Но их я выложу в следующий раз, дабы не перегружать публикацию.А вот что пишет об Александре (Немоловском) православная энциклопедия...
    -->
    4430
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика