Если такая полюбит, то или будет носить на руках или удавит на хрен.)))

0 768

Хоть и социалистический, но реализм.


Самое любимое мое изображение трудового порыва в советском искусстве.

Самохвалов А.Н. "Со сверлом". Из серии "Девушки метростроя". 1934. ГРМ

Одной из любимых тем художника Александра Самохвалова были физкультурницы и «советские богини», строящие новый мир. По призыву комсомола в 1934 году он добровольно отправился возводить первое советское метро и там постоянно любовался метростроевками — девушками-строителями.

С натуры Самохвалов ничего не писал — на стройке это было неудобно, но дома запечатлел их в серии акварелей, получившей название «Девушки Метростроя» (Метростроевки).

Поскольку рисунки делались по памяти, то здесь нет места конкретным деталям и узнаваемым лицам. Художник стремится передать мощь и энергию своих моделей. «Метростроевка со сверлом» — пожалуй, самая сильная во всей серии. И дело не только в ее мускулах: как отмечают искусствоведы, Самохвалов в то время находился под влиянием Микеланджело — мастера эффектных поз и динамичных жестов.

Ниже я собрала ВСЕ рисунки и картины из серии «Девушки Метростроя».

"У крана"

 

Говорят, это были эскизы для неосуществленных панно Московского Метрополитена, но вроде бы сведения о том, что Самохвалову был дан такой заказ, не подтверждаются, так что это просто легенда.

Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»:

«Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома ученых в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде. 

"У бетоньерки"

Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах. Некоторые образы этих метростроевок я воссоздал в картине большого размера, пользуясь иногда и натурой, но это отнюдь не было портретом. Очень хорошо выразился Дейнека по поводу двухметрового холста, на котором изображена девушка с отбойным молотком: "Она, как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка".

"Стакан молока"


Вот как описывает Самохвалов свою работу над акварельной серией "Девушки Метростроя" и использованный им творческий метод:

«В нашу эпоху рождения и необычайного роста нового человека следовало, казалось бы, не брать в руки кисть, не имея перед глазами натуры, подобно тому как того требовал в свое время Энгр. Но в том-то и суть, что образ этого нового человека раскрывается в сложнейших трудовых, общественно-политических взаимоотношениях.

А с нашим громоздким, долговременным процессом профессионального осуществления не влезешь в постоянно меняющийся жизненный поток, не подстережешь иногда мгновенно раскрывающийся образ.

"Перед душем"

 

Поэтому мне казалось необходимым пересмотреть метод накопления опыта.

К этому приводила меня и новая задача, которую я себе ставил.

Поиски образа-типа советской девушки-метростроевки, органически впаянной в общий рабочий ход гигантской стройки, в которой ее общественный смысл подчеркивается каждой деталью, требовали, как мне казалось, иного подхода и иного формата решения.

Здесь нельзя было изолировать объект от действия, нельзя было тащить его к себе в мастерскую. Необходимо было развить остроту восприятия и зрительную память, значит, сделать превалирующим момент наблюдения и изучения. Необходимо было найти технику осуществления, быструю и четкую по своему живописному языку.

"С лопатой"

 

Трудности акварели требуют от художника известной отваги, большого напряжения и выдержки. Необходимость управлять растекающейся краской, которая может ворваться потоком в соседнюю и погубить все дело, создает у художника известный подъем и чувство ответственности за каждое движение. В то же время консистенция краски требует быстроты решений.

Это соответствует темпам и хорошо сливается с осуществляемым образом.

Я остановился на акварели.

Думаю, что структура решения была найдена правильно. Работая маслом, я смог бы разработать тему с гораздо меньшей полнотой.

"Метростроевка, несущая лопаты"

В противоположность серии коммунаров, где работа происходила на глазах у всех, здесь ни одна из работниц Метростроя не догадывалась, что за ее работой, за ее движениями наблюдают, имея в виду ее изображение. На месте я даже не делал никаких заметок. Только в случае чрезмерной зыбкости впечатления заносил в маленькую записную книжку ту или иную черту, значение которой было понятно только мне. Спустя некоторое время, я беспорядочно сразу зарисовывал все, что можно было вызвать в памяти. Эти записи еще не являлись материалом. Основным материалом все-таки была память. Чаще всего именно наиболее яркое впечатление переходило на бумагу с наибольшим трудом, может быть, в силу его большей обогащенности; к получающемуся изображению предъявлялись больше требования.

"Метростроевка, несущая арматуру"

 

После каждого похода на Метрострой вырисовывались с достаточной яркостью два-три образа. Их я и осуществлял в акварелях.

На каждый лист по строгому рабочему плану отводилось два дня; если за это время мне не удавалось закончить, я оставлял завершение листа до окончания всей работы.

Этот, хотя и несколько искусственный, перерыв я считал существенным, так как им обеспечивалось плановое накопление материала, поддерживался темп работы мысли и, что самое главное, определялась единая концепция каждого отдельного листа в серии.

"Откатчицы"

Вообще серию я рассматриваю как целое произведение особой структуры, где мысль художника на отдельных вещах дает варианты или грани единого образа.

Единство формата, техники и принципа построения архитектурно объединяет серию, монументализирует ее.

Взятая мной тема подсказывала монументальное решение. Работая, я представлял себе эти листы как бы эскизами фресок, которые, оставаясь в структуре акварели, могли бы быть и самостоятельно развернутыми в некоем архитектурном ансамбле. (источник)

"У лебедки"

Кстати, в реальности они маленькие, просто акварельные листы.

Есть, правда, одна картина маслом "Метростроевка со сверлом", но она не такая "горячая", как графические наброски.

 

UPD: оказывается, две картины маслом есть. И 10 акварелей.

Вот это, кажется, вторая маслом. Развитие эскиза "У бетоньерки" (?), сравните, насколько улучшилось.

 


Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...