Начиная с ХV века он надежно защищает нас от морозов, врагов и псевдопатриотов.
Часто носил их, кстати, и сам император.
В русском политическом словаре это слово неожиданно возникло несколько лет назад - с подачи так называемых либералов и таких же псевдоинтеллектуалов.
Их "ватник" воплощает все изъяны российского общества - нетрезв, немыт, глуп, ленив. Да к тому же он квасной патриот. "Ну ты и ватник!" - звучит в устах бойцов социальных сетей как оскорбление. За "ватничество" принято изгонять из творческих тусовок, как раньше изгоняли из творческих союзов.
Мы решили напомнить своим читателям, чем был и остается ватник в истории нашей страны. Он заслуживает самых теплых слов и доброй памяти.
Ватник - это стеганая куртка на вате. И, пожалуй, один из самых древних вариантов многофункциональной одежды.На Руси ватные куртки появились примерно в XV веке, чудесным образом объединив восточный "кэфтэн" c западным акетоном. В них на Руси спасались от морозов, лихо рубились с татарами и ливонцами.
К XVII веку кофты и куртки на вате так полюбились русскому народу, что стали частью национального костюма. Крестьяне бегали по снежку в суконных армяках на толстой ватной подкладке. Розовощекие барышни приберегали для свиданья душегреи с широкими рукавами и щегольскими складками.Но истинную славу ватники снискали в совсем недавние исторические времена.Ватник - долгожитель-фронтовик. И в этом его крепкая генетическая связь с рыцарским акетоном.
Упоминания о ватнике содержатся в официальных бумагах и дневниках героев Плевны и Шипки. Правда, те странные бешметы и полушубки, которые спасали офицеров от смерти во время Русско-турецкой войны, были балканскими по происхождению. Их покупали, а иногда получали в подарок наши военные, когда совершали титанический переход через горные перевалы. И уже позже император Александр III, оценив эффективность морозостойкой амуниции, основательно утеплил русскую армию - мундирами и барашковыми шапками. Тогда же кавказские казаки и охотники (разведчики) надели ватные бешметы и полушубки.
Часто носил их, кстати, и сам император.Пригодились тулупы и во время Русско-японской войны, причем на сопках Маньчжурии в них не только согревались. Сшитые из грязновато-коричневого текстиля, они служили отличным средством камуфляжа и многим спасли жизни.
Ведь наша армия отправилась на театр военных действий в форме, совершенно не соответствовавшей географическим и боевым условиям. Она была холодной, неудобной, а главное, плохо маскировала, особенно белые офицерские кители. Собственно, тогда и возникла идея внедрить в форменный костюм камуфлирующие элементы.
Правда, получилось это лишь после окончания Русско-японской.Короткие куртки-бекеши встречаются на фотографиях Первой мировой. Есть даже версия, что классический советский ватник родом именно оттуда. Красивая версия, но ложная. Отнюдь не все ватные тулупы, которые носили наши солдаты и офицеры, были стегаными. А стежка - это все-таки определяющий элемент классического советского ватника.Но когда же он появился?
8 октября 1932 года считается официальным днем рождения советского ватника. Именно тогда Комитет по стандартизации Народного комиссариата легкой промышленности издал описание телогрейки - однобортной стеганой куртки на вате из гимнастерочного материала цвета хаки.
Но мало кто учитывает, что это всего лишь опубликованный стандарт и что стеганые телогрейки стали популярны раньше - еще в 1920-е годы. Архивные снимки это подтверждают.
Носили их все - рабочие и колхозники, милиционеры и торговцы, беспризорники и лишенцы "из бывших". И, конечно, военные, но строго под шинелями.
В течение 1930-х годов телогрейка совершенствовалась - менялся материал, появлялись удобные детали. И в августе 1941 года Красная армия получила новый вариант ватника - с отложным воротником.
Отныне ватник было приказано носить вместо шинели - в качестве верхней одежды. По этой причине на воротнике нашивались петлицы со знаками различия. Дешевая, в меру удобная вещь была чрезвычайно популярна среди бойцов. И стала одним из главных символов Великой Отечественной войны.
Но стеганый ватник - и символ ГУЛАГа. Его описания приведены в списках вещевого довольствия заключенных. Выдавали телогрейки только "работающим на наружных работах и в неотапливаемых помещениях". Но это не спасало на северных лесоповалах. Те, кто мог, запасались перед арестом меховыми полушубками и шерстяным бельем. Эти вещи ждали своего часа в знаменитых чемоданчиках под кроватями, ставших еще одним символом 1937 года. https://vk.com/rusonline
Оценили 5 человек
9 кармы