Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

ТЕОКРАТИЗАЦИЯ РОССИИ

0 1269

 

Теократическое государство , используя  средства социального управления, обязуется покровительствовать религии, защищать принадлежащую религиозным общинам собственность, а также берет на себя функцию санкционирования и обеспечения реализации норм религиозного права.

 Теократическое государство чаще возникает при фактической монархии. Монархия - это форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку ( см. полномочия Президента РФ ). При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху (назначение "своих людей" на высшие должности и есть осуществление этой власти ) .

Власть монарха не обязательно передается по наследству, монарх может избираться За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Предполагается, такие монархи несут ответственность только перед Богом . После теократического государства всегда предполагается переход в теократическую монархию ,теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Теократическое государство занимается внутренним преобразованием мира путем осуществления функций  учительства, наполняя политику государства религиозным содержанием.

 Стирается четкая грань между государством и религиозной властью : они сливаются в единое образование - религиозное государство, конечной целью кᴏᴛᴏᴩого будет достижение божественного царства. Государство, стремящееся воплотить в жизнь религиозные идеалы, берущее на себя выполнение внешних религиозных функций и признающее юридически равную силу за религиозным и светским правом, будет теократическим.

 Таковым  было Византийское государство. Россию же, с момента принятия ею христианства вплоть до 1917 года можно назвать государством с теократическими тенденциями.

Теократические тенденции средневекового Российского государства выразились в обожествлении царской власти. Именно в ϶ᴛᴏт период впервые на Руси совершается обряд помазания царя на царство. Власть государя приобретает сакральный характер.  Это начинает означать, что он, имеющий божественное предназначение, уже не первый среди равных, а единственный, самодержец. Производный характер слова царь от латинского цезарь (кесарь) придавал авторитет и легитимность новому государственному строю, подчеркивал преемственность и однопорядковость царской власти Московского князя и власти императоров Рима и Византии.


 Соотношение церковной и государственной власти  наглядно демонстрирует в образах Солнца и Луны. Солнце, как источник света, олицетворяет в человеке его душу, а в обществе - епископскую власть. Луна, заимствующая свет от Солнца, отождествляется в человеке с его телом и в социальной сфере - с царской властью.

 

 Теократизм  заключается  в его замысле подчинить общественную жизнь нормам религии. Религиозный закон  для государства неприкосновенен, поскольку имеет высшую юридическую силу по сравнению со светским правом. Государственное законодательство должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать религиозным канонам. В случае их неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия, закону не следует повиноваться.

 Принимая за основу религиозной реформы концепцию "Москва - третий Рим", патриарх попытался привести русские церковные обряды и тексты в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с византийскими,  превращению русской церкви во вселенскую, а русскому государству - в православную империю. 


 Цель боговластия - рождение нового  человека и воссоединение его с богом в образе богочеловека ,  общество будет дополненной (расширенной) личностью, а личность - сжатым, сосредоточенным обществом. Заключительной стадии всеобъемлющего  преображения , в кᴏᴛᴏᴩом сходятся все совершенные устремления человеческой индивидуальности и коллективности,  воплощение всеединства  .


Католичество, основанное на строгой иерархии священнослужителей, представляет исторический базис теократии. Значимость католической веры определяется  тем, что в ее основе лежит принцип абсолютной власти верховного первосвященника. Без власти римского папы народы не могут быть объединены в одну семью: всеобщее братство на земле предполагает и всеобщее, единое для всех духовное отцовство.  Соединить народы в пределах общей территории царства и выполнить задачу современного периода эволюции теократии должен царь.


Воссоединением христианских церквей Соловьев пытался решить  русский национальный вопрос. В экуменизме , по мнению философа, есть  национальный подвиг самоотречения России , кᴏᴛᴏᴩый позволит России вступить в духовно-интеллектуальное общение с Западом и избавиться от обособленности и замкнутости. Аналогично тому как и в прежние времена, в период призвания варягов и реформирования системы государственного правления при Петре I, Россия сможет повторить национальный подвиг самоотречения, встав над исключительностью и самомнением. Построение  теократии, считал мыслитель, отвечает ϲʙᴏйствам русского национального идеала и народного характера, поскольку идеал России религиозен и находит ϲʙᴏе выражение в образе "святой Руси".

Истинная теократия может быть образована только при неслиянном и нераздельном единстве священнической, царской и пророческой власти. Соединение властей должно  олицетворять, по замыслу Соловьева, образ святой Троицы на земле. Такой "триединый способ богочеловеческого соединения" был заложен в Адаме и реализовался в Иисусе Христе. 


Мессианская идея богоизбранности и богоносности России осмысливалась Достоевским, Бердяевым, Карсавиным, Франком, Ильиным и многими другими мыслителями. Все они видели идеал России религиозным и указывали на необходимость учета христианских принципов в политике и праве. Но, в отличие от предшествующего периода, теократические принципы организации власти находили опасными и воплощение их в действительности считали для России неприемлемым.
 

 Важно заметить, что одним из первых заговорил об ϶ᴛᴏм современник Соловьева Ф.М.Достоевский. В "Легенде о Великом Инквизиторе" он показал суть теократии, подменяющей нравственно- религиозные предписания противоположными императивами. В теократии, утверждал писатель, земному царству отдается предпочтение перед царством небесным, почитание бога оборачивается благоговением перед государством, вера в божественное предназначение человека сменяется презрением к людям и установлением над ними жесткой опеки церковно-политической власти, любовь затмевается ненавистью и презрением к ϲʙᴏбоде

Теократические представления продолжали существовать вплоть до 1917 года .  На Поместном Соборе 1917-1918 гг. было заявлено также, что церковь не связана ни с каким иным государственным устройством. Ее дело - служение вере, а не политике. 

При этом новой модели  многие священнослужители  и философы были высланы из страны. И если глубокое осмысление церковно-государственных отношений и продолжало существовать, то только в эмигрантской среде . В России, а в последующем - в Советском Союзе де-юре был провозглашен принцип отделения церкви от государства.

 С приходом к власти демократических сил, провозгласивших курс на перестройку и демократизацию общества, отношение к церкви изменилось в обратную сторону: за ней было признано право на самостоятельное и независимое от политической власти существование, а отмечаемая исследователями тенденция возвращения к принципу государственной церкви в таких условиях вполне закономерна.

Тенденции теократизации религиозных отношений в России  засвидетельствовал принятый Закон "О ϲʙᴏбоде совести и о религиозных объединениях".  Концептуальным основанием отношений государства и религиозных объединений в России выступила идея культурно-исторической избирательности по признаку их особой культурной и исторической значимости. Следуя принципу культурно-исторической избирательности, государство обязуется оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры ; содействовать религиозным организациям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий . В Законе РСФСР "О ϲʙᴏбоде вероисповеданий" говорилось исключительно об оказании государством материальной помощи в "реставрации культовых зданий, представляющих историко-культурную ценность" .


В наибольшей степени отчетливо избирательность государства по отношению к конфессиям выразилась в разделении их на религиозные организации и религиозные группы. По сравнению с религиозными группами религиозные организации наделены значительными преимуществами.

В числе последних - право на создание образовательных учреждений и возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных учреждениях ; возможность получения налоговых и иных льгот, государственная поддержка в преподавании общеобразовательных дисциплин в собственных образовательных учреждениях ; возможность создавать учреждения профессионального религиозного образования, очное обучение в кᴏᴛᴏᴩых дает право на отсрочку от призыва на военную службу ; право обращения к Президенту Российской Федерации с просьбой об отсрочке от призыва на военную службу и оϲʙᴏбождении от военных сборов для священнослужителей ; возможность создавать при себе представительства иностранных религиозных организаций ; право производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения  и другие привилегии.

 Превращение православной, а также других традиционных для России конфессий по сути в государственные антиконституционно,  оно неминуемо приведет к нарушению основных прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина и в первую очередь - ϲʙᴏбоды совести и вероисповедания. Думается, что православной церкви следует укрепляться не в политических структурах, а в гражданском обществе, занимаясь духовно-нравственным воспитанием населения.


Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

Врагов надо знать в лицо: Татьяна и Сергей Никитины туда же…

Даже не понятно, какой-такой вирус поразил нашу артистическую среду, что они как-то в момент потеряли связь со своей страной, со своим народом, со своими зрителями. Неужели это вирус называется риск п...