Исторически народы возникают значительно раньше, чем государства. И, собственно говоря, они создали те формы организации социально-территориальных пространств1, которые привели к возникновению института государства. По мере усложнения социального мира форма государства неоднократно изменялась, как и само понимание государства и его функций. Для понимания психологии стратегии самоопределяющихся социальных групп – народов важно понимание государственной идентичности как таковой и истории ее возникновения и эволюции.
Проблема на сегодняшний день видится в том, что, значительное число государств мира по-прежнему рассматривают государство в традиционном для него сакральном статусе. Одновременно их монополия на власть и истину демонстрируют неспособность обеспечить безопасность народов и ответить на вызовы и угрозы новых тенденций эволюции или предложить нечто альтернативное на перспективу.
Безусловно, большинство государств выступали, выступают и будут выступать против каких-либо угроз своей территориальной целостности. Таким образом, выстраивается неизбежная иерархия понятий «территориальная целостность государства» и «самоопределение народов». Государства отдают приоритет первому понятию, считая его основным условием внутренней социальной (в том числе удержания власти как таковой) и международной стабильности. Но при всем этом во всем мире постоянно происходят изменения, связанные с распадом полиэтнических государств и возникновением новых.
Несмотря на все разногласия, уходящие своими корнями в историю, конфликтующим народам придется и в дальнейшем сосуществовать. Они должны согласиться с тем, что абсолютно желаемого не получит никто. Ни одна из сторон не сможет достичь даже минимума своих целей, если они входят в противоречие, по крайней мере, с интересами другой. Поэтому следует подумать хотя бы об относительных выгодах в случае достижения компромисса. Некоторые из этих целей, а это могла бы подчеркнуть третья сторона, вполне совместимы. Грузины, абхазы, осетины и другие народы кавказского региона приобретут больше, если потратят свои человеческие и материальные ресурсы на сотрудничество в области экономики, свободы передвижения, транспорта, торговли, образования, культуры и т.д.
Оценили 0 человек
0 кармы