Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Некоторые причины пьянства на Руси и борьба с ним

50 2718

Рамзан Магомедов опубликовал очень интересную статью о детском труде в Царской России. Очень своевременно по - моему. 

Помимо этого, с конца 18 века, с начала появления капиталистических отношений, возникает страшнейшая проблема нашей страны - пьянство. 

Мне бы хотелось коротко осветить  один аспект – борьба с пьянством в России 18 – нач. 20 вв.

Основываясь на большом историческом материале один из первых русских исследователей этой проблемы И. Прыжов в книге "История кабаков в России" утверждал, что пьянство пришло на русскую землю "из вне". Да и само слово корчма иноязычного происхождения (польское). В 1740 году откупщиков уже называли компанейщиками (или еще их звали компанейцами), так как питейные сборы стали отдаваться "в компанию охочим людям". В 1740 году вокруг Москвы, чтобы ее жители пили только в царевых кабаках казенную водку, был построен земляной вал, на котором дежурили нанимаемые компанейщиками солдаты. Тех, кто пытался переходить вал, солдаты пороли плетьми и нагайками. Этот камер-коллежский вал сохранился до сих пор и находится теперь в центре столицы. Алкоголь в руках купцов, промышленников и царских чиновников становился орудием обмана, ограбления и угнетения народов. В одном из памятников старинной русской культуры "Притче о хмеле" описывается вред от пьянства.

Особенно же активно русский народ стал спиваться в конце XVIlI-начале XIX веков. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Литература того времени предостерегает лишь против злоупотребления алкоголем, и только позднее выдающиеся писатели и публицисты осознают, что истина успеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного.

Господствующие классы России поощряли массовое употребление в народе алкоголя как средства отвлечения трудящихся от протеста и борьбы за человеческие условия труда и жизни.

Первое трезвенническое движение в России, началось летом 1858 года, с движения против откупщиков в ответ на повышение ими цен на водку. Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской. Гродненской и других. Началось небывалое трезвенное движение народа, которое было частью стихийной революционной борьбы.

Многие видные люди XIX века, такие как Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания детей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения. За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить "Журнал воспитания" и "Русский педагогический вестник", с 1860 года – "Учитель", с 1861 года – "Ясная поляна", с 1864 года – "Педагогический сборник", а с 1866 года – "Детский сад". В этих журналах частично ставились и вопросы антиалкогольного воспитания юношества.

5 декабря 1866 года в России были учреждены приюты для "малолетних преступников". А в 1894 году Петербургское юридическое общество создало особую комиссию по вопросам малолетних правонарушителей. Еще в 1863 году Главным управлением военно-учебных заведений России уже был разработан план создания специальной сети школ для трудных детей, который стал реализовываться в 1867-68 годах. Первые специальные гимназии появились в 1868 году в Саратове и в г. Вольске Саратовской губернии, а позднее в Иркутске и других городах. В 1871 году в Петербурге была создана земледельческая воспитательная колония для малолетних правонарушителей, где основным принципом перевоспитания было уважение к личности подростка.

Несмотря на жестокие репрессии, в России вновь стали организовываться общества трезвости. Первое из них было учреждено в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии. Через некоторое время, в 1882 году, было создано "согласие трезвости" в селе Татево Смоленской губернии, в 1874 году было организовано Украинское общество трезвости. В 1887 году Л. Н. Толстой вместе с Н. Н. Миклухо-Маклаем, П. И. Бирюковым, Н. Н. Ге (младшим) и другими подписал "Согласие против пьянства" и создал у себя в имении общество трезвости. Подобные общества привлекли внимание правительственных учреждений и духовенства. В 1889 году Священный Синод предложил духовенству заняться созданием трезвеннических организаций. В 1890 году было основало Петербургское общество трезвости, в 1891 - Одесское, в 1892 - Казанское, в 1893 - Рыбинское, а в 1895 - Московское об¬щество трезвости.

Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А. Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году: Подольское, Рыбинское, Сарапульское, Тобольское и другие. В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани.

В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в С.-Петербурге "Вестник трезвости", с 1896 г. в Казани – "Деятель", а с 1898 года – "Народная трезвость", приложение к журналу "Наше хозяйство" и другие.

В состав указанных обществ входили главным образом рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А. М. Коровин, Н. И. Григорьев), а также другая прогрессивная русская интеллигенция.

Наряду с введением винной монополии в 1895 году Витте провел ряд миниреформ в частности учредил попечительства о народной трезвости, спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Вторая мера привела к тому, что, во-первых, "пьянство основательно завоевало семью"; во-вторых, у магазинов появились стаканщики. Мелкая расфасовка способствовала доступности спиртного. Что же касается попечительств о народной трезвости, то достаточно вспомнить, что состав этих учреждений, был насквозь бюрократический и главенствующую власть в них почти всегда занимали одни и те же люди, которые правой рукой насаждали пьянство, а левой пробовали поставить его в рамки приличия.

В России в конце XIX века просветитель С. А. Рачинский объезжал школы и обращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости.

На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В I905-I908 годах к Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу "Трезвая жизнь", "Листок трезвости для школьников", а в 1909 году листок трезвой жизни для младших детей "Зорька".

В крупных промышленных города проблемой становится повальное «уличное пьянство». В частности, в Иваново-Вознесенске на выходе из фабрик, хозяин располагал кабаки и магазины с алкоголем. Доходило до того, что в день «получки» жены рабочих, вместе с детьми встречали отцов семейств и забирали у них всю зарплату, дабы те ее не пропили. Владельцу же фабрики было выгодно, если рабочий оставит «получку» у него же в кабаке.

Еще в 1897 году при обществе Охранения Народного здравия была организована комиссия по борьбе с алкоголизмом, при которой была создана, подкомиссия по вопросам преподавания "антиалкоголизма" в школе. Специалисты на границе веков предлагали расширить круг наук по антиалкоголизму в университетах, была разработана развернутая тематика "нормальных антиалкогольных курсов", объявлена премия за лучшую "противоалкогольную хрестоматию" для школ с иллюстрациями, доступными для детей и подростков. Инспектор народных училищ Г. Ф. Марков в 1912 году написал "Проект методики преподавания "Науки трезвости". Им же в 1911 году было переведено с французского языка "Практическое руководство для преподавания науки трезвости", которое он использовал в работе Московского "Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом". В 1913 году в Санкт-Петербурге вышел переведенный с французского языка А. Л. Мендельсоном "Учебник трезвости для начальной и средней школы" Ж. Дени. В этом же году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге он удостоен малой золотой медали. В 1914 году в Москве вышел популярный учебник трезвости для начальных училищ "Школа трезвости" С. Е. Успенского, а в 1915 году первая отечественная противоалкогольная хрестоматия Н. В. Васильева "Трезвая жизнь", в которой были использованы произведения Г. Успенского, А. П. Чехова, Н. А .Некрасова, Г. Мопасана и др.

Анализ литературы, вышедшей в России с начала 90-х годов XIX века по 1914 год по проблемам алкоголизации детей и подростков, свидетельствует, что исследования велись в основном по трем направлениям. Одни работы посвящены конкретным исследованиям распространенности и факторов, способствующих алкоголизации среди учащихся; вторые - посвящены влиянию алкоголя на детский и юношеский организм; третьи - роль школы в профилактике алкогольных бед среди учащихся и задачах школы в борьбе за трезвость.

Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости второго десятилетия ХХ века в России. Правда деятельность их не всегда соответствовала Уставу. Вначале общества боролись за полутрезвость, то есть разрешалось потреблять пиво, сидр, вино. Отрицалась только водка и самогон. Ясно, что эти противоречия в детских обществах трезвости не могли привести к положительным результатам отрезвления подростков.

В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова "Противоалкогольный детский праздник", с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: "Будущее принадлежит трезвым нациям", а в 1914 году издана книжка В. Ф. Смирнова "Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками". Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал "Праздник трезвости", в Серпухове Московской губернии "Воскресный листок", в Острове Псковской губернии "Друг трезвости", Воронеже - "Заря трезвости", Одессе - "Зеленый змий", Уфе - "Уфимское попечительство о народной трезвости", Царицыне - "Царицынский трезвенник" и другие. Несколько журналов в защиту трезвости выходило в Москве, причем все они назывались: "В борьбе за трезвость". В Петербурге выходили журналы: "Листок трезвости", "Народная трезвость", "Отрезвление", "Сеятель трезвости", "Сила трезвости", "Трезвая жизнь", "Трезвость и бережливость", "Трезвые всходы" и другие.

Еще раз подчеркнем:

Особенно же активно русский народ стал спиваться в конце XVIlI-начале XIX веков. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Литература того времени предостерегает лишь против злоупотребления алкоголем, и только позднее выдающиеся писатели и публицисты осознают, что истина успеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного.
Господствующие классы России поощряли массовое употребление в народе алкоголя как средства отвлечения трудящихся от протеста и борьбы за человеческие условия труда и жизни.

http://rusinst.ru/docs/books/A...

Кому интересно, вот еще по данной теме.

https://alko03.ru/alkogolizm/s...

http://www.dissercat.com/conte...

https://lib.herzen.spb.ru/text...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Очень интересно, спасибо :)
  • в комментах обязательно найдутся те, кто напишет:"А вот язычники не пили, это христиане споили славян!!!111" Рекомендую: Трезвость для родновера не порок !? Сейчас люди, благодаря живительному влиянию различных интернет - сайтов, где содержится массу скрываемой информации, представляют себе славян-язычников раннего Средневековья как эдаких трезвенников, которым было чуждо упиваться до состояния нестояния! Не то что современные россияни! И опираются данные представления на такие мощнейшие источники, как интервью Михаила Николаевича Задорнова. Где писатель-сатирик со всей строгостью заявляет: «– То, что славяне были пьяницами – это миф. Доказано научно.» Возникает вопрос- а какой наукой доказано!? Ведь писатель-сатирик уверяет:"история переписана". А какая наука ещё занимается изучением вопросов старины!? Конечно сам Михаил Николаевич делает попытки, но его рассказ о пресловутой водке, которая появилась гораздо позже не совсем уместен: есть массу алкогольных напитков кроме неё, с которых можно достигнуть того самого опьянения! Учитывая, что "адекватные" родноверы на словах ратуют за аутентичность по историческим источникам автор просто не мог пройти мимо! Ведь то, что славяне-язычники достигали состояние опьянения, при том зачастую в самое неподходящее время, видели их современники. Почитаем и узнаем: кто же дезинформирует нас!? https://cont.ws/@stopfreak/571808
  • см Лекции Жданова, Маюрова, Углова. Жданов кое-в-чем переигрывает, но в принципе все правильно. Корневое - это тоже импортное зло, причем одобренное руководством. Деньги были нужны, а тут они очень легкие
  • Алкоголь это, конечно, плохо, но, может быть, для того чтобы делать какие-то более точные выводы, стоит рассматривать ситуацию в целом, без назначения экономических отношений в качестве виновных? "К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня в истории страны. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в эпоху Сталина, достигло к 1984 году отметки в 10,5 л зарегистрированного алкоголя, а с учётом подпольного самогоноварения могло превышать 14 л. По оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90—110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину"
  • Интересная статья, но не до конца описывающий феномен "пьянства" на Руси.Страдания интеллигенции, о том что народ спивается исключительно из-за неблагоприятных социально экономических условий устроенных кровавым царизмом - общеизвестно. По статистики русские люди в канун революции пивали почти по 5 литров чистого спирта на среднестатистическую душу. Однако после революции, установление справедливого социального строя, который был назван "развитым социализмом", через 70 лет уровень потребления достиг 18 литров чистого спирта на душу, и народ клал с прибором на все антиалкогольные инициативы ЦК КПСС. Сегодня, несмотря на антинародный режым, уровень потребления алкоголя упал до 12 литров чистого спирта на среднестатистическую душу. А по сему автору следует изучить вопрос, в какой мере гуманистические традиции способствуют усилению пьянства среди населения. Кстати , самой пьющей в мире ныне является Белоруссия, по общему мнению всех наших "красненьких" просто заповедное место по сохранению социальных гарантий и иных благ.