Мое Настасьино

59 5030


Трехмерная реконструкция городища Настасьиноhttp://www.arheo3d.narod.ru/Na...

Автор имел удовольствие уже давненько участвовать в удивительных раскопках. Это Настасьино. Многослойный археологический памятник.

Раскопки дьяковского городища Настасьино в Коломенском р-не Московской обл. — одно из последних масштабных исследований памятников раннего железного века в Европейской России. Комплексное изучение памятника с хорошей стратиграфией на большой площади позволило сделать интереснейшие выводы о жизни и хозяйстве населения дьяковской культуры.

История изучения этой культуры насчитывает более 100 лет, с момента начала исследований эпонимного памятника — Дьякова городища. За это время в Волго-Окском междуречье, на верхней Волге и средней Оке открыты сотни дьяковских памятников, но раскопками до сих пор было вскрыто всего нескольких десятков городищ и селищ.

Большая часть материалов, позволяющих судить о населении Волго- Окского междуречья в раннем железном веке, была получена во время масштабных археологических исследований, проводившихся в 1950- 1960-е годы в связи с гидротехническим строительством (Можайского и Рузского гидроузлов). Раскопки Троицкого, Щербинского и Кубринского городищ, проведенные на больших площадях, позволили получить представление о системе застройки жилой площадки на разных этапах ее существования, расположении производственных комплексов, проследить изменения в характере материальной культуры древнего населения. Представительная вещевая коллекция из раскопок Троицкого и Щербинского городищ послужила основой для выделения наиболее характерных типов керамического и вещевого инвентаря. Итогом исследований городищ дьякова типа стала публикация материалов раскопок (Древнее поселение в Подмосковье, 1970; Дьяковская культура, 1974), которая во многом определила современный уровень знаний о дьяковской культуре.

Работы тех лет проводились на высоком для своего времени уровне, однако многие вопросы, на которые исследователи ищут ответы сегодня, даже не поднимались — состояние науки не позволяло их решить. Более высокий методический уровнь характерен для исследований II. А. Крен- ке на Дьяковом городище — тогда впервые были масштабно применены естественнонаучные методы. Однако из-за небольшой площади исследований многие проблемы остались не до конца решенными. По-прежнему остро стоят вопросы о дальнейшей судьбе дьяковских племен, их этнической принадлежности, горячие споры вызывает периодизация культуры.

В связи с этим материалы раскопок дьяковских горизонтов городища Настасьино приобретают особую значимость. Впервые памятник выявил М. В. Талицкий в 1936 г. ( Галицкий, 1936), затем археологи неоднократно посещали его с целью паспортизации, но только в 1999-2000 гг., в связи с планируемым строительством автотрассы1, проведены археологические раскопки, которыми исследована вся попадавшая в зону строительства территория памятника общей площадью 3634 м2. Важно отметить, что часть вскрытой площади пришлась на периферию городища, которая крайне редко подвергается специальному изучению. За два года исследований была вскрыта половина городища дьяковского времени и вся его фортификационная система. Для получения наиболее полной информации о памятнике специалисты привлекли весь возможный арсенал естественнонаучных методов палинологических, археозоологиче- ских, карпологических, почвоведческих, геохимических; проводились металлографический и спекгральный анализ бронзы и стекла, радиоуглеродное датирование. В целях максимального сбора материала весь культурный слой не только перебирался вручную, но и тщательно просеивался. Это позволило получить достоверное представление о жизни населения дьяковской культуры в раннем железном веке.

Памятник многослойный. Верхние слои датируются XIII XV вв., когда на площадке дьяковского городища существовала средневековая однодворная усадьба (Средневековое поселение Настасьино, 2004). Материалы раннего железного века содержатся в нижнем слое, мощность которого колеблется от I до 0,5 м.

Городище Настасьино расположено на террасе левого берега р. Се- верка, правого притока р. Москвы, на естественном возвышении миндалевидной формы (рис. 1). Подобное расположение типично для дьяковских городищ. Общая площадь городища составляет около 5000 м2. Перепад высот площадки достигает 5 м, угол наклона — около 15 градусов.

Мыс, на котором располагалось городище, с запада и востока ограничивали балка и овраг, где. по данным ландшафтных и картографических исследований, еще в XVI веке протекал ручей. Это была естественная линия защиты поселения. Следует отметить, что дьяковцы максимально использовали имеющиеся ландшафтные условия: естественные склоны мыса для придания им большей крутизны были эскарпированы по всему периметру. Помимо этого вокруг городища была создана целая фортификационная система. Она была практически полностью исследована археологическими работами, что до этого на подобных памятниках никогда не производилось. Таким образом, раскопки сплошными площадями позволили во всей полноте воссоздать картину развития фортификации на городище дьякова типа.

Кто это дьяковцы?

В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было изначально финно-угорским, а затем на этот субстрат наслаивается балтский элемент в результате продвижения балтских племён. Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы.

Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в так называемых «домиках мёртвых». Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов. В частности, академик Т. Алексеева отмечает монголоидную примесь в черепах позднейшего славянского населения региона — вятичей и поволжских кривичей, в основу антропологического типа которых, по её мнению, лег в результате ассимиляции дославянский тип. При этом вятичей она определяет как людей грацильного сложения, невысокого роста, узколицых долихокефалов; они имели плоские скулы и мало выступающий нос, и по антропологическому типу практически не отличались от мордвы-эрзя. А. С. Сыроватко и А. Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике, используя методику, принятую в криминалистике. В результате они пришли к выводу, что дьяковцы были людьми грацильного телосложения: худощавыми и невысокого роста.

Вот чтопишет академик Янин по поводу дьяковской культуры:

"Дьяковская культура известна почти исключительно по поселениям. Известны уже около пятисот дьяковских селищ и городищ, тогда как погребальные памятники исследованы крайне недостаточно. Основная информация о дьяковской культуре получена в результате раскопок городищ (их известно более двухсот), которые чаще всего занимают естественно укреплённые места — мысы у слияния рек и между оврагами либо останцы. Площадь их невелика, но заселены они достаточно плотно. Начало жизни на городищах — не позднее VI в. до н.э., запустение — в V-VI вв. н.э. Самые известные из них: Дьяково у сёл Дьяково и Коломенское (ныне в черте Москвы), Троицкое под Можайском, Щербинское под Подольском, Настасьино под Коломной и т.д. Их оборонительная система постоянно совершенствовалась. Вначале защитой большинства городищ служили вал (иногда с частоколом по гребню) и ров. Со временем число валов некоторых городищ возросло до двух-трёх. Местами использовалась и система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами, размещёнными по периметру поселения и служащими дополнительными укреплениями. Жилищами преимущественно служили прямоугольные наземные срубные и плетнёво-столбовые дома — в основном многокомнатные (так называемые «длинные дома»), со временем сменившиеся однокомнатными."

Еще раз: не позднее VI в. до н.э., запустение — в V-VI вв. н.э.

Чуть позднее и на эти земли уже придут славянские племена. Они смешаются с местным населением, однако в облике местных жителей еще долго будут сохранятся смешанные черты древних жителей Подмосковья.

P.S. К вопросу о сохранении внешнего облика:

Автору приходилось несколько раз посещать деревеньку Гоголи на речке Лух, что в Ивановской области. Она зажата фактически между озером и рекой и добраться туда можно только на лодке. В этой деревеньке и многих других лесных деревеньках сохранился еще древний тип местного населения. Вот к примеру:

 

Совершенно обычные бабушки из глубинки. Антропологически смешанный монголоидно-европеоидный тип. Сейчас они считают себя русскими и ими, безусловно, являются. Но эти бабушки - носители типа того древнего населения края, который ведет свой род от Дьяковцев.

Археология - настоящая, очень интересная наука. И многим альтернативщикам может просто увлечься ею по настоящему. Тогда многие вопросы отпадут само собой.

Ну, и не могу удержаться.

А знаете, какое ощущение, когда под твоими руками оживает реальная история? 

Нет. Бегите в раскоп!

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap:
  • Вот странно. А где любители Тартарии и отрицатели исТОРии. Или тут легендами и мифами не отделаешься? Нужно что-то по существу говорить?
  • прочтите книгу Анатолия Клесова " ДНК генеалогия славян происхождение и история" https://www.youtube.com/watch?v=AHwzG9cIM1M
  • Вот! Это статья археолога об археологии. Но сейчас придут и объяснят автору, что он раскопал задворки Тыртырии.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: