Тема очень животрепещущая – вторые браки. Я всегда интуитивно предупреждаю, что если вы выходите замуж или женитесь второй раз, то готовьтесь к шквалу проблем, которых вы вообще не ожидали. Объясню почему. Мы же понимаем, что Господь устанавливает один брак, а второбрачие – это выбор не между добром и злом, а между большим злом и меньшим злом. Это бывает так: есть путь, и есть развилка - добро и зло, что выбрать?
Зло бывает очень соблазнительным. И люди стоят на развилке. Но рано или поздно все равно придется выбрать и двигаться дальше. Хорошо и правильно, если человек выбрал добро. Например, изменить/не изменить – выбрал не изменить, порвал отношения с каким-то соблазном и сохранил семью. Молодец! Но предположим, человек выбрал другой путь: изменил, согрешил, пошел по пути зла – это плохо, это путь, ведущий в ад.
Но Господь человека не оставляет. Здесь порой уже ничего не исправишь, сюда – к добру – не вернешься, потому что путь пройден, развилка пройдена. И тогда Господь даст шанс под названием «еще одна развилка». Ее можно назвать так: «большее зло/меньшее зло». Это уже не идеал, но, по крайней мере, это путь, который может тебя вывести из ада.
Классическая ситуация, к сожалению, случается чаще с мужчинами. Встретил молодую девицу, а при этом есть жена, может, даже дети. Вроде семью бросить не хочется. Но и девица привлекательная, в любви признаётся. И вот он начинает пытаться и там, и сям. В итоге он стоит перед выбором, когда уже жена знает, все знают: добро – бросить все искушения, вернуться к жене, зло – остаться с этой девицей.
Но даже если он выбрал зло – здесь опять-таки Господь даёт шанс хоть что-то исправить – возникает вариант: можно честно развестись с женой и на этой девице жениться – это плохо, но это меньшее зло, чем оставить все так, как есть: жить и с женой, и с этой девицей, «кормя» обещаниями и обманывая обеих долгие годы – это большее зло.
Да, возможно и жена себя не очень хорошо вела. Всё может быть. Ведь почему человек вдруг пошел по этому пути соблазна? Когда стоит выбор между привлекательной девицей и сварливой женой – выбор добра кажется выбором кошмара, а выбор зла потому так и притягателен.
Потому Господь и даёт ему новый шанс, как бы говоря: «На, человек, раз ты не можешь жить дальше со своей женой, попробуй, будь тогда верным хотя бы ей – этой самой девице. И, конечно, ты не достигнешь того уровня, которого достиг бы в духовной жизни, если бы остался с первой женой, но, по крайней мере, есть шанс покаянием, слезами, молитвой, верностью вот этому второму браку не попасть в ад».
К сожалению, в этом несовершенном мире порой приходится выбирать не между добром и злом, а между большим злом и меньшим злом, но за любой грех приходит расплата в виде скорбей и проблем.
Протоиерей Александр Дягилев.
Оценили 14 человек
28 кармы