В воскресный день нарядно и праздно в станичном храме. Что ни казачка - хоть в королевы зови, что ни казак - хоть в атаманы выбирай. Но вот возглашает священник: "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем...". Диакон называет нам евангелиста и вторит иерею: "...Святаго Евангелия чтение.." - и священник обращается ко всем в храме: "Вонмем". Тогда словно по команде сжимают правой рукой казаки рукоятки шашек, и над ножнами сверкают отражения свечей в обнаженных наполовину клинках. Значит это, что казак в любой миг готов защищать веру свою православную. И что характерно, только казакам разрешено приходить в церковь при оружии. Это стародавний обычай. Откуда он? Может, прояснит его казачья легенда?
Когда-то, много столетий назад, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Вроде бы все свершилось такое по весне, 27 апреля, на Семеона-ранопашца. Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикинул и отвечает: "Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю покидаю, тогда и приду!"
Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. "Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, - говорит боярин. - Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей, да ячменем управятся - я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!". Еще шибче опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий - 15 мая, Алена - 21-го... Не годится.
И вспомнил тут Господь о казаках. Может их попросить? Да только слух идет, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему только и живут. Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, шашку точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке - бешмет казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: "Господи! Дай мне пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!".
- А на что тебе такой малый срок? - спросил Господь.
Казак удивился: "Для казака - это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по полминутки, того четыре минуты. Попрощаться, значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять... На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. Только вот шашку, что точил, в спешке не до конца в ножны заправил. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию и как напоминание о тех давнишних событиях.
Оценили 30 человек
36 кармы