Эмоциональный шок как инструмент современной глобальной политики

1 586

p.s.: взято отсюда https://zen.yandex.ru/media/id... или туда ушло, хрен его знает все сложно. С Новым Гадом!

Большинство развитых стран достигли такого уровня развития политической системы, при котором основные, отработанные методы воздействия на избирателя, в целом, работают неудовлетворительно. Данный процесс актуален для всех государств и обществ поскольку является глобальным. В своей работе о «глобальных проблемах» Иван Тимофеевич Фролов в соавторстве с Вадимом Валентиновичем Загладиным выводят ряд параметров необходимых для вывода проблемы на общемировой, глобальный уровень [1, с4-6]. Стремление политиков использовать эмоционально шоковое состояние для доступа к бессознательному избирателя являются мировым трендом.

Все это приводит к интенсификации борьбы за внимание избирателя. Привлечение внимания избирателя в современных условиях жестокой конкуренции способствует тому, что в политической деятельности широко используется технологии воздействия на бессознательные уровни психики избирателя. При этом формируется особое отношение к политику, что позволяет манипулировать избирателем порождая бессознательное стремление за него голосовать и поддерживать. Один из таких способов манипуляции является черта необходимая любой публичной личности и тем более политика-харизма. Макс Вебер в своем исследовании давал такое определение: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям»[2 с.139]. Возникающие вместе с этим морально-этические проблемы требуют от политика и политтехнолога ответственности за свои действия. Во многом политические технологии и маркетинг схожи. В обоих случаях необходимо «продать» товар. И если в случае с маркетингом речь идет о вполне конкретном продукте, то с политикой все сложнее. На современном этапе развития маркетинговых технологий идет речь об индивидуальной работе с каждым потребителем в нашем случае избирателем. Данная тенденция отражена в книге Филипа Котлера «Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе» [3]. При таком подходе главным объектом воздействия становится душа конкретного человека, важнейшими составляющими которой являются эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Для обращения со столь деликатной темой как внутренний мир человека маркетологу, политику, политтехнологу в своей работе необходимо установить некоторые правила, этические нормы. Без этих ограничений, взятых на себя добровольно, профессионалы, взаимодействующие с внутренним миром человека получает практически безграничную власть над желаниями человека.

В связи с этим актуальным становится исследование способов воздействия на личность человека в современной политической деятельности.

Объектом исследования в данной работе является современная глобальная политика, предметом – современные методы манипулирования личностью через искусственное формирование мнений.

Цель данной статьи – исследовать особенности процесса воздействия на психику избирателя как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного и провести анализ последствий данной деятельности.

В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи:

1. Выявить значение измененных состояний сознания для стимулирования интереса избирателя.

2. Провести сравнительный анализ понятий «катарсис». «эмоционально шоковое состояние».

3. Проанализировать возможности воздействия на глубинные слои психики человека в рамках политической деятельности.

4. Рассмотреть опасность подобного влияния на глубинные слои психики человека и необходимость этической ответственности политика за результаты своей профессиональной деятельности.

При проведении исследования использовалась методологическая база когерентная социально-философскому анализу. Сравнительный анализ, применённый в ходе исследования, позволил найти различия между политическими приемами, использованными в различные исторические эпохи. Диалектический метод помог рассмотреть процесс воздействия на психику избирателя в ходе политической деятельности в единстве ее противоречивых сторон, связанных с активизацией сознательных и бессознательных стимулов. Системный анализ позволил рассмотреть во взаимосвязи как достижения современного политического процесса, так и порождаемые им риски.

Обсуждение. Современное общество очень сложная структура. В результате активного развития горизонтальных связей формируется новая реальность[4]. При этом и сами связи стали короче, и они стали превалировать над вертикальными. Следствием этого стала либо деформация, либо полное отмирание социальных лифтов в классическом понимании. Атомизация общества как реализация такого вида отношений привела к тому, что оно перестало вписываться в классическую иерархическую систему наподобие пирамиды Маслоу. В политической деятельности возникла потребность в учете индивидуальной психологии, национально-этических и культурологических факторов.

На протяжении веков перед человеком вставали проблемы, связанные с удовлетворением различного рода потребностей. В ХХ веке проблема предотвращения голодной смерти в большинстве стран перестала быть актуальной. Вопросы технологического процесса производства сместились в сферу перераспределения ресурсов и логистики. Новые сетевые технологии позволили комплексно воздействовать на личность[5]. Развитие наукоемких технологий позволяет совершенно по-новому осмыслить политический процесс и его основные элементы. Возникает необходимость выработки индивидуализированного подхода к избирателю, что порождает интерес к глубинным пластам его психики и влиянию национально-культурной идентичности.

Ярким примером, иллюстрирующим этот процесс является ситуация, сложившаяся с фотографией, напечатанной в израильской газете. На этой фотографии, сделанной после теракта во Франции и расстрела сотрудников редакции «Шарли Эбдо», были запечатлены собравшиеся в Париже на траурный митинг мировые лидеры. Израильское издание «HaMevaser» в своем выпуске удалило изображение Ангелы Меркель, а также мэра Парижа Анн Идальго, президента Швейцарии Симонетту Соммаругу и Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам Федерику Могерини, ссылаясь на то, что созерцание женского образа противопоказано ортодоксальным последователям иудаизма, на которых ориентирована данная газета. Местные ортодоксальные общины часто высказали свое недовольство по поводу публикации в печатных изданиях фотографий с женщинами и это пришлось учитывать правительству Израиля, несмотря на «похолодание» отношений с Германией. На необходимость учета архетипов коллективного бессознательного обращал внимание К. Юнг [6] Женское изображение, воспринимаемой как нечистый и оскверняющий символ, было соотнесенно с анимой (коллективный архетип женского начала в терминологии Юнга) в душе смотрящего ортодоксального верующего еврея. В результате чего произошло обращение к подавляемой стороне психики, по Юнгу, к архетипу «Тени», что могло, с точки зрения ортодоксов, вызвать похотливые чувства у верующего иудея и, тем самым, спровоцировать грешное поведение.

Современные политические технологии активно используют наработанный веками опыт влияния на человека с помощью измененных форм сознания. В частности, особый интерес представляет состояние близкое к эмоциональному шоку, которое способно активизировать интерес к тому или иному политическому деятелю. Интерес к ярко выраженным эмоциональным состояниям наблюдался еще в античности [7]. Состояние предельного эмоционального напряжения в античной философии называлось «катарсисом» [8]. Катарсис – эмоциональное очищение через выплеск эмоций благодаря религиозному экстазу прекрасно знаком верующим людям. Принципиальное различие «катарсиса» и «эмоционального шока» состоит в их направленности. Эмоциональный шок как результат воздействия харизмы политика на избирателя не является идентичным состоянию катарсиса. При катарсисе происходит духовное перерождение[9], эмоциональной шок вызывает зависимость во многом идентичную наркотической. Несомненно, оба эти состояния выводят человека за пределы эмоциональной стабильности, но на этом сходство заканчивается. Катарсис ведет к духовному перерождению. Для политтехнолога стремление вызвать эмоциональное шоковое состояние связано с целью повышения интереса к политику.

Современное общество, характеризуется изобилием предложений политического спектра. Привлечь к себе внимание можно лишь на очень ограниченный срок: после чего необходимо либо обращаться к эмоциональной сфере публики, либо публика от тебя уйдет. Человечество подсажено на «эмоциональную иглу» и требует, с каждым разом, все большей дозы эпатажа и эмоционального накала. Ярким, характерным историческим примером является Адольф Гитлер который буквально околдовывал публику заставляя ее переживать сильные выплески эмоций. Леонид Млечин в статье «Мрачные чары вождя. Чем Гитлер околдовал немецкий народ?» так описывает вступление Гитлера на митинге: «Митинги с его участием выделялись особой чувственной атмосферой. Он произносил речи, которые доводили слушателей до экстаза. Не случайно Гитлер считал, что толпа воплощает женское начало.»[10]

Переживаемое сильное эмоциональное состояние при восприятии того или иного политика, является для политтехнолога тем ресурсом, за который платит наниматель. Именно эмоция и является конечным товаром, а эмоционально шоковое состояние той побудительной причиной, которая заставляет избирателя делать выбор при голосовании. И вопрос стоит не в физическом воплощении политика, проработанности его политической программы или качественных характеристиках, а в силе передаваемого эмоционального посыла. В основе человеческого мышления лежит коллективное бессознательное. Мы реагируем, действуем согласно определенным наборам факторов, заложенных в нас. Сознание заставляет нас реагировать эмоционально согласно этим врожденным факторам. Следовательно, эта компонента является доминирующей. Воздействуя через бессознательное, политический технолог, а также одаренный харизматичный политик способен довести эмоциональное состояние избирателя до высокой степени насыщенности. Получая доступ к бессознательному, посредством современных манипулятивных технологий, политтехнолог способен беспрепятственно трансформировать восприятие действительности избирателя. Психологами доказано, что человек часто не способен контролировать свою эмоциональную реакцию при принятии решений, касающихся выбора. Разум включается в процесс уже после принятия решения, для его обоснования и определения действий, необходимых при достижения цели. Как пишет в своей книге Дуглас Ван Прает «Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии»: «В 2008 году серьезные свидетельства в поддержку теории о роли подсознания в принятии решений появились в результате эксперимента, проведенного группой немецких ученых во главе с Джоном Диланом Хайнсом из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества Макса Планка. По результатам сканирования мозга исследователи предсказывали, какое решение примет участник эксперимента, за семь секунд до того, как он делал сознательный выбор.» [11, с.8] Данные исследования показывают, что возникает реальная угроза вторжения во внутренний мир человека и манипулирования им в заданных целях. В связи с этим возрастает моральная ответственность политтехнолога и политика за те методы, которые они используют. В таких условиях необходимо принятие профессиональных этических кодексов, повышение ответственности за применение деструктивных способов воздействия на сознание и бессознательное в рамках политической деятельности.

Заключение. В результате проведенного исследования было выявлена активизация использования манипулятивных технологий в процессе политической деятельности. Наблюдается активное обращение к достижению состояний измененного сознания с целью воздействия на избирателя. Принципиальное отличие от традиционных практик достижения катарсиса в прошлом, состоит в том, что акцент делается не на духовное обновлении, а на достижение эмоционального шока с целью стимулировать избирателя к выбору того или иного политика. Была обоснована необходимость повышения моральной ответственности политиков и политтехнологов за последствия применения манипулятивных технологий.

Список литературы

1. Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М.: Международные отношения, 1981. С. 4–9.

2. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5.С. 139.

3. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. Москва: Эксмо, 2011.

4. Скородумова О.Б. Социальные детерминанты трансформаций моделей управления в современную эпоху. //Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203. С. 62-66.

5. Nikiporets-Takigawa G., Lobazova O. Big data analysis of young citizens' social and political behaviour and resocialization technics. Communications in Computer and Information Science. 2018. Т. 859. С. 191-201.

6. Карл Густав Юнг Символы трансформации. М.: ACT, 2008. – 731.

7. Кузьменко Г.Н., Архипова У.О. Влияние мистических практик на нравственный облик человека. В сборнике: Личность и общество: нравственная идея в ценностном мире современного человека. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Мокроносовские чтения-2017". Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»; Уральский гуманитарный институт; Департамент философии, Кафедра философии; Редакционная коллегия: Н. П. Цепелева (ответственный редактор), Т. С. Кузубова, О. Е. Дороненко, В. П. Прытков, В. М. Селезнев. 2017. С. 103-105.

8. Долгов К.М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН;— М.: Мысль, 2010. – 228 с.

9. Меликов И.М. Духовность как проблема социального управления. //Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 2 (121). С. 180-187.

10. Леонид Млечин Мрачные чары вождя. Чем Гитлет околдовал немецкий народ? [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/10/11/gitler.html (дата обращения 23.12.19)

11. Дуглас Ван Прает. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. Москва: Издательство: Азбука-Аттикус, 2014.

Путин лично послал «черную метку» Зеленскому
  • pretty
  • Вчера 07:51
  • В топе

Автор: Владимир ВолконскийДавно я не читал такого забойного чтива. Я про недавнюю нашумевшую статью Дмитрия Анатольевича Медведева (далее – ДАМ) «Пять коротких полемических тезисов: Почему бессмысленн...

Слеза либерала

На этой неделе иноагент Радио Свобода опубликовал весьма примечательное видеоинтервью с бывшим заместителем Центробанка РФ Сергеем Алексашенко. О Путине, об оффшорах и том, как устроена власть в совре...

Виктория Нуланд и свободный рынок

Если Виктория Нуланд когда-нибудь станет государственным секретарем США, то впервые со времени Генри Киссинджера эту должность займет действительно профессиональный дипломат, способный ...

Обсудить
  • Эмоциональное воздействие не является современной политической особенностью. Это главный фактор воздействия на протяжении всей истории человечества. Вспомним первых апостолов, о которых так красноречиво пишет Густав Лебон. Другое дело, что эмоциональное воздействие является неотъемлемой частью деятельности любого успешного политика. Но лишь только частью.