Алхимия.
Как загадочно, как маняще звучит это слово. В нем слышны звуки сказок Властительницы «Тысячи и одной ночи» и видны отражения звезд в медных зеркалах персидских магов предсказывающих будущее по движениям небесных светил. Александрийский Тот наблюдает за адептами алхимии, но и Гермес смотрит его очами за помыслами слуг своих. Всмотревшись в начертание этого слова нам представляется тот самый Камень, который способен открыть Истину в совершенной и откровенной форме. Истина как сокровенная, сакральная суть мудрости в любви, к которой, признавались величайшие умы человечества.
Прошу прощение за столь лирическое отступление, но оно было совершенно необходимо. Ведь и философия, и алхимия как по отдельности, так и в совокупности просто требуют к себе внимание несколько большего нежели прозаические политические, социальные или окологендерные дрязги. Нельзя подойти к этим вещам без должно уважения и пиетета. Без восхищения.
Что лежит в основе алхимии? Поиск и жажда знания. Истина воплощенная в философском камне есть цель столь же желанная, сколь и недостижимая. Разве не это ее роднит с философией? Вопрос риторический. Однако, если мы обратим чуть больше своего внимания, то заметим, что в основе алхимии лежит сама философия. И я бы позволила себе большую вольность-аналитическая философия.
Несомненно, внимательный читатель этого эссе сейчас нахмурил брови и спросил себя: «Отчего же автор использует термин, относящийся к разделу философии, появившейся в середине двадцатого века? В своём ли он уме?» И несмотря на вольность предположения я постараюсь доказать свою точку зрения. Алхимия, так уж получилось, лишь по необходимости облекала себя в покров таинственности и мистики. Если мы проведем простейшую редукцию и уберем все наносное, мистическое, а. следовательно, эмоциональное то, что же остается от алхимии? Строгая, точная научная теория, подкрепленная практикой, логикой и расчетом. Экспериментальная наука, появившаяся не в свое время и обязанная стать либо сноской в обвинительных делах Инквизиции, либо пытаться объяснять божественное происхождение самых прозаичных вещей, то есть искать сакральное в профанном.
Алхимии не повезло с моментом и временем рождения. Будучи естественной союзницей философии ей пришлось стать нелюбимым пасынком, выброшенным на обочину судьбы ребенком. И философия, и алхимия науки в своей основе герменевтические- они обе трактуют текст. Обе пытаются объяснить окружающий человека мир, его самого и место человека в мироздании. Но раньше роль алхимии была не очевидна и ошибочно понимаема. И здесь очевидна вина философии, которая элементарным образом лишь сейчас вновь пришла к пониманию мира как к тексту, который необходимо прочитать и понять. А в дальнейшем пытаться изменить.
Почему сейчас, в эпоху постмодернизма алхимия и ее философия начинает обретать смысл и второе рождение? Именно, потому что будучи в своей сути синкретичной и эклектичной алхимия способна дать новое оригинальное видение мира. Оно будет эмоциональным, чувственным во многом алогичным, но полноценным. Также важной частью будет и склонность алхимии к символам, образам через которые передается смысл
идеи или объекта. Алхимия философии оперирует символической, знаковой системой и это роднит ее с современными философскими концепциями.
Подводя итог хотелось бы отметить, что ключевым связующим элементом, объединяющим философию и алхимию является цель- истина, ее поиск. Иногда методы: научные, диалектические. Но алхимия идет дальше, она следует тем путем, перед которым бессильно останавливается философия- практическим воплощением. Мало говорить об истине, недостаточно мыслить о ней, необходимо воплощать ее в материи как бы невозможно это не звучало
В соавторстве с Э. Набиевой.
Оценили 12 человек
34 кармы