• РЕГИСТРАЦИЯ
inance
4 мая 18:40 2069 10 9.00

Судьба Дагестана

Ещё не сформированная культура народов Дагестана — как потенциал решения общественных проблем России и стран исторически сложившегося Ислама.

Все знают Дагестан как один из «самых проблемных и отсталых» во всех отношениях регион России. Но что представляет собой в действительности его природа, культура и ключевые особенности, мало кому известно даже из местного населения. Хотя уже достаточно часто в публикациях проскакивают такие выражения как «сделать образцовый регион», «место уникальных возможностей», «модельный регион» и «важнейший регион России», но объективное обоснование всем этим возможностям никто ещё не описал. Большое видится на расстоянии, попробуем взглянуть на этот регион и его культуру с другой стороны.

ПРЕДЫСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Дагестан является самой многонациональной республикой России и уникальным регионом для всего мира, где при населении около 3 млн. человек по разным оценкам насчитывается от 35 до более чем 100 компактно проживающих национальностей со своими языками и обычаями.

Назовём некоторые из них: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, табасаранцы, русские, азербайджанцы, агулы, евреи, ногайцы, рутульцы и целый ряд других. Государственными языками Республики Дагестан согласно Конституции региона являются русский язык и языки народов Дагестана. Лишь 14 языков Дагестана имеют письменность, а остальные являются бесписьменными, на которых могут говорить сегодня лишь жители единственного села (!). Русский язык используется как язык межнационального общения. Все народы республики говорят на языках четырёх основных языковых групп (нахско-дагестанской, тюркской, славянской и иранской). Один из них — табасаранский считается одним из сложнейших в мире, в нём насчитывают до 52 падежей, 54 буквы и вдобавок имеется целых три диалекта.

До сегодняшнего времени в Дагестане не было единой дагестанской культуры. Северный Кавказ входит в число особых территорий, именуемых «контактными зонами», где на протяжении многих веков происходили соприкосновения и взаимовлияния местных и многих культур всего континента Евразии. Здесь проходила граница не только между крупными национальными группами, но и между двумя мирами с различной экономикой, образом жизни, хозяйством и традициями. Немаловажную роль в этом торговом коридоре играла узкая полоска земли между горами и Каспийским морем, где подобно воротам был расположен город Дербент (от перс. دربند‎ Дарбанд — «Закрытые (связанные) врата»).

В ХIХ веке процессу формирования дагестанской культуры мешали многочисленные военные конфликты, феодальные отношения в среде самих горцев и соответственно отсутствие территориального и управленческого единства. Разделённые на вольные общества, все дагестанские народы жили достаточно изолированно друг от друга в культурном плане. Это и послужило такому разнообразию местных языков и обычаев. После принятия в состав России в 1813 году царская политика по культурной интеграции была далеко неоднозначной, предпринимались отдельные попытки интеграции народов Дагестана в Российскую империю, но в целом отсутствовала последовательная национальная политика.

«Один из последовательных сторонников России и русской культуры Саид Габиев (писатель, Наркомпрос и зам. пред. Ревкома ДАССР, член Дагестанского ЦИКа. Принимал активное участие в революциях начала ХХ века и гражданской войне — примечание ИАЦ) резко осуждал политику царизма и деятельность так называемого военно-народного управления, состоявшее из русских военных, которые могли только командовать. «Мы не можем согласиться с тем, что Дагестан есть вражеский стан, где надо управлять только штыками и нагайкой и, что Дагестан надо обрусить. Не путём, рекомендованным покойным Победоносцевым с миссионерской компанией и не властными «окриками» сближаются новые народы с ядром государства. Только доверие к дагестанцам, к их интеллигенции и к общественности вообще заставит их раз и навсегда полюбить Россию. Вне этого наскоки «горе-реформаторов» будут всё больше и дальше отталкивать Дагестан, горцев Кавказа и вообще мусульман от России». Но на это царские колониальные власти не были способны».
М.А. Абдуллаев. Из книги «Триумф и трагедия Шейх-Уль-Ислама Дагестана Али-Хаджи Акушинского»

Это было связано, прежде всего, с отсутствием собственной концепции управления процессом глобализации в Российской империи и противоречиями в делах цивилизационного строительства народа и государственного строительства «элиты».

Карта Дагестана, включающая территории современного Азербайджана(ниже реки Самур). Авторы: Лоури Дж. В. и Шарпе Дж. 1847 года.

СТАЛИНСКАЯ ПОЛИТИКА НА КАВКАЗЕ

Конечно же были и другие мнения и примеры реализуемой политики по отношению к Дагестану: в начале прошлого века и до 60-х годов была проделана значительная работа по объединению народов и развитию культуры Дагестана, укреплению местных национальных культур и сохранению языков. По крайней мере официально не подавлялось исповедание Ислама и применение местных обычаев, поддерживалось развитие национальных культур. Самым ярким свидетельством этого и переломным этапом для республики в целом стала организация автономии в составе Советского государства в 1920 году, провозглашённая И.В. Сталиным и Серго Орджоникидзе 13 ноября на съезде народов Дагестана в Темир-Хан-Шуре (сегодня г. Буйнакск):

«В настоящее время правительство России, благодаря победе над врагами, получив возможность заняться вопросами внутреннего развития, нашло необходимым объявить вам, что Дагестан должен быть автономным, что он будет пользоваться внутренним самоуправлением, сохраняя братскую связь с народами России. Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям.
Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьёзное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат.
Я здесь от имени правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев.
Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию.
Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены.
Вместе с тем, считаю необходимым заявить, что автономия Дагестана не означает и не может означать отделения его от Советской России. Автономия — не представляет независимости. Россия и Дагестан должны сохранить между собой связь, ибо только в этом случае Дагестан сможет сохранить свою свободу. Давая автономию Дагестану, Советское правительство имеет определённую цель выделить из среды местных работников честных и преданных людей, любящих свой народ, и вверить им все органы управления Дагестаном, как хозяйственные, так и административные. Только так и только таким образом можно сблизить Советскую власть в Дагестане с народом. Никакой другой цели, как поднятие Дагестана на высшую культурную ступень путём привлечения местных работников, Советская власть не имеет.
Советская власть знает, что темнота — первый враг народа. Поэтому необходимо создать побольше школ и органы управления на местных языках.
Этим путём Советская власть надеется вытащить народы Дагестана из той трясины, темноты и невежества, куда их бросила старая Россия».
И.В. Сталин. Цитата из собрания сочинений, том 4

В то время были основаны ряд национальных театров такие как: лезгинский, лакский, русский, кумыкский, аварский, даргинский, азербайджанский, ногайский, табасаранский. Советские учёные составляли словари и учебники национальных языков, издавалась национальная литература и газеты. Для ряда языков впервые (!) была создана своя письменность.

В целом до последнего времени регионом руководили местные кадры, для основных должностей было предусмотрено даже национальное квотирование (которое, правда, ничему, кроме как утешению национального самосознания некоторых народов, не служила).

Какое будущее ждёт завод «Дагдизель»?

За время советской власти на берегу моря родился и вырос город Каспийск вместе с крупнейшим предприятием республики — заводом «Дагдизель», который в своё время давал во все уровни бюджета республики больше, чем все остальные предприятия региона.

ПОСТСОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДАГЕСТАНА

После прихода к власти либеральной ветви библейской концепции уровень жизни Дагестана стал падать. Часть территории с населением (в основном лезгинами), до революции относящейся к Дагестану (практически до Сумгаита), осталась за границей — в Азербайджане. К сожалению в самом Дагестане не нашлось мудрых и дальновидных политиков, способных сохранить советскую власть (имеется в виду власть, действующую в интересах трудящихся), в условиях предательства и сдачи управления троцкистами в Москве. Таким образом, Дагестан вошёл в пике деградации и разрушения своей самобытности. Говорить о том, кто больше виноват в этой ситуации — центр или сам регион, не приходится, потому что кадровая политика была и остаётся неадекватной как в центре, так и в регионе, и, как следствие, государственное управление не способно не только достичь целей развития, но даже не в силах их сформулировать.

КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА СЕГОДНЯ

Культура Дагестана сегодня формируется целым рядом факторов:

Множество пока ещё достаточно изолированных друг от друга субкультур различных народов, мирно проживающих на территории Дагестана,

Русский язык как язык межнационального общения,

Русская культура,

Либеральная государственность,

Исламская культура,

Западная культура, присутствующая на территории республики (СМИ, наука, образование и т.д.)

Все эти факторы переплетаются между собой и противоборствуют. Как мы видим, основное противостояние идёт сегодня между Русской и Западной культурами, построенными на основе различных идеалов. Для Русской цивилизации характерны идеалы справедливости, а для Западной — паразитизм меньшинства на труде большинства. Поведение большей части царской элиты, послесталинской бюрократии и сегодняшнего чиновничества обусловливается приверженностью западной культуре и образу жизни. Отсюда вытекает их противоборство с народом. Исламская культура в этой схватке, к сожалению, не играет значимой роли, поскольку, несмотря на мощную основу в виде Корана, на его базе не была сформирована концепция справедливого жизнеустройства с исламской социологией, экономикой, психологией и управлением. В то же время ислам преимущественно превратился в обрядоверие, не имеющее ничего общего с истинным исламом. В итоге Дагестан, а также другие исламские регионы и страны вынуждены экспортировать западную науку, а с ней — и мировоззрение. Поэтому Дагестан пожинает те же проблемы, что и вся остальная Россия. Это выдвигает вопросы и к самому Исламу, поскольку в условиях, когда Русская культура переживала упадок, Исламская культура не смогла заполнить этот вакуум. Таким образом, в перспективе предстоит также пересмотр исторически сложившегося ислама на предмет его адекватности сегодняшним реалиям и его собственным истокам. В том числе будут подняты вопросы соответствия исторически сложившегося ислама — кораническому исламу, суфизма, а также об их роли в культуре и управлении.

Вместе с географическим положением, отсталостью региона и общей неустроенностью жизни перечисленные выше факторы создают предпосылки для освоения своего уникального потенциала — места формирования новой культуры, объединяющей русскую культуру и культуру коранического ислама. Не в плане обрядов и ритуалов — а в плане союза основ — идеалов, смыслов и нравственности — с формированием на их основе новой единой человеческой культуры, которая будет одинаково приемлема для любого народа в силу единства естестественных потребностей для каждого и психофизиологического единства всего человечества как вида в биосфере планеты. Многонациональный Дагестан является своего рода мини моделью Советского Союза, он также представляет собой мирное общежитие множества народов, но при этом преимущественно исповедующих ислам.

С ускорением процесса глобализации, культурно интеграционных процессов и повышением мобильности населения, формирование единой культуры народов Дагестана и в целом республики и региона (как части общемировой культурной интеграции) — неизбежный и объективный процесс одного-двух ближайших десятилетий. Но качество и результат этой интеграции может иметь различный характер. Пока этот процесс далёк от завершения и в силу нижеописанной особенности современного положения республики существует возможность оказать на него определённое управленческое воздействие. Но при этом надо учитывать, что этому процессу противостоят те, кто заинтересованы в завершении процессов глобализации на основе идей рабовладения.

«Интеграция интеграций или глобализация по-русски»

В силу определённых обстоятельств республика на протяжении постсоветского периода была во многих отношениях относительно независима от федерального центра. Регион управлялся через ряд этнических кланов, в цели которых не входило даже экономическое развитие, не говоря уже об обеспечении общественных интересов. По разным данным из Дагестана было вывезено за последние годы более 100 миллиардов рублей. В республике сегодня лишь небольшой процент предприятий состоит на учёте, практически нет сетевых магазинов, АЗС, банков и т.н. инвестиционных проектов. Наблюдается крайний дефицит квалифицированных кадров во всех сферах. Местные органы исполнительной власти работают так, что во многих местах даже школы, детские сады, дороги и парки, водопровод и другие государственные объекты строятся за счёт местных жителей (!). Причём не всегда за счёт предпринимателей, не единичны случаи решения проблем жителями «вскладчину».

Также большое значение имеет, что основная часть населения не употребляет алкоголь, а в традициях преимущественно до сих пор сохраняется приоритет целомудренности и нравственности. Дагестан является одним из лидеров по продолжительности жизни (77,2 года, по данным 2016 года, при 72 лет в среднем по стране).

Эти и другие факторы создают все необходимые предпосылки для успешного запуска преобразований во всех сферах народного хозяйства и культуры Дагестана. В том числе и прежде всего в концепции управления регионом и культуре управленческой деятельности, как основном организующем факторе общественной жизни. Здесь можно запустить заново целые отрасли. А начинать с пустого листа обычно гораздо менее затратно, чем переделывать то, что уже кем-то построено.

ДАГЕСТАН КАК ПЕРЕКРЁСТОК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСЛАМА

Дагестан можно обозначить условной серединой градиента взаимопроникновения русской культуры и исторически сложившегося ислама, местом, где они сливаются вместе. Остальные исламские республики России в силу отсутствия многонационального аспекта и географического расположения находятся либо дальше, как Чечня, либо ближе, как Башкирия. Для наглядности условно это обозначено на иллюстрации ниже. Так в Чечне, в отличие от Дагестана, дети и молодые люди значительно хуже знают русский язык. Ещё больше в этом плане отдалился сейчас Азербайджан. В течение своего исторического развития население республики оказалось в тесной связи с иранским миром и мусульманским Востоком, что нашло значительное отражение в материальной и духовной культуре населения, языках, обычаях, в структуре организации управления и в целом жизни. То есть Дагестан является своеобразным котлом, где имеется необходимая почва для взращивания новой культуры и создания информационно-алгоритмического обеспечения с целью снятия самых острых и взрывоопасных общественных противоречий — на религиозной и национальной почве. Проживая в тесном соседстве с множеством других национальностей, здесь с детства впитывают уважение к чужим обычаям и культурам. И в целом на сегодняшний день интеграция и создание единой культуры на базе сложившегося ислама и русской культуры — безальтернативный и объективный процесс, повлиять на который вне интересов жизни общества может лишь либерально-демократический западный проект глобализации, использующий, прежде всего, невежество государственных служащих и населения нашей страны.

Роль города Каспийск в процессе формирования культуры республики

Одним из ключевых процессов этой кухни стало строительство военного завода «Дагдизель», начатого в 1931 году, а затем на его базе и города. Стройка была всесоюзной и сыграла важнейшую роль в формировании современной культуры Дагестана. Пример создания Каспийска является подтверждением сделанных выше выводов о республике в целом и её возможном потенциале — места формирования единой культуры Дагестана, региона и даже России.

Резонанс от строительства города распространился далеко за пределами своих границ. На территории города тогда удивительным образом слились разные народы всего Советского Союза, культуры и языки, «ленинградская» архитектура и горы. Стройка показала возможность мирного и созидательного общежития десятков народов России.

На фоне строительства завода постоянно шла просветительская работа среди местного населения, в том числе и среди горского населения. Первоначально их приглашали на низкоквалифицированную работу, но в процессе деятельности желающих обучали и уже те, кто вчера ещё копал ямы, сегодня работал за станком, а завтра имел возможность встать во главе цеха и продолжить своё развитие. Среди рабочих и служащих завода ярко проявлялась характерная черта для людей того времени — огромная тяга к знаниям, к самосовершенствованию. В 1940 году почти 90% рабочих было вовлечено в учёбу — общеобразовательную, профессиональную, политическую.

Сегодня многонациональный Каспийск — это относительно благополучный город среди других городов Дагестана. Культурный уровень его жителей заметно отличается в лучшую сторону. Роль Каспийска в жизни Дагестана можно сравнить с ролью Петербурга в жизни России.

Сотрудничество большой России, в частности Петербурга и Дагестана — вновь сможет вдохнуть жизнь в Дагестан и способствовать поднятию его культурного и научного уровня. Именно Петербург сегодня является интеллектуальным лидером развития России и может вновь оказать помощь, столь необходимую Дагестану.

История и потенциал этого города заслуживает отдельного внимания и будут описаны в одной из наших следующих публикаций.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА

Формирование единой культуры разных народов совершенно не означает ликвидацию всех остальных субкультур, а скорее, наоборот, их развитие. Так как при определённой сознательной организации данного процесса, неизбежно присутствующие во всех культурах атавизмы и пороки будут изжиты общей нравственно более высокой культурой. Они будут проверены на предмет соответствия общественным интересам не какой-либо комиссией, а в естественном процессе самой жизнью. При этом само ядро национальных культур и их языки получат новое дыхание и возможность развиваться. Сохранение ядра национальных культур и национального самосознания граждан должно протекать на основе социальной справедливости.

Выведение из умолчаний и описание реальных общественных интересов, обусловленных природой человека, принципы общественной справедливости и мирного общежития, концептуальная определённость поможет сохранить национальную самобытность народов Дагестана. Собственно именно сохранение, а не размытие национальных ядер, языков, культур, помимо общих стимулирующих мер, будет следствием и результатом этой определённости и объединения национальных субкультур.

Объединение вокруг общих идеалов, понятных и прозрачных для каждого гражданина, объединение вокруг общественных интересов и активного участия в жизни общества — единственно возможная сегодня идеология, фундамент, на котором можно сформировать качественно новую культуру и сплотить население не только Дагестана. Но только в Дагестане в отличие от других регионов в силу гибкости местной культуры на сегодняшний день объективно есть все условия для запуска такого процесса с наименьшими усилиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно провести аналогию с системой образования: плохой ученик может оказаться более талантливым, чем хороший. А неадекватной оказывается вся система образования, основанная на ложных допущениях и ориентированной на адаптацию и приспособление человека к сложившейся среде и культуре, в которой нет условий для формирования взрослой и зрелой личности — того, кого можно было бы действительно назвать настоящим Человеком. Такая же ситуация и в политике, которую реализуют сегодня выпускники этой системы образования и культуры.

Современный Дагестан в силу своих же недостатков может стать пилотной площадкой во многих сферах общественной жизни, а формирование новой культуры на базе Русского варианта глобализации для дагестанских народов и не только станет альтернативой, образцом и примером для притяжения других культур. Если отойти от сложившихся несостоятельных и инфантильных стереотипов о регионе, республика может также стать и образовательным центром, мостом в исламский мир, кузницей кадров и центром влияния на страны Ближнего Востока, например, дипломатических работников, а не поставщиком заблудившихся и обманутых людей для террористических группировок.

На словах, конечно, красиво, но сломать устоявшиеся стереотипы будет непросто. Дело в том, что в силу общности российского информационного пространства самовосприятие самого населения Дагестана не сильно отличается от восприятия республики остальной страной. Не говоря уже о сотрудниках силовых ведомств и чиновников, для которых всё вышеописанное — непонятный «космос» или просто не отвечает их интересам.

Необходим полный пересмотр политики в отношении региона, нужна соответствующая адекватная жизни теория, система подготовки кадров, сами кадры, создание новой архитектуры управления регионом. Масштабная антикоррупционная кампания и беспрецедентное внимание к региону со стороны федеральных властей и лично Президента, который в марте в первый раз за 10 лет лично посетил Дагестан, внушает определённые надежды: но последуют ли за этим реальные шаги?

Сумеет ли новый губернатор найти новые кадры — это большой вопрос и пока он до сих пор не решён.

Есть ли в регионе специалисты, кто сможет оперировать культурными смыслами? Их пока нет, но это не значит, что скоро они не появятся. Усилиями ли самой власти или общественной инициативы — это уже не столь важно…

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

http://kazbekovskiy.ru/wp-cont...

http://bigslide.ru/images/37/37000/960/img21.jpg

Карта Дагестана, включающая территории современного Азербайджана(ниже реки Самур). Авторы: Лоури Дж. В. и Шарпе Дж. 1847 года. https://commons.wikimedia.org/...

Какое будущее ждёт завод «Дагдизель»? http://inance.ru/2016/01/dagdi...

http://vestikavkaza.ru/upload/...

«Интеграция интеграций или глобализация по-русски» http://inance.ru/2016/07/integ...

http://dagpravda.ru/wp-content...

http://cs624024.vk.me/v6240242...

http://dagzhizn.ru/files/78/11...

https://gdb.currenttime.tv/CD4...

http://dznd.ru/down

http://inance.ru

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора inance
    inance Вчера 13:50 117 2.00

    Хроника событий за неделю 08 — 14 октября 2018 года

    Главные события недели в России и мире для тех, кто не успевает читать прессу, а также наши комментарии к ряду этих событий. 8 октября Землетрясение магнитудой 4,6 произошло у берегов Камчатки https://www.interfax.ru/russia/6322638 октября Землетрясение магнитудой 4 произошло на севере Сахалина https://www.interfax.ru/russia/632268Наш комментарийВ последние...
    inance 8 октября 15:09 280 6.00

    Хроника событий за неделю 01 — 07 октября 2018 года

    Главные события недели в России и мире для тех, кто не успевает читать прессу, а также наши комментарии к ряду этих событий. 1 октября Начался процесс акционирования «Почты России» https://www.interfax.ru/business/631244Наш комментарийРеорганизация предполагает преобразование предприятия в непубличное акционерное общество со стопроцентным госучастием.С этого мом...
    inance 3 октября 23:46 1565 10.19

    Игры в «методологию» или под чью дудку танцуют «технократы»?

    Начавшийся новый передел в России, «губернаторопад» и результаты выборов вызывают много вопросов. Еще в советское время начался процесс внедрения в «элиту» так называемых «методологов». Кто они, кто их кураторы, каковы их цели и куда они предпринимают попытки свернуть автопилот корабля России — об этом сегодняшняя статья.Закон ВремениУ человечества, как некоторой сист...
    ПРОМО
    Твердохлебов Евгений Леонидович 12 октября 2017 г. 11:36 8253 9.10

    Идеализм и национал-коммунизм

    Твердохлебов Евгений ЛеонидовичИдеализм и национал-коммунизм                   Одним из характерных проявлений коммунистической мысли с момента её появления была неустанная борьба с мыслью религиозной. Эта борьба то ослабевала, то вспыхивала с новой силой, но никогда не прекращал...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика