• РЕГИСТРАЦИЯ
Игорь Пономарев
14 ноября 2018 г. 22:42 8881 33 27.64

Чапаев в космосе. О фильме "Пришелец" (2018, Александр Куликов)

А ведь наверное мог бы быть нормальный фильм, а?

Если в первых кадрах мы видим красивую картинку с летящим космическим кораблем и ландшафтами Марса, кстати, они очень похожи на то, что был видно на фотках с Марса, но вот показывают ЦУП. Что характерно болтающейся камерой, потому что это дешевле чуть-чуть, все еще модно у многих операторов и режиссеров застрявших в прошлой пятилетке. А как же еще передать напряжение? А еще можно поорать? Так истерично, как в трубку идущую в трюм на корабле: "Стабилизируйс-я-я-я!".

А кстати, вы не задумывались, что радиосигнал до Марса будет идти минимум три минуты? Это вот кем надо быть, чтобы не посмотреть в интернете? Сценаристом? Режиссером?

А зачем орать? "Как слышите меня? Приказываю прекратить посадку". Мда. Криком подавать команды, которые придут с задержкой в три минуты, когда уже все изменится?

И это вот кто рядом такой? "Ты что с ума сошел. Я уже сделал заявление. Посадку прекращать нельзя".

Ну, что поделать. Ну вот в таком мире живут наши киношники. Вот наверняка так из-за мониторов орет режиссер, на актеров и операторов. Но правда матом. А рядом вот такой продюсер. И все лысые. Креаклиат!

Что думаете они какие-то особенные эльфы? Которые все из себя такие интеллигентные? Даже дирижеры орут матом так, что у меня мурашки по спине бегали. Хотя мне-то что, орали то не на меня, а на артистов.

Кстати, а вы не знаете, когда планируется свежий завоз креаклиата? А то вот этот он как-то второй свежести. Может за морем-океаном закупить? Или в Китае? В Китае было бы неплохо. Там любят делать фильмы так как должно выглядеть. И вот таким криком истерическим герои фильма не будут терять лицо. А чего в этом такого?

Почему собственно инженеров и всяких технологов из-за бугра можно завозить, а режиссера нельзя? Думаете, иностранец не поймет русской души? С чего это? Иностранцы бывают очень и очень толковые. А к сведению, у нас каждый второй называющий себя режиссером не понимает ни русской души, ни русского народа. А некоторые норовят еще и грязью полить все вокруг.

Итак фильм. Российская экспедиция летит на Марс. И один из космонавтов выживает во время падения модуля на Марс. А дальше ожидание спасения. Всё.

Давайте посмотрим откуда взялась идея? Идея, как обычно срисована с иностранного фильма "Марсианин" / The Martian (2015, Ридли Скотт). Помните, наверное, там главный герой остался один и картошку выращивал на Марсе, а потом вместо обтекателя на ракету брезент натягивал. Как я понимаю, заложили фильм "Пришелец" (2018) в производство как раз после выхода на экраны фильма Ридли Скота "Марсианин" (2015).

Я вот просто уверен, что продюсеры это такие очень и очень боязливые люди. И конечно, лучше уже использовать какую-то чужую идею, которая показала свою эффективность раньше. А лучше сплагиатить побольше. Так менее страшно. А пипл у нас схавает. Или всё-таки не схавает? Что-то простое копирование часто последнее время ведет к тому, что фильмы не окупаются.

Простой российский космонавт, с обычной русской фамилией Чапаев. Ну, а, в принципе, чего такого? Ну, вот был же у нас в правительстве Гайдар, я вот в детстве о таком и подумать не мог.

Кто бы мне сказал, в детстве, когда я читал "Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове", "Чук и Гек", "Тимура и его команду", когда смотрел мой любимый фильм "Бумбараш", что в правительстве будет Гайдар, а еще будет читать у нас лекции в ВШЭ, и девочки, и мальчики в перерыве будут с ним фотографироваться как с Мики-Маусом в Диснейленде. А вот ведь было ведь. Так почему же российскому космонавту не быть с фамилией Чапев?

Ну, вот ожидает космонавт спасения. И что? Где действие? Где развитие сюжета? Где драматургия? Где дуга характера? А саспенс? Подайте нам саспенс. Мне прямо таки интересно, как из простого ожидания можно высосать сюжета на целый фильм.

Никакой псевдонауки с какашками перемешанными с марсианским грунтом в шатре и изготовлением воды из топлива у Ридли Скота не скопировали. Просто обыкновенное ожидание спасения. Жрачка, которая обрыдла, и просто поглащается. Но, по фильму умелые телевизионщики раскручивают эфиры Чапаева. И уже весь мир наблюдает за ним. И кстати, можно поверить, что глядя на проскакивающие трейлеры передач, что это можно раскрутить.

Но, если здраво помыслить, то каким образом высосать, что-то интересное у человека, который не учился и не имеет таланта говорить обо всем и интересно? У вас много друзей? А сколько из них прекрасно рассказывают истории?

Ведущий на ТВ изображен карикатурно, но вот не достаточно. Может помните Руби Род из фильма "Пятый элемент" / The Fifth Element (1997, Люк Бессон)? Вот это я понимаю карикатурный ведущий. Какие ужимки! Какой напор! Но фоне серьезного героя фильма он выглядит просто прекрасным идиотом!

Пятый Элемент (2015)

А тут у нас какой-то невнятный лысый персонаж, в белом прыг-прыг, который хлещет что-то из бокалов и девочки вокруг вьются. Ну, вьются, ну и что? Ну, еще предлагает продюсеру программу "Случка". Это видимо некоторая попытка юмора. Но вот к сожалению недоделанная попытка.

А вы еще помните, что радиосигнал до Марса будет идти минимум три минуты. Динамичного разговора не получится.

Так вот значит, и тут идею скопировать не смогли.

Шоу маст го он! Одной из целью ТВ шоу является сбор денег на российской спасательной экспедиции на Марс. Опа! Это вот как-то уж совсем. А на что еще собирать деньги?

И тут появляется нечто марсианское инопланетное. И что интересно, вовсе не зелененькое антропоморфное, а такое бесформенно прозрачное. Но взаимодействующее с русским марсианином. Ага. Эта идея взаимодействия особого разума с человеческим была проработана в произведении Станислава Лема "Солярис" и в одноименном фильме Андрея Тарковского "Солярис" (1972). А еще в фильме Стивена Содерберга "Солярис" (2002), но я его не смотрел. Кстати, а вам он как? А если сравнить с Тарковским? Но, вот в фильме "Пришелец" (2018) эту тему проработать не удалось, она осталась как заготовка.

И вот после того как Чапаев раскручен по всему миру, руководство выдает фразу: "Чапаев - это штатная потеря. Мы сворачиваем марсианскую программу". С таким подходом, это вот не штатная потеря, это репутационная потеря, это полная потеря лица. После этого государству еще долго не отмыться.

Помните мою идею с завозом китайских режиссеров? Китайский режиссер это сразу понял и такого кстати безобразия в фильме не допустил бы.

А как там с вопросом, который возникает, то и дело, то с постройкой моста, то еще с чем-то. Тот самый вопрос: "Это все снято в павильонах Мосфильма?" Ну, а как же такую идею и не взять в сценарий? Конечно телевизионщики по фильму с определенного момента просто рисуют Чапаева, как тех синих аватаров камероновских. Конечно афера раскрыта и объявлена по ТВ. Всё. После этого Чапаеву объявляют: "Ты погиб три месяца назад при выполнении задания".

Но, главный герой взрывает станцию и бредет через марсианскую пустыню, взбирается с риском для жизни на марсианскую горушку. И, нет вы не поверите, он возносится! Ну, хорошо, можно ж сказать, что формально он не возносится на небеса и Зевс его не забирает на Олимп, а просто он переходит в другое "агрегатное состояние", сливается с чистым марсианским разумом. Там еще на фоне идет какое-то усыпляюще-гипнотизирующее бубнение. Вот и пригодилась заготовочка про инопланетный разум, а то было бы совсем бог из машины.

В конец в титрах мы видим фамилию и имя режиссера и актера играющего главного героя, Александра Куликова в траурной рамочке. И что мне теперь все стирать в соответствии с принципом "о мертвых или хорошо, или никак"?

Ну, и наконец про трейлер. Трейлер делали явно люди не понимающие, что такое трейлер. Клипмейкеры похоже. Так как использовано всего одна мелодия, а не пять как в нормальном голливудском трейлере. Не выдержана ни какая структура, просто месиво. И что самое интересно месиво сделано так, что из него можно надергать картинки по всему фильму. То, есть они сляпали трейлер в стиле краткого пересказа под одну нудную музычку. При этом не дав понять зрителям, как в принципе выглядит фильм.

Хотя с другой стороны, как раз дают понять, как выглядит фильм. Сумбурно и бестолково. см. https://www.youtube.com/watch?...


Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний Кинозал", клуб "Новый Бродяга"


Сообщества "Посмотрел кино и хочу сказать"

Конт https://cont.ws/jr/cinema-talk
Вконтакте https://vk.com/cinema_talk
ЖЖ http://cinema-talk-lj.livejour...
на фейсбуке https://www.facebook.com/group...
в одноклассниках https://ok.ru/cinema.talk

Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

Вконтакте https://vk.com/my_timeline
На фейсбуке https://www.facebook.com/group...
Дзен https://zen.yandex.ru/id/5a53e...
ЖЖ https://my-timeline.livejourna...
В одноклассниках https://ok.ru/my.timeline


Чуть не забыл. Был один персонаж, который мне сразу понравился. Но вот, к сожалению в фильме ему тоже не удалось уделить времени. Эдакий собакоморфный или котоморфный робот. Но, скорее всё-таки котоморфный судя по повадкам, и по надписи на боку "Bars". По моему, этот механический барсик на колесиках лучше, что есть в этом фильме.


Творческое объединение "Вечерний кинозал, клуб Новый Бродяга

"Посмотрел кино и хочу сказать". Когда вы посмотрели и очень хочется поделиться мнением или услышать другие мнения