ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ.
В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие -- каждый день.
Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией -- сохранялась и в последующие времена.
Многие святые отцы ПРИЗЫВАЮТ -- причащаться как можно -- ЧАЩЕ.
С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика -- РЕДКОГО причащения. Было немало людей, которые причащались -- только один РАЗ в год.
Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники.
Появились даже НЕЛЕПЫЕ мнения о вредности -- частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить -- в ереси и сектантстве.
Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться -- часто, что молодым людям будто бы можно причащаться -- только раз в год, и только старым и пожилым людям -- во все Посты, что часто причащающиеся с ума -- сходят. Какая нелепость и дикость! Какое -- богохульство, кощунство! Какое неразумие!
А для чего, тогда скажите – РАЗДАЕТСЯ ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий всех православных христиан -- к причащению?..
Неужели весь год – КОСНЕТЬ и давать своей душе ГНИТЬ -- во грехах и только раз в год -- очищаться покаянием и причастием?
Разве не каждый день мы – СОГРЕШАЕМ и ОСКВЕРНЯЕМСЯ -- грехами, разве не каждый день нам НУЖНО -- очищение, освящение, обновление?
Давайте тогда тоже НЕ БУДЕМ целый год – ходить мыться в баню, давайте НЕ БУДЕМ по утрам – умываться, давайте НЕ БУДЕМ также весь год -- убираться дома, мыть полы, протирать пыль, не выносить мусор, стирать и гладить наши одежды, и что с нами -- станет, если мы целый год будем ходить грязными и жить во -- грязи?
Так же абсурдно НЕ СЛЕДИТЬ -- за порядком и чистотой в доме своей души. Душу ли не омывать постоянно ОСКВЕРНЯЕМУЮ -- грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да ещё говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа – Христова!»
Однако, в тоже время, отец Иоанн Кронштадтский ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ -- тех, кто причащается -- ЧАСТО, чтобы частое причащение НЕ ВОШЛО -- в ПРИВЫЧКУ, формальность, и из-за этого НЕ ПРОИЗОШЛО -- охлаждение и пренебрежение -- к своей Духовной жизни.
А вот мнение о ВАЖНОСТИ ЧАСТОГО причащения -- святителя Василия Великого. В письме к Кесарии он пишет: «Добро есть и полезно приобщаться и принимать -- Тело Святое и Кровь Христову каждый день.
Мы приобщаемся в неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и субботу, а также и те дни, когда бывает -- память какого-либо святого».
Преподобный Нил Сорский ежедневно -- причащался Святых Таин и говорил, что это «видимо поддерживает силы души и тела».
Так же думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о Таинствах он пишет: «Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то НАДО -- ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я ВСЕГДА -- грешу, то ВСЕГДА потребно -- для меня и врачевство…
Праведный Иоанн Кронштадтский указывал -- на забытое Апостольское правило отлучать от Церкви тех, кто три недели – НЕ БЫЛ у Святого Причастия.
Преподобный Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам «неопустительно -- исповедоваться и приобщаться -- во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем -- ЛУЧШЕ, не мучая себя мыслию, что недостойна; и НЕ СЛЕДУЕТ -- пропускать случая как можно -- ЧАЩЕ пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так -- ВЕЛИКА, что как бы недостоин и как бы грешен -- ни был человек, но лишь бы в смиренном только -- СОЗНАНИИ -- великой Греховности своей и чистосердечной -- Исповеди во грехах своих, и в чувстве глубокого -- Благоговения перед этой величайшей Святыней -- ПРИСТУПИЛ бы -- к чаше святого причастия, то будет -- ОЧИЩАТЬСЯ благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем -- просветлеет и, спасется».
Разумеется, очень хорошо -- причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам — в день их бракосочетания.
Преподобный Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать причастие также и в памятные дни их усопших близких — в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.
При желании же причащаться еще -- ЧАЩЕ (может быть, даже каждый день) нужно следовать такому указанию преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению НЕ ПРИНОСИТ -- должного Покаяния, кто не ходит плача и сетуя всегда и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно НЕДОСТОИН -- [ежедневного причащения].
А кто все это делает и в воздыханиях и слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин -- быть причастником Божественных Таин, и не только в праздник, но и каждодневно, и даже — хотя и дерзновенно скажу — с самого начала покаяния и обращения своего».
Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), «ПОСТОЯННОЕ -- причащение должно быть идеалом -- для всех православных христиан.
Но враг рода человеческого сразу -- ПОНЯЛ, какую Великую СИЛУ -- даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело -- ОТКЛОНЕНИЯ христиан от Святого Причащения.
Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались -- ежедневно, затем четыре раза -- в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, т. е. четыре раза в год, наконец едва-едва -- раз в год, а иные и того реже».
«Христианин всегда должен быть -- готов и к смерти, и к причащению», -- говорил один из духовных отцов. Итак, от нас ЗАВИСИТ -- частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Таин Тела и Крови Христовых.
И если сердце всецело живет Богом — и в делах, и в словах, и в мыслях, если христианин ПЛАЧЕТ -- в душе о всяком грехе своем и имеет ЦЕЛЬЮ своей жизни -- богоугождение и стяжание Духа Святаго Божия, то НЕТ -- препятствий у него -- для ежедневного причащения Святых Таин, как это делали христиане первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов.
Один из мудрых современных пастырей, о. Валентин Свенцицкий, пишет: «Жизнь духовная — не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная -- жизнь во Христе.
Но как она может -- начаться, если ты -- НЕ ПРИМЕШЬ в этом страшном и великом Таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови, Христовой, будешь -- в Нем? И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг -- без нападений. И здесь он будет строить тебе -- всякие козни, пока не отвернет тебя от Христа.
Враг воздвигнет -- множество и внешних и внутренних ПРЕГРАД и препятствий, для того, чтобы ты никогда даже и НЕ ДУМАЛ -- ИДТИ на исповедь и причастие.
То, вдруг будет тебе -- НЕКОГДА, то, почувствуешь себя – нездоровым или сильно – уставшим, то, захочется ОТЛОЖИТЬ -- ненадолго, „чтобы лучше приготовиться“. Или какая – другая причина…
Не слушай. Иди. Исповедуйся, главное чтобы Исповедь твоя была -- НАСТОЯЩАЯ, чтобы грехов своих -- НЕ СКРЫВАЛ и не умалял. И с чувством -- Благоговения, со Страхом Божьим -- Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь».
Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный -- причащения Святых Таин? Никто этого -- не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь ПО ОСОБОМУ -- милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы -- грешные, недостойные, слабые -- более, чем кто-либо, НУЖДАЕМСЯ -- в этом спасительном источнике жизни».
Почему же мы все же не получаем на более частое причащение благословения наших духовных отцов? Только по жестокосердию и нерадению -- нашему, а также из--за нашей - Лени и Нерешительности начать жизнь по Заповедям Христовым. Потому, что при нашей греховной жизни и ОТСУТСТВИИ -- постоянного Покаяния и трезвения мы стали бы принимать -- Тело и Кровь Господни -- НЕДОСТОЙНО.
Если христиане первых веков СТАРАЛИСЬ -- приступать ко Святой Чаше ежедневно, то в XIX веке многие христиане в России считали причастие -- предсмертным напутствием.
В наше время вновь ВОЗРОДИЛОСЬ -- стремление причащаться ЧАСТО. Однако, зная, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки -- говения и честной Исповеди, многие не могут -- найти сил и времени для говения (которое тем самым превращается в самоцель).
В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь ко Господу, ее сила -- покаяния. Поэтому, Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.
Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил. Хотя надо и тут иметь рассуждение – есть батюшки нерадивые и есть Ревностные к Богу – вот к таким и надо идти на Покаяние и благословляться у них -- на ЧАСТОЕ причастие. Обычно, эти мудрые батюшки – сами все понимают и знают как многим людям просто -- НЕОБХОДИМО частое причащение и потому благословляют.
Те же, из батюшек, что считают, что христианам надо и полезно -- только РЕДКО причащаться – старайтесь к ним – НЕ ХОДИТЬ, а то и сами станете такими же -- НЕРАДИВЫМИ и РАВНОДУШНЫМИ к Богу -- как и они.
Если человек – РЕДКО исповедуется и причащается – где же он ВОЗЬМЕТ -- СИЛЫ для борьбы со грехами, для духовной жизни? Ведь Господь сказал в Евангелии: «Без Меня не можете -- ничего творить». ( Евангелие от Иоанна 15 ).
Конечно, причащаться НЕЛЬЗЯ -- «для галочки», ради исполнения определенных количественных норм.
А также бойтесь греховной "ПРИВЫЧКИ причащаться -- как исполнение некоего обряда -- которая появляется от нашего -- РАВНОДУШНОГО, неблагоговейного отношения -- к этой Величайшей Святыне!
Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью -- души, без осуществления которой – НЕЛЬЗЯ прожить и НЕВОЗМОЖНО – спастись!
Частота причащения должна быть согласована с духовником, и если он видит, что, часто причащаясь, человек ТЕРЯЕТ -- Благоговение к святыне, то может дать совет причащаться -- РЕЖЕ.
«Я причащаю каждую неделю и чаще – говорил отец Иоанн. Одна его духовная дочь сказала ему, что причащается раз в две недели, на что он ответил ей: «И превосходно делаешь, чаще пока и не нужно». Так что, для каждого человека его духовником или священником должна быть установлена своя мера -- частоты причащения.
Кому-то можно причащаться и еженедельно, для кого-то следует преступать к чаше -- не так часто.
Но каждый православный христианин должен СТАРАТЬСЯ -- причащаться НЕ РЕЖЕ -- двух, трех раз в месяц, чтобы не отрываться от евхаристической жизни Церкви,
а главное, чтобы ПОСТОЯННО -- быть в Покаянном -- НАСТРОЕ и работе ПО ИСПРАВЛЕНИЮ -- своих греховных привычек и недостатков. Вот, для чего мы должны -- ЧАСТО причащаться. ( продолжение следует...)
Оценили 24 человека
44 кармы