Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

"Альтернативная история". Немного о происхождении термина в его местном значении (+ опрос)

75 924

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Наверняка вы обращали внимание на многозначность термина "альтернативная история". С одной стороны, так нередко называются разнообразные плоды паранаучного фричества, проросшие на ниве истории. Собственно, такой термин нередко предпочитается самими адептами подобных теорий. С другой же "альтернативная история" - жанр научной фантастики, а фриков, как абсолютно справедливо заметил коллега, правильнее было бы называть историческими ревизионистами.

Дыма без огня, однако, не бывает, и "фрическое" значение термина возникло вовсе не на пустом месте. И даже не из-за желания ревизионистов придать себе таким образом значимости - согласитесь, прямая отсылка к жанру фантастики мало способствует авторитетности направления, желающего мимикрировать под научное. Дело здесь немного в другом.

Характерной отличительной чертой любого жанра фантастики, в том числе и далеко не научной, является какой-либо свой тип фантастического допущения. Для фэнтези это в общем случае - наличие лихо поплевывающей на физику реального мира магии. Для космических опер - принятое как данность обширное расселение человечества по Вселенной (в реальности или "твердой" НФ с этим все не так просто). В постапокалиптике - мгновенное единовременное отмирание социальных институтов при глобальной катастрофе. Это, разумеется, справедливо для самых общих случаев и для "чистой", однозначно определяемой жанровой принадлежности, что в наше время уже почти не встречается - все в погоне за стремительно ускользающей оригинальностью стремятся сделать жанрового гибрида. Тем не менее, принцип, думаю, понятен.

Так вот, для альтернативной истории подобным типизирующим фантастическим допущением является предположение, что в известных нам исторических событиях что-то пошло не так. Сама же суть АИ-произведения строится на попытке интересно и со вкусом просчитать последствия такого отклонения. Например, что бы было, если бы Александр Македонский выздоровел? Или как бы отличался мир от известного нам образа, если бы Павел I оказался расторопнее убивших его в реальности заговорщиков и велел бы превентивно их всех арестовать?

Разумеется, история сослагательного наклонения не имеет. Но вместе с тем желание его ввести в рамках некоторого умозрительного эксперимента для интересующихся историей более чем типично и даже овеяно в своем роде традицией, уходящей корнями в седую древность. Так, авторство уже упоминавшегося примера с выздоровлением гражданина Македонского Александра Филиппыча принадлежит аж самому Титу Ливию.

В сущности, альтернативная история в изначальном смысле этого термина ничего дурного в себе не содержит. А в случае, если автор подошел к моделированию со всей ответственностью, а не стал бессовестно подыгрывать выбранным по тому или иному признаку "своим" всеми возможными способами, она может быть даже в чем-то полезна, так как подталкивает к исследованию и осмыслению закономерностей исторического процесса (но, конечно, не заменяет ни исследования, ни осмысления - художественная литература же).

Так вот, как данный термин перенесся на параисторических фриков.

Среди сторонников той или иной конфессии исторического ревизионизма имеется определенное число лиц, имеющих тягу к писательству. Это не какая-то характерная особенность данной страты - некий процент потенциальных литераторов всегда присутствует в любом возможном срезе социума. Ничего удивительного нет и в том, что те из данных персонажей, кто прокачал в себе художественно-литературный навык хоть немного повыше уровня мятущегося фантазера-восьмиклассника, проявляют некоторое стремление к тому, чтобы перейти из категории потенциальных в категорию просто литераторов. И иногда у них это даже получается, хотя бы в пределах малотиражного томика в мягкой обложке, по отношению к каковому формату издательства бывают на удивление всеядны.

Так получилось и здесь. Определенной части исторических ревизионистов, склонных к написанию фантастики, удалось напечататься. Подавляющему большинству - не более одного раза, и имена их широкой читательской публике практически неизвестны (исключение - Бушков, но он свернул на скользкую ревизионистскую дорожку уже будучи вполне состоявшимся фантастом). Но какое-то время назад, в поздних девяностых и практически всех нулевых, их было очень много - достаточно, чтобы можно было говорить о наличии тренда.

Общая канва их произведений может быть описана одним предложением: человек из нашего времени каким-то образом попадает в прошлое и обнаруживает, что там все вообще не так, как написано в учебниках (зато в точности так, как писал Фоменко, Левашов, или еще какой-нибудь гуру на выбор). Фантастическим допущением в данном случае являлся сам факт попаданства в прошлое, то же, что там творилось, с точки зрения автора являлось истинной правдой.

Подобная типологическая особенность ставила тогдашних издателей и критиков в тупик. Ведь в те благословенные времена попаданческая литература еще не стала общим местом и притчей во языцех, и специального термина для нее, как следствие, в ходу не имелось. Но классифицировать целый пласт опусов каким-то образом было надо. По этой причине все ревизионистские романы стали скопом записывать в альтернативно-историческую фантастику, сочтя, что этот жанр по формальным признакам будет ближе всего.

Спустя не самое большое время художественный прием "отправь попаданца в прошлое, чтобы таким образом продемонстрировать свои убеждения" стал набирать популярность не только в среде ревизионистов, но и между представителей прочих социально-политических субкультур. Попаданцы начали подсказывать Сталину как громить фашистов, спасать Николая II и возвращать ему корону, громить монгольские орды на Калке и предотвращать Крещение Руси - в общем, творить что попало в рамках особенностей расцветки внутричерепных насекомых своего создателя. И весь этот кошмар тоже по инерции классифицировался, как альтернативная история.

Отчего поклонники нормального солидного жанра альтернативной истории уже конкретно взвыли. И принялись, иногда даже не особо выбирая выражения, бурно протестовать против того, чтобы весь этот лютый графоманский ужас классифицировали в качестве представителей их любимого направления. Их возмущение не пропало даром, и теперь новые образцы произведений данного направления сразу честно именуют "книжками про попаданцев", не пачкая приписыванием подобной родни никакой другой жанр.

Но в среде исторических ревизионистов термин "альтернативная история" к тому моменту уже успел прижиться. Причем, не в изначальном сугубо литературном смысле. Если говорить прямо, они этот термин попросту сперли и превратили в самоназвание, поскольку как-то самоидентифицироваться хотелось, а умных словей вроде того же "ревизионизма" они и не знали. Успело дойти до того, что под вывеской "лаборатория альтернативной истории" оказалось не творческое объединение фантастов, а как раз таки тусовка ревизионистов и палеоконтактеров, что лишний раз закрепило такое некорректное использование термина. Вплоть до того, что у нас на КОНТе метка "Альтернативная история" относится к историческому кластеру, а не литературному.

Но, возможно, такое положение дел стоило бы поменять?

А как считаете Вы?
Альтернативная история - жанр научной фантастики, соответствующей метке место в кластере "Литература"
Термин "альтернативная история" уже всем привычен и понятен, так что пусть метка остается в кластере "История"
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы принять участие в голосовании


P.S.: Представленный выше опрос не представляет собой своего рода форму открытого письма к администрации с призывом к каким-либо действиям. Это просто исследование общественного мнения, в зависимости от которого уже будем посмотреть.

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
    • SVD
    • 13 июня 2017 г. 12:40
  • лично я называю это альтернативной ударенностью.
  • Проголосовал за литературу, хотя по мне стоит ввести 3 строфу: героиновые фантазии
  • проголосовал за первый вариант. но с оговоркой: не называть  бредни нетрадиционно ориентированных(исторически) альтернативной историей. не фиг им  мой любимый жанр своей ахинеей поганить
  • Если говорить о контовских рубриках, то разумеется "альтернативную историю" следует отнести к К.Т.И. с меткой "Литература". Но выражения "традики" и "официалы"  используются поклонниками Носовского и Фоменко уже более 10 лет. Сами они считают себя "независимыми исследователями" (в противоположность "зависимым", т.е.профессионалам)  а вовсе не литераторами. Так что вряд ли такие перемены, даже если они состоятся, как-нибудь повлияют на персонажей вроде Ан.Тюрина, Худого Льва и др. "обексионцев".