• РЕГИСТРАЦИЯ
Гуамоко
8 июня 15:52 1808 94 51.32

Общность ветвей "Нью Эйджа" на примере идентификации археологических культур

Здравствуйте, мои драгоценные читатели!

При полном согласии в отношении вредности эзотерики, фолк-хистори и плоскоземельного нигилизма для психического здоровья социума, вашему покорному слуге нередко доводилось оспаривать утверждения коллег о том, что вся эта "радость" умышленно спроектирована за рубежом нам на погибель. Умысел здесь сомнителен, поскольку кандидаты в злоумышленники и сами болеют той же хворью - не без локальных культурных особенностей, но при вполне узнаваемых симптомах.

Существует для этой хвори и обобщающее название - Нью Эйдж. И он классифицируется, как, прости Господи, религия.

По крайней мере, именно такой смысл в него закладывался, когда он формировался в среде американских хиппи. Это предполагалась религия для наступающей новой эры (название как-бы намекает), в терминах астрологии - "Эры Водолея", которая должна была заменить доминирующую веру "Эры Рыб", т.е., христианство в частности и авраамические религии вообще. Изначально содержательная часть Нью Эйджа сводилась к достаточно прихотливой и подвижной смеси из астрологии, теософии, оккультизма, кришнаитства, наркотических трипов и помешанности на защите окружающей среды. Плюс - что угодно ещё по вкусу, в зависимости от личных предпочтений адепта.

Со временем хиппи из массового движения превратились в реликт. Но до того они успели заложить основы множества дочерних субкультур, представители которых, в свою очередь, переняли от идейных прародителей и Нью Эйдж - сделав его в процессе ещё более размытым, чем он являлся изначально.

В результате, к настоящему моменту Нью Эйдж по идейному наполнению подобен бывшему хиппи из мажоров, который с грехом пополам всё-таки выпустился из коллежда, состриг патлы, переоделся в цивильный костюм и стал политиком ультра-либертарианского толка, отдавая посредством таких предпочтений дань увлечениям своей мятежной юности (таких, кстати, много, и их участие в повышении градуса идиотизма западной политики - тема для отдельного разговора). То есть, если упрощённо, то Нью Эйдж всецело за свободный рынок. В данном случае - за свободный рынок религий.

Желаете Нью Эйджа с традиционным индийским ароматизатором? Легче лёгкого! С суфийским? Без проблем! С неоязыческим? Выбирайте пантеон! Вообще без религии? К вашим услугам куча квази-наук, тренингов личностного роста и оздоровительных практик (и да, это правда-правда не плагиат с саентологии)!

Но как свободно-рыночное товарное изобилие в конце концов сводится к одной и той же бурде под разными брендами, так и многочисленные ветви Нью Эйджа, при всей пестроте внешних проявлений, объединяет одна и та же несущая конструкция базовых принципов. Определить их можно примерно следующим образом:

1. Догмат о смене эпох. Утверждается, что развитие человечества в нынешней эре зашло куда-то решительно не туда, и новую эру (Эру Водолея, Эру Человечности, Сатья-югу и пр.) следует начать с принципиально новых основ, отряхнув прах сложившихся устоев со своих ног.

2. Догмат об иллюзорности материи. Для иллюстрации этого догмата лучше всего подходит цитата из к/ф "Матрица" (в котором отсылок к нашему предмету обсуждения, кстати, выше крыши - то ли умышленных, то ли естественно проистекающих из убеждений сценаристов):

- Не пытайся согнуть ложку; это невозможно. Вместо этого, попытайся понять главное.

- Что — главное?

- Ложки не существует.

- Не существует?

- Знаешь, это не ложка гнётся, всё обман. Дело в тебе.

То есть, объективной правды не существует. А методом установления ИСТИНЫ!!!!!111 (не путать с "истиной", которая пишется строчными буквами) становится субъективное мнение. На практике это означает, что разделение истинного и ложного производится по индивидуально понимаемому "правилу прикольности": прикольное - истина, унылое - обман.

3. Догмат об обыденности откровения. Нью Эйдж, в отличие от традиционных верований, крайне демократичен. И для получения откровений от Бога/вселенской ноосферы/инопланетян/спящих под горами атлантов/генетической памяти быть избранным святым бодхисаттвой, который обрёл свой статус, потому что без устали молился/постился/просветлялся/самосовершенствовался, теперь не обязательно. Теперь это доступно каждому. Фактически, получается дополнение к упомянутому выше "правилу прикольности": догадка, озарение и "паззл сошёлся" приобретают самостоятельный вес и в перепроверке более не нуждаются.

4. Догмат о тождестве человека с богом. Ну, или не с богом, а с тем или иным его заменителем. Или не тождество, а родство - в самом прямом генеалогическом смысле. Или не в самом прямом. Подробности в разных ветвях Нью Эйджа могут различаться. Принципиальный момент в том, что представитель целевой аудитории движения на самом деле - очень крут. Что он потенциально способен летать по воздуху, голыми руками топить урановые ломы в ртути, подгружать знания прямо в мозг из мистической вселенской "википедии" и обыграть кирпичную стенку в пинг-понг. Но то - потенциально. А на практике он всего этого не может, поскольку либо обманут некими злоумышленниками, либо погряз в бытовухе, либо наша цивилизация пошла куда-то не туда и утратила необходимые для этого тайные знания. Однако, сейчас эти люди расскажут вам, как перестать считать себя просто особо умной обезьяной и начать медленное поступательное движение к былому величию.

5. Догмат о глобальном порядке. Не в смысле наличия некоей тайной мировой закулисы, хотя и это встречается сплошь и рядом. Имеется в виду, что порядок, не являющийся глобальным, в Нью Эйдже даже в расчёт не берётся. И размах пожиже всемирного - не считается. На практике это означает патологическую склонность к помещению в один идейный котёл петроглифов плато Наска, дзенской философии и изобретений Теслы. Ну и что, что разные культуры и разные времена? Всё же глобальное, сиречь, общее. Почему я не могу взять попользоваться? Результатом становится дичайшая эклектика в культурном разрезе и очумелый синкретизм в религиозном - даже в узко-местечковых национально окрашенных ветвях Нью Эйджа.

Чтобы не превращать и без того размытое от природы понятие в наклеиваемый по желанию левой пятки ярлык, принадлежность к Нью Эйджу предлагаю засчитывать только при совпадении по всем пяти пунктам. Так, например, лабораторно-чистый новохронолог, не перемешавший в своей голове Фоменко с чем-нибудь ещё, ньюэйджером являться не будет, так как несовпадение по третьему пункту (там не "откровения", а просто троллинг от математического моделирования). Иное дело, таких в природе и нет почти, но это уже отдельный вопрос.

В принципе, рассмотреть Нью Эйдж можно и более подробно: с дотошным анализом всех предпосылок его возникновения, детальным рассмотрением всего множества его подвидов и определением, что именно и откуда именно ньюэйджеры спёрли, и как переиначили в процессе. Это, однако, уже выходит за рамки данной статьи, а для продолжения разговора по сути вышесказанного более чем достаточно. Так что, драгоценные мои читатели, поехали дальше.

Благодаря многочисленным археологическим исследованиям, исторической науке известна культурная общность, можно даже сказать - прото-цивилизация, в глубокой древности занимавшая Анатолию, Балканы и северное Причерноморье до Днепра. "Глубокая древность" здесь - не просто фигура речи. Время существования этой прото-цивилизации датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Для понимания масштабов - эта прото-цивилизация уже существовала за полторы тысячи лет до того, как шумеры придумали себе письменность.

И да, если уж об этом зашла речь: определённая прото-письменность у этой прото-цивилизации уже была. На уровне пиктограмм, в духе самых ранних версий клинописи или египетских иероглифов, но для того времени уже и это было весьма серьёзно.

О том, что это действительно была прото-цивилизация, а не просто случайная похожесть материальных культур совсем разных народов, говорят систематические находки идентичных культовых предметов - а религия конвергенции не подвержена (т.е., случайно два культа с одинаковым ритуалом возникнуть не могут). Основой культа было поклонение некоторой персонификации матери-земли - вполне естественное для земледельцев. Коими представители этой прото-цивилизации и являлись, будучи продуктом экспорта неолитической революции из Плодородного Полумесяца на северо-запад. Последнее было определено генетически - у представителей этой культурной общности обнаружили ту же Y-хромосомную гаплогруппу G, что и у первых земледельцев Ближнего Востока.

NB!: Для особо внимательных повторю - гаплогруппа G. Не R1а. Даже не R1b. Они - не индоевропейцы.

Отдельного внимания заслуживают их поселения. Во-первых, тем, что они были огромны и занимали площадь порой в сотни гектаров. Во-вторых, тем, что раз в несколько десятков лет, когда почва окрестных полей истощалась, а само поселение естественным путём превращалось в жутко антисанитарную помойку, его сжигали, а население организованно перебиралось на новое место. Возможно, был в этом и какой-то культовый смысл, но практическому он не помеха.

В общем, прото-цивилизация была достаточно перспективная, и если бы её развитие продолжалось с теми же трендами, то, пожалуй, она могла бы претендовать на геополитическое доминирование в восточной части Средиземноморья. Но не сложилось - продвижение индоевропейцев на запад смело её, как и практически все прочие палеоевропейские культуры. Наследия же от неё практически не осталось - только отдельные смутные образы и отсылки в мифах разных индоевропейских народов. Как, например, постоянные конфликты Земли-Геи с богами Олимпа у древних греков. В силу этого хоть о ней за пределами научного сообщества определённая информация и циркулирует, но далеко не на уровне широко распиаренных Шумера и Египта.

А теперь, мои драгоценные читатели, ответьте себе на вопрос: могли ли люди, которые

1. полагают, что в новую эпоху следует идти с мировоззрением, отличным от существующих вариантов;

2. не испытывают проблем с приложением ярлыка "враки" к любой известной человечеству информации;

3. очень вольно относятся к перепроверке догадок;

4. не дураки понаходить палео-цивилизаций, которые о-го-го, не то, что сейчас, и которые неплохо бы возродить;

5. не ограничены в своих измышлениях границами исторических регионов;

пройти мимо такого великолепия?

Собственно, они и не прошли.

Самый известный пример - особо нежные взаимоотношения прикладного Нью Эйджа мечтательно-неоязыческой части украинских националистов с входившей в состав этой прото-цивилизации Трипольской культурой.

Им же ну никак нельзя идти в эру возрождения древнего величия Нэньки с представлениями о южной окраине Русского царства и Речи Посполитой (п. 1). Это же всё москальские враки. Равно как и утверждение, что трипольцы - не индоевропейцы, и предками славян-украинцев быть никак не могут (п. 2). Нет, это были древние укро-арии, очевидно же. Которые строили огромные города и изобрели письменность. А также явно именно они изобрели колесо, беспроводной телеграф, борщ, горилку, сало и вообще еду (п. 3). Они были великой империей, распространявшейся из Нэньки аж через Балканы в Туретчину... нет, даже дальше! Намного дальше! Египет и Шумер были её полудикими окраинами! Но потом пришли злые прото-москали, уничтожили великую Трипольскую империю и переписали всю историю. Но справедливость следует восстановить, и величие Нэньки должно быть возрождено (п. 4)! Это будет единственно правильно, ведь Трипольская империя охватывала всю известную ойкумену и принесла ей свет цивилизации. Весь мир перед ней в неоплатном долгу (п. 5). Так что дайте грошей.

Разумеется, в аутентичном украинском нарративе на эту тему стёба и глумления - меньше, а слов и пафоса - больше. Но суть примерно такая. В любом случае, подробнее останавливаться на этом примере не будем. Кто что о нём не слышал-то?

Так что перейдём к другому примеру, который изначально представлял собой локальный вариант Триполья для балканских братушек-славян. И не только - в прикладном политическом Нью Эйдже косовских албанцев эта тема также активно присутствует. Также с некоторых пор она стала проникать и в отечественное инфополе - поскольку приобщиться таки хочется, а апеллировать к Триполью как-то неловко. Речь о балканской культуре Винча - как раз той, в городищах которой и нашлись глиняные таблички с упоминавшейся выше прото-письменностью.

NB!: Не удержусь, чтобы не добавить: нашли эти таблички возле румынского села с названием, звуки которого для понимающих подобны изумительной терпкости хорошо выдержанного красного вина - Tărtăria. Собственно, "tărtă" по-румынски - "терпкий". А вы о чём подумали?

Поскольку аутентичная балканская версия в плане полёта фантазии содержательно не отличается от украинско-трипольской, разберём сразу ту, которая была адаптирована для российского потребителя.

России не перейти в новую эпоху, пока она не вспомнит, кто она такая (п. 1). Всю её историю переписали ватиканские иудо-тамплиеры. Это ведь очевидно - кто становится гегемоном, тот и пишет историю (п. 2). Но следы запретной правды всё-таки сохранились. Известно ведь, что индоевропейцы, читай - славяне, первыми одомашнили лошадь. Древние греки же оставили свидетельства, что к северу от них жили фракийцы - великие коневоды. Это уже говорит о древности русов-славян. И более того, на территории Фракии были обнаружены таблички с письменностью старше пирамид (п. 3). Вдумайтесь, мы же наследники древнейшей цивилизации, изобретатели самого этого понятия! Сколько можно терпеть навязанную нам роль варваров (п. 4)? Мы - русы. Наша вотчина - весь мир (п. 5). 

Каюсь, здесь я тоже внёс в аутентичный текст некоторые правки. Заменил неологизмы понятными синонимами, прямым текстом дал подразумевавшиеся, но не озвученные логические связи - в общем, стилистически обработал текст и сделал его читаемым. А остальное не трогал.

На случай, если перестарался: славяне - это подмножество индоевропейцев, а не их синоним; фракийцы - не славяне, а вообще отдельная ветвь индоевропейцев, впоследствии романизированная почти до неузнаваемости (результат - румыны); культуру Винча и прибытие на Балканы предков фракийцев разделяет почти три тысячи лет. И повторюсь, культура Винча - не индоевропейская.

Это - те факты, которые мешают вышеописанной концепции быть правдой. Но с правдой у Нью Эйджа отношения своеобразные. Даже если Нью Эйдж выбирается порезвиться на научное поле, по изначальному происхождению он всё равно - религия. Для аналогии: вы пытались предъявлять убеждённым креационистам железные доказательства эволюции? Если да, то скольких вам удалось переубедить? Так же и здесь, просто предметом веры является не та или иная божественная фигура, а великие доисторические пращуры. Что новым словом в религиях отнюдь не является, культ предков - пожалуй, самый архаичный тип верований. В самом по себе культе предков по меркам нашего веротерпимого времени ничего такого, наверное, и нет. Проблема в том, то этот культ выступает здесь только в качестве внешней формы - при рассмотренном выше ньюэйджерском содержании.

И это достаточно выпукло демонстрирует третий пример.

В нём участвует самая древняя часть рассматриваемой нами прото-цивилизации - анатолийская. А конкретно - древнее поселение Чатал-Хююк.

В своё время он был охарактеризован, как "археологическая сверхновая" - из за своих огромных размеров (при том, что раскопано только 5% предполагаемой территории), хорошо сохранившихся фресок, и, что не так наглядно, но для науки важнее, нахождения вне принятых на тот момент регионов предполагаемого зарождения цивилизации. К тому же, в отличие от периодически сжигавшихся прото-городов Триполья и Винча, Чатал-Хююк был постоянной крепостью (вход в дом только с крыши, вход на крышу по приставной лестнице, дома стоят вплотную) и сохранялся на одном месте в течении двух тысяч лет, что позволяет проследить на его примере весь процесс постепенного освоения сельского хозяйства, животноводства и, на поздних этапах, металлургии.

Но в контексте рассматриваемой нами темы Чатал-Хююку очень сильно не повезло практически с момента его обнаружения. Поскольку его первооткрыватель, Джеймс Мелларт, был жуликом с профессорской степенью. Что выяснилось далеко не сразу - только в 2012-м году, уже после его смерти, при анализе оставленных им документов. И вызвало жуткий шок - оказалось, что Мелларт десятками лет водил научное сообщество за нос.

В чём надо отдать ему должное - перед началом исследования Мелларт действительно дотошно и разносторонне изучал территорию, которой интересовался, на основе чего моделировал предварительный образ связной исторической картины. Такой подход имеет достаточно широкое распространение среди археологов, поскольку позволяет заранее предположить, что и где следует искать.

Однако, если другие исследователи, составив модель исторической картины, начинают искать её доказательства или опровержения, и только после того, как найдут, что-то говорят об открытии, то Мелларт этим не заморачивался, предпочитая подделать зарисовки "недостающих" артефактов и до кучи присочинить пару легенд, якобы ходящих среди местного населения о месте раскопок.

Так, из обнаружения статуэток женщин, внешне похожих на дальнейшее развитие широко известных неолитических "венер", им была раздута целая теория о том, что Чатал-Хююк был центром поклонения Богине-Матери, а его социальный строй сводился к матриархату.

На это достаточно быстро отреагировала Мария Гимбутас - одна из самых неоднозначных фигур в археологии XX века, гениальный индоевропеист с очень большим идеологически обусловленным приветом. В её интерпретации просто матриархальное общество мутировало в матристическое - с абсолютной властью женщины в семье. Кроме того, оно предполагалось ориентированным на равенство и терпимость к нетрадиционной ориентации, пасторально-мирным и райски-безмятежным. А злые патриархальные воинственные индоевропейские варвары его, значит, зверски уничтожили. Как видите, ультра-либеральные идеалы и пост-колониальная презумпция виновности белого европейского мужчины во всех мировых непотребствах прослеживаются здесь без труда. Впрочем, тогда на дворе были 70-е, когда подобная идейная направленность ещё выглядела ново и свежо, и не успела надоесть до зубовного скрежета. Научное сообщество на эти откровения отреагировало крайне неприязненно - поскольку научности в этих теориях было ни на грош, - но резонанс в обществе они получили. Настолько, что в Чатал-Хююк зачастили представительницы экофеминистского/викканского извода Нью Эйдж - помолиться и поводить ритуальные хороводы вокруг раскопа.

Работы на тот момент были уже прекращены - попытка состряпать очередной фейк привлекла внимание турецкого правительства, которое приняло это за схему по контрабанде древностей и в 1965-м году аннулировало визу Мелларта.

Раскопки возобновились только в 1993-м году. Их руководителем стал Иэн Ходдер, известный, как основоположник пост-процессуального течения в археологии - не во всём бесспорного, зато основанного на идее, что археолог, прежде чем анализировать находки, должен по максимуму вникнуть в культуру и философию изучаемого древнего народа, и ориентироваться впоследствии именно на них, а не на свой жизненный опыт и свои убеждения. Для разгребания оставленных Меллартом завалов такой метод подходил лучше всего, и с тех пор Чатал-Хююк стал исследоваться более-менее нормально. Темп раскопок очень сильно снизился - если группа Мелларта раскопала более двух сотен зданий за четыре года, то группа Ходдера раскапывает одно-два здания в год. Зато возросла и тщательность проработки находок - археологи исследуют каждый квадратный сантиметр раскопанного здания с микроскопом. Буквально.

Впрочем, ньюэйджерам это откровенно до фонаря, и в своём видении Чатал-Хююка они по-прежнему ориентируются на вариант Мелларта-Гимбутас. На основе которого получается следующее.

Человечество стоит на пороге новой эпохи - эпохи отступления от насилия, дискриминации и лежащего в их основе мужского шовинизма (п.1). Нетерпимое патриархальное общество некогда насилием захватило власть и растоптало даже воспоминания о более ранней культуре - мирной и терпимой (п. 2). Анатолийские неолитические культуры положили начало земледелию, животноводству и основе нашей цивилизации - культу Богини-Матери. Основе, добавим, многими пока ещё отрицаемой (п. 3). Но не странно ли, что они не оставили заметного влияния на последующие культуры - скажем, Шумер, Египет и Грецию? Очевидно, потому, что память о них слишком мешала патриархальному рабству. Но с его неизбежным падением эта память должна быть восстановлена (п. 4). И потому белые мужчины-натуралы всего мира должны платить и каяться (п. 5).

Как говорится, "вот в таком акцепте"©. Здесь я также не удержался от элементов ёрничества, но касаются они формулировок, не смысла.

А по сути: знаете, почему вышеупомянутый Ходдер жутко нелюбим ньюэйджерами? Потому что после тщательного изучения всех находок он пришёл к выводу, что никакого особенного матриархата в Чатал-Хююке не было. Как, впрочем, и патриархата. В нём вообще не было централизованного управления, о чём говорит отсутствие каких-либо общественных площадей или административных зданий - каждое строение организационно было автономно от других. Анализ же мужских и женских останков показывает, что условия их жизни (длительность нахождения вне дома, диета, расположение захоронений) ничем не отличались, и, таким образом, пол на общественный статус особого влияния не оказывал. Что более умеренные поборники равенства могли бы и обыграть, но экофеминистки - дамы жадные, им либо полный матриархат, либо "ой, всё".

Кстати, "первобытную парадизность" Чатал-Хююка ставит под сомнение огромное количество детских захоронений. Причём, останки многих детей содержат признаки анемии, развившейся от недоедания. Вот вам и "благостное безмятежное общество".

При всём при этом, о культе Богини-Матери говорить, пожалуй, всё-таки можно. Можно также допустить и матрилинейность рода - когда счёт родства вёлся по матери, а не по отцу. Такое предположительно было у первобытных охотников и собирателей (поскольку точного отца зачастую было не установить), и гипотетически могло сохраниться в Чатал-Хююке, как пережиток более диких времён. Можно ещё предположить, что жрицы Богини-Матери вполне могли пользоваться некоторым влиянием в окружающем их обществе. Но перечисленного недостаточно для того, чтобы сделать выводы о наличии в Чатал-Хююке матриархальной теократии.

Перейдём теперь к обобщению рассмотренного.

Представленные выше примеры по форме серьёзно отличаются. Так, два из них имеют ультра-националистическую направленность, тогда как третий - ультра-феминистическую и либерально-толерантную. В этом разрезе они диаметрально противоположны друг другу. И, несмотря на то, что мысль потроллить ультра-националистов отождествлением их с "боевыми феминистками" выглядит крайне привлекательно, отрицать эту противоположность я не стану.

Однако, проведённый анализ ясно показывает, что по содержательной части они льют воду на одну мельницу. Все они направлены на:

1. Демонтаж сложившихся социокультурных и мировоззренческих устоев.

2. Отход от материализма.

3. Популяризацию явления "пост-правды" (оно же - "хайли лайкли").

4. Максимизацию индивидуализма и атомизацию социума.

5. Унификацию существующих мировых культур.

Последний пункт в контексте национально-озабоченных течений может показаться парадоксальным, однако, на практике так и получается. Отличия между народами в версии "наследников основателей цивилизации" разных стран де-факто низводятся, образно выражаясь, до разницы в цвете и покрое штанов. Остальные же атрибуты получаются практически идентичными, и какого-то специфического характера этноса в них не прослеживается.

И напоследок.

Повторюсь, я не считаю всё вышеописанное следствием реализации чьего-то глобального коварного плана - хотя, при этом, не могу исключать использование незадачливых адептов как "полезных идиотов" в менее масштабных и более ситуативных подковёрных игрищах. Сам по себе Нью Эйдж - штука естественного происхождения. Как и придумавшие его хиппи. Как и предвосхитившие многие элементы хиппарства декаденствующие эзотерики рубежа XIX-XX столетий.

Всё это - следствие того, что мир начал очень стремительно меняться. С начала XX-го века буквально каждое следующее десятилетие было решительнейшим образом не похоже на предыдущее. В основном - за счёт постоянного внедрения технологических новинок, что становилось причиной социальных подвижек. И последние социум, скреплённый устоями, сложившимися в намного более стабильные и размеренные  времена (ради справедливости - в менее сытые), далеко не всегда успевал вовремя отрабатывать, что создавало определённое напряжение. При котором, в свою очередь, появление смутного желания всё раздолбать и отстроить заново было делом времени, и очень небольшого.

На уровне индивидуума это желание вполне понятно - всех нас когда-либо посещало желание психануть и запустить чем-то не получающимся в стену. Однако, на уровне социума, тем более - социума глобального, цена подобного "запуска в стену" возрастает несоизмеримо.

Намного разумнее и конструктивнее учиться жить с этими изменениями. Придумать методику быстрой и эффективной реакции на них. Понять закономерность их появления и научиться их прогнозировать, чтобы встретить их в полной готовности.

Для этого необходима отнюдь не новая идеология. А также не новая религия, не новое мировоззрение и не новая мораль. Для этого необходим скачок в гуманитарных науках, который бы сравнял темп их развития с аналогичным у технических дисциплин.

Однако, гуманитарного скачка пока нет. Зато есть Нью Эйдж. Такие вот дела.

Всем здравомыслия.



P.S.: А ложка всё-таки есть!

Штабс-капеллан

"Наш журнал - это сообщество авторов и читателей, объединенных убежденностью в примате фундаментального научного знания перед пропагандой, мифотворчеством и суевериями. Критика исторических мифов и научно-популярная публицистика - основные темы журнала.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Гуамоко
    Гуамоко Трёп
    17 августа 13:38 576 75.34

    Анти-кто-то-там - русофоб

    Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Подумалась мне тут одна забавная штука. Очень часто сторонники поп-версий различных концепций обустроения социума в стране клеймят друг друга русофобами. Так, про "антисоветчик=русофоб" слышали все. Запись в русофобы ненавистников нынешнего государственного устройства - тоже общее место. Ну, и не в тех же формулировках, но пламе...
    Гуамоко 13 августа 21:20 3031 74.36

    Циничный комментарий к украинскому вопросу

    Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Вообще, лезть в горячее обсуждение противоборствующих концепций будущего наших юго-западных сопределов я зарекался, ибо обсуждение это было избыточно горячим и слабо совместимым с гигиеной. Однако, ныне основные спикеры уже успели благополучно посадить голосовые связки и подисчерпать стратегические запасы слюны. Так что не ...
    Гуамоко 9 августа 19:13 4281 174.81

    Как мы отстояли свой дом, или Что действительно могут сделать простые граждане

    Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Прежде чем переходить непосредственно к предмету статьи, позвольте униженно пасть к вашим ногам и попросить прощения за то, что надолго пропал с радаров, успев перед этим наобещать нового и вкусного контента. Это, увы, уже статистика: вроде бы, статьи спокойно пишутся и публикуются, но стоит мне что-то проанонсировать на конкрет...
    ПРОМО
    Александр Роджерс Вчера 14:05 6702 166.89

    Россия в цифрах. Бюджет и Дефолт

    В преддверии новых американских санкций (в этот раз «всё серьёзно», как говорил Богатырёша в КВН «зацени масштаб трагедии» и «до этого вообще ничего не было, вот сейчас только всё началось») ряд российских, кхм, экспертов, из числа активно торгующих лицами на телевидении, привычно затянули песню «мы все умрём». Фамилии н...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика