Нашему главному празднику, дню Победы, гораздо меньше лет, чем многим главным праздникам других народов.
Но при всем уважении: дни взятии всевозможных бастилий, череда дней независимости, освобождения, избавления, конституции, трона... часто или с многовековым песком на висках или тривиальны.
Мы — молодая нация. У нас большинство традиций многократно разрушено, разрушено снова, забыто, модифицировано.
Поэтому во многом мы вырастаем и отстраиваемся от Победы.
Поэтому мы продолжаем спорить, что же это наш главный праздник.
Из-за его молодости всё неустоявшееся и не закостеневшее вызывает в массах волнения:
— кто-то говорит, что надо тихо скорбеть
— кто-то, что нужно дружно радоваться и смеяться
— кто-то успел полюбить георгиевские ленты
— кто-то не успел настолько, что не жалеет своих глубоких познаний в Истории и природной желчи, и скрупулезно описывает, как надо правильно любить Праздник
— кто-то считает, что мы должны в этот день демонстрировать мощь
— кто-то — категорическое миролюбие
— кому-то нравятся наклейки и пилотки, кому-то наоборот
— кто-то сразу после праздника готов идти брать Рим (центр рождения фашизма), а до праздника гнать по автобану в Берлин
— кто-то обязательно упомянет, что не так всё однозначно и вспомнит Риббентропа-Тухачевского-Маннергейма-Сталина [...]
Праздник молодой — почему же не повспоминать?
— кто-то расстроится, что нас не навестит [...] (какой-нибудь иностранный политический упырь)
— кто-то скажет, что это только наш праздник, и нечего другим греться в его лучах.
[только от нас зависит, является ли наш главный праздник таким, что приглашение на него честь и/или награда для живущих на планете Земля]
Конечно, продолжится "олимпиада", на которой как всегда выступают те, кто как-то пожелает уязвить и сам праздник, и историю Победы, и парад, и празднующих. С другой стороны красноречиво раздадутся гневные реплики о ценностях праздника и всевозможных связанных с ним ритуалов, памяти, правильном отношении и прочтении.
Всё это будет (как обычно) скучно, мелко и неприятно.
Наш главный праздник дан нам прежде всего в ощущениях.
Они могут быть разными — кто-то потянется к стакану, кто-то к георгиевской ленте, кому-то захочется поговорить или спеть, кому-то помолчать, у кого-то зачешутся кулаки, у кого-то — глаза, кто-то не сможет сдержать слез...
Одно точно — глыба этого тяжелого праздничного Дня есть у нас под кожей.
А те, у кого нет связанных с ним ощущений, уже не совсем мы. Хуже/лучше, но уже не совсем мы.
И нас может стать больше или меньше.
Но если станет меньше, если станет всё равно, радоваться или плакать в этот день, показывать оружие или запускать воздушные шары... то и нас (как нации) может не стать.
Поэтому пусть этот праздник навсегда останется самым живым, болезненным и вызывающим горячий отклик.
Живым — не только потому, что его празднуют живые люди, а потому, что за их спинами — миллионы вечно живых, которые должны остаться после того, как уйдем мы.
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные провалы.
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
В. Карпенко, 1945 год.
С праздником нашей Победы!
Подписывайтесь на канал Вечерний Политрук
Телеграмм https://t.me/pltrk
Ютуб https://www.youtube.com/channe...
ВКонтакте https://vk.com/pltrk
Фейсбук https://facebook.com/pltrk.ru/
Оценили 5 человек
5 кармы