Что мы знаем о Боге?

62 1186

Богословы всех мировых религий утверждают: Бог не всемогущ в абсолютном смысле. Он не может перестать быть Богом; не может породить зло; не может прекратить Свое существование; не может ошибаться; не может предпочесть худший вариант лучшему.

Бог очень многое может, но не абсолютно все. Ибо если бы Он был абсолютно всемогущ, все необходимое у Него было бы мгновенно, то есть Ему не к чему было бы стремиться, ибо нельзя стремиться к тому, что уже есть. Если у всемогущего есть все, это означает отсутствие цели, мотива, воли и прочее. Абсолютное всемогущество превращается в абсолютное небытие. 

Бог — Творец вселенной, Отец наш Небесный. Чистейший Всесовершеннейший Дух, выше и совершеннее Которого никого и ничего нет и быть не может.

Бог в христианстве - это истина, добро, красота и любовь.  Всем известно, что перечисленные качества являются вполне объективными (принадлежащими объекту) и при этом, парадоксальным образом, ни одно из них невозможно исчерпывающе описать ни человеческим языком, ни языком формализованной логики. То есть их невозможно достоверно интерпретировать в виде законченных математических алгоритмов, написав отдельные компьютерные "программы" истины, добра, красоты или любви. 

Именно поэтому искусственный интеллект никогда не сможет пройти тест Тьюринга - он обязательно "срежется" на любом из Божественных качеств, интуитивно понятных только человеку в силу того, что мы их  сначала всегда чувствуем и только потом понимаем...

Вся история и философия предыдущих столетий убедила нас в том, что невозможно пояснить факт доброты или стремления к добру никакими соображениями и интересами. Ни интересами выживания человеческого рода, ни интересами целесообразности, что так мол лучше, что так будет всем хорошо, то есть никакими рациональными, практическими или психологическими мотивами. Следовательно искусственный разум априори не может стремиться к добру уже в силу своей 100%-й рациональности.

Ещё одним важным выводом из этого является то, что любой вменяемый человек, исповедующий любую религию, не сможет отрицать объективность этих четырёх качеств, косвенно признавая тем самым истинность христианства. “Я есть путь и истина и жизнь” (Ин. 14:6). 

Теперь немного хронологии. Когда не было ничего, была Причина. К ее сущности термин «было» не применим. Она не начинала быть и не может перестать быть, потому что она вне времени и пространства. Она была, когда ничего из того, что начало быть, не было. Через Нее все начало быть, что начало быть. Без Причины ничего не могло быть. Фундаментальный принцип причинности.

Высказанное имеет сильный религиозный оттенок. Это что-то принципиально иное, не являющееся ничем из того, что можно вообразить. Этот оттенок усиливается, если вспомнить фразу из Писания: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Ин.1,1-3)

Это чувствуется интуитивно и точно известно из рациональных размышлений. Если убрать Причину, все проваливается в болото непроходимых тупиков и парадоксов: хронологически и логически, до момента появления материи, вообще не могло быть никаких материальных причин.

Из совокупности сказанного допустимо сделать некоторые выводы, позволяющие развеять типовые заблуждения, бытующие в среде атеистически настроенных граждан. Нематериальная сущность Творца свидетельствует о том, что Он существует вне времени, ибо "время" - это сравнительная, количественно измеряемая характеристика длительности протекания процессов в изменяющейся материальной системе, расположенной в пространстве. 

А поскольку ВСЕ материальные системы возникли под влиянием нематериальной Первопричины, то и время хронологически возникло только после начала движения материи, обусловленного, в свою очередь законами этого движения. А законы, как известно, не возникают сами по себе, без законодателей и тем более сами по себе они не поддерживаются тысячи лет. Как, например, сам по себе не поддерживается строй солдат, идущих "в ногу" без командира или дирижёра.

Поэтому, когда кто-либо начинает задавать детский вопрос: "а кто сотворил Творца?", ему можно объяснить значение русского слова "безначальный" на примере того, какова хронология возникновения материальных объектов и чем они отличны от объектов нематериальных. Любой объект состоит из образующих его частей. Он обладает качеством, которого нет у образующих его элементов. Когда элементы собраны вместе, качество возникает. Когда лежат отдельно, качество пропадает. Сваленные горой детали автомобиля не образуют автомобиля. Собранные вместе детали образуют автомобиль, новое качество и сущность.

Любой химический элемент имеет определенные качества. Эти качества не присутствует в его составных элементах, но появляются при соединении этих элементов. Любое качество в прямом смысле возникает из ниоткуда. Сущности автомобиля нет ни в одной его части, но совокупность этих частей рождает эту сущность...

Совокупность научных открытий, расчеты и логика однозначно указывают — у вселенной есть начало. На вчерашний вопрос: почему движение чего-либо до сих пор не остановилось, — наука теперь дает ответ: потому что оно существует ограниченное время. Оно началось однажды. До какого-то момента его не было. С какого-то момента движение начало быть.

Так как суть ЛЮБОГО материального существования — движение (если образующие объект частицы остановятся, объект исчезнет), в момент начала движения появилось что-то, с чего начал быть наш мир. До начала движения мира не было. Но что породило движение? 

Размышления в этом направлении приводят к выводу: причиной появления материально-энергетического мира во времени и пространстве является нечто, не являющееся материей и энергией, находящееся вне пространства и времени. 

Научные факты и умозрительные доводы свидетельствуют: начало мира не может быть в пространстве и времени. Оно может быть только за рамками. Иначе попросту не выходит помыслить, ибо всякое движение в нашем мире за бесконечное время должно было иссякнуть. Всякое существование в нашем мире тленно - говорит второе основание термодинамики. 

Советский физик Ландау говорил: "величие человека — в его способности понять то, чего он не может представить". Мы не можем представить существование «ничего», бытие небытия. Это оксюморон, сочетание не сочетаемого. Но мы можем понять: никакое явление не может иметь за собой бесконечное количество прошедшего времени, ибо за такой объем времени любой потенциал давно должен был реализоваться и исчезнуть.

Рациональное мышление приводит к выводу: существование во времени не может иметь началом что-то существующее во времени. Началом такого существования может быть нечто, существующее вне времени. Это непривычно, парадоксально, но иного нет. Тленному бытию может предшествовать инобытие — нетленное бытие.

Раз мир есть, что-то сделало небытие бытием. Как минимум, было действие. И раз так, было нечто, совершившее это действие. Поскольку Бог неизменен, само словосочетание «движущийся Идеал» несет в себе противоречие. Это логический казус, оксюморон (белая чернота, горячий холод, квадратный треугольник). Такую форму нельзя помыслить, ибо движение идеала означает его изменение. 

Изменение идеала есть отход идеала от идеальной формы, прекращение быть идеалом. Получается, идеальное бытие может быть только неподвижным бытием. Но как тогда быть с гипотезой, что Бог сначала не желал творить, а потом пожелал? Это же очевидно два разных состояния. Значит имело место движение — переход из одного состояния в другое. Как можно помыслить движение идеального? Только как движение от одного идеального состояния к другому, более совершенному идеальному состоянию. Чтобы нарисовать это движение, возьмем что-нибудь идеальное. Например, точку. Она идеальна.

Движение с сохранением идеальности выражается в собственном умножении. Бесконечное число точек дают идеальную линию, одномерное бытие. В идеальной точке нет никакого пространства, и потому там нельзя двигаться. В одномерном пространстве возможно движение вперед/назад.

Движение идеальной линии возможно по тому же принципу — бесконечное умножение. Это дает идеальную плоскость — двухмерное бытие. В ней можно двигаться не только вперед/назад, но и вправо/влево.

Бесконечное умножение плоскости рождают новый идеал — трехмерный объем. Можно двигаться вперед/назад, вправо/влево и вверх/вниз.

Обратите внимание: движение идеала заключается не в бесконечном увеличении размера самого себя. В умножении длины линии нет движения, ибо она бесконечна (речь не об отрезке и не луче, а о линии). Движение — в появлении бесконечного числа линий.

То же самое касается и плоскости: ее движение не в увеличении площади плоскости, а в бесконечном ее умножении. Сложение идеалов ведет к возникновению принципиально нового идеала. Идеал более сложного уровня появился из более простого идеала. Но при этом оба идеала во всех смыслах обладают идеальной природой.

Логика строится под природу пространства. По логике жителя двухмерного пространства попасть внутрь окружности можно не иначе, как разомкнув ее, нарушить ее целостность. В трехмерном пространстве можно оказаться внутри кольца, не нарушая его цельности.

По логике трехмерного пространства внутрь воздушного шарика можно проникнуть через нарушение его цельности. Продолжая логику по аналогии, в четырехмерном пространстве внутрь закрытой плоскости можно попасть, не нарушая ее цельности.

На примере с пространством видно, как идеал может двигаться, сохраняя идеальность. Новое состояние было получено через движение и относительно своего предыдущего состояния оно было более сложным, многогранным, «многофункциональным» и идеальным.

Эта зарисовка показала, как идеал движется, но при этом не перестает быть идеалом, а превращается в идеал иного уровня. И навела на любопытную мысль… Много точек дали линию. Много линий дали плоскость. Много плоскостей дали объем. Продолжая эту логику, много объемов должны дать принципиально новое пространство.

Если Бог из одного состояния переходит в следующее, значит оно лучше предыдущего. Он не может перейти из лучшего состояния в худшее или застыть в одном состоянии. Бог всегда движется, идеален и всегда совершеннее Себя предыдущего (как плоскость выше линии, а объем выше по уровню сложности плоскости, но при этом все это идеалы).

Вечно существующий живой Идеал — есть вечный переход от одного идеального состояния в другое. Бог не застывший Абсолют, Он — движущаяся сущность. Он не может стоять, как свет не может быть темнотой. Бог никак не мыслится неподвижным бытием.

Если Бог движется, значит у Него есть мотив для движения. Нельзя помыслить, что Бог не имеет мотива, но при этом движется, ибо возникает парадокс: если Он движется без мотива, то совершает ошибку — движется бессмысленно. Это входит в конфликт с определением Идеала. Для сохранения себя Богу необходимо движение только к цели.

Для движения к цели нужна воля. Без воли нельзя начать движение. Желание без воли не станет действием, то есть будет неподвижность, что неприемлемо, ибо неподвижность есть небытие. На этом основании можно заключить — Бог имеет волю.

Помимо воли, чтобы двигаться к идеальной цели, нужен разум и творчество. Одно следует из другого и малейшее отклонение рождает тупик. Стоит убрать любое из указанных качеств: мотивацию, волю, разум или творчество, — сразу возникают неустранимые противоречия — вселенной не могло получиться.

Но вселенная есть. Значит Бог обладает всеми перечисленными качествами? Вовсе не факт, поскольку приведённая логика  не учитывает отсутствие фактора времени для Творца. А если Он существует вне времени, такие феномены, как Его движение и иные изменения, вероятно, будут выглядеть совсем иначе...

Так же у Бога есть свойства, принадлежащие Ему по существу:

Беспредельность или всесовершенство

Называя Бога беспредельным, мы разумеем, что Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка, в каком бы то ни было отношении, но вместе обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени или без всякой степени и меры.

Самобытность

Самобытным Бог называется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.

Независимость

Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный, самовластный, самодержавный. Это свойство Божие вытекает уже из предыдущего. Если Бог есть Существо самобытное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зависит, по крайней мере, по бытию Своему и силам.

Неизмеримость и вездеприсутствие

Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях не подлежит, в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a вездеприсутствие – в том, что, наполняя Собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу.

Вечность

Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще свободен от всех условий времени.

Неизменяемость

Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в Своем существе, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях.


Эти свойства иногда вызывают парадоксы, но как говорил Максим исповедник: "Бог не есть ничто из всего сущего, видимого или мыслимого". Потому что нельзя сказать - Бог есть, мои кроссовки есть, мой телефон есть. Получается, что категория бытия охватывает и мой телефон и мои вонючие носки и Бога. (А. Кураев)  

Ветхозаветный Бог - суровый судья, властный правитель и господин, поскольку жестоковыйный древний народ далеко не сразу готов был принять Новозаветную мораль, открывающую новое имя Бога, согласно которой Он, прежде всего - Отец наш Небесный.

"Конечно, древние мистики и пророки, суфии, дервиши, индийские брахманы — все они через свой мистический опыт в какой-то мере приближаются к Богу. Но все это идет через человеческие усилия, через человеческую устремленность вверх.

И только в одном случае, в случае Христа, Бог является непосредственно. Это единственное и самое прямое откровение, поэтому спасение во Христе есть уникальное, единственное в своем роде, то есть самое глубочайшее приближение к Богу…" (протоиерей Александр Мень) 


Например, для многих кажется неразрешимым вопрос теодицеи (богословской концепции, стремящейся согласовать благость Божию с существо­ванием зла в мире). Однако, если взглянуть на него с точки зрения того, что люди умирая зачастую попадают в лучший из миров, логика меняется, а учитывая, что на фоне вечности, пребывание на грешной земле - это краткий миг, вопрос вообще теряет остроту.

Непонимание так же возникает по поводу нашей свободной воли, которая часто становится причиной всяческих бед и страданий. Но если вспомнить, что мы своих любимых детей не пристегиваем дома к радиатору отопления, а отпускаем на улицу, где полно всяких рисков, логику Всевышнего легче понять - любимого ребенка не вырастить и не воспитать без свободы, ибо свобода - одна из ключевых предпосылок и оснований любви.  Бог не творил денницу падшим ангелом, таковым его сделала свобода выбора.

Проблема Теодицеи решается не теориями, а полным доверием к Богу, образец которого явило дерзновение Иова. Знамена­тельно, что и Новый Завет не говорит о метафизической причине зла, а учит, как жить в ми­ре, где есть зло, и как вести с ним борьбу.

Согласно апостолу Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола (1Ин.3:8). В (Откр.12:9) он прямо отождествляет­ся с Эдемским змеем и драконом (чу­довищем хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет ду­ховную причину.

                                             Свойства воли Божьей

Высочайшая свобода

Свобода Божественной воли усматривается в том, что Бог не зависит ни от кого и ни от чего в принятии Своих решений и определений, не нуждается в посторонних советах, действует, руководствуясь исключительно собственным разумом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и самостоятельность Божественных решений.

Кроме того, это свойство проявляется в том, что воля Божья свободна от каких-либо внутренних колебаний и противоречий.

Всемогущество

Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично и всемогущим или всесильным, и Вседержителем. (архиепископ Макарий (Догматическое Богословие)

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Cвоему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1Ин. 4:16).

Святость

Святость Божья (Ис.6:3) выражается в том, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла, неизменно пребывает в нравственной чистоте, действует на основании совершенных побуждений к Добру, одобряет в разумных созданиях то, что соответствует Его заповедям и закону и осуждает то, что противоречит Добру.

Благость

Благость Божья (Пс.144:9) есть такое существенное свойство, согласно которому Бог Сам в Себе — беспредельное Добро, желает и подаёт всем Своим творениям столько добра, сколько каждое может воспринять в соответствии с естественными и индивидуальными способностями.

Применительно к разным случаям и обстоятельствам благость Божия обозначается особыми наименованиями: щедрость, милость, прощение, освящение и т. д.

Праведность

Праведность Божья (Втор.32:4) состоит в том, что Бог и Сам всегда действует в рамках Добра, и требует от разумных созданий исполнения нравственного закона; не лицеприятно оценивает их мысли, намерения и поступки, воздаёт каждому по делам.


"Слово Божие являет нам Бога единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно веровать..." (святитель Тихон Задонский)

В Боге три Личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь не применима, Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого. Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10).

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.

Три Лица, имеют: одну волю (желание и волеизъявление), одну силу, одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято.

Однако, наши представления о Всевышнем, точнее всего будет подытожить фразой: абсолютная истина человеку в принципе недоступна, ибо истина бесконечна, а человек конечен. Часть не может вместить целое.


Литература:

1. Православная энциклопедия: https://azbyka.ru/

2. https://vk.com/projecti

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • Определенно Далай Лама , " подслушал " ход ваших мыслей .)) https://naturalworld.guru/article_dalay-lama-o-prirode-potoka-soznaniya.htm
  • Вот всё, что нужно знать о Боге: https://monteramiputi.livejournal.com/
  • Два вопроса: 1. Это изложение темы или приглашение к дискуссии? 2. Вы воцерквлены?
  • Э-эх-х, люди... Что бы вы о НЕМ не думали, сколько бы не мудрствовали лукаво -- это все будет тщетно и НЕ ТО !!! Вы даже не пытались сколько-нибудь к НЕМУ приблизиться, чтобы постичь, понять и осмыслить ЕГО ПРОМЫСЛЫ. Вы всего-лишь повторяете помысленное кем-то. А уж то как оскорбительно пытается мыслить о НЕМ этот кураев..... :unamused:
  • "Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет ду­ховную причину." -- Здесь некорректно получается, поскольку Духовный мир - это и есть Бог, а в мире Творца только Любовь, поскольку "Кто в Любви - тот в Боге, ибо Бог и есть Любовь". У дьявола\сатаны\люцифера нет ни рук, ни ног (т.е. он не имеет тела/формы) - это что-то вроде полевой структуры, септонного поля (из чего состоит этот мир). Всё здесь принадлежит ему (дьяволу) - в первую очередь мысли человека. Но самого дьявола (это такая суперпрограмма+виртуальная реальность) создал Бог для того, чтобы взращивать здесь духовных существ (у христиан называют "ангелами"). Этот мир представляет собой что-то вроде лужи с головастиками, в которой каждой особи дают шанс стать представителем "высшего общества" (так в древние времена называли мир ангелов). А ещё на прошлой неделе была конференция, на которой были затронуты интересующие Вас вопросы о Боге, Жизни и смерти https://www.youtube.com/watch?v=Ye05IJlMfr8 Рекомендую. Прорыв в пониманиях будет для Вас эволюционным. Поверьте, эти Знания сильно помогут Вам осознать гораздо больше, чем можете сейчас предположить.