Сумерки свободы или конец либерализма?

7 464

Латинское слово Liber – второе римское имя древнегреческого бога Диониса, или  Вакха, поэтому вакханалия, оргия и либерализм – явления одного порядка.  Его женская параллель - Либера, иногда отождествлявшаяся с Ариадной. Либеру, Либере и Церере в 494 до н. э. в Риме был построен греческими мастерами храм, ставший религиозным центром плебеев в период их борьбы с патрициями.     Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской триаде (Юпитер, Юнона и Минерва), почитавшейся в храме на Капитолии (Liv. Ill 55, 7). 

После уравнения сословий плебейская триада вошла в общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов по созвучию имени Либер со словом libertas, «свобода». В посвящённый Либеру праздник либералий (17 марта) граждане собирались на перекрестках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «веселые непристойности» и пели сложенные сатурнийским размером шуточные песни, ставшие одним из истоков римской комедии (Verg. Georg. Ill 380). 

Либер пользовался широкой популярностью во всем римском мире, особенно в конце республики и в период империи, когда боровшиеся за власть политические деятели, а затем императоры отождествляли себя с Либером-Дионисом, несущим «золотой век». В римских провинциях Либер отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства.

«Надо помнить, что представителем гуманизма и либерализма в одном лице был древний змей, который вполз в Эдем под маской доброго друга. Как либерал, он призвал праотцев к свободе от всех запретов и устроил первую революцию у дерева познания добра и зла, и как гуманист обещал им заманчивую возможность – стать богами без Бога. А теперь этот «друг» человечества, обольстивший Адама, обольщает его далеких потомков той же змеиной песней.» Архимандрит Рафаил (Карелин)  


С середины 20-го века в экономически развитых странах классический либерализм, подразумевавший опору на нравственность, стал вытесняться идеологией неолиберализма, во многом эгоистической, основанной на секулярных ценностях. Философия либерализма – утилитаризм (от лат. utilis — полезный). В рамках этого направления моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Главный лозунг либерализма – можно всё, что не мешает другим. Однако, воля свободна лишь в той мере, в какой она разумна.

Либералы идут довольно далеко, отрицая практически все традиционные социально-политические институты – вплоть до семьи или половой принадлежности. В предельных случаях либералы выступают не только за свободу абортов, но и за свободу от половой принадлежности (поддерживая права гомосексуалистов, транссексуалов и т.д.). Семья и иные формы социальности считаются ими чисто договорными явлениями, которые, как и иные «предприятия», обуславливаются юридическими соглашениями. Поэтому «толерантность» — это отсутствие идеалов.

Суть современного либерализма — дать максимум свободы, в первую очередь в деловой сфере, ибо это область, где добываются средства собственного существования и построения новой модели. Такая модель, по их мнению, эволюционно выявит самых сильных, умных, смелых. Она не позволит никому почивать на лаврах, так как победители будут обязаны постоянно отбиваться от атак свободных людей, имеющих право. В результате возникает постоянный экзамен на соответствие. Наверху человеческой пирамиды всегда будут стоять самые лучшие, которые как локомотив потащат за собой человечество к цели.

Результат будет достигнут не революционным, а эволюционным путем, в силу стремления человека к благу. Максимально свободное общество оформится в оптимальную систему. На первых порах применение силы рассматривалась как временная мера против врагов, порожденных прошлой эпохой. Как только короли с графами и прочей наследственной элитой будут повержены, свободные люди смогут реализовать свою свободу и таланты.

Либерал не может ответить себе на вопрос, зачем ему тратить время и силы на превращение из менеджера в старшего менеджера? Западный человек в своей массе не задается таким вопросом, ибо он кажется ему подсознательно самоочевидным — карьера, деньги. Восточный человек, где созерцание такая же часть культуры, как на Западе употребление вина, не удовлетворяется мотивацией западного человека, ибо понимает, зачем на карьеру и деньги тратить жизнь? В этом отношении прав был св. Августин: "Мы наслаждаемся тем, чем надлежит пользоваться и пользуемся, тем, чем надлежит наслаждаться". 

Либералы, как и фашисты тоже делят людей по «сортам», что видно, если смотреть не на речи с трибун, а на цену человеческой жизни в СМИ (есть такой показатель). Если в Европе умрет пять детей, а в Африке сто, первая новость займет топовые места, а вторую либеральные СМИ не заметят. Французскому, немецкому или английскому либералу в голову не придет считать цыгана или чукчу равным себе. Словами он этого не скажет, но делами говорит это очень четко и недвусмысленно.

В течение двадцатого века либерализм победил своих соперников, а с 1991 стал единственной доминирующей идеологией в мире, подтверждая правило: тараканы всегда переживают мамонтов и динозавров. Великое уходит, ничтожное остаётся.  Но как говорил Вольтер: «Свобода» — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять».

Либерализм – это идеология, воплощающая в себе: 

- антропологический индивидуализм: понимание человеческого индивидуума как меры вещей;

- вера в прогресс (мир движется к лучшему будущему, и прошлое всегда хуже настоящего);

- убежденность в «священном» характере частной собственности;

- демократия – это власть меньшинства (защищающего себя от большинства, которое всегда склонно перерождаться в духе тоталитаризма или «популизма»);

- утверждение равенства возможностей как морального закона общества;

- уверенность в «договорной» («контрактной») основе всех социально-политических институтов, включая государство;

- упразднение любых государственных, религиозных и сословных авторитетов, которые претендуют на «общеобязательную истину»;

- разделение властей и создание общественных систем контроля над любыми властными инстанциями;

- создание «гражданского общества» без сословий, наций и религий вместо традиционных государств;

- однополюсный глобализм (человеческие существа признаются одинаковыми в своей сущности, с одним лишь отличием, а именно – особенностями их индивидуального характера – мир должен быть объединен, интегрирован на основе индивидуума и космополитизма, иными словами, на основе мирового гражданства).

- главенство рыночных отношений над всеми остальными формами политики (тезис «экономика – это судьба»: свободная рыночная экономика является единственной нормативной экономической системой – все остальные типы экономик должны быть либо реформирована, либо уничтожены);

- убежденность в том, что исторически путь западных народов и стран (европоцентризм) есть универсальная модель развития и прогресса всего мира, которая должна быть в императивном порядке взята за эталон и образец. Евро-американские общества принимаются в качестве критерия стандарта для остального человечества.

Рассмотрим теперь плоды либеральной идеологии. (Мф.7:16) «по плодам их узнаете их»:

- для государства – отказ от суверенитета, культурного разнообразия, семейных связей ради глобального общества потребления;

- разрушение традиционного института семьи; он мешает процветанию либерализма, ведь традиционная семья является базой и школой нравственных, культурных и духовных ценностей, имеет основу не в эгоизме, а в жертвенной любви ради ближнего;

- изменение системы ценностей человека; либерализм видит идеалом: человека-потребителя, эгоиста, без пола и возраста, с запросами на уровне инстинктов (полового и потребления), без семьи, находящегося под тотальным контролем государства.

- антропологический кризис, когда человек все больше теряет определенность – мировоззренческую, религиозную, половую, национальную, и т.д.

- людям без семьи, государства, без культурной идентичности, с примитивной шкалой ценностей, проще продавать товары и услуги, наконец, ими проще управлять.

- либерализм ставит высшим идеалом: комфорт и удовольствия здесь и сейчас.

- свобода в либеральном понимании является существенно отрицательной категорией: либерализм требует «свободы от», но не «свободы для» (чего-то), предлагая даже использовать два разных английских слова – liberty и freedom.

- мы говорим: истинная свобода есть свобода от греха. А либеральный подход чужд этой позиции, ибо понятия греха в либерализме не существует — там есть "плюрализм мнений".

- но если понятие пагубности греха отсутствует, то получается, что все права и свободы, которыми располагает человек, могут и будут поставлены на службу греху.

- понятия добра и зла, установленные Творцом, размываются. Кто от этого выигрывает? Производители желаний – продавцы товаров и услуг.

- проявление религиозности может запрещаться, а пропаганда порока, наоборот, защищаться законом.

Отличие обывателя религиозной эпохи от обывателя эпохи либерализма: у первого было понимание целого. Он считал, есть Бог, который сотворил мир. Сообразно этому взгляду он строил свою текущую жизнь. Между целым и частью была связь.

Обыватель новой эпохи не имеет даже намека на такой масштаб. Он строит свою текущую жизнь, опираясь на инстинкты и шаблоны, о происхождении которых ему в голову не приходит думать. Они ему кажутся такой же самоочевидной данностью, как дышать.

Я сейчас не касаюсь вопроса, прав был обыватель религиозной эпохи или неправ. Упор только на масштаб. Первый имел понятие целого. У второго на этом месте - пустота. Если даже первый ошибался в своем понимании целого, он все равно был безмерно выше второго, у которого подобный масштаб попросту отсутствует.

По сути, позиция первого — это позиция человека, стремящегося знать. Позиция второго — это позиция животного, не знающего ничего за границами текущей жизни, не желающего знать и не умеющего желать подобного. Обезьяна не имеет абстрактного мышления.

Разумеется, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать ценности свобод и прав. И в самом деле, права и свободы — это не только не плохо, а очень хорошо. Сама по себе эта идея невероятно важна. Прежде всего, потому что она коррелирует с некоторыми фундаментальными особенностями природы человека. Ведь Бог нас создал свободными по Своему образу, вложив частицу Своей свободы в человеческую природу. Но есть одно очень существенное обстоятельство, которое нужно знать и о котором следует помнить. Это то, что говорит апостол Павел о свободе: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13).

Отсюда парадокс свободы:                                                                            - наука говорит, что любое наше действие детерминировано;                - свободное действие ничем не детерминировано;                                          - наше поведение обусловлено генетически, средой, ситуацией, конъюнктурой;                                                                                                              - если да - свободы нет;                                                                                              - если наше действие ничем не вызвано, то оно не может быть совершено.                                                                                                                  Вопрос - что такое свобода?


«- Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств.                  - Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши.          - Осыпьте его роскошью — он начнёт вздыхать по изысканному.          - Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств.      - Одарите его всем, что он пожелает, — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил не то, что хотел».                           (Эрнст Хэмингуэй)

"Человек обречён на свободу - постоянную свободу выбора" (Сартр)


Литература:

1. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) https://dic.academic.ru/dic.ns...

2.  Православная энциклопедия «Азбука веры» https://azbyka.ru/liberalizm

3. https://vk.com/projecti

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/...  

5. https://dic.academic.ru/dic.ns...

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/...


Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Прекрасный текст. Есть над чем поразмыслить. Что удивительно, события в мире ускоряются с каждым днём. Кажется то,, что прежде порисходило за 100 лет или за несколько десятилетий, сечас протекает за месяцы. И что еще удивительнее - все течет и меняется, но все, при этом, повторяется вновь и вновь. По сути, оставаясь неизменным. Все тот же круг вопросов.
  • Спасибо за статью! Ваши статьи всегда заставляют задуматься. :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: "Сказка о рыбаке и рыбке". Дайте мало, нет, больше, нет, хочу, как Бог! Получи, бабка, разбитое корыто...
  • :thumbsup: