• РЕГИСТРАЦИЯ
Иваныч
19 февраля 11:13 922 98 41.58

Почему творить зло легко, а добро нет?

Последнее время сам всё чаще возвращаюсь к этому вопросу и хочу узнать, каков опыт и мысли окружающих.

Есть ли у кого обратные примеры?

Выходит, что это наглядная иллюстрация объективности феноменов добра и зла, ведь христианская их трактовка точно совпадает с данным парадоксом...

Что имеется ввиду:

В христианской морали добро является характеристикой явлений с точки зрения их соответствия Божьему промыслу, общему для всех.

При этом надо учитывать, что в отличие от добра Христианство отрицает субстанциональное существование зла.

Зло не имеет природы, не имеет сущности, а возникает в момент свершения, «оно не от природы, а от воли», говорил Иоанн Златоуст. 

Ничто не зло по природе, но по способу пользования делается злым. Наше первородное повреждение как раз и состояло в смертности, тленности и страстности, которая не имела еще греха – но мы стали уязвимы…

                                                                         --//--

"Мудрость, различающая подлинные и фальшивые вещи, должна бы нам подсказать, что совершить добро не то же самое, что сделать кому-то приятно. Иначе банщик или массажист окажется добродетельнейшим из смертных. Это не значит оказать кому-то услугу. В этом случае официант – праведник. И даже принести пользу – не то же самое, что сделать добро. Тогда разумные эгоисты, создающие рабочие места в беднейших регионах с целью сократить производственные издержки, должны почитаться наравне со святыми.

Сделать добро не так просто, как помыслить его. В Евангелии от Матфея есть слова Христа, указывающие на то, что зло получает бытие очень легко – человеку достаточно его захотеть: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Но нигде не сказано противоположное: «Тот, кто восхитился подвигом праведника, сам уже совершил подвиг».

Добро не сбывается там, где нет особой драматургической логики любви. Одно дело – снять с брюха излишки жира, и совсем другое – «положить живот за други своя». Отдавая излишнее, мы не совершаем жертвы.

Среди циников распространен афоризм: за зло расплачиваться не нужно – расплачиваться нужно за добро. И в этом есть доля истины: верный признак того, что удалось сделать что-то хорошее, – если зло возмутилось и обрушило на тебя удар. И наоборот: если у тебя в жизни решительно все благополучно, это подозрительно. Почему дьявол не мешает? Быть может, ты давно уже с ним заодно, просто не подозреваешь об этом?

Экзистенциальная оценка добра – страдание, которое ты за него готов претерпеть.

Для обретения бытия добру, в отличие от зла, требуется жертва: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

Те мелкие услуги, которые мы привычно обозначаем громким именем добра, есть не что иное, как «приобретение себе друзей путем неправедным». В Евангелии от Луки есть притча о неверном управителе, которого господин хотел отправить в отставку. Желая обеспечить свое будущее, хитрец заручился расположением должников своего хозяина, вернув им долговые расписки. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, – советует Христос, – чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Что бы ни отдал друзьям человек – кроме того, что избавляет его от боли и смерти, – он по-прежнему следует «путем неправедным», ибо возвращает в мир то, что ему не принадлежит. Все, чем располагает человек, в том числе его личные силы и способности, есть дар от Бога. Отдать это – значит отдать не свое. Вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти. Только отдавая это, можно творить настоящее добро.

Зло, в отличие от добра, не испытывается страданием, потому что оно заведомо не может быть качественным. Так, пробу ставят на золото, а не на мешок с навозом. Зло совершается проще и минует этап экзистенциальной оценки, потому что каратов не имеет. В каратах оценивают бриллианты, стекло – принимают на вес. Поэтому если ты хочешь сделать добро, то будь готов к тому, что его тщательно оценят: на сколько карат «тянет» твое добро? 

(Сергей Мазаев)

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Иваныч
    Иваныч 9 сентября 16:32 192 5.28

    Мир без Бога

    "В начале было Слово, в конце будет цифра". Представим себе, что латентный гностик, сэр Фрэнсис Бэкон был прав и «ЗНАНИЕ - СИЛА» на самом деле, а после провозглашения сей истины, наша цивилизация стала неуклонно двигаться по пути нарастающего научно-технического прогресса.Поэтому логично и закономерно для полноты картины согласиться с прогнозом современного ...
    Иваныч 15 марта 16:56 358 7.42

    Наука и атеизм

    "Массы никогда не знали жажды истины.Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить". (Зигмунд Фрейд)Представьте себе, что археологи обнаружили в древних отложениях хорошо сохранившийся звездолёт и передали его для дальнейшего изучения по инстанции.А в «профильном» институте его стали изучать … геологи, геофизики и геодинамики, как продукт эволюции земной коры…Име...
    Иваныч 6 октября 2017 г. 12:51 656 24.83

    Наука нового времени: вызов Богу и крах.

    Переход человечества в эпоху Нового времени знаменовался резким взлетом авторитета науки. Наука превратилась в серьезный институт общества, претендующий на знание истин. Люди науки стали властителями человеческих душ, изрекающими истины в последней инстанции.В эпоху Реформации наука стала рядом с христианской церковью. Это было во времена Юма, Локка, Лейбница, Декарта...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика