Проект Делеза-Гваттари и "война наук"

0 1939

В борьбе участвовали два основных участника - англосаксонская "аналитическая философия" с центром в США и так называемая French Theory, которую пытались представить единым родовым обозначением "постмодернизм". Среди прочих аспектов в войне важен и символический, аспект борьбы за имена. Более адекватным, хотя и столь же широким , названием второго участника противостояния является "континентальная философия" , концентрировано представленная Францией. Но конфликт имел ряд особенностей:

- это был первый конфликт подобного рода, который не был меж- национальным (проходящим по линии раздела границ, как ранее) - он носил глобальный характер и имел общемировое значение

- он был проявлением долговременных тенденций , вызрел (и прорвался в острой стадии) в борьбе и конкуренции именно философий и их связей с науками

- он имел политические,социальные и проектные связи и основания, а не являлся чисто интеллектуальной борьбой (тем более- борьбой "имен" )

- в настоящее время всвязи с интенсификацией этнокультурных противостояний он может послужить моделью для других аналогичных конфликтов. Так, имеется "африканская " ("черная") философия, противостоящая "белой" . Проявляются тенденции и заявки на собственные роли в виде философских направлений с претензиями на международное влияние в Польше и на Украине. Сложная картина в тех странах, которые не могут полномасштабно отстаивать некоторую особенную, цельную "философскую идентичность", предъявить направления (или даже имена), таких как Россия.

Исследование "войны наук" 1996-2002 выявило, среди прочего,несколько особенностей общего характера, относящихся к переконфигурации "поля философии" как в отношении к полю науки, так и к его глобальным и ррегиональным аспектам. На них имеет смысл остановиться отдельно , имея в виду продолжение намеченных линий как до настоящего времени, так и в отношении России

Описание контуров конфигурации АФ и КФ представлено в работе (1), как бы подытоживающей "Войну наук" по состоянию на конец 2002 года.

(1) http://alumni.iatp.org.ua/publications/files/2004042814371278.doc

Проект Делеза-Гваттари ( ДГ) - история, контуры современного состояния, общие черты

Речь идет об охватном и долговременном фронте исследований , Проекте сетевого типа, мало известном у нас в России (но не в мире) и осваиваемом в качестве мета-теории - возможного "нового основания" в различных областях

А. ИСТОРИЯ ПРОЕКТА 1968-2006

основные этапы истории в мире и отражение развития Проекта в России

1.Предыстория . Выбор Делеза

2."Тысяча Плато", основной прорыв , основы проекта ДГ

3. Сетевая стадия Проекта. Ризома

4. Проект выходит "наружу", в широкий мир . "Империя"

5 От чисто "номадической" к "научной" и "образовательной" стадии. Начало институционализации

6. Россия

Литература

Сокращения

ДГ Делез и Гваттари

КШ “Капитализм и Шизофрения”

АЭ “Анти-Эдип” (1- ый том КШ)

ТП “Тысяча Плато” (2-ой том КШ)

- * --

1. Предыстория (1968- ок1980)

------------------------------------

1а онтологический выбор Делеза и закладывание основ будущего проекта

Работы Делеза "Различение и потворение" и "Экспрессионизм в философии - Спиноза"(1968) (единственные “академические” защищенные в качестве диссертаций работы Делеза)

Генеральная линия онтологии. Логика "выражения" (экспрессии - expression) contra логики "репрезентации" representation . "Способ выражения" - "производящая мощь", puissance (спинозовская potentia - мощь, могущество) , которая далее в концепции зрелого Делеза трактуется как "продуктивное желание" desire. Динамическая концепция Бытия, формируемого динамикой "интенсивных столкновений" intensive encountres.

Онтологичtский план - это имманентное продуктивное силовое поле , поле "борьбы сил" powerfield , формирующих (аффективно определяемые) тела разного типа - биологические, персональные, социальные, и т.п. Становящиеся и разрушающиеся в соответствии с имманентными "правилами бытия" - через упорствование в существование (conatus ) и максимизацию "мощи" (puissance) человека . Становление-активным через "увеличивающие радость" laetecia встречи (столкновения - encountrеs) тел .

Имманентное онтологическое силовое поле такого рода - сердце делезовского спинозизма.

"Логика смысла" , работа того же периода - Введение ряда основных концептов теории (сингулярность и т.п.), характеризующих ее как теорию типа нелинейной динамики (т.е. современной теории хаоса и "сложности") – интерпретация Массами и ДеЛанда 1992г (2)

1б Симбиоз Делеза и Фуко, их совместная, в том числе общественно-политическая и преподавательская работа в 1970е годы . Делез, специально приглашенный Фуко, преподавал в экпериментальном колледже Винсенн более 15 лет, в том числе в самой пестрой аудитории. Впоследствие – расхождение Делеза с проектом Фуко ( в общем господствовавшим на Западе в 1980е), разрыв Делеза с наследием франц.структурализма.

Встреча Делеза с (практикующим психиатром) Гваттари, дальнейшая совместная работа с ним в режиме "множества"

1в 1973 Капитализм и шизофрения 1, Анти-Эдип Делеза-Гваттари

Концепция "продуктивного желания" и "машин желания"

Анархо-гошистская "объединительная" версия Проекта ДГ , вводная к ней Фуко. Громкий и вызвавший волны моды по всему миру (вплоть до 1990х) "ортогональный" синтез постМаркса с пост Фрейдом.

Многоголовая работа "на голову Делеза" в свободном колледже Винсенн, различные семинары (культурология, учебные и пр).

Огромное влияние АнтиЭдипа на окружающий "бульон". Появление работ авторов близкого эпистемического направления

Этот период - пик работ анти-лаканского круга французского "либидонального материализма" - термин участника .проекта Протеви (к этому направлению отнесены им тогдашние Лиотар, Кристева и др). Впоследствие эти теоретики постмодерна от такого направления по разным причинам отошли

2 1980 Капитализм и шизофрения- 2

“Тысяча Плато”, основы проекта ДГ и мета-теории 21 века

--------------------------------------------

Прямое изложение проектных задач Делезом в популярной прессе в этот период

2б ок.1980-2 третий заход Делеза " в Спинозу"

3 года курсы семинаров в основном по аффекту в "свободном" Винсенне, его предисловие к этапному для Проекта труду вошедшего в проект Негри ("Дикая аномалия" франц. Изд. 1982), где формулируется концепция "юридизма" - отчуждения производящей мощи, сводная основная книга Делеза "Спиноза - практическая философия"(1981)(далее –“Спиноза-2”). Спинозистская теория аффектов Делеза

2в затем - развитие Делезом общефилософских концепций аффекта, перцепта, различных типов знаков на предметной области искусств в особенности кино и музыки (прежде всего - его работы Кино-1,-2)

3. Сетевая стадия Проекта. Ризома ДГ

-----------------------------------------------

1987 публикация ТП на английском

ок. 1990 начало сетевой стадии Проекта (постоянные, до сегодня, сетевые семинары в Интернете)

Россия

ок.1990 публикация отельных отрывков АнтиЭдипа в России

---пик богемной моды на АнтиЭдип как "манифест постмодернизма" в России (начало 1990х). Отождествление делезианства с анархо-постмодернизмом чисто гуманитарного толка, делезианство и ДГ = шизоанализ.

--встречи русских (М.Рыклин) с Гваттари

в 1990е- мода на Делеза и Делеза-Гваттари в богемно-культурельном ключе, издание множества "энциклопедий постмодернизма" и т.п. с вкраплением истолкованных в таком ключе концептов ДГ , особенно АнтиЭжиповских “шизофрения” и “машины желания”

1991 Что такое философия ДГ, "научно-педагогическое послесловие" к Тысяче Плато, наиболее популярное, педагогическое, научное в общепринятом смысле изложение основных концептов и теорий, в том числе для Проекта ДГ.

1990-1993 завершение работы Делеза. Четвертый “заход в Спинозу” и ряд уточнений по концептам “Тысячи плато “.

Концептуально-проектная встреча с Негри 1990

"Три Этики Спинозы" 1993 - концепция "триединства" познания,

единство (и не сводимость друг к другу) способов познания - ощущать, воображать, составлять понятия. Концепция различных типов знаков, в том числе - аффективных

Поздний Делез о философском познании ("Письмо о Спинозе"1989,"Три Этики Спинозы"1993). “Оптическая” версия толкования “Этики” Спинозы

"концепт не движется только в самом себе (философское познание), он движется также в вещах и в наших умах: он вдохновляет нас новыми перцептами и новыми аффектами, которые образует не-философское понимание самой философии. И философия нуждается в не-философском понимании так же, как и в философском. Поэтому философия находится в существенном отношении к не-философам и обращается также и к ним. Может даже случиться, что они обладали непосредственным пониманием философии, не проходя через ее философское понимание. Стиль в философии находится в напряжении к трем полюсам: концепту или новому способу мыслить, перцепту или новому способу видеть и слышать, аффекту или новому способу ощущать. Это философская троица, философия как опера: необходимы все три, чтобы осуществить движение.

(...)

Таков стиль Спинозы, скрывающийся под его спокойной на первый взгляд латынью. Он заставляет вибрировать сразу три языка в этом no-видимости вялом языке, сообщает ему тройное напряжение. “Этика” — это книга концепта (второй вид познания), а также аффекта (первый вид) и перцепта (третий вид). Еще один парадокс Спинозы состоит в том, чтобы быть философом среди философов, т. е. в каком-то смысле чистым философом, но в то же самое время он обращается в большей степени к не-философам и заботится больше о познании не-философском. Поэтому весь мир способен читать Спинозу и получать от этого чтения много эмоций, полностью обновлять свое восприятие, даже если он и плохо понимает концепты спинозизма. И наоборот, у историка философии, воспринимающего только концепты Спинозы нет удовлетворительного их понимания. Нужны два крыла, как сказал бы Ясперс, и их хватило бы, чтобы унести философов и не-философов к общей границе. Требуется по меньшей мере три крыла, чтобы создать стиль, эту огненную птицу."

На встрече с Негри (1990) Делез среди прочего формулирует основные направления дальнейшей работы над политической философией и эпистемической политикой Проекта, в т.ч. - тремя особо выделенными им линиями из ТП - бифуркациями , множествами-меньшинствами, "машиной войны" и номадизмом (10)

1990е Гваттари самостоятельно развивает концепты ТП (более анархо-радикальные версии, например "становление-женщиной" трактуется исключительно по-гейски и т.п., в отличие от Делеза ). Книга "Хаосмос" Гваттари (1992) - его версия представления собственной теории как теории хаоса и нелинейной динамики

1992 смерть Гваттари

1995 смерть Делеза

3б 1995-96 "Возвращение Делеза"- уже в виде нескольких различных направлений "делезианства"

в том числе, и во все более главенствующей части – в виде "ризомы" Проектных направлений. Первый прорыв ряда "ростков ризомы" Проекта в мир

Ризома. Продолжатели проектного делезианства

(Б.Массами - Канада, М.ди Ланда - Мексика , Дж.Протеви - Луизиана Америка , Майкл Хардт, Warren Montag , Charles J. Stivale и другие.)

1.Брайан Массами - переводчик ТП, написал Мануал по "КШ" и затем - все более признанные работы в сфере "аффекта", culture studies , теории СМИ и биополитики.

2. Ведущий делезианский методолог Мануэль ди Ланда - автор нескольких концептуальных книг, концепций "нелинейной истории", "интенсивной науки", осуществил научно-популярный "перевод" важнейших делезовских концептов на язык теории хаоса-нелинейной динамики, теории "сложности" и неравновесного развития.

3. Джон Протеви - один из “менеджеров” Проекта , возглавляет образовательную площадку и ведет центр образования (Луизианский франц.культурный центр), автор в том числе обобщающих популярных работ по "политике тела" body politic

4. Итальянская (автономистская) сеть , наиболее полно по сравнению с другими ветками ризомы представленная в Интернете

5. “Женская”, “феминистская” сеть, тесно связанная с делезианством

1992 работа Массами "User`s guide to Capitalism and Shizofrenia", популярный Мануал по АЭ и ТП

1993 Основание Theory Out of Bounds Series

Массами и Хардт - редакторы регулярной серии книг .

30 книг издано за 12 лет, в том числе концептуальные труды Негри, Хардта (о Делезе и об "аффективном труде" Labor of Dionysus), автора синергетической парадигмы Изабель Стенджерс(2 шт), Агамбена (2шт), самого Делеза, “феминисток” , концептуальный том "Нью Спиноза"(1997), в котором колектированы этапные работы Альтюссера, Делеза, Негри., Мачерея и др - всех важнейших авторов “французского спинозизма”

http://www.upress.umn.edu/byseries/toob.html

Series editors:

Sandra Buckley, Michael Hardt, and Brian Massumi

Theory Out of Bounds is a series that encourages transdisciplinary exploration and destabilizes traditional boundaries between disciplines, nations, genders, races, humans, and machines.

1994 первые работы ди Ланда (нелинейная динамика и пр) и начало столкновения участников Проекта с "неномадической" акад.наукой.

Критики (научники) не приемлют "(псевдо)научной версии постмодернизма" в лице таких работ проектантов ДГ, как ди Ланда

(подробнее об этом этапе – в части Б, “Война наук”)

1994-5 Прямая, четкая, полная формулировка всех аспектов собственной версии проекта ДГ Негри.(1)

Негри не устраивает научно-философская , педагогическая и пр. Что такое философия как "недостаточно политико-анархистская" ориентация Делеза и 1991 по сравнению с "дионисийским" ТП, он формирует свои кусты и ветки ризомы проекта ДГ (“автономистская” сеть) , и вместе с таким же активно действующим координатором Хардтом ведет интенсивную проектную работу по всему фронту . Намеченное основание – единая теория как основание наук “ о материи” и “наук о духе” (“новый исторический материализм”) .

1996-9 этапные сборники коллективных работ основных участников ("Делез - критический читатель", "Культурные ,философские и общественные аспекты Делеза-Гваттари" ,"НьюСпиноза")

BODIES, MASSES, POWER: SPINOZA AND HIS CONTEMPORARIES by Warren Montag. New York: Verso, 1999. 136 + xxi pp.

COLLECTIVE IMAGININGS: SPINOZA, PAST AND PRESENT by

Moira Gatens and Genevieve Lloyd. New York: Routledge, 1999. 169 pp.

THE NEW SPINOZA (THEORY OUT OF BOUNDS) edited by Warren

Montag and Ted Stolz. Minnesota: University of Minnesota Press, 1997

http://v1.grifil.com/cgi-bin/reacteur.pl?partenaire=26&mot1=Textes%20de%20Deleuze

Part I: Spinoza: Our Contemporary 1 The Only Materialist Tradition, Part I: Spinoza Louis Althusser 2 Spinoza and the Three "Ethics" Gilles Deleuze….

1996 прорывная и программная работа Массами "Автономия аффекта" (делезовская теория аффекта на базе Бергсона и Спинозы).

Массами вырабатывает линию на теоретическое и практическое освоение всего "аффективного" поля в полемике с ранее пренебрегающими такой деятельностью ведущими левыми теоретиками постмодерна (Фредерик Джеймисон, 1991 - " напрасная аффективность" в период позднего капитализма) .

Работа переиздается много раз уже 10 лет (см (6))

1997 программная книга Ди Ланда “Тысячи лет нелинейной истории”

1997 отклики критиков на эти работы - "начало нового этапа"

1996 - в рамках подпроекта Негри- теория "аффективного труда" Хардта-Негри( книга "Дионисийский труд" Labour of Dyonisus)

С середины 1990х в Интернете существуют регулярные сетевые группы и семинары по тематике работ Делеза и Гваттари, сетевой журнал близкий к Гваттари “Химеры” , феминистский “Ипатия” , делаются попытки создать интернет-сеть “rizome.net”

4. Проект выходит "наружу", в широкий мир (2000-03)

----------------------------------------------------------------------

Продолжение и развитие работ участников проекта,

начало 2000х - массированное переиздание работ Делеза во Франции, затем в Америке , делезовские "фестивали" и пиар-акции.

Начало 2000х - внимание к "не- постмодернистски" толкуемому делезианству в России, в том числе в ММК (Генисаретский)

4б фундаментальная книга Империя Негри-Хардта 2000.

второй том - "Mulitude", 2004

Реализация основных установок собственной версии проекта ДГ (см. (1)), претензии на "первую концептуальную книгу",. “мета-теорию” 21 века и полную преемственность концепциям и концептам ДГ.

Концепция биополитики (biopolitics) в версии Негри

Вследствие входа в оборот Империи - раскол в западном марксизме и альтер-глобализме

Незатихающая полемика, активизация "друзей-попутчиков-критиков" проекта (напр. Славой Жижек), столкновения внутри левых и альтерглобалистов , рефлексия на его успехи , новые альтернативы ему ведущих левых, напр Калинникос "Антикапиталистический манифест", другой крупный теоретик альтерглобализма- Валлерстайн

Империя благодаря шуму, паблисити, связи с текущей политикой (претензия на "библию альтерглобализма" .) вызвала "геологические" сдвиги среди массы "попутчиков" . В том числе, "проснулись" спавшие ростки ризомы (пример -переводчики и компиляторы в разных странах. Пример переводчиков работ Негри . В Швеции - автор диссера и книги про "продуктивное желание" Делеза как конатус, Frederika Shinde изд. Париж 1996 – см (8)

Созданы новые ризомальные сетевые отростки, в том числе оперативного реагирования, интернет-газеты всемирного охвата.

multitude.samizdat.org

generation-online.org

5 От чисто "номадической" к "научной" и "образовательной" стадии проекте ДГ. Начало институционализации

------------------------------------------------------------------------

5а книги Мануэля ди Ланда

"Война в эпоху умных машин" 1992 -см. (4)

"Тысяча лет нелинейной истории" 1997

"Интенсивная наука и Виртуальная философия" 2002

Научная (нелинейная динамика, теория "сложности" (см (5), упор на material science) переформулировка основных концептов ТП , их развитие , конкретизация, применение в широких междисциплинарных областях

ПиАр и менеджерскую поддержку маститого (р.1952) ди Ланды осуществляет представитель следующего поколения участников - “молодой” Протеви

5б 2003 фундаментальная книга Массами "Притчи виртуального"

Раширение на освоенной предметной базе концепции Массами 1996г, введение в широкий оборот и применение в разных областях культурологии спинозистско-делезовской концепции аффекта. См (6)

http://www.anu.Edu.au/HRC/first_and_last/links/massumi_works.htm

5в 2003-4 образовательный сетевой центр Джона Протеви в Луизиане

2005 – Протеви - редактор “Энциклопедии континентальной философии” (издана в Европе и Америке) , в которой, в частности, вводятся концепты делезианства и его персоналии .

Он также работает в качестве менеджера на “стыках” с другими “радикальными постмодернистскими” школами, изданиями, направлениями ( сегментация “постмодернизма” в Америке сложная, “солидные” направления как “критического” , так и “радикального” постмодернизма живут безбедно. В отличие от них, основные участники “ризомы” представляются независимыми деятелями со скромными бюджетами )

5г последние работы крупных участников и попутчиков

Zizek Slavoj

Organs without bodies: Deleuze and consequences

– New York, London: Routledge, 2004. – 217 p.

Deleuze on Cinema, by Ronald Bogue. New York: Routledge, 2003. Pp. 231. $90.00

- итог 10 летней работы Рональда Бога – ранее переводчика работ ДГ, капитальный трехтомник, в котором "искусствоведение" Делеза трактуется в общефилософском и общетеоретическом смысле

в начале 2006 выходят новые концептуальные книги –сборники работ различных авторов , в том числе – участников Проекта ДГ

- - “Deleuze and Science”

- - “Deleuze and Social Science”

2004-5 начало институционализации работ направления ("ну , теперь диссертации пойдут")

2005-6 создание "парасимпатической нервной системы" концепции. Сетевой ресурс Хаберта - всеобъемлющий глоссарий , связная гипертекстовая интернет-разработка , собирающая воедино формы, концепты и эпистемы всего Проекта

http: //www.christianhubert.com/hypertext/affect.html

Россия

------------

(NB в России НЕ ПЕРЕВЕДЕНЫ ДГ- АЭ, ТП, Спиноза-2 ,ни одна работа указанных участников Проекта ДГ )

1999 единичный случай

“СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм” — монография М.А.Можейко (Минск, БГЭУ, 1999), посвященная выявлению статуса феномена постмодернизма в современной культуре. Центральной является гипотеза о том, что процесс формирования концепции нелинейных динамик, являющейся передовым рубежом развития современной методологии, объективно осуществляется в современной культуре во встречном усилии двух векторов — естественно-научного (представленного, в первую очередь, синергетикой) и гуманитарного (репрезентированного философией постмодернизма). В рамках обоснования данной гипотезы Можейко впервые осуществлен сравнительный анализ постмодернистской и синергетической исследовательских матриц и показана конгруэнтность их методологических оснований.

1999 единичные случаи освоения и адекватного применения методологии делезовской концепции аффектов (12) (И.Кубанов, Э.Надточий - тексты симпозиума по Аффекту1999 в Германии)

200х единичные случаи введения в оборот концептов ТП (Подорога – “фациальность”)

2003 в России большим тиражом и с мощным пиаром издана "Империя"

2004 начали появляться работы компилятивно-исследовательского рода русских исследователей в русле проекта ДГ (по Империи) (13)

2004-5 не "постмодернистские", более глубокие интерпретации основного философского и методологического наследия Делеза (лучшими переводчиками его в России - С.Фокин)

2004 ведущий переводчик Делеза Фокин "потрясен обилием делезианства и Делеза в интернете" (не видит ризомальной структуры и самого Проекта)

2005 в России Ю.Громыко читает лекции по Империи и ведет семинары по ТП

Литература к части А

Проектные и программные работы

1

http://www.situation.ru/app/j_art_1073.htm

On Gilles Deleuze & Felix Guattari, A Thousand Plateaus

Антонио Негри (1995)

2

http://www.situation.ru/app/j_art_1028.htm

Social Control in "A Thousand Plateaus"

Jugene Holland (1996)

From Deleuze and Guattari: New Mappings in Politics, Philosophy, and Culture

3

http://www.situation.ru/app/j_art_1037.htm

Deleuze and the Open-ended Becoming of the World

Manuel De Landa

4

http://www.situation.ru/app/j_art_1034.htm

Economics, Computers and the War Machine. "PanSpectron"

Manuel De Landa

5

http://www.situation.ru/app/j_art_1052.htm

Теория сложности (Complexity) и системный подход

М. Джаксон

6

http://www.situation.ru/app/j_art_1071.htm

Fear (The Spectrum Said)

Brian Massumi

http://www.situation.ru/app/j_art_1068.htm

The Atmosfear of Terror.Affective Modulation and the War on Terror

Интернет (2004)

http://www.situation.ru/app/j_art_1084.htm

Affective Bodies, Intensity, and Bush-in-Relation

Jenny Edbauer (2004)

7

http://www.situation.ru/app/j_art_1056.htm

Some Remarks on the Philosophical Significance of Complexity Theory

John Protevi

8

http://www.situation.ru/app/j_art_902.htm

POWER AND DESIRE IN THE POLITICAL ONTOLOGY OF SPINOZA AND DELEUZE/GUATTARI

Jan Sjunnesson

9

http://www.situation.ru/app/j_art_1040.htm

The Spinoza-intoxicated man: Deleuze on expression

Robert Pircey

10

http://www.situation.ru/app/j_art_921.htm

Крот и Змея. Контроль и становление

Антонио Негри , Жиль Делез (1990)

11

О связи “постмодернизма” и его концепций познания и власти с политической практикой сетевых проектов – см.

http://www.situation.ru/app/j_art_1081.htm

Идеология и практика леворадикального движения как проекция

постмодернизма

Н.П. Кнэхт (2003)

“Новая оптика исследования, предлагаемая политической философией постмодернизма, позволяет увидеть иные модальности функционирования власти, как бы освобождает исследовательское мышление, перенастраивает его на современный лад, помогая преодолевать узкий позитивизм, схематизм, линейность.”

12

http://www.situation.ru/app/j_art_1063.htm

Аффект и индивидуация. "Физика" героев русской литературы

Игорь Кубанов (1999)

13

http://www.situation.ru/app/j_art_910.htm}

Империя обретает плоть

http://www.situation.ru/app/j_art_887.htm}

Multitude. Масса - противоядие против Империи

Алексей Пензин

- * --

Часть Б

"Война знания против мысли"(Science Wars) 1996-2002 и проект им.Делеза-Гваттари (ДГ)

Научники против Культурелей

1. На протяжении 6-7 лет на всех уровнях в США и Европе( в осн.Франции) происходил широкомасштабный конфликт, получивщий в литературе и публике название Science Wars, известный в научной и культурной общественности под другими названиями (известен также как Sokal Hoax).

Атака началась еще в 1994, сама война вызрела совершенно закономерно вследствие изменившегося и продолжающегося меняться расклада сил как культурных, так и ( в первую очередь) геополитических. . Происходит, в масштабах десятилетий, постепенная утрата гегемонии англосаксонской культуры (прежде всего имперской , в лице гегемона США) и господствующей в Америке "аналитической философии". Атака производилась из "сердца" плацдарма англосаксонской science ( главный застрельщик и активист - с тех пор уже легендарный и ставший нарицательным профессор математической физики Нью-Йоркского ун-та, известный уважаемый и высококвалифицированный ученый, Алан Сокал).

Произошедший конфликт удачно характеризуется как крупнейшая "война знаний ( научно-теоретических) с (живым творческим) мышлением".

Ниже в рамках исследования проекта ДГ делается попытка рассмотреть , как на этом "оселке" произошла "проверка на вшивость" (и прочность) наследия Делеза и делезианства, а также проводится сравнение его в том же раскладе с другими вариантами эпистемической борьбы (или борьбы эпистемических политик) за мировую гегемонию

2. Это был подлинный мировоззренческий конфликт, в котором, упрощенно говоря, наиболее зрелое "сциентистское" мировоззрение 20 века (четко, развернуто, лучшим образом предъявленное) по широкому фронту и в самЫе основания атаковало "гуманитарное" мышление эпохи постмодерна - и поныне процветающую, динамично увеличивающую влияние в тех же США , так называемую French Theory . Это жаргонное наименование -оценочное, приблизительно релевантно выражению "эти французские штучки".. Нейтральные термины, употребляемые сейчас аналитиками, -"континентальная философия" или даже "европейская". Термины "постмодернизм", "постмодернисты" дезориентируют и неверны в данном случае по существу

Это также была оборонительно-фундаменталистская консциентальная война Америки против наступающей европейской мысли в лице выработанного свода теорий и ряда крупнейших мыслителей конца 20 века - Лакана, Бодрийара, Кристевой, Дерриды, Латура, Делеза и Гваттари и других, а также их предшественников , “светских пап” французской культурной общественности - Бергсона и Фуко , не говоря уже о множестве второстепенных фигур, и об их последователях . Война была следствием и этапом всего меняющегося послевоенного геополитического баланса и борьбы культур или если угодно - цивилизаций , ее дальнейшее развитие - начавшаяся "война с всемирным терроризмом" с сентября 2001 и затем война в Ираке, только подтверждает выявившиеся именно тогда общие направления и черты противостояния "(старая) Европа-Америка" .

Завоевание новых плацдармов участниками конфликта "мыслителей" продолжается, война не закончена и новые вспышки неизбежны.

3. Из этого главного фокуса рассматриваются основные черты консциентальной войны Science Wars. Как наиболее репрезентативный кейс берется одна из составляющих Френч теори, авангард “континентальной философии” , наследующий (умершему к тому времени) крупнейшему философу 20 века Делезу , направление - делезианизм, в лице его ведущего ядра - проекта имени Делеза-Гваттари .

Это основная схема.

3а Три других фокуса - философский - "новый спинозизм" (опять-таки, в главенствующей части - французский), культурно-гуманитарный - проблема "аффекта" и естественно- научный - "теории нелинейной динамики"

"Французский спинозизм" ,по сжатой характеристике одного из культурелей - теоретиков в периода разгара "войны наук" , может быть охарактеризован как ядро современного "французского мессианского якобинства" , якобы аутентично выражающего вековую "миссию французской интеллигенции" и чаяния по этой почти утраченной миссии :

"Если обратиться к специфическим особенностям именно "французского спинозизма"., то мы вряд ли должны бояться впасть в противоречие, если охарактеризуем это направление как последний пример французского тотализма, как продукт ностальгии по универсализующему призванию французской интеллигенции, по ее поискам, в своей левизне, новых оснований, чтобы утверждать прерогативы своей исторической роли, отказываясь позволить себе быть отправленными туда, что Парето назвал "кладбищем аристократий." Мысль Спинозы, как можно понять, является ,чтобы урегулировать иной раз взаимно исключающие императивы Французского осмысления своей национальной судьбы и идентичности, столь эффектио описанной Луи Дюмоном как принуждение к вынужденому сосуществованию революционного наследия, которое является движителем универсализации, с настаиванием на особом французской, Католическом особенности.

Бергсон сам характеризовал себя как спинозиста. Так же делал и Алэн, написавший в 1946 "безусловно, Спиноза объединял в одной своей личности чистейшего монаха и чистейшего якобинца", и далее описывал приверженность к спинозизму, которому суждено быть "основой патриотической необходимости"( http://www.humnet.ucla.edu/humnet/anthropoetics/

Douglas Collins , Journal of Generative Anthropology,Vol III, number 1 (Spring/Summer 1997)

При этом делезовская концепция - самый яркий , последовательный и крутой вариант французского спинозизма

4. В России этот конфликт, хотя и получил своевременное отражение в период его разгара, не носил столь масштабного характера (см. (1) и (2)). Но в период 2002-3 годов конфликт получил дальнейшее развитие и на российской сцене. на мой взгляд – всеьма показательное. Застрельшиками его новой стадии, как и "на Западе, выступил ведущий сциентистский истеблишмент в лице С.Капицы , направлением было заявлена "решительная борьба с расцветшим антинаучным словоблудием и мракобесием", с "засилием релятивизма" и расхлябанности мышления отечественных постмодернистов. Конфликт протекал по-другому и имел меньшие последствия для баланса сил , чем на Западе. Материалы войны здесь всплывали эпизодически и только в "элитарной" прессе (он получил ,правда, свое отражение в интернете, причем недавно). На Международном философском конгрессе 1999г немало докладов и дискуссий было посвящено "теме Сокала" . В названиях трех докладов на ХХ Всемирном философском конгрессе и предшествующем VIII Симпозиуме фигурировала книга Сокала и Брикмона и многие участники апеллировали к ней в своих выступлениях. У нас - было несколько выступлений , в том числе на признанном "этапным в истории французской философии в России" Круглом столе1999 в ИФ РАН , и на русском философском конгрессе 2002.

5. Среди теорий в конгломерате French Theory, избранных для главного удара и затем отработанных по полной программе , были фигуры первого эшелона - Кристева , Лакан, и конечно - Делез с Гваттари. В этом списке не случайно стоял Деррида, получивший к тому времени репутацию наиболее популярного теоретика о олицетворяющий "французскую экспансию" в американской .культуре , что характеризуется такими показателями - с 1972 в Америке было выпущено свыше 12 тысяч статей и 500 дисесртаций, посвященных ему и его концепции ( с тех пор мода сменилась).

Интересно рассмотреть суть , реакцию, рефлексию и последствия Science Wars прежде всего в случае "проекта ДГ" и его участников. Общая реакция и способы мыследеятельности французского.интеллектуального бомонда , разeмеется, за вычетом деталей и отдельных эпизодов, была в целом предсказуемыми и малоинтересными. "Гранды" French Theory либо высокомерно отмолчались, или ответили в стиле " …бедный Сокал" (Лиотар), либо вывели конфликт на уровень "это нападение на всю нашу культуру, франкофобия" (Кристева, сейчас ведущая фигура - она дала и развернутую характеристику конфликта в геополитическом ракурсе ). Официоз и СМИ фактически , опять же за исключением деталей и отдельных эпизодов, ее поддержали - уже проявились другие признаки растущей фронтально- антифранцузской политики США, и вовсе не в области одной высоколобой культуры.

Спора между цехами физиков и лириков, если применить это штамп, по существу не было (единичные прецеденты были). Как и в России. В общем, состоялся очередной, уже стандартный - разговор глухих

6. Общая динамика всего конфликта была не такой простой, как это представили падкие на скандалы СМИ, в том числе российские. По сию пору преобладает мнение, что появление провокационно-стебной статьи Сокала в ведушем американском . исследовательском журнале Social Text весной 1996 было затеей "разоблачителя постмодернистских словоблудов и реакционеров" со стороны "прогрессиста, активно-общественного , левого" Сокала. Однако, по сведениям из интернетского Живого журнала от лиц, знающих тему из первых рук, это - миф.(7) Сокал не тот, за кого себя упорно пытался тогда выдать и каким все-таки предстал в СМИ (левый и феминист!), не "болеющий за общество и здоровье культуры левый прогрессор", а проходная фигура в большой игре. Редактор же оплота Френч Теори в Америке ж-ла Social Text пошел на размещение издевательского, но выполненнного по всем правилам научного жанра, материала физика о "новой теории квантовой гравитации" со своим расчетом ( и размещен он был в конце специального номера, посвященного рефлексии первой пробной атаки на Френч Теори - книгу двух авторов еще 1994 года.

Откликов на этот сокаловский материал так и не последовало, и его сверхэнергичный автор, не дождавшись их, продолжил игру, раскрыл карты теперь уже с глобальным замахом и оглушительным ПиАром своей затеи,. Быстро развившийся супер-скандал охватил затем все уровни " культурной" и научной общественности США, вплоть до ведущих органов как собственно научных изданий, так и "качественных" и прочих СМИ (во Франции - аналогично). Появился и по сию пору понятен культурелям нарицательный термин для самого культурно-политического феномена - "сокализм" .

Затем, после взрыва полемики в СМИ , и во Франции, и затем в США ( в России- с ПиАром Капицы в 2002) вышла книга Сокала и Брикмона, исполненная на высоком уровне и ставшая интеллектуальным бестселлером. Авторы , казалось, предусмотрели и заранее рассчитали все возможные по существу возражения , ходы и увертки противников, а затем методично, четко, с широким паблисити и долгое время публиковали все досье дискуссии. Они ни на минуту не разуверились в своем преимуществе и непобедимости, хотя что-то стало доходить и до них и они гибко меняли тактику войны. Переиздавать главу с нападками на "светского папу" французской культуры 20 века, "глупца Бергсона" (спорившего по поводу теории относительности Эйнштейна ) они не решились. (3)

Для "математических физиков" оказалась наиболее неожиданной реакция защитиков Делеза (это - единственный случай в ходе “ВОЙНЫ НАУК” , когда их "разбили", да еще на " собственной территории"). Реакция последовала в виде спокойной и четкой защиты построений "псевдоматематика Делеза" в его опорной книге "Различение и повторение" от методологов интересного американского . издания "Метасайенс" (3).

Тем не менее, по сию пору профессор Сокал , его последователи и соратники вроде Капицы ( как и их противники ) считают каждый себя и свою парадигму 1) победителями 2) единственно верными духу и достоинству мысли

7. Делез не случайно и не раз предупреждал, что "философия нуждается в защитниках", он прекрасно понимал, чем занимается, почему и как "цеховое мышление" может обрушиться на концепции его и его друзей по борьбе, таких как Фуко. Философия, согласно Делёзу, не является уделом или прерогативой узкой группы специалистов. У философии два крыла — “философское” и “нефилософское”. Делёз совсем не отвергает, к примеру, профанного, нефилософского прочтения Спинозы. И напротив, он не удерживается от иронического выпада в сторону двух малосимпатичных ему околофилософских типов — “профессора” и “интеллектуала”. Как раз два этих типа преобладали в обоих лагерях.

Его последователи, в отличие от грандов постмодерна, единственные реагировали на ВОЙНУ НАУК иначе - по существу критики и принимая навязываемый бой с открытым забралом, в том числе - на территории противника. Атака персонально на философию Делеза (как "злоупотребляющего метаформаи" "псевдоматематика") была сведущими в истории математики без усилий отбита . Профессионал Сокал знаниями из истории и традиции даже собственной науки не отягощен. . Претензии к текстам и нарративу Делеза-Гваттари проектного типа (“Тысяча Плато” ) вызвали реакцию другого типа.

Во-первых, сами такие претензии, хотя и вылились в целую главу книги Сокала-Брикмана, , носили характер полного отсутствия и чувства жанра, и следов желания в чем-то разобраться. После пространных цитат из "Тысячи Плато" ДГ у Сокала шел краткий издевательский комментарий , всегда однотипный - о чем тут вообще можно спорить, это - заумь и словоблудие (по иронии истории, эти тексты книжки Сокала - едва ли не единственные переведенные на русский тексты из работы ДГ “Капитализм и Шизофрения” по сию пору)

.

Во-вторых, концепции и концептам ДГ было вообще отказано в праве служить формами знания, а его построениям отказывалось в праве быть достойными мысли вообще

В-третьих, ДГ-овцам (как междисциплинарщикам , "физико-лирикам", а отнюдь не лапидарным "постмодернистам") была более ясна и мировоззренческая, и теоретическая парадигматика критики со стороны "чистых естественно- научников", и направленность их претензий , которые они частично сочли высказанными как раз по своему адресу и порой по делу - в отличие от других "постмодернистов", например, литературных критиков Кристевой, Бодрийара, феминисток и прочих объектов нападок Сокала. .

Рефлексия участников проекта ДГ (примером служит большая беседа Дж.Протеви и М.ди Ланды в ведущем “теоретическом постмодернистском” издании “Тамара” см .(4) ) была развернутой , плодотворной для проекта, что отличает ее от стандартной “цеховой” позиции подавляющего числа участников ВОЙНЫ НАУК. Они поблагодарили Сокала за ту критику, которую сочли деловой, и учли ряд выдвинутых своими оппонентами линий на будущее. Они проблематизировали делезианство и его наследие

--1)ДеЛанда в ходе рефлексии выразил прямым текстом "претензии" к концептам теорий Делеза, которые могли бы служить в качестве оснований мета-теории.

--2) Делез не оставил фиксированного состояния своей концептуалистики (это было отмечено еще после выхода его последних книг ). Он не раз четко заявлял свою позицию, как философа par exellence, творца философских концептов, а не ученого и не "научника", и не претендовал на создание сводов знаний.

--3)Он не раз заменял концепты одного и того же прототипа, переходя от книги к книге (примеры таких смен – “план консистенции”, "тело без органов", "шизофрения" и "machinic filum" , сменившие обличье в “Тысяча Плато” в отличие от первого тома “Капитализма и Шизофрении” - “Анти-Эдипе” )

---4)Возможно, посчитали делезианцы, что и некоторые массивы проектных текстов следует при строгой теоретизации "отложить в сторону" (ДеЛанда считает “АнтиЭдип” таким неудачным текстом, но другие показывают преемственность обеих книг и "переводимость" и преемственность основных концептов обеих книг “Капитализм и Шизофрения” )

--5)необходимо стало "перевести" (транслировать) многие основные положения и понятия делезианства на язык совместимый с новыми научными дисциплинами, язык не герметичный и многосмысленный, а понятный и референтный другим сообществам Положение прежним оставаться уже не могло, время сменилось, "нельзя вечно жить в колыбели" “Тысячи Плато”. Нужен был новый нарратив - не делезовский , время которого уходит, требовалась бОльшая в традиционно-общенаучном понимании строгость, ориентация на выработку форм знаний, и совсем уж грубо говоря - прагматику и практику. .

-- 6) Для этого нужно было обозначить конгениальные делезианству русла и сферы развития культуры и науки, которые уже пробивают себе дорогу как дисциплины 21 века . Так, ДеЛанда (один из ведущих методогов ДГ от "science") и Массами (таковой же от "культуры") уже в 1992г, обозначив русло "теорий нелинейной динамики" и затем "теории сложности", стали сближать понятия этой научной дисциплины с базовыми делезианскими концепциями "становлений", "возникновения", " индивидуализации" и пр.

---7)наконец, как часть назревшей проблематизации делезианства, необходимо стало ясное, последовательно- программное изложение всего ее онтологического и эпистемологического багажа , дабы концепция стала реальным подобием (мета)теории.

В долгосрочной перспективе, им также стала ясна необходимость и непреложность выработки впредь более неуязвимой позиции, разработки развернутого научно-культурно-знаниевого аппарата концепции делезианства, проведение в верных ракурсах "онаучивания" и теоретизации общефилосфских концептов из "Тысячи Плато", необходимость критически-конструктивного подхода к наследию мэтра, творческого чтения и его, и проектных первоисточников . Была в частности прямо заявлена линия "учиться далее по первоисточникам"– например, в теории аффекта - у Спинозы

8 Sokal Hoax стал для тех, кто не собирается оставаться в цеховых , раз и навсегда расчерченных позиционных окопах ВОЙНЫ НАУК ( как это хотят русские), а впредь собирается серьезно продвигать такую новую парадигму как French Theory, серьезным уроком , и раз и навсегда повесил предупредительный светофор на входе из вольного и произвольного творчества в обновляемую науку 21 века. Ссылок на устарелость традиционного разделения дисциплин , на необходимость реформирования свода наук "замешанных" на "парадигме Просвещения", и даже на "творческий характер мышления" своего цеха, - при этом уже не достаточно. Нужно уметь так работать с приращением смыслов и знаний, чтобы уже сейчас можно было предъявлять "товар 21 века" лицом. Причем за вами будут внимательно смотреть, беспощадно бить за словоблудие и слабости не простят.

Сообщество мыслящих - едино, как едино мышление, как един дух. "Встреча" разных типов идей и мыслительных форм, о которой не раз говорил Делез, синтез разных когнитивных форм - когда она ведется не контрабандно и неявно, а сознательно и последовательно - возможны и нужны. На сознательной, новой парадигмальной основе, единой для material sceince и science of spirit . (6) Вековая Традиция жива., наследие "работает"(так выразился в конце жизни Делез про отзывы математиков на свои работы). Поэтому надо продолжать работать над разными ветвями Проекта ДГ, но лучше, точнее , выходить на новые уровни.

Итоговым "ответом" (что видимо послужило заодно и завершением войны мышей и лягушек) со стороны ДГ стали

- успех, причем оглушительный, на “рынке идей” последовательно проектной Империи Негри-Хардта в 2000, работа над которой шла в период ВОЙНЫ НАУК,

- выработка проектов объемлющей новой онтологии социальных наук(см. 5)

- программный "научный" делезианский труд ди Ланды "Интенсивная наука и Виртуальная философия" 2002 ,

- в сфере culure studies - культурно-философско-научный сплав, программный труд Массами "Притчи виртуального", того же 2002 года.

9) Формирующиеся новые направления и междисицплинарные области, такие как теория сложности(compexity), когнитивные науки(cognitive science),эволюционная биология, теоретическая экология, теории СМИ и т.п. культурных исследований (culture studies), стали все больше обретать опору в виде единой доработанной мета-теории делезианства.. Она, разумееется, не всеобъемлюща и тем более не "тотализирующая", процесс ее движения "от философии - к наукам и культуре " далеко не завершен, да и успехи не гарантированы, происходит рабочий процесс work-in-progress. Идет становление "единства в многообразии", как любое становление оно вариативно и "depends on.."., но все же общие контуры этого возможного единства Наук 21 века теперь становятся все более ясны. И лакуны и отсутствие там, где сейчас надо, "русских" вариантов таких наук, наследующих школам Выготского, Давыдова, "энергетическому подходу" Кузнецова - все более чревато и для этих русских теорий , и для "движения мысли" в целом. "У них там", у практически полностью неизвестных в России делезианцев, после вынужденного встречного боя и ВОЙНЫ НАУК 1996-2002, поднявшего разом и размах претензий, и масштаб критериев и барьеров (научности) - конечно, многого "такого, что теперь нужно" - еще нет. И багаж , и запас мощности и возможностей "ризомы" ограничены.

Что до образцов счастливой "встречи" аффекта, перцепта и концепта на практике - этому мы их способны научить, хотя бы на культурных образцах своей традиции, вроде образцов творчества старшего товарища и "дополняющего целого" Побиска Кузнецова - Роберто Бартини, создателя единого ряда шедевров - таблицы законов природы, картин вроде "Изобретения колеса" и реальных "огненных птиц" - стратегических бомбардировщиков небывалой красоты и мощи.

Таким образом, главный урок ВОЙНЫ НАУК пошел настоящей становящейся науке 21 века - впрок

Литература

1

http://www.situation.ru/app/j_art_1080.htm

"Война знания с мыслью"

Михаил Маяцкий (1996)

Геннадий Копылов (1996)

2

http://www.situation.ru/app/j_art_1082.htm

Работа над ошибками, или Что вышло из чтения Сокала

Анна Костикова (1999)

3

http://www.situation.ru/app/j_art_1083.htm

Review of Intellectual Impostures

Обзор "Интеллектуальных Обманов..."

Val Dusek (1997)

Из ж-ла Metascience 9.3

Обзор книги Sokal, Алан, и Джин Брайкмонт "Интеллектуальные Обманы: Злоупотребление Наукой Постмодеристскими Философами ".

4

http://www.situation.ru/app/j_art_1076.htm

http://www.situation.ru/app/j_art_1077.htm

Deleuzian Interrogations . Interview in "Tamara"

Manuel De Landa , John Protevi (2003)

5

http://www.situation.ru/app/j_art_1078.htm

DELEUZIAN ONTOLOGY. A Sketch

Manuel De Landa

6

http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/82/82151.htm

Социологическое обозрение Том 1, ? 1, 2001

Иммануил Уоллерстайн

От социологии к исторической социальной науке:перспективы и препятствия

From sociology to historical social science: prospects and obstacles.

British Journal of Sociology. Vol.N 51, Issue N 1 (January/March 2000), pp.25-35

О необходимости выработки новой единой парадигматики наук и преодолении цеховых барьеров писали не только такие участники Проекта ДГ, как Негри и Ди Ланда . В это же время с аналогичными предложениями выступил другой видный представитель альтерглобалистского движения и его теоретик Валлерстайн.

“В настоящее время существует необходимость в спокойной рефлексии

относительно возможностей и приоритетов социальной мысли и

организации научной деятельности. При этом главный упор Уоллерстайн

делает на рассмотрение <организации нашего труда>. Он выделяет в

связи с этим несколько основных проблем. Первой такой проблемой он

считает <разделение познания на две культуры>. Приблизительно с

1850 г. по 1970 г. в мировой университетской системе существовали

факультеты естественных наук и факультеты гуманитарных наук с

противоположными эпистемологическими ориентациями. Социальные науки

располагались где-то посередине, испытывая мощное воздействие этих

противоположных ориентаций. Сегодня в естественных науках все более

важную роль играют так называемые <усложненные науки>,

опрокидывающие (особенно в методологическом плане) основные

положения и установки традиционной ньютоновской модели науки. А в

гуманитарной сфере набирают силу <культурные исследования>. Сегодня

мы имеем дело с <центростремительной моделью в том смысле, что две

крайности (наука и гуманитарные дисциплины) движутся в направлении

располагающегося в промежутке центра (социальной науки), принимая в

определенной мере ее правила> (с.31) …Третья проблема . организационная, связанная с традиционным дисциплинарным членением социальных наук. Жесткая приверженность

этому членению наносит вред исследовательской работе, особенно

молодых ученых. Следует заново <объединить и заново разделить>

социальные науки с тем, чтобы добиться <интеллектуального

прогресса>. Последний должен привести к <исторической социальной

науке>, базирующейся на “новых) методологических посылках.”

7

http://telo.livejournal.com/

Интернетский “Живой журнал”, участник “Тело без Органов” (2002), крупный представитель постмодерна, работающий в Нью-Йоркском университете

“ тот факт, что Сокал тщательно собирает эти свидетельства (все они так или иначе использованы для защиты позиции Сокала), говорит о том, что он как никто другой в этой инциденте чувствует, что ему нужна “демократическая” поддержка, поддержка общественным мнением, в этом нечистом и глупом с самого начала деле. Зачем Сокала опубликовали в журнале Social Text я сразу не понял Но вот здесь я вкратце изложил, как вдруг появился в Social Text текст Сокеля.

--- Алан Сокал преподает в моём университете…. Я читал его книгу – чушь собачья. Он искромсал.. в частности фуко и делеза вытащил самые невразумительные моменты их философии и рассмотрел их на предмет терминологии своей науки. Самое интересное, что его комментарии в вырезкам составляют от силы десяток другой страниц, содержащих по сути один и тот же аргумент, присобаченный к каждой вырезке. Когда физик лезет в литкрит – это говорит о многом. Это говорит, что не все в порядке на кафедре фундаментальной физики….

Статья в Сошиал Текст (кстати профессор Ф. Джеймсон редактирует, с которым немного знаком) тоже глупая провокация, и в редакторском совете всем было ясно, что это пурга. Опубликовали её в самом конце номера как попытку философствования на социальные темы, предпринятую физиком. Джеймсон приблизительно так себе и представляет – философию из под пера физика, некая отчужденная правда.”

---* --

Тезисы о “Войне наук”

1. На протяжении 6-7 лет в конце 20- начале 21 века на всех уровнях в США и Европе( в основном во .Франции) происходил широкомасштабный конфликт, получивший в литературе и публике название Science Wars.

Эта война вызрела закономерно вследствие изменившегося и продолжающегося меняться расклада сил как культурных, так и ( в первую очередь) геополитических. Происходит, в масштабах десятилетий, постепенная утрата гегемонии англосаксонской культуры (прежде всего имперской , в лице гегемона США) и господствующей в Америке "аналитической философии".

2 Произошедший конфликт удачно характеризуется как крупнейшая "война знаний ( научно-теоретических) с (живым творческим) мышлением". Ее застрельщик - с тех пор уже ставший нарицательным профессор математической физики Нью-Йоркского ун-та, известный уважаемый и высококвалифицированный ученый, Алан Сокал

Это был конфликт, в котором, упрощенно говоря, наиболее зрелое "сциентистское" мировоззрение 20 века (четко развернуто, лучшим образом предъявленное) по широкому фронту и в самЫе основания атаковало "гуманитарное" мышление эпохи постмодерна - и поныне динамично увеличивающую влияние в тех же США , так называемую French Theory

3 Это также была оборонительно-фундаменталистская консциентальная война Америки против наступающей европейской мысли в лице выработанного свода теорий и ряда крупнейших мыслителей конца 20 века - Лакана, Бодрийара, Кристевой, Дерриды, Латура, Делеза и Гваттари и других, а также их предшественников , "светских пап" французской культурной общественности - Бергсона и Фуко .Война была следствием и этапом всего меняющегося послевоенного геополитического баланса и борьбы культур. Ее дальнейшее развитие в ходе "войны с всемирным терроризмом" с сентября 2001 и затем войны в Ираке подтверждает выявившиеся именно тогда общие направления и черты противостояния "(старая) Европа-Америка" .

4. Как репрезентативный кейс берется одна из ветвей "континентальной философии" , наследующее (умершему к тому времени) крупнейшему философу 20 века Делезу , направление - делезианизм, в лице его ведущего ядра - сетевого проекта имени Делеза-Гваттари .

На "оселке" конфликта произошла "проверка на прочность" наследия Делеза и делезианства, можно провести сравнение этого и других вариантов эпистемической борьбы (или борьбы эпистемических политик) во время Войны наук

5. Реакция подавляющего большинства участников конфликта как на Западе, так и в России, была обычной для "конфликта двух культур" - "(естественно)научной" и "гуманитарной" периода пост-модерна и заключалась в отстаивании своих интересов и цеховой парадигмы. Каждая из сторон считала в начале и продолжает считать себя в итоге победителем в конфликте, оставляя только за собой право представлять дух и достоинство мысли.

В России типичными образцами позиций являются позиции ведущего "сциентистского" истеблишмента (С.Капица - " необходимо бороться с засилием мракобесия, релятивизма и антинаучностью постмодернизма") и стандартная позиция отечественного гуманитарного постмодернизма (“нужен асциентизм и борьба с засилием неправомерно господствующей в культуре естественнонаучной парадигмы, оставьте нас в покое в нашей сфере, где мы находимся в своем праве””)

6.Существует растущий запрос на масштабную реформу и "пересегментацию" всего поля естественных, гуманитарных и социальных наук. Встречный бой и “Война наук” 1996-2002 подняли и размах претензий, и масштаб критериев и барьеров (научности)

Формирующиеся новые направления и междисциплинарные области, такие как теория сложности(compexity), когнитивные науки(cognitive science), эволюционная биология, теоретическая экология, теории СМИ и т.п. культурных исследований (culture studies), стали все больше обретать опору в виде единой доработанной мета-теории делезианства... Она, разумеется, не всеобъемлюща и тем более не "тотализирующая", процесс ее движения "от философии - к наукам и культуре " далеко не завершен, да и успехи не гарантированы, происходит рабочий процесс work-in-progress. Идет становление "единства в многообразии", как любое становление оно вариативно

http://situation.ru/app/j_art_...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...