Привидения. Сама идея существования призраков - нематериальных объектов, сохраняющих разум человека после смерти физического тела, индоевропейским народам чужда. Человек у индоевропейских народов существовал и после смерти в физическом облике. Даже если тело разлагалось. Отсюда рассказы о мертвецах и гуляющих скелетах. Сам ритуал кремации покойника потому и возник, чтобы помешать мертвецу шастать после смерти по белому свету. У славян и скандинавов с беспокойными мертвецами поступали просто: отрубали голову, вгоняли осиновый кол или сжигали и никакой обиженный дух никого не преследовал. Древние греки в архаический период восприняли передовые воззрения жителей Месопотамии на загробную жизнь. Шумеры и аккадцы тоже когда-то думали, что мертвые в Стране без возврата существовали в физической форме (до нас дошло изображение вызванного Гильмешем своего мертвого друга Энкиду в облике скелета с человеческой головой). Мы знаем из сказания о схождении Иштар в царство мертвых, где богиня царства мертвых угрожает открыть бронзовые врата и выпустить мертвецов, чтобы те пожирали живых. Но на каком-то этапе мысль жителей Месопотамии пришла к выводу, что если за могилой не ухаживать, жертв не приносить, то от мертвого тела останется только дух - этемму, который будет вредить живым. То есть, привидения придумали древние жители Месопотамии. Древние греки переняли эту концепцию вместе образом мира мертвых в виде безрадостного места, где покойники тоскуют и голодают. От древних греков привидения проникли к римлянам, а от них к европейским народам. У славян привидений нет.
Римляне признавали привидения, как мы таблицу умножения. Они полагали, что привидения бывают двух видов. Первый - это нематериальное тело духов или божеств, которые они являют смертным. Такой злой дух (или добрый - для кого как) появился перед Децимом Брутом (тем самым, который убил Юлия Цезаря), согласно рассказу Аппина в "Гражданских войнах":
"Когда он собирался вместе с войском переправиться из Азии в Европу, рассказывают, он, проснувшись ночью, увидел при меркнувшем свете привидение, неожиданно представшее перед ним, и смело спросил его, кто оно, бог или человек. Призрак ответил: «Твой, Брут, злой демон; явлюсь тебе еще в Филиппах». И, говорят, он действительно явился Бруту перед последним сражением".
Но были и классические привидения, духи мертвых, которые пугали добрых квиритов и подданных Римской империи. Одну такую историю рассказал Гай Плиний Младший в своем письме другу:
"Был в Афинах дом, просторный и вместительный, но ославленный и зачумленный. В ночной тиши раздавался там звук железа, а если прислушиваться внимательнее, то звон оков слышался сначала издали, а затем совсем близко; затем появлялся призрак — старик, худой, изможденный, с отпущенной бородой, с волосами дыбом; на ногах у него были колодки, на руках цепи, которыми он потрясал. Жильцы поэтому проводили в страхе, без сна, мрачные и ужасные ночи: бессонница влекла за собой болезнь, страх рос, и приходила смерть, так как даже днем, хотя призрак и не появлялся, память о нем не покидала воображения, и ужас длился, хотя причина его исчезала. Дом поэтому был покинут, осужден на безлюдье и всецело предоставлен этому чудовищу; объявлялось, однако, о его сдаче на тот случай, если бы кто-нибудь, не зная о таком бедствии, пожелал бы его купить или нанять.
Прибывает в Афины философ Афинодор, читает объявление и, услыхав о цене, подозрительно низкой, начинает расспрашивать и обо всем узнает; тем не менее даже с большей охотой он нанимает дом.
Когда начало смеркаться, он приказывает постелить себе в передней части дома, требует таблички, стиль, светильник; всех своих отсылает во внутренние покои, сам пишет, всем существом своим сосредоточившись на писании, чтобы праздный ум не создавал себе призраков и пустых страхов. Сначала, как это везде бывает, стоит ночная тишина; затем слышно, как сотрясается железо и двигаются оковы. Он не поднимает глаз, не выпускает стиля, но укрепляется духом, закрывая тем свой слух. Шум чаще, ближе, слышен будто уже на пороге, уже в помещении. Афинодор оглядывается, видит и узнает образ, о котором ему рассказывали. Привидение стояло и делало знак пальцем, как человек, который кого-то зовет. Афинодор махнул ему рукой, чтобы оно немного подождало, и вновь принялся за таблички и стиль. А привидение звенело цепями над головой пишущего. Афинодор вновь оглядывается на подающего те же знаки, что и раньше, не медля больше, поднимает светильник и следует за привидением. Оно шло медленной поступью, словно отягченное оковами. Свернув во двор дома, оно внезапно исчезло, оставив своего спутника одного. Оставшись один, он кладет на этом месте в качестве знака сорванные травы и листья, а на следующий день обращается к должностным лицам и уговаривает их распорядиться разрыть это место. Находят кости, крепко обвитые цепями; они одни, голые и изъеденные, остались в оковах после тела, сгнившего от долговременного пребывания в земле: их собрали и публично предали погребению. После этих совершенных как подобает похорон дом освободился от призрака".
Как видим, образ призрака, гремящего цепями появился не в средневековой Европе, а в античное время. А сами истории про призраков вообще не изменились с античного времени (голливудские фильмы ужасов соврать не дадут).
Оценили 19 человек
43 кармы