Северная Германия, середина ХIII века до н. э.
Ранним утром к высокой песчаной насыпи, защищавшей мост через реку (потомки чере много сотен лет назовут ее Толлензе), прибежал разведчик.
- Они идут! - закричал он.
Герой в бронзовом шлеме и вооруженный длинным бронзовым мечом понял без слов. Потомок героев, ведущий род от богов, громким голосом отдавал приказы простым воинам. Их было много - несколько десятков человек, вооруженных деревянными дубинами, копьями с бронзовыми и каменными наконечниками и луками. Здесь были воины всех племен и родов, связанных кровным союзом и клятвами перед богами и духами предков. Уже побежали гонцы звать на помощь подкрепление, как появились враги. Они были чужие, пришедшие из далеких земель, где обитают демоны и колдуны. Никто не слышал их языка, никто не видел подобных лиц, никто не знал колдовские знаки на их одежде. Чужаков было много, очень много - сотни сотен. Их вожди и герои с бронзовыми мечами громкими криками подбадривали своих воинов, среди которых шли и женщины, похожие на ведьм, с серпами в руках. Но самое удивительно, что некоторые герои сидели верхом на лошадях. Герой защитников понял - это не просто грабительский набег. Это нашествие. Чужаки пришли не за их добром и рабами, они пришли забрать их землю. Эта мысль придала сил герою. ...
Битва уже захлестнула насыпь. Уже пал герой защитников в поединке с вражеским героем. Последние защитники сражались на мосту. Мертвые и раненные падали с моста в воду. Надежды уже не осталось. Враги торжествовали - еще немного и они перейдут реку. Как вдруг за рекой затрубили рога. Из леса отряд за отрядом выходило ополчение союза, ведомые гордыми вождями и героями.
Чужаки сражались яростно и отчаянно - не куда было уходить, могилы их предков остались так далеко, что человеку и представить трудно. Они не сдавались и в плен не брали.
..............................................................................................................
Так, а может быть не так, но в середине ХIII в. до н. э на берегу реки Толлензы произошло грандиозное сражение бронзового века. По масштабу с ней может сравниться только сражение при Кадеше.
В 1996 г. немецкие археологи-любители Ганс-Дитрих Боргвардт и его сын Рональд нашли человеческую плечевую кость с вонзившемся кремневым наконечником стрелы. Но еще большую ценность имела уникальная находка двух деревянных палиц: одна напоминала молоток на длинной ручке, вторая бейсбольную биту.
Находки человеческих останков здесь начались еще с 80--х гг, но тогда на это не обратили внимания. Далее число находок и человеческих останков только росло. Но только 2008 г. начались регулярные археологические раскопки. В результате нескольких лет раскопок стало понятно, что на берегу реки Толлензы произошло не рядовая стычка между враждующими родами. Только на территории в 300 кв. м было обнаружено более 70 человеческих останков. Чтобы понять это количество погибших нужно помнить, что число воинов в отряде бронзового века насчитывало два-четыре десятка. Например, отряды ахейских царств микенской Греции редко превышали 30-40 человек. Так, таблички из Пилоса (погиб ок. 1200 г. до н. э.) сообщают: "Полк Невадата: Эхемед, Апиэт, Маратей, Таник. Отряд кекидов Арувоте Кипариссийского района (человек) 20. Отряд кекидов в Этареях кипариссийского района (человек) 10. С ними колесничий Кекий Аэроботид", то есть 30 солдат и пять офицеров. Но это в сверхцентрализованном государстве эпохи бронзового века, а вот племя при родовом строе могло выставить хорошо вооруженных воинов на порядок меньше. По современным меркам 70-80 человек - это означает гибель целой дивизии сейчас.
Уже стали известны некоторые подробности битвы. Исходя из примерного количества погибших в 20% от общей численности бойцов, число только погибших можно предположить не менее 700-800 человек, а всего битве участвовало не менее четырех тысяч человек. Через реку была устроена переправа из бревен и земли, ее остатки были обнаружены. Так же были найдены останки деревянного настила через заболоченные участки местности, достаточно широкие, что по ним проехала повозка. Похоже, что здесь был проложен торговый путь, который приносил местным племенам доход и поэтому переправа хорошо охранялась. Для этого у моста было построено земляное фортификационное сооружение.
Нападавшие напали на охранявший форт отряд и, видимо, разбили его. Находки останков женщин и детей в реки могли принадлежать только нападавшим. Можно предположить, что защитники подошли вовремя и оттеснили противника - убитые и раненные падали уже в воду. На небольшом полуострове на участке в 12 кв. м обнаружены останки 20 человек. Видимо, отряд противника был окружен и дрался до последнего человека. Археологи нашли останки четырех лошадей, но никаких следов упряжи или колесниц. Или это действительно были первые всадники, или колесницы стали трофеем победителей. Вещественных находок мало - победившие обобрали трупы до нитки. Интересно, что пока не найдено костей кистей и ступней. Стали руки убиты своего рода трофеями или это был ритуал, чтобы покойники не беспокоили живых после смерти - неизвестно.
Противники сражались луками (найдены как бронзовые, так и каменные наконечники стрел), копьями, деревянными дубинами и мечами. Найденные кости несут следы от оружия, ставшие причиной смерти. Об этой битве до нас не дошло никаких сведений, даже в мифах и сказаниях. Кто же сражался в битве при Толлензе? Изотоп d13C, обнаруженный в костях, говорит что основным продуктом питания этих людей было пшено, тогда местное население в основном употребляло в пищу просо. То есть откуда-то с юга Европы, с предгорий Альп. В более поздние времена в Мекленбурге — Передней Померании жили германские племена, на юге - кельтские. Так это или не так, но само ожесточенное сражение говорит, что противники были чужими друг другу. Сама битва, где не щадили ни женщин ни детей была на уничтожение противника поголовно. Пришельцам нужна была территория без местного населения.
Но что вызвало такую миграцию? Скорее всего мы имеем дело с древним обычаем "священной весны". В годы великих бедствий италийцы давали обет богам принести в жертву всех родившихся детей и приплод скота, если опасность минует. Со временем нравы смягчились и детей родившихся в "священную весну", уже повзрослевших, изгоняли из племени. Тит Ливий Так описывает "священную весну": "...великий понтифик, дал совет: прежде всего посовещаться с народом о "священной весне". Без повеления народа, сказал он, обет дан быть не может. Народ был запрошен в таких словах: "Желаете ли, повелеваете ли, чтобы сделано было так: Если государство римского народа квиритов на протяжении ближайших пяти лет будет сохранено невредимым в нынешних войнах, а именно в войне народа римского с карфагенским и в войнах народа римского с галлами, обитающими по сю сторону Альп, то пусть тогда римский народ квиритов отдаст в дар Юпитеру все, что принесет весна в стадах свиней, овец, коз и быков, — с того дня, какой укажет сенат, и что, кроме того, не обещано другим богам". Интересно, что сам обет был исполнен только через двадцать лет. Свое расселение кельты начали позднее на несколько столетий. Но к Балтийскому морю они так и не вышли. И можно думать, что битвой при Толлензе завершилась первая попытка кельтской экспансии.
Но что же толкнуло людей двинуться в столь дальний путь? Тут секрета нет. земля Мекленбург — Передняя Померания - богата янтарем, предметом роскоши в древние времена. Янтарь доходил даже до Древнего Египта. Переправа через Толлензу начала функционировать ок. 1700 г. до н. э., то есть местные племен уже четыре столетия контролировали торговлю янтарем. За четыре столетия слухи о богатой янтарем земле наверняка разошлись по Европе и превратились в миф про янтарное эльдорадо.
Жажда чужих богатств двинула людей в далекий поход, который закончился кровавым поражением. Своих погибших победители похоронили, а тела побежденных так и остались лежать на поле боя, пока 3250 лет спустя их случайно не нашли археологи и мир снова узнал о давно забытой великой битве.
Оценили 22 человека
30 кармы