• РЕГИСТРАЦИЯ

Как снимали фильм "Спасти рядового Райана"

5 3827

Кинодраматург Роберт Родат написал сценарий «Спасти рядового Райана» в середине 1990-х годов под впечатлением от реальных обстоятельств Второй Мировой войны. Его заинтересовали как сами исторические события, вроде высадки союзников в Нормандии, так и связанные с ними моменты, например, сложившееся в ходе войны в американской армии правило — в случае гибели нескольких братьев эвакуировать оставшегося в живых с фронта домой.



За основу была взята история семьи Ниландов, у которой война забрала трех сыновей, после чего четвертого нашли во Франции и отправили домой. Оттолкнувшись от нее, Родат примерно за год написал сценарий об отряде, которому после высадки в Нормандии поручают вернуть в семью последнего оставшегося в живых из братьев-солдат Райанов.



Материал привлек внимание продюсера Марка Гордона (в его фильмографии к тому моменту было два десятка картин, в том числе «Скорость»). Он стал рассылать сценарий Родата голливудским знаменитостям. Вскоре им почти одновременно заинтересовались Том Хэнкс, который после «Филадельфии» и «Форреста Гампа» хотел расширить перечень своих драматических ролей, и Стивен Спилберг, который всегда интересовался темой войны, а после «Списка Шиндлера» думал вновь к ней обратиться, но сделать больший упор на батальной составляющей.

С добавлением картине размаха Спилбергу помог автор «Побега из Шоушенка« Фрэнк Дарабонт, приглашенный в качестве скрипт-доктора. В частности ему принадлежит идея начать картину со сцены «Дня Д». Любопытно, что именно эпизод высадки в Нормандии часто становится предметом критики. По мнению некоторых, из-за того, что сцена очень сильная и впечатляющая, дальше фильм начинает проигрывать в динамике, то есть в драматургической схеме присутствует определенный дисбаланс. Впрочем, поправить его призвана финальная сцена обороны французского деревни.



Как и полагается масштабному голливудскому проекту, «Спасти рядового Райана» укладывается в привычные драматургические схемы. При внимательном рассмотрении здесь обнаруживается соответствие и традиционной трехактовой структуре, и классической концепции мономифа.

В первом акте мы знакомимся с завязкой, — семья Райан теряет трех сыновей, и теперь необходимо вернуть матери четвертого, — и с главным героем, капитаном Джоном Миллером, которому вместе с отрядом поручают найти уцелевшего Райана. Также благодаря той самой сцене высадки союзников мы сразу окунаемся в пространство войны, узнаем ее истинное лицо.



После того, как герой соглашается на «путешествие» (по терминологии мономифа), начинается второй акт. Персонажи оказываются в неизвестном им мире, раскрывающемся через дальнейшие перипетии. Среди них — безуспешные попытки выполнить задачу (например, найденный Райан оказывается лишь однофамильцем) и ухудшением ситуации (некоторые члены отряда гибнут). Завершается второй акт обнаружением Райана на передовой и его отказом возвращаться в тыл, потому что он не может бросить друзей перед лицом опасности.



Третий акт связан с масштабным батальным эпизодом обороны моста и французской деревни — сцена знаменует для героев финальное испытание, которое окончательно их меняет. При этом вся история, по сути, является флэшбеком, поскольку обрамляется современными кадрами, в которых мы видим пожилого Райана, вспоминающего войну.

Также заметим, что первый и третий акт примерно равны друг другу по хронометражу и длятся около сорока-пятидесяти минут, а вот второй акт — самый протяженный — около семидесяти минут. При этом значительную часть и первого акта, и третего занимают большие батальные эпизоды.

Подготовка и кастинг: «эталонные американцы» и курс молодого бойца



Подбирая актеров, Спилберг руководствовался тем, что, по его наблюдению, люди другой эпохи выглядели несколько иначе, чем сейчас. Поэтому режиссеру было важно найти исполнителей, которые бы были максимально близки к «лицам, которые можно увидеть в хронике». Вместе с тем тон актерского состава задавал Том Хэнкс, «эталонный провинциальный американец», столь же обаятельный, сколь далекий от образа бравого супергероя. Исходя из подобных установок, в фильм были подобраны актеры, не имевшие статуса крупных звезд, в том числе Эдвард Бернс, Том Сайзмор, Барри Пеппер, Адам Голдберг, Вин Дизель, Джованни Рибизи, а также Мэтт Дэймон, в тот момент только начинавший набирать широкую популярность.



Основные актеры фильма перед съемками прошли десятидневный интенсивный курс молодого бойца, где освоили азы работы с оружием, приобрели навыки передвижения в боевом порядке, а также совершили несколько марш-бросков. Некоторым исполнителям такое испытание показалось излишне суровым и они даже порывались его бросить. Тем не менее Спилберг настоял на прохождении курса. Режиссеру было важно, чтобы таким образом актеры вжились в образ военных, а также приобрели «уважение к солдатскому опыту». Интересно, однако, что Дэймона к тренировкам не допустили — так Спилберг добивался большего отчуждения от остальных актеров, которое было необходимо в кадре между Райаном и пришедшим за ним отрядом.

Относительно вживания в образ солдата любопытную деталь подмечает оператор картины Януш Камински. По его словам, благодаря тому, что съемки были физически тяжелыми, а актеры играли в полном и подлинном военном обмундировании и с настоящим, довольно увесистым, оружием, через две недели съемок им можно было обходиться без грима — необходимые усталость и измотанность были видны и без него.

Локации и декорации: ирландский берег и Франция в Англии



Съемки фильма проходили с июня по сентябрь 1997 года в Европе. Одной из важнейших задач Спилберг считал максимально точную реконструкцию высадки на пляже под кодовым названием «Омаха-бич». Ввиду различных обстоятельств снимать на берегу Нормандии было невозможно, но режиссер настаивал на схожем пейзаже, рельефе и даже таком же желтом песке. Подходящий берег нашелся в графстве Уэксфорд на юго-востоке Ирландии.

Для съемок там были установлены противотанковые ежи, протянута колючая проволока и возведены доты и бункеры. В основном же группа работала в различных местах в Англии: в Хатфилде, Оксфордшире, Уилтшире.

Масштабная декорация полуразрушенного французского города для финальных сцен потребовала особых усилий. Ее возводили четыре месяца на базе британских ВВС неподалеку от Лондона. Также часть съемок прошла в Нормандии, в том числе открывающая и закрывающая сцены были сделаны на Американском кладбище и мемориале в Кольвиль-сюр-Мер.



Всего для съемок фильма было пошито три с половиной тысячи аутентичных униформ и изготовлено две тысячи бутафорских экземпляров ручного оружия. В съемках использовались двенадцать военных судов и десантных катеров Хиггинса и несколько танков — советских T-34 и чешских 38(t). На их основе были сконструированы имитации немецких «Тигров» и «Мардер III».

Визуальное решение: влияние хроники, bleach bypass и ручная камера



Стивен Спилберг и Януш Камински на съемках фильма «Спасти рядового Раиана» (1998)

Для оператора Януша Камински «Спасти рядового Райана» стал четвертой совместной работой со Спилбергом и второй после «Списка Шиндлера», принесшей ему «Оскар». Однако, в отличие от «Шиндлера», новую картину авторы сразу собирались делать в цвете, но при этом так, чтобы визуальный ряд соответствовал эпохе. Цвет должен был быть особым — не ярким техниколоровским, как цветное кино 40-х, а приближенным к цветной хронике того времени, с сухими ненасыщенными цветами. Достигалось это с помощью технологий «удержание серебра» (bleach bypass) и ДДЗ (дополнительная дозированная засветка). Процессы также позволили сделать изображение более резким и контрастным.

Из-за технологий авторам понадобилось отдельно озадачиться вопросом цвета крови. Чтобы она не казалась излишне блеклой, департамент спецэффектов добавлял в заменитель синий краситель, делая цвет более темным, чем обычно.

Особый эффект визуальной стороне фильма добавил и климат Англии и Ирландии. Частые дожди и туманы способствовали тому, чтобы свет в кадре был более рассеянный, а цвета — более пастельные. Кроме того, Камински активно прибегал к помощи дымовых машин.



Камински и Спилберг хотели, чтобы камера в фильме была не сторонним наблюдателем, а участником действия. Оператор замечает, что по этой причине картина примерно на 90% была снята с рук (это при весе камер в шестнадцать килограмм и сопутствующего оборудования на девять килограмм). Причем в основном камера находилась не на уровне плеча, а ближе к земле. Это тоже соответствовало военным реалиям, когда даже при беге солдаты старались быть ниже, а значит — незаметнее. По той же причине «участия» камеры в действии, режиссер и оператор не останавливали съемку, если на объектив непреднамеренно попадала бутафорская кровь или земля — ведь у фронтового оператора не было времени чистить линзу, ему необходимо было продолжать снимать. Как говорит Камински: «Военный жанр прекрасен тем, что в нем все должно быть грязным и хмурым, поэтому мы не боролись с такими вещами».

Сцена высадки в Нормандии: три недели съемок, эксперименты с затвором, эффект контузии и 1,5-тысячная массовка



Отдельно разберем начальную 25-минутную сцену высадки в Нормандии, которую сегодня часто включают в число лучших батальных эпизодов мирового кино. Сцена, как изначально и планировали Спилберг и Камински, поражает высочайшим уровнем реализма. «Мы хотели создать иллюзию, будто несколько фронтовых операторов высадились вместе с солдатами», — рассказывает Камински.

Подготовку авторы начали с изучения военной хроники и прочих документальных материалов о тех событиях. Среди них была и знаменитая серия фотографий Роберта Капы, принимавшего участие в высадке. Надо полагать, в том же русле концепции реализма Спилберг отказался от раскадровывания сцены, что крайне необычно с учетом сложности ее постановки. Решения о месте расположения камеры и ее движении принимались непосредственно на площадке. «Я хотел, чтобы само действие подсказывало мне, куда поставить камеру», — рассказывает режиссер.



Желая приблизить качество изображения к тому, что было в 1940-е годы, Камински решил «ухудшить» старые линзы Panavision Ultra Speed, сняв с них защитное покрытие. Это дало эффект — контраст стал мягче, цвета несколько утратили яркость, а в целом изображение стало чуть более «туманным». Кроме того, оптика стала более чувствительной к световым бликам.



Далее Камински решил поэкспериментировать с углом затвора. Вместо более традиционных 180°, он снимал с углом затвора 45° или 90°, что давало эффект как бы спотыкающегося, прерывистого изображения. Вдохновившись примером «Цельнометаллической оболочки», Камински использовал еще один «прием» с затвором — нарушил его синхронизацию со скачковым механизмом. Это дало эффект вертикального шлейфа от источников света, вроде огня. В совокупности, по мнению авторов, такие приемы приближали изображение к тому, что давали ручные хроникальные камеры и подчеркивали ощущение потрясения, подобного тому, что мог испытывать человек на передовой. Словами Спилберга, такие операторские техники делали взрывы и остальное действие «еще более ужасающим».

Наряду с изобразительным рядом, огромное значение в сцене играет звук, над которым работала команда Гэри Райдстрома (к тому моменту обладателя четырех «Оскаров», а «Райан» принес ему еще два). Авторы добивались того, чтобы каждый военный шум был аутентичным и разборчивым. Это было необходимо в том числе потому, что консультанты из числа ветеранов подчеркивали, что по звуку легко могли определить оружие.



Шумовая аранжировка, наряду с изображением, была призвана поместить зрителя в центр событий и передать восприятие страшного действия героями. Для этого продумывались шумы, которые издавали отсутствующие в кадре люди, оружие и техника. Зрители не видели, но все равно понимали, что и где в данный момент происходит.

Райдстром подчеркивает важность для фильма системы объемного звука, дающего возможность позиционирования шумов. Самый известный звуковой эффект фильма был вдохновлен схожим решением в картине Элема Климова «Иди и смотри». Как и в советской ленте, герой, получив контузию после взрыва, частично глохнет и слышит шумы приглушенными и с сильным искажением. Авторы при этом передают его субъективное звуковосприятие. Примечательно, что в сцене отсутствует музыка, поскольку, по мнению Спилберга, она была бы неуместна и только мешала бы действию.



Вместе с актерами в высадке на пляж участвовало полторы тысячи статистов, половина из которых были ирландскими военными. Немецких солдат играли британские реконструкторы, специализирующиеся на изображении нацистов. Также среди членов массовки было несколько десятков человек с ампутированными конечностями — они играли солдат, лишившихся в бою рук или ног.

Из-за большого количества массовки, пиротехники и ригов каждый кадр снимался с первого, максимум второго дубля — у группы не было возможности несколько раз повторять один и тот же сложный процесс подготовки. Обычно на площадке одновременно работало две-три камеры. Всего на съемки сцены понадобилось три недели и $12 млн, то есть четвертая часть съемочного периода и шестая часть бюджета картины.

Источник

Добро пожаловать в логово самых злобных кинокритиков Интернета!

ДОХОДЫ МИШУСТИНА / ПУТИН ОТПРАВИЛ ЧАЙКУ НА КАВКАЗ / НАГЛОСТЬ МЕДВЕДЕВА. MS#250

Mount Show с Даниелем Кайгермазовым. Сегодня в юбилейном юмористическом шоу вас ждет: Медведев доволен работой своего правительства. Глава Чувашии Михаил Игнатьев призв...

«Без нас – никто»: Инженерные войска празднуют 319-летие
  • Rustik
  • 22 января 15:40
  • Промо

21 января свой профессиональный праздник – День инженерных войск – отметили работники и военнослужащие инженерных войск России. Ежегодно Инженерные войска проводят разминирование тысячи...

Убийство Сулеймани как сокрушительный удар по Ирану. Почему США решились на такой шаг?

Целенаправленное убийство Соединенными Штатами генерал-лейтенанта Касема Сулеймани ознаменовало собой дальнейшее ослабление Ирана в его борьбе против США и уменьшение влияния Тегерана на Ближнем Восто...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Кинопотрошитель 12 января 11:54

    Во имя всего человечества (2019)

    Сегодня воскресенье, мне особенно нечего делать, так что я решил написать о чем-то хорошем из недавного просмотренного. А тег "пятничный кинозал" потому что хорошее кино надо смотреть по пятницам, как известно. Итак, пару недель назад полупосмотрел-полупромотал небезынтересный образчик современного американского сериалостроения "Во имя всего чело...
    1011
    Кинопотрошитель 4 января 17:18

    Кино на Новый Год

    На новогодние праздники, когда появилось больше свободного времени, было отсмотрено сразу несколько хороших и не очень фильмов. Ниже, коротко об увиденном. Кролик Джо-Джо Трагикомедия про 10-летнего мальчика из гитлерюгенда в 1945 году. Главный герой очень хочет быть образцовым нацистом и достойным членом гитлеюгенда, но с этим у него не все получается. ...
    1241
    Кинопотрошитель 21 декабря 2019 г. 20:59

    Новое русское кино. Смех сквозь слезы.

    Комедии нестрогого режима Все же мастерство и юмор не пропьёшь. Поэтому, как это ни удивительно, в самые тёмные времена нашего кинематографа и вообще нашей жизни у нас умудрялись снимать пусть и не шибко умные, но достаточно смешные комедии. Народ у нас такой – наше чувство юмора  является национальным достоянием. Оно отточено веками испытаний, котор...
    1180
    Кинопотрошитель 9 декабря 2019 г. 07:32

    Лжев

    Отечественный кинематограф при поддержке министра Мединского порадовал нас очередной обжигающей секретной правдой, - пишет Андрей Михайлов. - Это, понятно, фильм “Ржев”. Подробно его рассмотрят и разнесут в пух и прах люди, знающие и любящие историю думаю не раз, уверен рассмотрит его как всегда остроумно и Евгений Бэдкомедиан, так что сюжет ...
    1765
    Кинопотрошитель 8 декабря 2019 г. 22:11

    «Ржев»: сеанс «дилетант»-магии с беспощадным разоблачением.

    Новый фильм про войну, вызвал всякие разные отклики. Причём из всех поп-идеологических маргиналий — ругательные, всяк на свой лад. Что заинтриговало.  Так вот сам фильм.  *** «Да уж, давненько не доводилось видеть такой лютой перестроечной хуеты», — так думалось по ходу фильма примерно каждые минут десять. Были позывы ...
    8273
    Кинопотрошитель 8 декабря 2019 г. 10:31

    Бондарчук разбушевался

    После запредельно дебильного "Притяжения", которое, как ни странно, прошло на ура у российской аудитории (что поневоле заставляет вспомнить известный шлягер Шнурова "Любит наш народ..."), Федор Бондарчук решил сделать сиквел с запредельно банальным названием "Вторжение", которым нас порадуют на новый год. Судя по трейлеру, это...
    1843
    Кинопотрошитель 1 декабря 2019 г. 20:06

    15 добрых фильмов, которые согреют в зимний вечер

    Когда за окном минус двадцать, на работе завал, вы, ко всему прочему, простужены и кажется, что до весны еще как минимум год, – на помощь лучше всяких лекарств придут согревающие фильмы о любви, дружбе и приключениях. AdMe.ru подобрал для вас 15 душевных фильмов – вооружитесь теплым пледом и горячим какао и устройте себе «лечебный» ...
    4800
    Кинопотрошитель 1 декабря 2019 г. 11:01

    10 фильмов для тех, кто думает, что уже все пересмотрел

    Часто вечерами после рабочего дня мы ловим себя на мысли, что нам совершенно нечего посмотреть: долгожданные премьеры еще не вышли, а любимые фильмы стали хуже заезженной пластинки. Если вам страсть как хочется скоротать время за просмотром новых, необычных и чертовски захватывающих кинолент — эта подборка просто создана для ва...
    6303
    Кинопотрошитель 19 ноября 2019 г. 20:12

    Продюсер "28 панфиловцев" тестирует новую модель сбора денег для фильма

    Сегодня на защите проектов компаний не лидеров в Фонде кино была озвучена новая формула сбора денег на определенный фильм, которую следует отметить отдельно. Продюсер будущей ленты "Литвяк" Андрей Шальопа сформулировал схему так: "Привязать карту к фильму". Банковскую карточку каждого отдельно взятого зрителя - к одному конкретному фильму. И...
    1213
    Кинопотрошитель 15 ноября 2019 г. 18:37

    Подборка семейных фильмов на вечер

    Что посмотреть всей семьёй — один из самых мучительных вопросов для вечера субботы. Выбор гигантский, но далеко не факт, что, смотря даже ваш самый любимый с детского сада фильм, все реплики в котором вы давно заучили, ваш ребёнок через десять минут не заскучает. А о новинках проката не стоит и говорить...
    3216
    Кинопотрошитель 14 ноября 2019 г. 10:51

    "Вы отправляетесь на верную бессмысленную смерть"

    Всё, как мы "любим": Ржевская битва. После боев под селом Овсянниково от роты советских солдат осталась только треть. Бойцы пытаются продержаться до прихода подкрепления. Но из штаба поступает приказ удержать деревню любой ценой. Значит, отступать нельзя… Каждый из героев понимает, что живыми из этого переплета выбраться почти невозможно. В это...
    3461
    Кинопотрошитель 11 ноября 2019 г. 10:35

    Фильм «Дылда» Кантемира Балагова победил на Женевском кинофестивале

    Фильм «Дылда» молодого российского режиссера Кантемира Балагова признан лучшим полнометражным фильмом этого года на XXV Международном кинофестивале в Женеве. Всего на киносмотре было представлено 55 работ. «Очень сильная картина от весьма молодого режиссера. Он обращается к теме выживания, сложности человеческих взаимоотношений, ...
    2490
    Кинопотрошитель 10 ноября 2019 г. 15:27

    Терминатор - Тёмные судьбы

    Год - 2019 Режиссёр - Тим Миллер Прежде чем начнём, я напомню, что существует постулат адекватных фанатов Терминатора: Вселенная Терминатора официально заканчивается на концовке режиссёрской версии второй части, где Сара Коннор вместе со взрослым Джоном растит внуков, и никакой войны не состоится, поэтому все фильмы после мы рассматриваем лишь как фанфики (чи...
    10869
    Кинопотрошитель 3 ноября 2019 г. 18:40

    Можно ли спастись от выстрелов, нырнув в воду

    Сотни раз нам приходилось видеть в кино, как герой боевика прыгает в воду, чтобы спастись от выстрелов огнестрельного оружия. Даже если забыть о бессмертности главных героев в кино, нельзя не забыть, как изящно и медленно скользят свинцовые малыши в воде. Насколько же увиденное на экране похоже на то, что произошло бы в реальности? Армейские водолазы не прос...
    10352
    Кинопотрошитель 3 ноября 2019 г. 18:34

    Контрольный выстрел в голову американским левакам

    Терпеть не могу фильмы о зомби. По-моему, хуже них лишь тупые американские комедии и современные картонные пиесы о "суперхероях". И потому не смотрел ни "Мировую войну Z", ни прочую пафосную чушь о превозмогании вирусов, превращающих население Соединённых Штатов в зомби. Есть лишь две киноленты, выступающие исключениями. Первая: "Я - ле...
    6148
    Кинопотрошитель 2 ноября 2019 г. 18:07

    Настоящий сюжет фильма "Я - легенда"

    К сожалению я так и не прочитал книгу, по которой был снят фильм "Я - легенда" с Уиллом Смитом. Книга Ричарда Мэтисона так и называется -"Я - легенда". Но сюжет у нее намного шире, логичнее и интереснее.  Фильмы часто снимают не совсем по сюжету книги, но тут очень серьезные разногласия. То, что главный герой книги - белокожий блондин, ...
    4572
    Кинопотрошитель 29 октября 2019 г. 22:57

    "Движение вверх" стал самым кассовым российским фильмом, показанным в Китае

    "Движение вверх" стал самым кассовым российским фильмом, когда-либо показанным в Китае, заработав более 700 миллионов рублей за почти две недели проката, сообщила пресс-служба кинокомпании "Централ Партнершип", которая занимается международным прокатом картины. Ранее кинокомпания заявляла, что изначально прокат картины стартовал предваритель...
    3135
    Кинопотрошитель 29 октября 2019 г. 20:36

    Зрители не видели половину фильмов, снятых при господдержке

    На показах в кинотеатрах более чем половины фильмов, производство которых финансировалось Министерством культуры, почти не было зрителей. С 2015 года Министерство культуры выделило деньги на создание 155 фильмов. 80 из них в кинотеатрах посмотрели менее 10 тысяч человек, 30 фильмов были показаны аудитории менее 1000 человек. Комедию "Любовь без правил&q...
    4008
    Кинопотрошитель 26 октября 2019 г. 12:10

    Как в фильме "Назад в будущее" снимали путешествие во времени

    То, как будет выглядеть путешествие во времени, было одной из детелей, которые Гейл и Земекис не описали в сценарии никак. Только сам факт перемещения. Решение было принято только после разговора с художником Роном Коббом, когда узнали его мнение по этому поводу. В итоге пришли к выводу, что переход во времени должен быть мгновенным. Персонаж просто попадал из одн...
    2670
    Кинопотрошитель 17 октября 2019 г. 09:51

    Училка-2: Последнее Испытание

    Год - 2018 Режиссёр - А. Петрухин В гл.ролях - Андрей Мерзликин, Ирина Купченко, Ирина Алфёрова. Несколько лет назад небезызвестный трешедел Алексей "ААААА!" Петрухин попытался сплагиатить заграничный фильм "Последний Урок", нашёл деньги на нескольких известных артистов и произвёл на свет ебучий трешак под названием "Училка". Фильм...
    2631
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика