Одна из серьёзных претензий к России со стороны "либеральной общественности" и Запада (помимо "сталинизма" и прочего) - это "крепостное право". И у этой претензии есть реальное основание.
"Крепостное право", разумеется, явление абсолютно уродливое и крайне ронявшее Россию в глазах мира. В особенности почти всю первую половину 19 века, когда либеральная идея захватила умы просвещённых людей. Например, Белинский в письме Гоголю 15 июля 1847 г обрушился на него с жесточайшей критикой за его воспевание "существующей" России: "...Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть".
Однако следует понимать, что крепостное право родилось не из "рабской сущности" русского народа и уж конечно не из прихоти русских государей. Средневековье вообще время жестокое, не знавшее пощады к людям слабым и зависимым. И уж тем более средневековье русское, растянувшееся до европейского Возрождения из-за ордынского ига. 250 лет распятая Русь едва дышала. До самого правления Великого князя Московского Ивана Третьего Русь платила дань Золотой Орде. Тяжкую и унизительную.
Но всё изменилось при Иване Великом. Собиратель земель русских. Судебник. Строительство Кремля. Покорение Великого Новгорода. Стояние на Угре. 1480-й, дамы и господа! Рождение государства. Огромные территории. И очень мало людей для обработки земель. Государственные интересы требовали закрепления крестьян за государевыми людьми. Закрепление, крепость, мобилизация трудового люда в интересах рождавшегося государства фактически стало "рабством". Как ни жутко сейчас это звучит для нашего гуманного века, но подобная "крепость" была мерой вынужденной и оправданной условиями, в которых находилось Русское государство. Маленькому человеку, конечно, хочется вольницы, свободы, собственного маленького произвола. Но долго ли проживёт муравейник, если каждый муравей вдруг вздумал бы делать только то, что ему хочется, наплевав на муравейник, на его коллективные нужды? Князья Киевские уже попробовали жить так - в сварах, в драках, в обидах друг на друга, в убийственных усобицах, в которых брат не щадил брата. С начала времён грызлись друг с другом князья. Летописи русские - один кровавый перечень родственных склок, взаимных претензий и войн. А в конечном итоге свары, неспособность договориться и действовать сообща обернулись тяжким игом завоевателей.
Так ли следовало жить в новом государстве? Великие московские князья однозначно решили, что нет. Всем следовало трудиться на благо государственного "муравейника". И крепостничество стало одной из мер ЗАСТАВИТЬ людей служить общему благу. Иного способа сделать это в то время не было.
А дальше, как это часто бывает, крепостничество, вынуждавшее крестьянство под руководством служивых людей, помещиков концентрировать усилия по благоустройству государства, перешло в традицию, закрепившуюся в законодательном праве. Для нашего современного мировоззрения это дикость, но это историческая реальность. России понадобилось ещё почти 400 лет, чтобы стряхнуть эту "привычку", эту "традицию", за которую цеплялось уже не государство, а дворяне.
Сделало ли крепостничество своё дело? На первых порах - да, несомненно. Повредило ли потом оно России? И ответ тоже будет "да". В том числе и в имиджевом плане. Не говоря уж об экономических и социальных вопросах.
В любом случае 400-летнее крепостничество ушло, осталось в истории, выполнив свою задачу.
Оценили 2 человека
4 кармы