«Девятаев». После просмотра (частное мнение рядового зрителя)

22 880

29 апреля на экраны кинотеатров страны вышел фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев». Чем же порадовали зрителя маститые мастера?

Класс!

Оставим в стороне исторические детали (что было, чего не было), о тонкостях амуниции пилотов люфтваффе пусть говорят специалисты. Поговорим о фильме.

Для простого зрителя – кино высший класс. Игра актёров вне конкуренции. Нет ни наигранности, ни переигранности. Каждый персонаж сыгран так, что в него веришь. А среди героев – весьма неоднозначные личности. Лагерный капо, он же один из организаторов побега. Как совместить в одном лице гитлеровского пособника и члена подпольной группы? Но актёр сумел. Вот капо избивает дубинкой заключённого, а через минуту шёпотом обсуждает с товарищами детали побега, но при этом мысли о ненатуральности его поведения не возникает.

Сюжет постоянно держит в напряжении. Даже заранее зная, что Девятаев с товарищами благополучно долетят до своих, переживаешь, когда Хейнкель разгоняется по взлётной полосе и не может взлететь, а за ним мчатся машины, из которых ведут огонь по беглецам.

Компьютерная графика – это нечто. Сцены воздушных боёв сделаны бесподобно. Всем компьютерщикам, работавшими над фильмом, твёрдые пятёрки и пусть все у них учатся.
А теперь о грустном.

Большая ложка дёгтя в бочку мёда

Каждое кино несёт в себе воспитательную функцию. Кино прежде всего инструмент пропаганды. А вот с эти в фильме есть проблемы.

Вот сбитых советских лётчиков собирают в отдельном помещении и предлагают им встать на путь предательства. Сбитые «сталинские соколы» в ремнях и портупеях, с погонами на плечах, при орденах. Это что, действительно так было? Судя по архивным фотографиям, если офицеры и сохраняли ремни, знаки различия и награды – то только в первые часы после взятия в плен. А далее – приказы прямо указывали солдатам вермахта, что Женевская конвенция на советских военнопленных не распространяется. Зачем показывать в фильме таких гуманных гитлеровцев? Чтобы мы забыли, какими они были на самом деле? Забейте в поиске Яндекса «советские военнопленные фото» - вы увидите совсем другую картину.

Обеляем предателей?

Создатели фильма применили необычный ход: в фильме вторым главным героем (после Девятаева) является лётчик Николай Ларин, с которым Девятаев вместе учился, вместе воевал и который считается погибшим. Однако Ларин остался жив и перешёл на службу к врагу. Два лётчика, два близких друга – и две такие разные судьбы. Лётчика Ларина мы видим глазами Девятаева и как видит его Девятаев?

Вот первая встреча – и Девятаев бросается к другу, крепко обнимает его: «Колька! Живой!» То, что его близкий друг в немецкой форме и только что уговаривал самого Девятаева и других пленных лётчиков воевать против своей страны на стороне врага – стоит ли обращать внимание на такую мелочь? Дружба превыше всего! Странно видеть такую дружбу и верится в такое с трудом, а точнее – не верится совсем.

Далее – ещё круче. Ларин по просьбе гитлеровцев прибывает в лагерь, чтобы опознать среди узников Девятаева и ищет его всерьёз. Позже Ларин пытается противодействовать побегу, рискуя при этом своей жизнью. И когда ведомый Девятаевым Хейнкель уже взлетел, Ларин догоняет его на истребителе, ведёт по нему огонь и, расстреляв боезапас, идёт на таран. Короче, служил бывший советский ас Адольфу Гитлеру как наверно и Сталину не служил.

И весь фильм Девятев ведёт с другом душеспасительные разговоры, уговаривает вернуться на Родину, а тот объясняет, что не может вернуться назад, поскольку Сталин всех попавших в плен объявил предателями. И в последние минуты своей жизни Ларин просит Девятаева простить его за всё, и тот… великодушно прощает, хотя настоящий Девятаев наверное плюнул бы на его могилу.

Опасная тенденция

Откуда это новоявленная мода «понять и простить» в российском кинематографе? В фильме «Т-34» советский танкист жмёт руку штандартенфюреру СС, в «Девятаеве» лётчик прощает предателя. При этом и в первом, и во втором случае противник – мерзавец, на котором и пробу ставить негде. Но зачем же режиссёры стараются вызвать в зрителях сочувствие к негодяям?

Предатель – это всегда предатель. Взять в руки оружие и воевать против своего народа на стороне врага – такое не прощается. Не надо учить молодёжь, что «не всё так однозначно», «у власовцев была своя правда».

«Девятаев», несомненно неплохой фильм, но он не станет у народа культовым, и вместо «Девятаева» будут смотреть «В бой идут одни старики», а вместо «Т-34» - «Жаворонок». Пусть в эти старые фильмы уступают в зрелищности, в них нет потрясающей компьютерной графики, но в них герои – это герои, а люди если и совершают ошибки, предателями не становятся.

Klim Podkova

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Замминистра обороны Иванова подозревают в получении взятки «космической суммы»

Заместитель министра обороны России Тимур Иванов, по некоторым данным, получил «космическую сумму взятки» от строительных компаний за то, чтобы они получали подряды от военного ведомства, пишет Telegr...

Обсудить
  • И за это мы олжны сказать "спасибо" творческому "гению" Т. Бекмамбетова ...
    • Yurs
    • 7 мая 2021 г. 10:11
    Обычное коммерческое кино с прицелом на прокат на западе. За эти бабки новым русским капиталистам можно и совестью поступиться. И поступились.
  • зачем же режиссёры стараются вызвать в зрителях сочувствие к негодяям... дабы притупить бдительность и перестать видеть врагов внутри нас.
  • Я вообще современные фильмы о войне смотреть не могу. Враньё глаз режет.
  • :sparkles: