Умер великий актер Рутгер Хауэр

36 4590

Классный актёр, спустивший свою кино-карьеру в унитаз

Двадцать четвёртого июля сего года мы,  любители кино, с прискорбием узнали, что в возрасте 75 лет умер великий голландский актёр Рутгер Хауэр. При этом люди, разбирающиеся в "важнейшем из искусств" (по мнению Сталина), оценивают его фразой: "Классный актёр, спустивший свою кинокарьеру в унитаз".

Потому что, с одной стороны, были прекрасные и глубокие роли, сделавшие славу мирового кино, и были, что называется,  "проходные".  Увы, не могу точно указать авторство фразы - современные "поисковики" (будь то яндекс, гугл, или что-то ещё), настроены таким образом, что не столько помогают нам, сколько выполняют какие-то свои цели, в привязке наших желаний.

Например, подтолкнуть на какие-то продажи или показать какую-то гадость в давно идущей против России информационной войне. И заодно, так уж и быть, удовлетворить какие-то наши потребности, чтобы мы по-прежнему обращались к ним за информационной помощью.  

Подозреваю, что данную фразу, широко известную ещё 12-15 лет, я увидел в журнале "Тотал ДВД", возможно, её высказал даже главный редактор данного издания Борис Хохлов. С ним я, в прошлой уже ипостаси специалиста по кино и его продвижению, имел честь быть знакомым лично  - Борис, проживая на тот момент возле метро Пражская,  захаживал в мой магазинчик в "Электронном рае". Ну, не суть...   

Вернёмся к Актёру. "Хауэр принадлежал к той редкой категории артистов, которым удалось не только добиться профессионального признания и международной популярности, но и стать иконой глобальной поп-культуры. Мало какой фильм любим зрителями так сильно и так долго, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта — и мало какой монолог цитировался так часто, как прощальные слова репликанта Роя Бэтти, эффектно сыгранного голландцем. Тот случай, когда для увековечивания в истории кино хватило бы и одной роли" (1)

"“I’ve seen things you people wouldn’t believe.

  Attack ships on fire off the shoulder of Orion.

  I watched C-beams glitter in the dark near the Tannhauser gate.

  All those moments will be lost in time, like tears in rain.

 Time to die.”

 “Я видел вещи которые вы люди не можете себе даже представить.

 Атакующие корабли в огне на перешейке Ориона.

Я видел как лучи Си пронизывают мрак близ ворот Тангаузера.

 Все это затеряется во времени, как слезы в дождь.

 Время умирать.” (2)

Хауэр, впрочем, сыграл еще более полутора сотен персонажей. В шедеврах европейского авторского кино — и в проходных американских экшен-бэшках. В международных блокбастерах — и в малобюджетном киноманском грайндхаусе. Играл статных героев и записных злодеев, вояк и художников, миллионеров и бомжей, викингов и вампиров. 

Неизменно было одно: Хауэр всегда ухитрялся быть интересным. Именно что интересной — вовсе не образцовой, но зато точно предоставляющей выбор на абсолютно любой зрительский вкус — была и его карьера, по ходу которой голландец успел побыть и секс-символом национального масштаба, и звездой боевика, и классическим характерным актером, не жалеющим таланта ни на роли второго плана, ни даже на эпизод.

В начале 1980-х был момент, когда Хауэр мог при желании войти в голливудский эшелон «А» — но, в сущности, сам предпочел этого не делать: фильмы и роли, которые он предпочел выбирать тогда, прошли проверку временем и отлично смотрятся сейчас, при выходе на экраны не становились хитами (включая провалившегося в прокате «Бегущего по лезвию»). 

Независимость оказалась артисту дороже мнимых привилегий суперзвезды, что, в общем, неудивительно, учитывая, что речь идет о человеке, который в пятнадцатилетнем возрасте бросил школу, чтобы устроиться юнгой на корабль, и к восемнадцати объехал весь мир. Успел Хауэр и отслужить. Через десять лет он уже стал главной звездой голландского кино — в дуэте с режиссером Полом Верховеном, вместе с которым они сделали сериал и пять фильмов" (1)

А вот что сказал признанный специалист, обозреватель кино Антон Долин, в память о Рутгере Хауэре:

"В 1999 году 55-летнему Рутгеру Хауэру вручили приз как лучшему голландскому артисту столетия. Обрадовавшись за фактурного дядьку, многие зрители только тогда поняли, что Хауэр, которого они знали по десяткам характерных ролей в фильмах самых разных жанров, родом из Голландии. 

Виноват его осознанный космополитизм — вообще-то нормальный для голландца. Полиглот, авантюрист и путешественник Хауэр считал своей отчизной весь мир и играл по всему миру персонажей любых экзотических национальностей (в том числе, неоднократно русских). А самой знаменитой его работой, вероятно, стал персонаж без роду и племени — романтический репликант-бунтарь Рой в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта.

Артист с рождения — его родители преподавали актерское мастерство и драматургию, — на сцену он вышел в пятилетнем возрасте. До начала карьеры в кино Хауэр успел многое. В пятнадцать лет сбежал из дома и отправился в море на судне своего деда, но не смог стать моряком из-за врожденного дальтонизма. Работал автомойщиком и плотником. Увлекся автомобильным и мотоспортом (позже большинство трюков в фильмах он выполнял сам). Пошел в десантники и отслужил два года, после чего откосил от службы, успешно симулировав психическое заболевание. 

Только после этого он закончил театральный институт, но не смог определиться, хочет стать актером или режиссером. Так было до тех пор, пока он не встретил такого же молодого и амбициозного человека, идеального «партнера по преступлению» — начинающего режиссера Пола Верховена.

Их общий дебют состоялся ровно полвека назад: в 1969-м на телевидении вышел сериал Верховена о приключениях рыцаря «Флорис», где Хауэр играл заглавную роль. Его невозмутимая харизма, сексуальность и юмор моментально сделали его звездой. 

Прошло несколько лет, и Верховен с Хауэром удивили мир еще раз: в 1973-м вышли «Турецкие наслаждения», душераздирающая и скандально откровенная история любви. Согласно народному голосованию, эта картина, до сих пор трогающая и шокирующая, считается лучшим голландским фильмом всех времен.

Они сделали вместе еще несколько блестящих лент: лукаво-костюмную карьерную драму «Китти-вертихвостка», первертно-героического «Оранжевого солдата» о Второй мировой, радикальных и патологических «Лихачей» о сексуальной ориентации и автогонках, изобретательную, кровавую и чувственную ленту о средневековье «Плоть и кровь». 

Жаль, что потом их пути разошлись, и Хауэр так и не сыграл главную роль в голливудском дебюте Верховена «Робот-полицейский» (хотя такие планы были). Забавным образом еще до успеха этой прорывной научно-фантастической ленты Хауэр уже начал свою всемирную карьеру, прославившись ролью другого, не менее человечного, робота у Скотта .

Рутгер Хауэр в «Бегущем по лезвию», 1982 год

Удивительный феномен многоликого Хауэра в том, как он совмещал карьеру звезды трэша — часто безвкусных, кровавых, нелепых жанровых картин — с работой у лучших режиссеров современности. Эффектное попадание в типаж «зловещего иностранца» (сколько же он переиграл террористов и солдат!) не мешало Хауэру проявлять при необходимости глубину и амбивалентность своего ледяного юмора, необоримого животного обаяния. 

Пожалуй, такую двойную жизнь одновременно культовой звезды европейского авторского кино и популярного любимца публики, кроме Хауэра вел еще только один артист — друг Ингмара Бергмана, Макс фон Сюдов. Неудивительно, что им доводилось работать вместе.

Хауэр сыграл и убийцу Вульфгара в «Ночных ястребах» с Сильвестром Сталлоне, и журналиста Теннера в «Уик-энде Остермана» великого Сэма Пекинпа по роману Ладлэма. Чудовищный маньяк в популярном триллере «Попутчик» и героический Александр Печерский в «Побеге из Собибора», принесшем актеру «Золотой глобус». Блаженный бродяга Андреас в «Легенде о святом пропойце» Эрманно Ольми, получившей «Золотого льва» в Венеции, и безымянный Бомж из «Бомжа с дробовиком» — смешнейшей ленты, выросшей из фейк-трейлера к ленте Тарантино. Таинственный Уильям Эрл в «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана и зловещий кардинал Рорк в «Городе грехов» Роберта Родригеса. Дракула в одном фильме и заклятый враг Дракулы Ван Хельсинг в другом. Наконец, нанятый королевой Охотник в сказочном «Десятом королевстве» — и сам Питер Брейгель-старший в изящном фильме «Мельница и крест» Леха Маевского.

Хауэр запоминался в любом фильме, даже если появлялся на несколько секунд. Он мог бы остаться для зрителя почти призрачным Командором из «Братьев Систерс», неожиданно гуманистического вестерна Жака Одиара. Но не получится: впереди премьера отечественного мегаблокбастера «Тайна печати дракона», поход на который станет для зрителей прощанием с уникальным актером" (3). 

Практически со всеми этими словами могу согласиться, как специалист в прошлом - увы, из-за политологии и работы (аналитики по проблемам московского региона) - на кино совершенно не остается времени.  Лично я навсегда запомнил его в лучшем, по мнению многих специалистов, фантастическом фильме "всех времён и народов" Ридли Скота "Бегущий по лезвию"и историческом боевике "Плоть и кровь" Пола Верховена. 

Для меня он навсегда останется потрясающим актёром-философом, не столько по игре, сколько по его угадывающемуся - за его ролями и его внешностью -  мироощущению, с его очень умными глазами, сквозь грусть которых пробивается ирония.

Единственно, насчёт того, что "увлекательна судьба и самые яркие роли актера" —  лично я думаю, что эта его судьба не столько увлекательная, сколько тяжёлая в материальном плане; именно это и заставляло его играть в неоднозначных фильмах.  

 ...В Нидерландах умер актер Рутгер Хауэр, который останется в нашей памяти...  

                                                   *    *     *

                                                   Ссылки   

1.Слезы под дождем.  Умер великий актер, звезда «Бегущего по лезвию» Рутгер Хауэр

https://lenta.ru/photo/2019/07...

2. Лучшие фразы из «Бегущий по лезвию»

http://ieroglif.com/luchshie-f...

3. Самый человечный репликант Антон Долин — памяти актера Рутгера Хауэра

https://meduza.io/feature/2019...

                                                    *    *     *

Мой канал на дзене - Фронт Освобождения Юго-Западной Руси:

https://zen.yandex.ru/id/5a608...    

и на ю-тубе:   

https://www.youtube.com/channe...    

(чуть позже восстановлюсь, в том же стиле - короткие "ударные" видео на русском, украинском и русинском).

Специально для журнала  "Южнорусский фронт" на КОНТе:

https://cont.ws/jr/juzhnorussk...   


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • это у пидара долина экзотическая национальность
  • Жаль! Скорблю по великому Актёру!
  • :thumbsup:
  • Да! Я бы назвала его великим актером. А в моей "копилке" навсегда останется "Плоть и кровь"...
    • Irina
    • 4 августа 2019 г. 21:31
    актер просто уникальный! Сочитающий в себе внешность херувима и маньяка, казалось бы взаимоисключающие понятия, недавно пересмотрела Попутчик, до сих пор жуть берет! Даже актеры, которые были заняты с ним в этом фильме, отзывались, что он настолько вошел в роль, что им было не по себе с ним рядом находится! Вот это сила перевоплощения. Он жил в своих ролях, какие бы они не были жуткие!