1. Идеология: понятие, функции и роль в общественном развитии

21 757

Глава 1-я  моей научной работы "ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА"

Очень рад похвастаться, что "не прошло и два года" со времени написания, как вышла эта первая моя научная работа. Причём,  в довольно непривычном для научного сообщества статусе автора - независимого аналитика. Опубликована она в научном журнале "ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ", N 4 (34) за 2019 г. (1)

Её я писал у профессора Пантина В.И.(2), автора нашумевшей статьи "России надо готовиться к войне" (3). Мои друзья по КОНТу неоднократно уже слышали об этом - а я как заждался, это ж "ни словами передать, ни пером описать"...

Здесь, на КОНТе, я показываю её и полностью (5), и отдельно по главам - для более лёгкого прочтения разобью её на отдельные статьи-главы - сам неоднократно писал коллегам, чтобы не забывали о читателе и о почти-правиле "многабукоф".  И если в полной публикации (там же) абзацы как в оригинальной публикации, научном журнале, то в публикациях  на КОНте отдельно по главам разбит текст абзацами почаще, для лучшей читабельности.   

Надеюсь, если я раз в два года буду разбивать свою очередную научную работу на отдельные статьи-главы, коллеги по КОНТу наверняка мне это простят... ))) Тем более что таким образом прочитать намного легче. 

Кстати, пока неизвестно, что там получится со второй научной работой, но многие уже читали её частичный синопсис, заранее опубликованный мной в связи с поправками к Конституции России (4).

                                                  *     *    *

Идеология: понятие, функции и роль в общественном развитии

Тема идеологии, интуитивно воспринимаемая большинством критически мыслящих людей как принципиально важная для развития человека и общества, является классическим объектом анализа в философской и научной литературе (Маркс, Энгельс 1955; Мангейм 1976a; Мангейм 1976b; Барт 2008). 

Исследования сущности и роли идеологии продолжаются и в настоящее время, подобный анализ проводили и проводят отечественные и зарубежные философы, социологи, политологи, см., например (Жижек 1999).

Целью данной статьи является не очередное повторение известных определений и формулировок, связанных с понятием идеологии, а попытка найти в ранее наработанных человечеством духовных пластах культуры и политики важное и актуальное для сегодняшнего дня функциональное и идейно-теоретическое начало идеологии. То самое, без которого невозможно духовное и материальное развитие любого общества, в том числе российского.

С этой точки зрения, существует возможность взглянуть на трактовки идеологии и представления о сущности этого понятия (казалось бы, классические и многократно повторяемые) по-новому и более пристально, исходя из понимания идеологии как духовного феномена, имеющего в современную эпоху огромную важность.

Итак, согласно общепринятым взглядам, идеология – это:

1) логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления;

2) система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, воплощаются интересы различных социальных классов, групп, обществ;

3) совокупность принципов, норм и правил, определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения внутри сферы общественного производства и потребления.

С другой стороны, есть в понятии идеологии весьма любопытный и важный аспект, на который обратили внимание ряд известных исследователей. 

Так, согласно К. Марксу, идеология (относимая им к явлениям надстройки, зависящей от базиса – производственных отношений), выражает специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества через механизмы формирования ложного сознания (Маркс, Энгельс 1955). 

Маркс, в частности, имеет в виду товарный фетишизм и другие явления буржуазного общества, но в данном случае более ценны другие моменты понимания идеологии, а именно соотношение специфических и всеобщих интересов.

Согласно К. Мангейму, идеология – это искаженное отражение социальной действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей (Мангейм 1976a; Мангейм 1976b). 

В то же время идеология, по Р. Барту, – это современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их. Барт объяснял механизм появления политических мифов как превращение истории в идеологию при условии знакового оформления этого процесса (Барт 2008).

Иными словами, Барт по-своему подтверждал и «ложное сознание» Маркса, и «искаженное отражение действительности» Мангейма. «Миф (читай Идеология) это не ложь, не “ложное сознание” даже… 

Барт понимает Миф как переворачивание, искажение действительного мира, подобно тому, как образ искажает реальный предмет… Поэтому метаязык столь приемлем для Мифа. Ведь этот “язык” – вторичен. Это речь “по поводу”, о чем-то, его оторванность от контекста преобразовательной деятельности лишает предметы всякого следа “политики”, следа создания, преобразования или присвоения его человеком. 

Метаязык создан не для воздействия на вещи, но для их воспевания. Он не отрицает вещи, ибо это означало бы Ложь, но он делает их безобидными, обосновывая их в вечной и неизменной “природе вещей”, апеллируя к их “самоочевидности”, “данности”, которую можно лишь констатировать, но не объяснять» (Вальштейн 1996: 1-2).

Три вышеупомянутых определения – К. Маркса, К. Мангейма и Р. Барта – апеллируют к предназначению идеологии оправдывать существующий порядок, статус-кво в обществе. 

То есть здесь фиксируется понимание идеологии в узком смысле как теоретического выражения и обоснования интересов общественных классов или больших социальных групп (Мангейм 1976a; Мангейм 1976b). Тех классов или тех групп, которые находятся у власти, и которым никакие пертурбации, особенно в виде крайних проявлений политической борьбы в обществе, совершенно не нужны.

Рассматривая с таких позиций работу К. Мангейма «Идеология и утопия», можно найти подтверждение того, что автор, обращаясь к мышлению и к интересам социальной группы (класса), а также к коллективному бессознательному, говорит именно об охранительной, стабилизирующей функции идеологии. 

Таким образом, любая идеология является апологией существующего строя, защитой статус-кво; в этом и состоит стабилизирующая роль идеологии. 

Конечно же, такая роль обеспечивается еще и устойчивостью мировоззрения: «Каждая политическая точка зрения есть, однако, нечто неизмеримо большее, чем простое утверждение или отрицание однозначно постигаемых фактических данных. Она в каждом данном случае означает одновременно законченное мировоззрение. 

Важность этого обстоятельства для политика проявляется в стремлении всех партий влиять на формирование не только партийных взглядов, но и мировоззренческого мышления масс. Формировать политическую установку означает определить то отношение к миру, которое проникает во все сферы жизни» (Мангейм 1976a: 173). 

И далее: «В понятии “идеология” отражается одно открытие, сделанное в ходе политической борьбы, а именно: мышление правящих групп может быть настолько тесно связано с определенной ситуацией, что эти группы просто не в состоянии увидеть ряд фактов, которые могли бы подорвать их уверенность в своем господстве. 

В слове “идеология” имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других, и тем самым стабилизирует его» (Мангейм 1976a: 52-53).

Этот взгляд на роль идеологии подтверждается известным высказыванием С. Жижека: «Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности» (Жижек 1999: 26).

При этом надо понимать, что вышеуказанное «скрывание действительного состояния общества» так же имплицитно обещает в дальнейшем его слом – в полном соответствии с идеями К. Маркса, убедительно показавшего, что именно потребности людей движут историческими событиями. 

А еще до Маркса – в соответствии с идеями Гегеля, который под потребностью понимал «необходимость», и в работе «Философия истории» показал существование органической связи между необходимостью, господствующей в истории, и исторической деятельностью (Гегель 1935).

Таким образом, именно объективно необходимые потребности, при сложном и нелинейном, диалектическом развитии общества, заставляют людей действовать и менять вышеуказанную социальную действительность.

Приходится признать, что в соответствующие переломные периоды исторического процесса без деятельной, революционной части идеологии (обосновывающей политическую борьбу за интересы определенных классов, ведущую к слому старых устоев) также было не обойтись. 

Ведь, как указывает Мангейм, «именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые всегда определяли направление мышления» (Мангейм 1976a: 52). И эти мотивации, на этапе их более или менее полного осознания, заставляют участников политической борьбы в той или иной мере менять свою жизнь – через изменение исторической действительности, в рамках которой они находятся.

А раз коллективное бессознательное – как господствующих, так и угнетенных групп – скрывает от них действительное состояние общества, то правящие группы не в состоянии увидеть ряд фактов, которые поставили бы под сомнение и подорвали их уверенность в своем господстве. 

Выдвигая и теоретически обосновывая свою систему идей как единственно истинную, правящий класс создает духовное образование, называемое идеологией. 

При этом, как отмечал Мангейм, «должно быть совершенно ясным, что понятие идеологии используется не в смысле негативной оценки и не предполагает наличие сознательной политической лжи; его назначение указать на аспект, неминуемо возникающий в определенной исторической и социальной ситуации, и связанные с ним мировоззрение и способ мышления. 

Подобное понимание идеологии, которое в первую очередь существенно для истории мышления, следует строго отделять от всякого другого. Тем самым не исключается, конечно, что в определенных условиях может быть выявлена и сознательная политическая ложь» (Мангейм 1976a: 149).

Иными словами, идеология выполняет и деятельную функцию, зачастую разрушающую, но нередко и созидающую. То, что обычно имеют в виду под идеологией классовой, вносящей раскол в общество или фиксирующей уже наличествующий раскол, выражает реальное противоречие в обществе. И за счет деятельного устранения этого противоречия общество переходит к новому динамическому равновесию.

Однако российское общество уже неоднократно пережило все «благие» последствия классовой борьбы под знаменем революционной идеологии. В нашем историческом опыте очень ярко запомнилось двукратное, в 1917-м и 1991-м годах, полное разрушение «до основанья…» российского государства. 

Эти воспоминания, а также положительный в целом опыт Китая и ряда других стран, сумевших перейти с революционной на эволюционную траекторию развития, весьма убедительно говорят нам об иной возможности. О том, что наиболее продуктивными и безболезненными являются не революционные, а эволюционные изменения общества и государства. 

Именно поэтому первая, стабилизирующая функция идеологии, пускай и базирующаяся на «ложном сознании», на «искаженной действительности», или на «современном мифе» с «непрямыми значениями», более приемлема, на мой взгляд, для любого вменяемого читателя и исследователя.

Кроме того – и это очень важно – необходимо стремиться к тому, чтобы в вышеуказанной действительности (обозначенной как «искаженная») находить реальные, актуальные смыслы, еще больше наполняя реальную жизнь такими смыслами и усиливая их. 

К тому, чтобы это была не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, не «фантасмагорическая» конструкция, по самой своей сути служащая опорой для оправдания происходящего, а реальность, которую хочется принять и в которой хочется жить.

                                                           *      *     *

                                                            Ссылки

1. История и современность. Выпуск №4(34)/2019

https://www.socionauki.ru/jour...

2. Пантин Владимир Игоревич 

https://www.isras.ru/pers_abou...

3. России надо готовиться к войне

https://regnum.ru/news/2606320...

4. Новая государственническая идеология России

https://cont.ws/@kmochar-64/15...

5. Научная работа: К.Ю. Мочар "ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА"

https://cont.ws/@kmochar-64/15...

                                                  *     *     *

Мой канал на дзене - Фронт Освобождения Юго-Западной Руси:

https://zen.yandex.ru/profile/...

и на ю-тубе:

https://www.youtube.com/channe...

(чуть позже восстановлюсь, в том же стиле - короткие "ударные" видео на русском, украинском и русинском).

Кстати, ЧАСТЬ ВИДЕО ПО МОИМ СТАТЬЯМ, ю-туб каналов:

"СУТЬ ВЕЩЕЙ":

https://www.youtube.com/playli...

"ПолитИнфо" ("Непредвзятое мнение"):

https://www.youtube.com/playli...

"Мамик" ("Народная дипломатия"):

https://www.youtube.com/playli...

Отдельный канал на КОНТе:

https://cont.ws/channel/185

Специально для журнала "Южнорусский фронт" на КОНТе:

https://cont.ws/jr/juzhnorussk...


Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • Идеология - совокупность идеалов, ценностей и целей. Остальное - лирика для запудривания мозга массового обывателя. :smirk:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • Спасибо :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: