• РЕГИСТРАЦИЯ
konstantinov.edgar
18 мая 2017 г. 19:00 208 1 9.90

О воззрениях русского народа, от Блаженной Дуни до купчихи Сопляковой

Книга с дерзновенным (как определяют сами авторы - М.Громыко и А.Буганов) названием "О воззрениях русского народа" в начале нынешнего века удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) и рекомендована ЦРО РАО в качестве учебного пособия для образовательных учреждений. Этот внушительный труд более чем в 500 страниц повествует, сказано в аннотации, о взглядах, характерных для большинства русского народа в течение длительного времени, а именно о православной вере, общине и соборности, национальном самосознании, отношении к царю и Отечеству. 

Всё бы ничего, для любителей истории работа действительно представляет определённый интерес, но, замахнувшись осветить духовную жизнь народа, авторы словно застряли в 19 столетии, трепетно рассказывая о свойственных тому времени молебнах, почитании Пресвятой Богородицы, хождениях на богомолье, подвижниках благочестия, православном воинстве. Складывается впечатление, что советский период, детьми которого исследователи являются, они провели будто в летаргическом сне или анабиозе. И вот проснулись, не зная о научно-технической революции, освоении космоса и атома, "физиках и лириках", уникальной общественной системе, достижениях медицины, генетики, электроники и т.п., а потому многие приводимые ими примеры "духовности" отдают такой затхлостью и даже мертвечиной, что вместо уважения к русским традициям возникает чувство скорее обратное, некая неловкость и обида за нашу дремучую темноту, невежество и суеверия, доходящие до комизма.

Тщетно пытливый читатель будет искать авторские посылы к великой русской литературе, отечественной философии, жертвенному подвигу на поле брани или трудовому героизму народа, к образу порядочного, честного, благородного, возвышенного, тянущегося к свету знаний и выступающего за торжество справедливости человека, которого воспевала советская культура. 

Нет, в качестве образца высокодуховной жизни предложены персоны вроде Блаженной Дуни, Золотого Грица, Паши Саровской или Филиппушки из Пещер Гефсиманского скита. Типичный пример - судьба жительницы Тульской губернии Анисьи Романовой, которая в отрочестве "кормила себя сумою" и в 12 лет дала обет безбрачия, потом поселилась в землянке. "С помощью сумы, которая не сходила с плеч Анисьи, научилась она читать по церковной печати и начала добывать себе хлеб своим трудом. Этот труд состоял в чтении псалтири". 

Авторы практически не упоминают о созидателях, о тех, кто на Руси строил, хлебопашествовал, изобретал, кто посвятил себя науке или искусству - видимо, не замечают здесь духовную сторону. Зато паломники, какие-нибудь долголаптевские странники, носившие на груди пузырьки с ладаном и существовавшие подаянием, или векоуши, наполовину отрекшиеся от мира, вызывают у них необычайное умиление. Так, описываются "настоящие аскетические подвиги" келейника Илариона: на открытой поляне под лучами солнца полагал по три тысячи поклонов; летом и зимою питался одною редькою; под одеждой носил вериги.

Вообще, повседневный труд в изложении Громыко и Буганова начисто утрачивает какую-либо ценность. Труду авторы противопоставляют силу молитвы и церковных обрядов, приводя невероятное множество изумительных и фантастических фактов, ставящее под сомнение стремление к познанию мира и желание добиваться высот в своем деле.

Елейно расписывая борьбу с холерой методом совершения крестных ходов, в издании приводится факт понесения кары старой девицей старообрядкой Прасковьей Кашаевой за неблагоговейное отношение к подобному врачеванию. В 1848 г. заболевшие односельчане девицы при приближении крестного хода легли вдоль дороги, прося, чтобы чудотворная икона была пронесена над ними. Прасковья стала издеваться и поносить их. В итоге "вероломное глумление было поразительно наказано. Больные к вечеру того же дня стали все здоровыми, а изуверка Прасковья к вечеру заболела и ночью умерла".

В селе Павловском Звенигородского уезда была прославлена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы исцелением в 1849 г. припадочной бесноватой крестьянки Федосьи. Аналогичный случай известен в Ярославле, где крестьянка Гусева в течение 40 лет страдала мучительными припадками. Во время церковных служб и особенно в те моменты, когда она намеревалась приложиться ко кресту, у неё начинались ужасные конвульсии. Если кто-либо ограждал её крестным знамением, то лицо женщины искажалось, и вид её припадков был так страшен, что все от неё убегали.

В середине 19 века в городе Рославле вспыхнул пожар и стал быстро распространяться. Жители послали за чудотворным образом, известным в крае, и произнесли общую молитву на площади: "Никогда не молились они с таким усердием, сокрушением и горячностью пред принесенным образом". Пламя утихло, пожар прекратился. Авторы ни словом не обмолвились о каких-либо иных действиях жителей, направленных на тушение огня. Похожая история произошла в городе Карачеве. В августе 1890г. в дополнение к засухе и неурожаю "испытующий сердца людские Господь послал новое бедствие". Случился пожар, угрожавший всему населённому пункту. Икону святителя обнесли вокруг пожарища, и огонь прекратился, и пошли дожди. Несколько ранее некий поляк и католик из ненависти к России сделал 17 поджогов в Данкове. Полиции не удавалось найти виновника преступлений, и жители города в соборе очень усердно, со слезами молились Царице Небесной, чтобы та открыла поджигателя. Вскоре поляк был схвачен при новой попытке поджога и во всём сознался.

В годы Отечественной войны 1812г. крепостная крестьянка Параскева Алексеева видела Калужскую икону Богоматери на воздухе, окруженную Небесными Силами. А пленные французские солдаты признались, что тоже не раз видели на воздухе этот образ, и в этих случаях всегда побеждали русские.

Приводя эти исторические анекдоты в качестве доказательств духовной жизни нашего народа, что пытаются донести авторы до современников? Что нам не нужны современные поликлиники, больницы? Не нужны противопожарные нормы и правила? Перевооружение армии не нужно? Достаточно построить церковь в шаговой доступности, и все беды как рукой снимет?

Нравственная сторона отдельных описываемых случаев также вызывает вопросы. Примечательна легенда о затворнике Пантелеймоне, чьи приключения берут начало со встречи с купчихой Сопляковой в Сызрани. Купчиха не хотела расставаться с иконой, приглянувшейся будущему старцу, но после того, как икона трижды упала сама по себе со стены, уступила её. Не успел отойти он с иконой от Сызрани, как гонец из родного села сообщил, что дом Пантелеймона сгорел, и жена сильно обгорела. Тот сказал только: "Да будет во всем воля Господня". И продолжил свой путь. Впоследствии, став знаменитым схимником, Пантелеймон семь раз ездил в Петербург и однажды был представлен императору обер-церемониймейстером Дурасовым.

Слободской монастырь Вятской епархии окреп при матушке Пульхерии. Выстроили четыре новых корпуса, купили три соседних с монастырем дома. Впрочем, хозяйка одного из домов долго не поддавалась на уговоры, являясь старообрядкой. Тогда матушка Пульхерия обратилась за помощью к портрету Серафима Саровского, возле которого молилась. И вот о.Серафим предстал перед непреклонной домовладелицей, которая была так поражена этим, что не только отдала дом, но и сама приняла православие.

Двадцатый век удостоился от авторов всего нескольких упоминаний, комментарии к которым излишни. Например, в 1958 году работница свинофермы одного из сёл Самарской области в 4 часа утра спускалась к проруби набрать воды. И вдруг увидела над озерцом чуть затуманенный образ Божией Матери. Свинарка Зоя побежала по селу и с криком стучала в ворота, собралась толпа, но чудесный образ уже исчез. С того дня начались молебны у озерца, собиравшие по несколько тысяч верующих. Власти пытались уничтожить озеро: в него сливали отходы свинофермы, травили воду дизельным топливом, заливали туда бидоны карболки... Напрасно. Люди продолжали съезжаться к водоёму. "Говорят, что вода из озерка особенно помогает параличным".

...В учебном пособии "О воззрениях русского народа" очень много слёз. Вот лишь одно из десятков подобных упоминаний: "Отец Андрей служил в Белокопытовской общине. На службах чтение молитвословий он сопровождал большими слезами. Стоящий народ, видя плачущего батюшку, заражался его примером и тоже начинал плакать". Осиливая "дерзновенный труд", мне порою тоже хотелось заплакать - от архаичных, средневековых рассуждений, особенно дивных, когда новостным фоном шли известия о планах американцев осваивать Марс.

Источник: http://igorolin.livejournal.co...


Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Майя Милонова 19 октября 17:33

    Россия vs мировая англосаксонская элита. Часть 14 Путь через Африку. Гарамантида

    Вернемся к ранее изложенным установленным фактам.Англы и саксы - германские племена. Для германских племен характерна гаплогруппа, передающаяся от отца к сыну, R1b. По свидетельствам современников, на которые опираются, например, У. Черчилль в своей "Истории англоязычных народов" и Ш.Тэрнер в "Истории англо-саксов", эти бравые ребята отличались чрезмерной жестокостью...
    -->
    267

    Кому живётся лучше - атеистам или верующим в Бога?

    Все хотят жить лучше – это аксиома. А для этого надо на что-то опираться и к чему-то стремиться. Оказывается, именно выбор платформы и ориентиров делает жизнь человека счастливой или несчастной. Какой же выбор открывается перед каждым человеком? Ведь создать свою собственную, независимую от прочих систему взглядов и приоритетов человек в принципе не способен – он може...
    -->
    5789
    Серж Хан 8 октября 16:57

    Защитимся от "темных времен". Почему общество тратит ресурсы на предрассудки?

    Рецензия на книгу "Защита от темных искусств" Александр Панчин – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени Харкевича РАН, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, он давно ведет неравный бой с мракобесием. В этом году свет увидела его книга "Защита от темных ис...
    -->
    239
    Grand Фитиль
    1 октября 11:54

    В Ульяновске откроют мемориальную доску убийце сотен жителей города

    Разоружение частей Колчаковской армииВ пятницу 28 сентября в Ульяновске планируется открытие мемориальной доски в честь белого генерала Владимира Каппеля, 27 сентября сообщает официальный сайт Симбирской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви.Мемориальную доску откроют Симбирский митрополит Анастасий, протоиерей Дмитрий Смирнов и...
    -->
    539
    ... 24 сентября 13:39

    Дурак думкой богатеет.

    Мне в жизни довелось не единожды наблюдать, как люди искажают то или иное, отчего каждый раз приходил в ярость. В самом деле - какой сволочью надо быть, чтобы так поступать?Я потратил немало времени и сил на то, чтобы отыскать причины обмана. Безусловно, есть нежить, которая "чихала на всех и вся" и просто делает гешефт на неведении других. Гешефт в самом разном форма...
    -->
    347
    Помеля 25 сентября 12:36

    Кто ещё хочет КОБа ?

    Решил я немного рассказать в популярной форме (то есть то как я его понял) из того что есть в концепции общественной  безопасности - в простонародье КОБ. В этот раз я расскажу о обобщённых средствах управления обществом или обобщённые средства оружия , в том случае если мы используем это по отношению к противнику.Ещё раз обращаю внимание, что речь идёт именн...
    -->
    403
    Людмила 22 сентября 12:00

    Крест года

    Как удачно совпало в этом году Бабье коротенькое лето и Равноденствие, в христианстве обозначенное Рождеством Богородицы.21 сентября – древнейший русский Праздник Матери-Зари. Известно, что у современных христиан 21 сентября – это праздник Рождества Богородицы, которую в православной традиции именуют «Зарей», а в древних русских заговорах - «Красной девицей». Почему э...
    -->
    291
    Бабай Фитиль
    16 сентября 01:57

    Еще раз о рептилоидах

    Я к этому вопросу отношусь нейтрально и наверное был бы на стороне здравого смысла. Какие нафиг рептилоиды? Однако я прочитал в сборнике Андрея Фурсова "De Aenigmate" статью "КТО ЗАГАДЫВАЕТ «СВЯЩЕННЫЕ ЗАГАДКИ» И КАК ИХ РАЗГАДЫВАТЬ"Эту статью легко найти в интернете:https://history.wikireading.ru/340963Надо сказать, что статью меня озадачила и поумерила мое здравомысли...
    -->
    746
    Grand Фитиль
    13 сентября 12:35

    О теории Дарвина и прочих мелочах.

    Пост как видите старенький, наткнулся на одном из своих блогов.  Думаю будет небезынтересно.  30 янв 2014, 17:13Смех смехом, но поговорим и о серьезном:Прекрасный пост, наглядно иллюстрирующий методы борьбы с борцунами за мифические права. Очень актуально для сегодняшней Украины. Оригинал взят у olegchagin в Как остановить священную войну ...
    -->
    459
    Glevaha 12 сентября 22:58

    За что Господь нас терпит? Архимандрит Рафаил Карелин

    Незадолго перед Своими страданиями, беседуя с учениками на Елеонской горе, Господь открыл им признаки наступающего конца мира. Господь сказал, что последние времена будут похожи на состояние человечества перед потопом. Библия и святые Отцы указывают на всеобщее отступление людей от Бога во дни Ноя. Согласно слову Библии, люди стали плотью, то есть безду...
    -->
    478

    " ... он [генерал Власов] призывал русский народ к покаянию"

    Протоиерей Георгий МитрофановМиссионер, проповедник и просто смелый человек...21.05.2009Протоиерей Георгий Митрофанов собрал друзей на презентацию своей книжки …http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/21/missioner_propovednik_i_prosto_smelyj_chelovek/ Протоиерей Георгий Митрофанов на презентации своей книги "Трагедия России. "Запретные" темы ис...
    -->
    669

    Смешон студент, который в Бога просто верит...

    06 сентября 2018 года, 16:09В Русской церкви считают, что у гражданских и военных вузов есть потребность в теологии*** Теология должна преподаваться в вузах для тех, кто этой темой интересуется - митрополит Иларион http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=70608Москва. 6 сентября. ИНТЕРФАКС - Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митроп...
    -->
    343
    Za Navalnogo!!! 1 сентября 23:52

    СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ

    ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ, УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО «Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о Суде - одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Пр...
    -->
    286
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика