Вступление
Второй традиционной частью пехоты древности были псилы (ψιλοί) — родовое название легковооруженных воинов, не носящих защитного снаряжения: дословно — «лысые».
Воин на охоте. Мозаика Большого императорского дворца. Музей Большого дворца. Стамбул. Турция. Фото автора
Вот как описал снаряжение такого солдата Маврикий Стратиг:
Тот же Маврикий рекомендовал обучать псилов стрельбе "по вертикальному копью как по ромейскому, так и по персидскому способу", стрельбе со щитом, метанию берит, использованию пращей, бегу и прыжкам. Служба легковооружённых для молодежи была ступенькой в «тяжеловооруженные» — оплиты.
Вегеций писал о том, что воины последнего призыва попадают в легковооружённые. В псилах служили и определенные этнические группы, имеющие на вооружении традиционное, с точки зрения ромеев, легкое вооружение: например, славяне, национальными дротиками которых должны были пользоваться все легковооружённые, или исавры, которые были пращниками.
Автор середины VI в. так определил место расположение псилов в бою, соответственно условиям. Во-первых, если фаланга (строй) имеют значительную глубину — на флангах и между проходами, тем самым достигая при стрельбе цели и не обстреливая тыл своих.
Легковооружённый воин или охотник. Мозаика церкви Кабр-Хирам Св. Христофора близ Тира 575 г. Лувр. Франция. Фото автора
Во-вторых, если строй стоит в один ряд, они должны стоять за оплитами, "чтобы метательные снаряды и камни, падая перед фронтом фаланги, поражали и устрашали врагов".
В-третьих, в случае конной атаки они «гасят» ее с помощью пращей и дротиков, стоя перед строем «тяжеловооруженной» пехоты. Естественно, в случае если порыв кавалерии не остановлен метательными орудиями, псилы через проходы между подразделениями укрываются за скутатами. Маврикий Стратиг вторит Анониму, указывая, что против легковооруженных славян надо использовать псилов и аконистов с огромным запасом метательного оружия и дротиков. Легковооруженные метатели на протяжении всего рассматриваемого периода были важными участниками боевого процесса, активно сражавшиеся как против пехоты, так и конницы противника.
Мозаика. Орфей. Иерусалим. V–VI в. Археологический музей. Стамбул. Фото автора
Наличие легковооруженных в рядах армии империи говорит о том, что ромеи успешно пользовались различными тактическими приемам и различными родами войск, комбинируя их. Эта тактика оправдывала себя при борьбе с противниками, ключевой особенностью которых было использования исключительно того или иного рода войск. Заметим, что такие противники как иранцы, поняв важность пехоты, именно в VI в. провели реформирования армии с целью нивелирования перекоса в сторону катафрактариев. Авары, выступившие на авансцену как тяжеловооруженный народ всадников, начинают с момента поселения в Паннонии использовать конников-стрелков кочевых народов Причерноморской степи и легковооруженных славян.
Стрелковое вооружение
Легковооруженные солдаты использовали различные нижеперечисленные метательные виды вооружения, более того, исходя из тактических установок этого периода, воевали с этим оружием и тяжеловооруженная пехота:
Сложный двухсоставной ромейский лук был длиной 100-125 см., согласно иконографии. Такое оружие можно видеть на мозаике Большого императорского дворца, мозаике из Базилика Моисея и на египетской пластинке из слоновой кости, пиксиды VI в. из венского Музея искусств. Рекомендации стратигов-теоретиков сводились к тому, что псил должен иметь большой запас стрел. Традиционно в колчане было 30-40 стрел. Колчан носился за плечом, как на пиксиде VI в. из Метрополитен музея. Маврикий писал о том, что оружие должно соответствовать физическим возможностям солдата.
Берита — короткое метательное копье, больше, чем дротик. Происходит от латинского veru, verutus.
Аконист (άκόντιον (ед. число)) — дротик. Аконистами, по Вегецию, назывались псилы, метатели дротиков, самого молодого призыва.
Легковооружённый воин или охотник. Мозаика церкви Кабр-Хирам Св. Христофора близ Тира 575 г. Лувр. Франция. Фото автора
Праща – примитивное по внешнему виду, но гениальное, по сути, приспособление для метания камней. Военные авторы VI в. рекомендовали использовать пращу всем воином, тем более — легковооруженным: она вращалась над головой одной рукой, после чего камень отпускался в сторону цели. Исходя из тактики, применяемой в этот период римлянами — праща была важнейшим оружием, как при осаде, так и при обороне, во время сражений и боях в горах:
. При осаде ромеями Кум
. Обучение по использованию пращи был важным моментом подготовки всей пехоты:
, писал Вегеций.
А вот Агафий Миринейский писал об исаврах, воинах-горцах Малой Азии как об особых мастерах обращаться с пращей.
Для метания с неё использовались не всякие камни, а гладкие, удобные для метания. Камни могли быть совершенно круглые в виде каменного мяча или в виде плоского грузила, размером чуть больше ладони. Последние изготовлялись из свинца, и в римский период они назывались glandes. Такие «снаряды» не всегда могли быть под рукой, поэтому воинам целесообразно было иметь их при себе при выходе на поле боя, хотя, наличие пращи подразумевало и возможность использования любого подобного камня.
Соленарии деревянные (σωληνάρια ξύλινα) — есть несколько предположений по данному виду вооружения, Во-первых, если следовать разъяснению Маврикия, это приспособление позволяющее выпускать несколько небольших более коротких стрел из стандартного лука. Во-вторых, ряд ученых считает, что это разновидность самострела (арбалета), возможно, это ручные баллисты или луки-балисты, о которых писал еще Вегеций. Но, пока вопрос остаётся открытым.
А вот об еще одном виде метательного вооружения говорят, когда речь идет об оплитах, а не об псилах.
Матиобарбула (matiobarbulum) — метательное оружие со свинцовым элементом. Это оружия использовали и тяжеловооружёенные. Об оружие из свинцового материала писал Вегеций в начале V в., а его современник, Аноним IV в., писал о плюмбате мамиллате (plumbata mamillata). Скорее всего, это разные виды оружия, в которых использовался свинец. Вегеций, описывал матиобарбулы как свинцовые шары, которыми особенно хорошо владели два легиона Иовианов и Геркулесов.
Аммиан Марцеллин пишет о применении при осаде Геллиспонта свинцовых снарядов. В пользу описания оружия как свинцового шара говорят следующие моменты: Вегеций сообщал о том, что у солдат, должно быть пять шаров в щите: крайне сомнительно, что это оружие с древком, в тоже время как, свинцовые шары могли без проблем поместиться в щите. Он также отмечал, что оружие надо использовать до применения стрел и дротиков, что опять же говорит в пользу снаряда-шара, крайне сомнительно, чтобы дротики со свинцовым элементом, т. е. с утяжелением, летели дальше дротиков. Для увеличения скорости пехота могла использовать пращи. Но тогда матиобарбула, как свинцовый шар, сближается с гландами, плоским свинцовым грузилом для метания с пращи.
Другим видом оружия с использованием свинца была Плюмбата мамиллата — металлический дротик 20-25 см длиной, с одного конца которого шаровидной формы свинцовый шарик, заканчивающийся острым наконечником, на другом конце дротика — перья. Считать плюмбату мамиллату, как предполагают некоторые исследователи, неким подобием дартза, представляется неверным, внешне, конечно, она напоминает данную стрелу, но способ использования дартза при бросках за наконечник исключает дальность, а короткое оружие едва ли пробьет щит. Плюмбата IV в., скорее всего, это дротик с достаточно длинным древком для метания.
Римские плюмбата III в. Музей Карнунтума. Бад-дойч-Альтенбург. Австрия. Фото автора
Маврикий писал, что скутатов надо обучать «метанию на расстояние берит и применению матиобарбул». Ее носили в кожаных футлярах и перевозили на повозках, вряд ли, можно считать, что небольших размеров оружие необходимо было перевозить на телегах. Некоторые исследователи предполагают, что, во-первых, она, при попадании в щит, утяжеляла его, прогибаясь под собственной тяжестью, делая непригодным к использованию щит, а воина, бросившего его, удобной для поражения мишенью. Во-вторых, наличие свинца у наконечника улучшало точность попадания. Возможно сделать предположение, что два орудия эволюционировали к VI в. в короткий дротик со свинцовым шариком, оканчивающийся железным острием, с одной стороны, и оперением с другой.
В таком случае этот вариант применения представляется обоснованным и технически оправданным. Оружие, похожее на вышеописанное, конца IV в., были найдены в Пицунде. Мы так же знаем несколько таких наконечников, разных периодов из римского лагеря Карнунтум, на среднем Дунае.
Палаш
В латинском тексте Новеллы Юстиниана LXXXV парамирия (παραμήριον) обозначена как «enses (quae vocare consueverunt semispathia)» — ед. число ensis. Еще у Вегеция видим противопоставление полуспаты, холодного оружия меньшего по размеру, мечу-спате. Что подтверждает «Тактики» Льва, разъясняя, что это «большие однолезвийные мечи, носимые у бедра» — махайры. Махайра (μάχαιραν) — изначально, изогнутый клинок с утолщение в боевой части клинка со стороны рубящей части. Археологические находки такого оружия этого периода дошли до нас во франкских могилах из Кельна: это прямой клинок с утолщением в боевой части.
Авторы VI в. использовали, при описании аналогичного оружия, термин ксифос (ξίφος) или прямой короткий меч, поэтому о парамирии как о «сабле» говорить не приходится.
Таким образом, парамирия VI в. это палаш с прямым однолезвийным клинком, по расчету Ю. А. Кулаковского — 93,6 см длинной. Палаш, который возможно мог иметь утолщение у окончания лезвия. Парамирия носилась не на плечевой портупее, а на набедренном ремне: "…пусть они опояшутся и парамириями, разумеется, однолезвийными мечами, имеющими четыре пядени длины с рукояткой (пер. Ю. А. Кулаковского)».
Для рассматриваемого периода парамирию можно сравнивать с германским саксом, точнее его удлиненной вариацией — langsax (от 80 см. лезвие).
Сакс, или скрамасакс, — широкий однолезвийный палаш или большой кинжал, нож (греч. — махайра). Это оружие использовалось как совместно с мечом, так и само по себе. Можно предположить, что германский сакс в византийской классификации, обозначается как парамирия или энсис.
Мы заканчиваем цикл о подразделения армии ромеев VI в. Последняя статья будет посвящена легионам или полкам римской армии, дожившим до VI в.
Оценили 9 человек
12 кармы