• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много

5 2047


Ян Матейко. «Грюнвальдская битва»
«Масса подавляющего материала в «Грюнвальдской битве». Во всех углах картины так много интересного, живого, кричащего, что просто изнемогаешь глазами и головой, воспринимая всю массу этого колоссального труда. Нет пустого местечка: и в фоне, и вдали — везде открываются новые ситуации, композиции, движения, типы, выражения. Это поражает, как бесконечная картина Вселенной».
И. Е. Репин

Искусство и история. Предыдущий материал с картиной «Богатыри» В. М. Васнецова заинтересовал многих посетителей «Военного обозрения», причем ряд из них высказывал пожелание, чтобы тема оружиеведческого анализа исторических картин была бы продолжена, и даже называли конкретных авторов и конкретные картины. Постепенно все это будет дано и рассмотрено, но не сразу: плановость — основа качественной работы. А по плану у нас сегодня еще одно эпическое полотно. Знаменитая «Грюнвальдская битва» польского художника Яна Матейко. Картина была написана в 1878 году. Ее размеры 426 × 987 см. Находится в Национальном музее в Варшаве. В годы Второй мировой войны гитлеровцы приложили немало сил, чтобы найти ее и уничтожить. Предлагали 10 миллионов марок, но никто ее местонахождения им не показал, а несколько человек расстались с жизнью, но тайну так и не открыли. Мнение нашего выдающегося художника И.Е. Репина об этой картине приведено в эпиграфе, оспорить его невозможно.



Но нас сегодня интересует другой вопрос. Не мастерство живописца, которое никем не оспаривается, и не патриотический настрой полотна – не будь его, 10 млн. марок за него бы не предлагали. А такой вот важный в определенном смысле аспект, как соответствие доспехов и оружия воинов исторической эпохе. Или… не важный, если художник ставит перед собой совершенно определенные задачи. Или отчасти он ему важен, а отчасти и не очень… То есть речь идет о целеполагании самого полотна и процентном отношении эпичности и историзма.

Заметим, что Грюнвальдская битва наиболее подробно описана в труде польского историка Яна Длугоша «История Польши», который хотя и не был ее современником, но жил, по крайней мере, в том же веке и мог пользоваться источниками из королевских архивов, а кроме того в этой битве принимал непосредственное участие его отец. Кстати, это именно Длугош еще в 1479 году первым в истории применительно к татарскому владычеству на Руси применил термин «иго». А еще в 1448 г. он на латинском языке описал 56 прусских хоругвей (знамен), захваченных поляками, из который 51 – трофеи Грюнвальда, одна захвачена под Короновом в том же 1410 г. и еще четыре в битве под Домпками в 1431 г., а краковский художник Станислав Дюринк их нарисовал в цвете. При жизни Длугоша эти хоругви находились на вавельской кафедре усыпальницы Св. Станислава, но впоследствии они пропали. То есть благодаря его стараниям мы имеем не только описание битвы, но изображениях знамен тевтонского воинства, которые могли реять над полем Грюнвальда.


Вот так выглядел типичный рыцарь 1450 года. На нем шлем бундхугель («собачья морда») с кольчужной бармицей, тканая бригандина (в данном случае из выцветшего красного бархата) и латные прикрытия рук и ног. Цельнокованых кирас, тем более украшенных узорами, мы на них не увидим. И примерно так же выглядели и рыцари, участвовавшие в Грюнвальдской битве как со стороны крестоносцев, так и со стороны польско-литовского войска. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Итак, полотно перед нами. Давайте же начнем рассматривать его слева направо и смотреть очень внимательно: вдруг увидим что-то такое, что позволит нам совсем иначе взглянуть на это полотно. Что же мы на нем видим?

Для начала определим, что на нем показан едва ли не самый важный момент битвы, а именно убиение магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена, то есть момент, когда польско-литовского воинства над «немцами» был уже ясен, но жестокая схватка еще продолжалась. И вот здесь сделаем первое замечание, равнозначно относящееся ко всему полотну. Все сражающиеся на нем рыцари первого плана показаны либо без шлемов, либо в шлемах без забрала. Понятно, что такого не могло быть по определению, но с другой стороны, а как бы тогда художник мог бы изобразить всех узнаваемых и знаковых персонажей. То есть мог бы, конечно, но… не стал, делать так, как надо.

«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
Бацинет 1380–1410 гг. (Арсенал Хиггинса, Ворчестер, штат Массачусетс)
Слева на полотне в верхней его части мы видим, что начался уже бой за лагерь орденского воинства, а вот прямо перед нами три впечатляющие фигуры: рыцарь на вороном коне и в развевающимся синем плаще, обернувшийся к преследователю с копьем наперевес. Этот рыцарь — князь Казимир Пятый Щецинский, сражавшийся на стороне Ордена. Ну, так вот. Принес клятву верности и должен был ее выполнять. Кстати, второй поморский князь, хотя и подписал договор с крестоносцами, Богуслав Восьмой Слупский, воевать за них не явился. Преследует предателя Казимира польский рыцарь Якуб Скарбка с Горы. Причем его оруженосец пешим обогнал своего господина – всадника, и уже успел схватить вражеского коня за повод. Две детали здесь вызывают особенный интерес. Лук в руке у оруженосца показан почему-то со спущенной тетивой, выгнутым в обратную сторону. И вот вопрос: почему он его не натянет, а если тетива порвалась, то почему не бросит и не дерется мечом или что там у него припасено на этом случай? Тогда не пришлось бы ему хвататься за повод левой рукой, что неудобно во всех смыслах, если только он не левша. Вторая деталь – шлем Казимира. Он без забрала, но украшен впечатляющей «покрышкой» с павлиньими перьями, которая явно с его шлема свалилась, хотя за рукой с мечом ее и не очень хорошо видно. Зато видно навершие рукояти меча прорисовано весьма тщательно. Оно очень редкое по форме и несколько развернуто относительно перекрестия. Конечно, мэтрам живописи многое позволено, но это уже дело техники. На нем латные перчатки с пальцами, кстати, как и на многих других сражающихся. И это для 1410 года не характерно!


Латная рукавица 1440-1450 гг. Вес 479,1 г. Метролитен-музей, Нью-Йорк
Тогда в ходу были латные рукавицы без пальцев, а перчатки «с пальцами» появились лишь в XVI веке, когда латникам понадобилось стрелять из пистолетов. Кстати, под копытами коня Казимира лежит пушечное ядро. То есть художник учел и такую «мелочь» как применение в начале сражения артиллерии. Успеха рыцарям, правда, ее пальба не принесла никакого! Есть и третья деталь – это щит польского рыцаря Якуба. Он круглый с четырьмя умбонами. Типичный индийско-иранский дхал. У турок тоже были похожие щиты, но… позже и намного! Ему бы дать рыцарский тарч или павезу…


Вот этот кусочек картины… Как видите, все детали выписаны просто мастерски
Кстати, итогом этой схватки стало то, что Казимир, как и поддержавший Орден князь Олесницкий, Конрад Белый, попал в плен. И чтобы вы думали случилось потом? Их заковали в цепи, вздернули на первом попавшемся суку? Нет! Король Владислав пригласил их на пир по случаю победы. «Со стороны короля было проявлено более ласковое обхождение, чем это соответствовало их положению пленных. Их легко отпустили на свободу, хотя их злодейское деяние требовало бы достойного возмездия», — написал по этому поводу Ян Длугош.



Далее мы видим бородатого старца, где-то потерявшего своего коня, который с ужасом глядит на то, как убивают его магистра. Это комтур Эльбинга Вернер Теттинген, о котором мы знаем, что он стыдил магистра перед боем, видя нерешительность последнего, что, мол, нужно вести себя как мужчина, а не как женщина. Но сам, однако, повел себя не так, как советовал другим: сбежал с поля боя, и бежал до самого Эльбинга. Но не остался и там, а решил укрыться в неприступном Мариенбурге. Правда, возникает вопрос, где он коня-то взял, если в самом жарком месте боя, да еще и среди всадников метался пешим, да еще и с непокрытой головой?!


Вот как они его, вот как!
Правее этого бородатого старца мы видим магистра Ульриха фон Юнгинген. Конь под ним настолько мал, что его сразу и не разглядишь, хотя уж коня-то магистр мог бы наверняка иметь самого рослого и сильного. На него нападают два пеших воина: один полуголый, но почему-то в львиной шкуре, готовится ударить его копьем, и человек, похожий своим головным убором на палача, с топором в руке. Приглядевшись, мы увидим, что копье у этого литвина (а Длугош пишет, что убил магистра именно литвин, рогатиной в бок) не простое, а знаменитое «копье Судьбы», хранящееся сегодня в венском замке Ховбург. Очень странно и непонятно, как такое оружие могло попасть в руки простолюдина, кем бы он ни был. Тут налицо сплошной символизм, мол, само Провидение было против крестоносцев.

Кстати, литовские татары придерживаются мнения, что Великий магистр был убит в единоборстве с ханом Джелаль-эд-дином – командиром татарского отряда. Ряд европейских историков считают, что его убил некий Багардзин, впрочем, тоже татарин. Ранен он был в лоб (то есть шлем потерял!) и в сосок, значит доспех его был пробит насквозь. О том, что было дальше, Длугош сообщает, что тело погибшего магистра по приказу Ягайло было положено на телегу, покрытую пурпурной тканью, и затем отправлено в крепость крестоносцев Мариенбург.


Интересно и еще одно явно символическое изображение. Точно под топором «человека в красном» на земле изображен умирающий великий комтур Ордена Конрад фон Лихтенштейн
В центре мы видим сцену борьбы за знамя, то есть хоругвь Ордена, причем «Малую хоругвь» (судя по книге того же Длугоша), потому что «большая» имела три косицы у основания креста. И тогда самого Великого князя литовского Витовта, которого также звали Витольд, Витаутас и даже Александр. Это свое христианское имя он получил при крещении, и под ним его знали на католическом Западе.




Щит-павеза вроде того, что изображен на картине. Ок. 1450–1475 гг. Германия, Саксония. Надпись на щите вокруг фигуры Святого Георгия гласит: «Помоги, рыцарю Святой Георгий; помоги, Боже, твое вечное слово, тело здесь и душа там». Наверху изображен герб герцогства саксонского, украшенный скрещенными мечами, символ должности курфюрста Саксонии, как архимаршала Священной Римской Империи. Размеры: Высота 65,1 см, ширина 44,5 см. Вес 3230 г
Почему-то Витовт изображен на какой-то невзрачной, крохотной лошаденке, без панциря и без шлема, но с отстегнутой кольчужной маской и «закованными» в металл ногами, прикрытыми чешуйчатой «броней». На князе хорошо заметный красный йопул (разновидность дублета, популярного в Польше начала XV в.) и с княжеской бархатной митрой на голове, увенчанной сверху крестом. Явно это не костюм для боя, а уж щит в левой руке и вовсе из области фантастики. Длугош писал, что он «скакал, разъезжая по всему как польскому, так и литовскому войску»… и еще: «Во все время битвы князь действовал среди польских отрядов и клиньев, посылая взамен усталых и измученных воинов новых и свежих и тщательно следя за успехами той и другой стороны». То есть был князь и тут, и там, и все успел, и везде побывал. Пусть так, но все-таки коня бы ему стоило для всех этих «поездок» нарисовать побольше…


Витовт-Александр
Интересные «картинки» можно увидеть за спиной у князя. Это и лучник, пускающий стрелу куда-то в небо, как будто бы рядом врагов нет, и хорошо заметное рядом с мечом, что он держит в руке, копье с трезубым турнирным наконечником. Неужели художник не знал, что это такое? И никого не оказалось рядом, чтобы на это ему указать? Удивительно, просто удивительно!


Польский шлем XVII века. Вес 1984 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Этот же шлем, вид сбоку
Справа позади князя Александра изображен еще один любопытный персонаж: краковский хорунжий Марцин из Вроцимовиц, рыцарь герба Полукозы. В одной руке он сжимает древко развевающегося королевского знамени, а в другой у него рог. Видимо, он готовится трубить победу. Пусть так, но вот шлем у него на голове… совсем не 1410 года. Такие шлемы в польской коннице появились лишь в XVI веке, причем сами их «крылья» никакими дополнительными перьями не украшались. Еще правее мы видим уже сразу два анахронизма: турнирный шлем «жабья голова», также появившийся немного позднее, и опять же турецкий «тюрбанный шлем» XVI века. По-видимому, художнику было все равно, что носят на голове изображенные им воины. Тут же присутствует еще один лучник, пускающий стрелы на ветер, но нас интересует воин (опять же без шлема) в чешуйчатом панцире и с рогом за поясом, который рубит мечом рыцаря в зеленом джупоне и с оранжевой накидкой на голове.


Ян Жижка
Этот «панцирник» — легендарный Ян Жижка, участвовавший в этой битве в качестве наемника и потерявший в ней один глаз. А рубит мечом он Генриха фон Швельборна, комтура тухольского. Причем сзади подкрадывается кто-то, чтобы ударить Жижку кинжалом в спину, но видно не ударил, любо ударил, но броня выдержала. В правом нижнем углу картины татарин набросил на шею комтура Бранденбурга Маркварда фон Зальцбаха аркан и стягивает его с бьющейся на земле лошади. Судьба его была печальна, хотя в ней виноват был он сам. Дело в том, что во время встречи князя Александра с магистром Ордена в Ковно, он и еще один рыцарь по словам Длугоша оскорбили честь его матери (ах, как это нам всем хорошо знакомо, не так ли?!) и тем вызвали его справедливый гнев.


Пленение Маркварда фон Зальцбаха
Узнав об их пленении, он тут же приказал отрубить им головы. Ягайло удалось отговорить кузена от столь нерыцарского поступка, но Марквард, оказавшись перед лицом князя, нанес ему новое оскорбление. Ну и понятно, что долготерпение Александра на этом истощилось и оба рыцаря тут же лишились головы!


Завиша Черный
Немного выше опять-таки рыцарь без шлема с копьем наперевес и в фиолетовом плаще несется… непонятно куда и метит непонятно в кого, но самое главное, что это не кто иной, как известный польский рыцарь Завиша Черный из Габрова, герба Сулима. Известно, что прозвали его так потому, что он всегда одевался в черное. Зачем же тогда ему фиолетовый плащ? И вдобавок у него турнирное, а не боевое копье. Кстати, еще одно копье с тупым наконечником мы видим и на фоне хоругви города Браунсберга, изображенной в крайнем правом углу. Впечатляет также и бердыш, с дырочками по обуху, явно принадлежавший одному из городовых русских стрельцов либо сторожей XVII века. В них вставлялись кольца, и они ими гремели по ночам, обходя темные улицы дозором. Вот только зачем «это» здесь?

На заднем плане в том же правом верхнем углу мы можем увидеть короля Владислава, который в битве-то и не участвовал, в отличие от кузена Александра. Что, впрочем, и понятно — просто его телохранители сражаться короля не пускали, поскольку у него в то время… еще не было наследника.


Вот они, «крылатые гусары»!
Приглядевшись, как раз между фигурой Завиши и короля, можно увидеть и нечто совсем уже странное – крылатых польских гусар с «крыльями» за спиной, «вещь» в 1410 году ну совершенно невозможную. Кстати, под стягом Браунсберга мы видим рыцаря в шлеме с павлиньими перьями (явная дань роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы») типа бургиньот, опять-таки совсем из другой эпохи. Причем это не просто бургиньот, а бургиньот «из Савойи» с характерным забралом, оформленным в виде гротескового человеческого лица.


Бургиньот-савояр итальянской работы (тип «Савойя», возможно изготовленный для Теодора Агриппы д'Обинье (1552-1630).

Ок. 1600–1620 гг. Вес 4391 г

Хоругвь Браунсберга из книги Яна Длугоша

Хоругвь рыцарей из Вестфалии
Ну, и конечно, эпичности картине добавляет фигура коленопреклоненного Св. Станислава, одного из небесных покровителей Польши, молящегося о победе польского оружия. Почему-то в небо к нему взлетают обломки рыцарского копья, сломавшегося от удара, как будто бы без этой детали ну никак невозможно было обойтись.


«Галицкие хоругви в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года» Художник Артур Орлонов. Здесь все исторично. Кроме разве что конного арбалетчика справа. А так… Шлемы, доспехи, все словно срисовано с фигуры из Метрополитен-музея… Но чего-то вроде бы как и не хватает? А чего именно? Да вот чего – эпичности!
В качестве итога можно сказать, что данная картина Яна Матейко, безусловно, шедевр и написана мастерски, и она законным образом получила международную известность как яркий пример романтического национализма. Но все-таки эпичности в ней слишком уж много, а вот историчности почти что нет совсем. Впрочем, мэтр, видимо, когда ее писал, такой перед собой задачи и не ставил.

https://topwar.ru/167377-bitva...

Империи жить!

    Почему чтобы вправить мозги некоторым, имитировавшим эволюцию, обязательно нужны кризисы?

    Это будет вторая попытка написать про продовольственную безопасность. Первая, совершенно внезапно для меня самого, превратилась в статью на совсем другую тему. Оказывается, и так бывает Развора...

    А вдруг? Конспирологическое.

    Несмотря на постоянное педалирование коронавирусной темы, не отпускает ощущение неадекватности защитных мер объявленной угрозе. Поэтому душа просит какого-то более убедительного обоснования вынужденно...

    Почему нельзя печатать деньги

    Да, серьёзно. Оказывается, не все знают. Часть из моих знакомых слышала о том, что это вызывает гиперинфляцию, но не может объяснить механизм. Некоторые, говоря о США, полагают, что "раз это прокатыва...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Екатерина II 7 апреля 13:28

      Сибирский кадетский корпус. Выпуск 1904 года.

      Уже рассказывал о постоянном составе Сибирского кадетского корпуса в 1904 году: Сибирский кадетский корпус в лицах. 1904 год. Теперь очередь кадет: Асанов Алексей Александрович, Николаевское кавалерийское училище Афанасьев Виктор, Александровское военное училище Бакуревич Сергей, Александровское военное училище Безсонов ...
      304
      Екатерина II 7 апреля 12:47

      Голь на выдумки хитра

      В продолжение прошлой темы. Собственно проблема чумы в Москве - то, что ее с января по август не признавали московские врачи, кроме доктора Самойловича. Понятно, что у жителей города развился когнитивный диссонанс - народишко мрет как мухи, а чумы нет. Видать это лекари заморские православных травят. И народ начал самоизолироваться по квартирам, в больницу не шел, ...
      457
      Екатерина II 6 апреля 21:37

      Марта Мейсон — женщина, которая на протяжении 60 лет жила в капсуле

      Практически у всех нас бывали случаи, когда мы жаловались на свою жизнь, сетовали на то, что она к нам несправедлива. Но я хочу рассказать вам о женщине, которая более 60 лет прожила в капсуле и была благодарна судьбе за это. Героиня моей сегодняшней статьи — Марта Мейсон. Марта коренная американка. Она родилась в 1937 году абсолютно здоровым ребенко...
      3318
      Екатерина II 3 апреля 09:19

      Куначество и дружба между боевыми противниками

      Кавказ, на первый взгляд, не мог стать родиной такой глубинной традиции с огромным социальным подтекстом, как куначество. Слишком много войн и противоречий носится над этими горами, на слишком разных языках разговаривают народы, чтобы стать почвой для произрастания традиции, которая ставила дружбу в один ряд с родством, если не выше. Но, возможно, несмотря на явный ...
      1068
      Екатерина II 1 апреля 13:37

      Загадочная средневековая эпидемия, унесшая тысячи жизней

      Земляне в очередной раз столкнулись с мировой эпидемией. Но мы должны быть объективны: в наши дни эпидемия переживается куда, куда лучше, чем, скажем в Средние века. Даже несмотря на удаленки, карантины, ограничение передвижений по городу и закрытие границ. Все эти запретительные меры, вызывающие ропот и стоны в Интернете, — всего лишь результат возросшей...
      683
      Екатерина II 30 марта 15:39

      Мода на прически в 40-ые

      Здравствуйте уважаемые. Интересное врем было. Сложное, но интересное :-) Вспомним несколько популярных тогда причесок и укладок. И начнем с женских. Крайне популярна была прическа под названием Victory Rolls различные варианты Роллс. Например такие: или такие Прическа в стиле Рокабилли Пин-ап стиль. Ну и стилистика а-ля Вероника Лейк Са...
      1106
      Екатерина II 26 марта 19:28

      10 великих кризисов: как из них выходили

      Миру предрекают глобальный кризис. Bank of America уже объявил о его начале. ВВП США, по его прогнозу, покажет рекордное падение со времен войны. Германии предрекают сильнейший спад производства за 70 лет и сокращение экономики на 20%. Эксперты говорят, что и экономика Китая в плохом состоянии — многие предприятия только-только начинают возвращать ...
      1336
      Екатерина II 23 марта 18:08

      Каким внешним признакам должна была отвечать арийская женщина, по мнению фашистов

      Ох, уж эти стандарты женской красоты. Мы постоянно подстраиваемся, подстраиваемся, мучаем себя… Можно, конечно, ни под кого не подстраиваться. На каждый товар должен найтись свой купец. Но сейчас у нас что? Демократия. Свободы всяческие. Хоть крась волосы в красный цвет и брови полностью выщипывай. А раньше, в отдельных государствах, такая свобода не при...
      3126
      Екатерина II 22 марта 19:45

      Что будет, если эпидемия "испанки" разразится сейчас? Статья из 2018 года

      Я люблю перечитывать такие статьи, уже во время или после того, как предсказанное в них происходит. Всегда интересно, что исполнилось, а что нет. И можно подумать, где ошиблись, а где нет. Сделать выводы. Под катом статья с сайта BBC от декабря 2018 года. То есть почти ровно за год до начала эпидемии, которая скорее всего будет сравнима с эпидемией испанки, 100 л...
      1313
      Екатерина II 22 марта 10:58

      Выбор бессмертия. Трагическая гибель князя Петра Багратиона

      Князь Багратион. Источник: ar.culture.ru   Причины трагедии Как уже говорилось в первой части, 7 сентября 1812 года князь Петр Багратион получил на Бородинском поле осколочное ранение левой голени с повреждением большеберцовой или малоберцовой кости, что привело к кровопотере и травматическому шоку. Последующие несколько дней обстоятельства сложил...
      1076
      Екатерина II 21 марта 17:22

      Королева Елизавета и сломанная шея

      История про невольную соперницу Елизаветы Тюдор и многочисленные отображения ее смерти (или убийства) в мировом искусстве. Э. М. Уорд. Дадли с женой. 1856 Жил-был красавчик сэр Роберт Дадли, граф Лестер, который был другом юности королевы Елизаветы Тюдор и, когда она взошла на престол, остался при ней кавалером. Танцевал с ней на балах, кормил с ложечки моро...
      1474
      Екатерина II 18 марта 13:09

      Источники и история: русские летописи

      Лицевой летописный свод. Хронограф. Относится ко второй половине XVI века. Создан в Москве. Материалы: бумага, чернила, киноварь, темпера; переплет – кожа 44,2x31,5 Поступил в 1827 году. Манускрипт представляет собой часть Лицевого летописного свода, который был создан по заказу царя Ивана Грозного во второй половине XVI века. Долгое время находился в царском ...
      910
      Екатерина II 14 марта 18:14

      Мирным ли путем Чукотка стала Россией?

      В интернете бытует мнение, что официальная пропаганда гласит о том, что Россия присоединила все свои территории, включая Север, совершенно мирным путем. А вот на самом деле, как утверждают отрицатели пропаганды, русские присоединяли все кровью и геноцидом. Это конечно не так. Причем и первое и второе утверждение не верно. Было всякое, без крови такие процессы не п...
      1366
      Екатерина II 10 марта 10:54

      Гениальные ругательства легендарной Фаины Раневской

      Лучшие непристойные фразы легендарной Фаины Георгиевны. 1. Надоедливым поклонникам. Фраза: «ПионЭры, идите в **пу!» Фаину Георгиевну ужасно раздражало, когда, увидев ее на улице, прохожие (особенно дети) начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!» Однажды ее окружила толпа школьников, радостно скандировавших знаменитую фразу из ...
      3497
      Екатерина II 5 марта 10:31

      Падение белой Кубани

      "Тачанка". Картина Митрофана Грекова, написанная им в 1925 году Смута. 1920 год. 100 лет назад, в марте 1920 года, Красная Армия провела Кубано-Новороссийскую операцию. Советские войска Кавказского фронта завершили разгром армии Деникина, освободили Кубань, Черноморскую губернию и часть Ставрополья.   Бег В ходе Тихорецкой операции во...
      688
      Екатерина II 25 февраля 11:22

      Земной создатель России

      Четырнадцатый век. Казалось, последний для России: литовцы захватывают погрязшие в междоусобных дрязгах Малую, Белую, Чёрную Русь; под Вильну готовы лечь Суздаль, Тверь, Рязань, оба Новгорода; поляки овладели Русью Червленой; а Подкарпатская Русь уже давно под венграми… Но у Господа свои виды на Третий Рим и на преемницу стремительно увядающей православн...
      910
      Екатерина II 23 февраля 21:57

      Как в России появились рекруты

      Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово». 1882 год 315 лет назад, 20 февраля (3 марта по новому стилю) 1705 года, русский царь Пётр Алексеевич ввёл рекрутскую повинность, прообраз всеобщей воинской повинности. Придумали эту систему не от хорошей жизни. Пётр мобилизовал всю русскую державу и народ на Северную войну &ndas...
      560
      Екатерина II 23 февраля 21:52

      Последний бой Магеллана

      Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает дру...
      1847
      Екатерина II 22 февраля 10:53

      Закат конных латников

      Кирасирские доспехи, предположительно немецкие, 1625-1635 гг. Вес шлема 2500 г; нагрудной пластины кирасы 6550 г; наспинной части 4450 г; горжета 1300 г; правого наплечника и наруч 3500 г; левого наплечника и наруч 3300 г; тассетов (набедренников) 2650 г; правой перчатки 750 г; левой 700 г. Королевский арсенал, Лидс Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно...
      1718
      Екатерина II 21 февраля 18:34

      Жанна Д’Арк мордовской земли

      Интересно, не слышал раньше историю о судьбе Алены Арзамасской. А ведь эта женщина совмещала в себе несопоставимые для XVII века вещи — она была монахиней, бунтовщицей и колдуньей. Она стреляла из лука, лечила людей плесенью и имела среди простых людей невероятный авторитет. Как и многие другие неординарные личности, вышедшие из народа, Алена Арзамасская ...
      918
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика