Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Церковно-приходские школы в России

3 634

Одной из своих величайших заслуг советская власть всегда считала всеобщую грамотность населения.

Но ведь начало всеобщему обучению было положено задолго до 1917-го года. После реформы 1804 года в стране стали массово открываться церковно-приходские школы.



Церковно-приходские школы (ЦПШ) — начальные школы при церковных приходах.; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). В них изучалась грамматика, математика , история и Закон Божий

В 1910-е годы значительное развитие получили библиотеки при церковно-приходских школах. Планировалось открыть 1500 новых библиотек при школах. Из них 1000 должны были быть созданы в крупных населённых пунктах.

Комплектованием и организацией школьных библиотек занималась Издательская комиссия училищного совета при Святейшем синоде. При училищном совете был создан специальный книжный склад. Для внеклассного чтения в библиотеки поставлялась литература религиозно-нравственного содержания, антиалкогольная, по медицине и гигиене, по истории церковной и гражданской, по сельскому хозяйству и ремёслам, художественная литература.

Например, только в В 1914-1915 годах в ведении Вяземского уездного отделения Епархиального училищного совета состояло 50 церковно-приходских школ и две школы грамоты. При этом специально для девочек действовала одна школа в городе и две – в Вяземском уезде.

Всего в вяземских церковных школах на тот период обучалось 3 674 человека. По сравнению с предыдущим учебным годом учащихся стало больше на 447 человек.

В городе Вязьме действовало семь церковно-приходских школ: при Аркадиевском монастыре, Благовещенской, Воскресенск, Духовской, Николаевской, Спасской и Троицкой церквях. В целом в этих школах обучалось 391 человек – 211 мальчиков и 170 девочек. В уезде церковно-приходских школ было почти в шесть раз больше, нежели в городе – сорок три. В уездных церковно-приходских школах обучалось 3199 человек: 2013 мальчиков и 1186 девочек.

Кроме того, в школах грамоты начальное образование получали 56 мальчиков и 28 девочек, в целом – 84 человека.

Если б не революция, постепенно ( уж к 40-м годам) , все население получило бы образование без всяких революционных эксцессов

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин. Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года.

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р. — как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.

По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство» (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем "62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет". Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).

Имевшие место в России в 1896-1917 гг неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся , средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных

 

Реклама















https://foto-history.livejourn...

Сегодня 18 апреля вблизи ЛБС было…

Несмотря на то, что удары по тыловым городам Украины почти сошли на нет, по городам, которые не далеко от ЛБС прилетает с завидной регулярностью и хорошими итогами.Херсонское направлени...

Обсудить
    • GP
    • 25 мая 2020 г. 22:40
    закон от 3 мая 1908 г. носит название «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования», и в нём нет ни единого слова о введении на территории России всеобщего обязательного начального образования. Текст этого закона можно посмотреть в базе "Полное собрание законов Российской империи" (страница 228, № 30328) http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
  • Очень интересная статья! Как жаль мало просмотров, есть чем порадовать свой архив знаний. Кстати слово "образование" более всего подходит к цпш, потому что образ Бога поставлен во главу обучения, как краеугольный камень, фундамент. Изучение и применение к себе Заповедей, Евангелия и других основ учения Христа, осознание ношения образа Божьего и есть процесс получения образования. Образование это способность нести в себе образ Бога. Образование первично, обучение лишь дополняет его и оно вторично. :thumbsup: