Знамя Победы над администрацией Лисичанска, Лукашенко взял на прицел центры принятия решений противников

Выдающийся, но недооценённый фильм о Великой Отечественной войне

14 2637

Говоря об истории кинематографа, невозможно обойтись без славословия Советскому Союзу. Вот казалось бы: где, например, Молдавия, и где большое кино. Однако в СССР у каждой союзной республики была своя киностудия (у Украины – даже две). И что касается "Молдова-фильм", то выше неё я бы поставил только киностудии РСФСР, УССР и Рижскую.

На "Молдова-фильм" было снято немало удачных и добротных картин. Лично я, как любитель детективного и шпионского жанров, выделил бы "Одинокий автобус под дождём", "Эмиссар заграничного центра", "По волчьему льду", "Фаворит".

Ну а два молдавских фильма смело можно отнести к шедеврам всесоюзного масштаба. Второй (хронологически) – это снятая выдающимся советским режиссёром Василием Брескану "Ошибка Тони Вендиса" с гениальной игрой Игоря Костолевского.

А первый вышел на экраны ровно 41 год назад, 25 декабря 1980 года. Это выдающийся военный детектив, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне – "Кодовое название "Южный гром".

Это достаточно известный фильм, его относительно часто показывают по ТВ, но к шедеврам, к большим фильмам относить его, увы, не принято. Но я в списке лучших картин о Великой Отечественной войне поставил бы "Кодовое название..." на 4-е место – после фильмов "17 мгновений весны", "А зори здесь тихие" и "Майор "Вихрь".

Как я уже сказал, являюсь большим почитателем детективных фильмов. Картины остальных жанров (в т.ч. военные фильмы) в целом не жалую; поэтому мне по душе те фильмы о войне, в которых есть детективно-шпионская линия: работа разведки/контрразведки, внедрение, двойная игра, спецоперации, шпионаж и т.д. В общем, мне важно, чтобы в фильме имел место тот или иной интеллектуальный поединок.

И "Кодовое название..." в этом отношении – не просто удачный, а даже уникальный фильм. По-моему, это единственный советский фильм, посвящённый выдающейся работе СМЕРШ – сильнейшей контрразведки в мировой истории. Забвение, отсутствие должного признания, что случилось со СМЕРШ ещё в советское время, имело двойную основу.

Во-первых, бессменный глава ведомства, гениальная и трагическая фигура – товарищ В. С. Абакумов вскоре после войны пал жертвой хрущёвско-маленковского беспредела; удар, нанесённый по Абакумову, коснулся и его бывшей организации: многие соратники Виктора Семёновича тоже пострадали, а тема СМЕРШ стала табуированной.

Во-вторых, большинство спецопераций СМЕРШ просто-напросто оказались под классическим спецслужбистским грифом "секретно".

И если деятельность советской разведки во время войны нашла широкое освещение в советском кинематографе, то про работу нашей контрразведки в этот же период такого совсем не скажешь. Даже само слово СМЕРШ упоминалось в советских картинах считанное количество раз. Например, в фильмах "Место встречи изменить нельзя", "Совесть", "Без срока давности"; и упоминалось, что называется, постольку-поскольку.

И вот, в год 35-летия Победы на экраны вышел целый фильм, посвящённый лучшей в истории контрразведке –спецслужбе, чьи спецоперации во время Великой Отечественной войны спасли сотни тысяч жизней и до сих пор являются эталоном. Правда, само название СМЕРШ за 2 серии так и не прозвучало...

Фильм имеет реальную основу: летом 1944 года готовится Ясско-Кишинёвская операция – 7-й из 10 Сталинских ударов, ставших наглядной демонстрацией полководческого гения товарища И. В. Сталина. Цель – "срезать южный фланг войны" и вывести из неё Румынию.

Командующим армией (в фильме) назначается генерал Берёзов, привлекающийся Ставкой для использования на решающих участках войны. Командованием ставится задача дезинформации противника о месте главного удара советских войск: село Пырлицы вместо села Бутешты.

Эта задача и ложится на плечи контрразведки во главе с полковником Даниловым. Донесение данной дезинформации до врага становится главной сюжетной линией фильма.

В первый же день появления на новом месте Берёзов едва не погибает: в стан врага уходит шифровка о появлении генерала и местах его пребывания, и немцы устраивают бомбёжку. СМЕРШу удаётся спасти Берёзова, но становится ясно: в нашем тылу – вражеский агент; даже несколько. Их выявление становится ещё одной сюжетной линией.

Но главный козырь немецкой разведки был впереди: под легендой кишинёвского подпольщика на место действия прибывает вражеский разведчик Панков. Его цель – вербовка майора СМЕРШ Чумаковой: оказывается, её дети, считавшиеся погибшими, живы и находятся в Германии; их жизнь и благополучие зависят от самой Чумаковой, которая должна передать немцам данные о том, когда, где и какими силами будет нанесён главный удар.

Майор, не задумываясь, докладывает об этом начальству, и только получив от него "добро", соглашается на вербовку, начиная вести двойную игру. Сегодня людям с капиталистически-эгоистическим мышлением не понять, как Чумакова могла пойти на такой шаг и рисковать своими детьми.

Но для мировоззрения коммунистического естественно ставить выше не личное, а общественное. И если понадобится – в ущерб личному. Тот же И.В. Сталин не пощадил ради воюющей страны своих сыновей: Яков погиб, сражаясь за Родину, Василий выжил, совершив 26 боевых вылетов, каждый – без парашюта, чтобы в любом случае не попасть в плен. И майор сталинской армии тоже не могла поставить двух своих выше миллионов других детей.

Первое время различными бутафорскими средствами советской стороне удавалось преподносить врагу Пырлицы как место будущего удара, однако немецкая агентура вычислила и этот ход, и двойную игру Чумаковой в целом, о чём и сообщила в Центр. Однако одно из донесений было перехвачено и дешифровано советскими контрразведчиками.

Таким образом, немцы знали о дезинформации с советской стороны, а наши – об этом знании немцев. В таких условиях втянувшийся в чекистские игры Берёзов решается на невероятно рискованный ход: дать врагу реальное место удара – Бутешты – с расчётом на то, что немцы в это не поверят.

Наши рискуют и выигрывают: враг стягивает все силы к Пырлицам, откуда никто бить не собирается, а РККА победоносно наступает из района Бутешт. Сражение выиграно. Румыния не просто выходит из войны, а становится союзником СССР. А детей Чумаковой в результате ещё одной чекистской операции удаётся спасти.

Итак, фильм удачный – с этим никто не будет спорить. За счёт чего он стал таковым? Список факторов, делающих ту или иную картину успешной, универсален для всех жанров. Говоря о нашем, хочется в первую очередь выделить музыкальное сопровождение. Музыка всегда играет одну из ключевых ролей в восприятии того или иного фильма.

В "Кодовом названии..." на всём протяжении звучит бодрое, выдающееся музыкальное творение М. Дунаевского, лучшее в его композиторской карьере. Эта музыка выполняет роль даже не вишенки, а сочной пропитки на и без того вкусном пироге, ещё больше подчёркивая его вкус.

Далее, нужно выразить создателям фильма большую художественную благодарность за то, что они сумели во-первых, придумать, а во-вторых, гармонично реализовать в фильме эффектный, нетривиальный сюжет. Фильм достаточно динамичный – под стать своему музыкальному оформлению, лишён негативно влияющей на зрелищность затянутости.

При этом создателям блестяще удалось найти грань между динамикой и статикой: при всей скоротечности фильма, в нём находится место и лирическим сценам, и крупным планам, и насыщенным диалогам, и довольно глубоким размышлениям.

И, конечно, актёрская игра. Очень удачное попадание в образ у Вячеслава Шалевича; пробивной генерал Берёзов – на 100% его роль. Наконец-то напористая, энергичная сущность героев Шалевича, вся их харизма были направлены не в отрицательное русло ("Лекарство против страха", "Три тополя на Плющихе", "Потерпевшие претензий не имеют", "Последняя инспекция"), а для создания положительного образа.

Прототипом Берёзова считается генерал Н. Э. Берзарин. Однако в этой роли отчётливо угадывается сам Сталин. Как и герой Шалевича Вождь, будучи решительным, жёстким руководителем, однако же никогда не ставил себя в положение истины в последней инстанции – наоборот, всегда советовался с соратниками, и принимал сторону оппонента – при условии достаточной её аргументированности; при всей кажущейся суровости обладал отличным чувством юмора; несмотря на высокое положение был прост и доступен в общении.

В фильме именно Берёзов предлагает тонкий ход с выдачей врагу Будешт – ход, который по смыслу должен был исходить от чекистов. Так и у Сталина были чекистские мозги. Вождь лично участвовал в разработке многих операций государственного масштаба, проводимых советскими спецслужбами. Именно Сталин, например, выдвинул для Павла Судоплатова идею замаскировать взрывное устройство для коновальца под коробку конфет.

Убедительный, выразительный, вдумчивый полковник СМЕРШ получился из Михаила Волкова – помог опыт исполнения родственных ролей в трилогии про "Сатурн".

Гармонична в неожиданном образе женщины-контрразведчика А. Покровская. То, что она способна исполнить такую, пробивную роль, было ясно из ещё фильма "Свой", где Покровская играла следователя прокуратуры. И здесь, где роль такого плана потребовала более глубокого раскрытия, она оказалась на высоте. Когда я вспоминаю эти 2 роли Покровской, то всегда жалею, что в 5-серийном "Визите к Минотавру" развёрнутую роль следователя исполнила слишком мягкая для такого образа А. Каменкова, а не Покровская или Н. Гундарева.

Хорошо играет начальника вражеской разведки – полковника Кампински – Эдуард Марцевич; возможно, даже переигрывает. Вообще, лучшая роль Марцевича (из того, что я видел) – в фильме "Хлеб, золото, наган"; фильм слабый, а игра Марцевича гениальная. Когда я смотрю на остальные его роли, то всегда испытываю разочарование – из-за того, что сыграны они не так ярко.

В конце фильма небольшую роль – таинственного "полковника Павла" получает Игорь Васильев. Он имеет задание сдаться в плен и в личном разговоре произвести либо частичную, либо полную вербовку Кампински. Благо козырей хватает.

Это и обширный компромат на Кампински за долгие годы, имеющийся у советской стороны и грозящий ему гибелью в застенках гестапо; это и факт провала Панкова (доказательство – шифровка, данная о работе под контролем), являющийся провалом самого Кампински; это и сокрушительное поражение немецкий войск, вызванное тем, что разведка во главе с Кампински предоставила неверные данные о месте удара РККА.

"Павел" выдвигает условие – освободить детей Чумаковой и наверняка какие-то другие требования, оставшиеся за кадром. Фактически, герой Марцевича в этой сцене встал на то место, где герой самого Васильева был в другом отличном военном детективе "Вариант "Омега", когда майор абвера Шлоссер, которого играл Васильев, так же укладывался на лопатки старшим лейтенантом госбезопасности в исполнении Олега Даля.

Снялись в фильме и такие знаменитые актёры, как Юрий Гусев, который частенько играл в фильмах, посвящённых той, или иной спецоперации ("Возвращение резидента", "Развязка", "Набат", "Перехват", "Вариант "Зомби", "Экипаж", "Взбесившийся автобус", "Конец Любавиных" и др.) и Клара Лучко, для которой участие в подобных картинах было чем-то новым; правда, оба – в очень небольших ролях.

Наконец, достаточно удачно сыграла целая группа местных, молдавских актёров: Виктор Бурхарт (тот самый Панков), Нелли Мельник (сержант Тамара), Игорь Чирков (ординарец Данилова) и другие; хотя озвучивание их ролей было всё же доверено более опытным и известным артистам.

Приятного просмотра!

"Истоки того, что сейчас происходит, лежат в глубине веков"

Наталия Нарочницкая История, геополитика, идеология – практически этот узел сегодня разрубается на наших глазах, узел всей мировой истории. Мне особенно обидно, тяжело и одновременн...

Российский Су-24 сжег спецбомбами высадившийся на Змеином десант ВСУ

Российский фронтовом бомбардировщик Су-24 нанёс по острову Змеиный не менее шести бомбовых ударов, три из которых точно пришлись по территории острова, а ещё один поразил неизвестную мо...

ПОЗВОНИТЕ В СБУ: СИТУАЦИЮ В ЛИСИЧАНСКЕ ОПИСАЛИ ОДНИМ СИМВОЛИЧНЫМ ФОТО

В Сети появилась символичная фотография, описывающая происходящее в Лисичанске. Автор отмечает, что любые совпадения с реальностью случайны, а комментаторы просят звонить в СБУ. Отметим,...

Обсудить
  • :thumbsup: посмотрим на досуге
  • Это у вас неодоценённый, у нас его многие смотрели.
  • Какое "17 мгновений..." лучше? Лучший фильм о войне-"Иди и смотри" ! 2-е место -"Они сражались за Родину", третье "Проверка на дорогах". Точка.
    • Sanya
    • 26 декабря 2021 г. 12:58
    :thumbsup:
  • Я чего то не понял??? Кто недооценил????? Фильм показывают в среднем раз в два месяца на разных центральных каналах ТВ. Еще не слышал, что бы кто то ругал этот фильм????