100 лет со дня рождения Евгения Матвеева

12 1128

8 марта исполнилось 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР Евгения Матвеева (1922-2003). Матвеев – настоящий бриллиант советского кинематографа. В любом кинематографе нечасто встретишь человека, который является и сильным актёром, и талантливым режиссёром. Евгений Семёнович был исключением.

В кино Матвеев дебютировал в 31 год – в уже солидном по актёрским меркам возрасте. Его актёрская звезда начала восходить в конце 1950-х, когда Матвеев почти одновременно и на высоком уровне сыграл 2 очень разные роли: секретаря горкома в "Поднятой целине" и князя в "Воскресении".

В 1964 году на экраны вышла великолепная, пронзительная драма "Родная кровь", где Матвеев образовал прекрасный актёрский дуэт с Вией Артмане. Сыграв демобилизованного танкиста, Матвеев создал сильный, глубокий образ простого русского мужика – солдата, мужа, семьянина.

Вообще, кинокарьера Матвеева была связна в основном с фильмами в жанре драмы-мелодрамы. И мне, как большому почитателю криминального-детективного жанра, несколько обидно, что Евгений Семёнович почти не снимался в картинах данной направленности.

Одним из исключений стал хороший историко-шпионский фильм "Крах", вышедший в 1969 году и повествующий о реальных событиях – спецоперации чекистов против террориста Бориса Савинкова и его организации. В этой картине Матвеев предстаёт в неожиданном для себя образе заведомо отрицательного героя – белогвардейского палача Сержа Павловского (это реальный исторический персонаж).

Энергичность, боевитость, харизматичность – качества, которые Матвеев умел передавать своим героям, на сей раз ушли в отрицательное русло. И злодей из актёра получился не менее убедительным, чем положительные персонажи в его же исполнении.

Кстати, интересно, что в "Синдикате-2" – ремейке фильма "Крах" Павловского сыграл Николай Олялин – ещё один актёр, традиционно исполнявший роли образцовых и положительных героев. Хотя в обоих фильмах образ Павловского (по крайней мере, в художественном плане) был смягчён.

Это к слову о том, что в советском искусстве и советской пропаганде (в отличие от антисоветской пропаганды и антисоветского искусства) образ врага, как правило, не очернялся, а показывался таким, какой есть на самом деле.

Ну а Матвеев в тот же период удачно дебютировал как режиссёр. В 1969 году он снял прекрасный фильм "Почтовый роман". В советском кинематографе было 3 жанра, где процент удачных фильмов был особенно высоким: политический детектив, криминальная комедия (или комедийный детектив) и историческая драма.

Одной из таковых и стал "Почтовый роман", рассказывающий о Петре Шмидте – первом русском офицере, ставшем на сторону революции, о его любви – Зинаиде Ризберг, о его жизни и смерти.

Фильм получился достаточно глубоким и пронзительным; прекрасно был поставлен и снят. Была проделана отличная историческая работа по воссозданию атмосферы начала ХХ века: декорации, костюмы, речи, диалоги, манеры.

Важно, что картина повествовала о дореволюционной России без малейшего презрения – тем более, что речь шла не о пролетариях и профессиональных революционерах, а о дворянине и мещанке. Фильм совсем не является "агиткой" или карикатурной пропагандой – наоборот, и сама картина, и её герои очень живые, органичные.

В фильме почти что отсутствовал такой важный компонент, как динамичность, однако нудной или тягучей картину назвать совсем нельзя – наоборот, смотрится "Почтовый роман" на одном дыхании.

Главные роли – Шмидта и Ризберг прекрасно исполнили Александр Парра и Светлана Коркошко. Оба они не так много снимались в кино, и Матвееву удалось выжать, возможно, лучшую роль в карьере обоих артистов.

Ещё одна сильная драма Матвеева – это "Любовь земная". Евгений Семёнович не только снял этот фильм, но и написал сценарий и сыграл в нём одну из главных ролей – колоритного председателя колхоза Захара Дерюгина.

В фильме опять же умело была создана атмосфера своего времени (на сей раз – советской деревни 30-х гг.), а также – достаточно хорошо раскрыты любовно-лирическая и драматическо-бытовая линии.

А вот продолжение – "Судьба" мне не нравится. Нельзя сказать, что фильм получился неудачный, но и удачным я бы его не назвал. Хотя ценность "Судьбы" в том, что это один из немногих фильмов, где показано, как солдаты идут в атаку со словами "За Родину! За Сталина!".

Это важнейший исторический момент. Есть такой прекрасный афоризм: "Люблю свою страну, но ненавижу государство". Советский же Союз был тем исключением, когда люди любили не только свою страну, но и своё государство – когда государство действительно было для народа своим.

В Великую Отечественную войну советские люди сражались и умирали с тем самым лозунгом "За Родину! За Сталина!" – не только за страну ("За Родину"), но и за государство ("За Сталина"); за государство, где была социальная справедливость (насколько это в принципе возможно), социально ориентированная политика, где были мощнейшие социальные лифты.

Матвеев сам участвовал в Великой Отечественной войне (хоть и не принимал участия в боях), жил в то время, видел большую любовь простого народа к Сталину и спустя десятилетия стремился передать это в своём творчестве.

Но сделать это было непросто: цензура брежневского периода не допускала не только явно отрицательных, но и явно положительных характеристик Сталина – образ Иосифа Виссарионовича должен был быть нейтральным. Так что даже один такой эпизод в фильме "Судьба" дорого стоит.

Не слишком нравится мне и "Особо важное задание" – следующий фильм Матвеева, по духу и по сюжету во-многом дублирующий "Судьбу". "Особо важное задание" получилось лучше, в нём присутствует целый ряд сильных и трогательных моментов, яркие актёрские образы. Но в целом картина вышла явно слабее, чем "Почтовый роман" или "Любовь земная".

Большой ошибкой было пригласить в столь серьёзный и трагический фильм Людмилу Гурченко. Людмила Марковна была, если можно так сказать, чересчур артистичной актрисой, имела свойство переигрывать. В ином другом фильме это было не так заметно и неуместно.

Но именно в трагической военной драме эпатажная, жизнерадостная светская дама, которую сыграла Гурченко, была совсем не к месту. Артистке явно не удалось передать боль войны, боль утраты (в фильме у неё погибает муж).

Причём создатели по ходу фильма поняли эту неудачу: во второй половине второй серии на лице Гурченко появляется грим, создающий скорбное, заплаканное лицо. Но явное непопадание в образ всё равно имело место.

А вот сам Матвеев вновь сыграл удачно. В начале фильма его герой был главным инженером, а когда по ходу действия умер директор завода, инженер Кириллов в исполнении Матвеева занял его место. Матвееву удалось воплотить сталинский тип руководителя. Волевой, ответственный, исполнительный, требовательный – в первую очередь к самому себе. Таким получился герой Матвеева.

Здорово сыграла Валерия Заклунная. В уже упомянутой дилогии она была сестрой героя Матвеева. Сейчас же исполнила роль его жены. Женственная и в то же время сильная героиня получилась у Заклунной. В фильме она, вопреки воле мужа, уходит лётчицей на фронт и погибает в воздушном бою.

Наконец, в начале 1980-х Матвеев на высоком уровне раскрылся в новом амплуа. В 1981 году он экранизировал комедийную пьесу Александра Островского "Бешеные деньги", написав при этом сценарий к фильму.

В то же время единственный раз за всю свою режиссёрскую карьеру Евгений Семёнович не сыграл в фильме, который снимал. Всё-таки Матвеев и комедия – величины, находящиеся достаточно далеко друг от друга. Да и сам фильм вышел скорее не комедийным, а содержащим комедийные мотивы.

Экранизация получилась восхитительной. Тут и привычное для матвеевских фильмов глубокое погружение в атмосферу прошлого, на сей раз – XIX век, и сильный нравоучительный аспект, и выдающаяся актёрская игра.

Главную роль – молодой разорённой аристократки прекрасно исполняет тогда ещё начинающая актриса Людмила Нильская. Очень удачно ей удаётся воплотить образ порочной – ленивой, презирающей труд, распутной, имеющей неуёмную страсть к роскоши – девушки.

Её маменьку хорошо играет Елена Соловей, своим образом показывающая, откуда растут ноги у пороков героини Нильской. По-комичному прекрасен в образе 60-летнего князя-ходока Павел Кадочников. Восхитителен в роли нелепого дворянина-ухажёра Юрий Яковлев – это лучшая его роль из тех, что я видел.

Как всегда силён в роли подлого и опасного злодея Вадим Спиридонов. Правда, Спиридонов из тех актёров, кому не очень идут маленькие роли и кто всегда должен быть в центре, поэтому данный кинообраз всё же нельзя внести в число лучших ролей артиста.

Ну и добротный дворянин из глубинки с провинциальным акцентом получился из Александра Михайлова, чей герой является единственным положительным (как минимум отчасти) героем фильма.

Ситуация, когда каждый актёр в этом фильме нашёл и чётко исполнил своё амплуа, когда всё в картине было гармонично разложено по полочкам, и позволила создать пусть и маленький, но киношедевр. В этом режиссёрская заслуга Матвеева.

Увы, после известного V съезда кинематографистов Евгению Семёновичу пришлось несладко. Он снял ещё знаменитую трилогию "Любить по-русски", но было ясно: перестроечно-постсоветскому кинематографу и Матвееву принципиально не по пути.

"В кинематографе появилось много пошлости. Кто сейчас на экране? Проститутки, наркоманы, пьяницы, сутенёры. Вот какая шваль. А куда девался тот, кто и сейчас ковыряется в земле, тот, что у станка стоит?.. А об армии есть хороший фильм? Сейчас дошли до такого цинизма, что Павку Корчагина сделали отрицательным героем. Это уродство, это издевательство. Всё равно что на икону плюнуть ". Эти слова Матвеева говорят сами за себя.

Помянем добрым словом замечательного советского артиста и человека!  

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
  • За Родину, за Сталина? Кричали, да. Перед крупным наступлением проводились партийные и комсомольские собрания, на которых и давалось активистам поручение: первым побежать в атаку с криком "За Родину, за Сталина".
    • Astra
    • 9 марта 2022 г. 23:05
    Очень интересный анализ! Спасибо :star2: :dizzy:
  • " Любовь земная"...с большим удовольствием вчера посмотрела по - 1 каналу... Фильмы им поставленные, роли сыгранные отличные, понятные и для меня любимые, какая бы критика не звучала... Светлая память... :fire: :fire: :fire:
  • Когда его спросили про политику он сказал. У меня своя партия!Правда название неблагозвучное. ЖПС. Вот я в ней и состою. Да просто расшифровывается....Живи по совести!
  • Гениальный актер. Во всех фильмах умел передать состояние души русского человека. Сегодня нет ему равных. Правда и киноиндустрия сегодня это просто рекламный бизнес и антисоветская пропаганда. А некогда бывшие кинорежиссеры сегодня предпочитают быть экспердами в политике чем заниматься созданием настоящего искусства.