Недавно тяжко заболел епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий (в миру Амос Акунда Масаба), известный африканский миссионер Александрийского Патриархата. В настоящее время он находится в отделении реанимации больницы святого Винсента (Викентия) города Вустер штата Массачусетс. Новость быстро разошлась по социальным сетям, и многие верующие вознесли молитвы и поделились историями, связанными с владыкой Афанасием, которого они любят за подвижническую жизнь. Ангел Карадаков, создатель одного из самых популярных болгарских православных сайтов «Dobrotuliubie», взял у Его Преосвященства данное краткое интервью прямо перед самой болезнью иерарха.
– Ваше Преосвященство, как давно вы являетесь членом Александрийской Православной Церкви? Вы живете в Кении всю свою жизнь?
– Я нахожусь в лоне Александрийской Православной Церкви с 8 лет – почти всю свою сознательную жизнь. Сейчас мне 47 лет. После Кении поехал учиться в православную духовную семинарию в честь Святого Креста города Бостон (штат Массачусетс). До этого я уже служил диаконом. После четырехлетнего пребывания в США покойный Патриарх Петр VII[1] отправил меня начать новую миссию среди африканцев в ЮАР. Там я прослужил 14 лет, а затем нынешний Предстоятель Александрийской Православной Церкви позвал меня в Кению, где я два месяца преподавал в православной семинарии, а затем был хиротонисан во епископа. В ЮАР я близко общался с сербской православной общиной в Йоханнесбурге, поэтому много знаю о Сербии и поддерживаю с некоторыми сербами тесные связи. Я также был в Греции, где посещал монастыри – особенно мне дорог монастырь Богородицы в Перистери, где я являюсь членом братства.
В Кении проживает миллион православных христиан
– Ведете ли вы все это время статистику, сколько людей приняли Православие и как много действует православных приходов и монастырей не только в Кении, но и во всей Африке?
– В Кении проживает миллион православных христиан! Это самая малочисленная деноминация из представленных в стране, но зато самая многочисленная православная община во всей Африке. Поэтому Кения даже разделена на три епархии – по административным причинам.
В одной лишь моей епархии насчитывается 70 000 активных православных христиан, 120 священников и 600 храмов.
С монастырями в Кении пока настоящая проблема. У нас более 20 лет назад действовал один монастырь, но его пришлось закрыть. За три года моего епископства в епархии появилось два монастыря – мужской и женский. Мужской монастырь посвящен святому Антонию Великому – землю выкупили, но строительство еще не началось, так что мы снимаем временное помещение для трех наших послушников. Кстати, я добиваюсь того, чтобы послушники смогли поехать в Сербию подготовиться к монашеству. Мы открыли и женскую обитель – в честь святой Клеопатры Палестинской. Сейчас в общине четыре опытные монахини и три послушницы-африканки. Хотя у монастыря есть земля, он еще не построен из-за финансовых трудностей, а монахини временно проживают в одном епархиальном доме, который мы используем как часовню. В будущем у нас, возможно, появятся новые монастыри, но пока в Кисумской епархии их два.
– Посещают ли новообращенные африканцы организованные Церковью курсы до принятия Православия?
– До принятия Крещения они ходят на занятия, которые ведут в основном катехизаторы из числа выпускников семинарии, пока не принявшие сан.
В Африке миссия и благотворительность неотделимы друг от друга
– С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей пастырской работе в Кении?
– Трудностей очень много, включая финансовые – из-за огромного количества бедных людей. В Африке миссия и благотворительность неотделимы друг от друга, потому что здесь, как и в Галилее, большинство тех, кто готовы слушать Евангельскую весть – люди уязвимые и бедные, чья надежда – только на Бога.
Еще одна проблема – наплыв других верований, препятствующих распространению Православия. Кроме того, нам приходится искать компромисс между африканской культурой и Православием.
– Как африканцы, представители других религиозных общин, принимают Православие?
– Сегодня Православие в Африке имеет широкое распространение, а многие православные практики созвучны традиционным африканским обычаям и верованиям. Православие здесь никогда не ассоциировалось с колониальной властью; более того, православные страны сами страдали от колонизаторов – как-то: киприоты от рук британцев, греки от рук турок и так далее. Эта история объединяет африканцев с Православием.
С епископом Кисумийским и Западнокенийским Афанасием беседовал Ангел Карадаков
Оценили 14 человек
33 кармы