• РЕГИСТРАЦИЯ

"Многие люди, приходя в Церковь, продолжают жить в старой системе координат и из нее же пытаются понять слова Христа"...

Крестьянин
"Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е eго́ я́ко сень прехо́дят"
20 июня 12:29 3 975

В жизни мы нередко видим, как человек пытается войти в Церковь так, как хочется ему, бьется раз за разом головой о притолоку, каждый такой удар выбивает его из колеи, и он в конце концов либо ожесточается, либо начинает думать, что жизнь в Церкви носит настолько сложный характер, что ему она недоступна. Но на самом деле даже сложные вещи в церковной жизни при смиренном к ним подходе бывает постичь очень легко. Почему же тогда так много людей смиряться не хотят, смирение отрицают, считают его чем-то, что их душу искалечит и лишит человеческого достоинства? Когда Господь говорит о том, что желающий быть первым должен стать всем слугой, Он указывает не просто на другой образ поведения, а на иную систему координат. Но многие люди, приходя в Церковь, продолжают жить в старой системе координат и из нее же пытаются понять слова Христа. И потому человеку кажется, что прежде он стремился занять в этом мире достойное место, а теперь ему надо всё бросить и растоптать всё хорошее и достойное в себе. А это совершенно не так...

Христианское учение о смирении очень часто становится камнем преткновения как для людей, смотрящих на Церковь со стороны, так и для тех, кто уже начинает жить церковной жизнью. И вместе с тем без смирения невозможно ничего понять в христианстве, а по большому счету – и в жизни как таковой.

Уроки архитектуры

Мне самому очень нравится образ, который являют нам Врата смирения в Вифлееме. Они ведут в храм Рождества Христова, и ими невозможно пройти, не преклонив головы. История их появления довольно прозаична: клир храма вынужден был заложить часть прохода для того, чтобы арабы по своему обыкновению не въезжали в храм на лошадях. А смысл получился глубокий и символический: в Церковь действительно нельзя «въехать на коне», «победителем» – в нее можно войти только «спешившись», с сокрушенным, смиренным сердцем.

В жизни мы нередко видим, как человек пытается войти в Церковь так, как хочется ему, бьется раз за разом головой о притолоку, каждый такой удар выбивает его из колеи, и он в конце концов либо ожесточается, либо начинает думать, что жизнь в Церкви носит настолько сложный характер, что ему она недоступна. Но на самом деле даже сложные вещи в церковной жизни при смиренном к ним подходе бывает постичь очень легко. Почему же тогда так много людей смиряться не хотят, смирение отрицают, считают его чем-то, что их душу искалечит и лишит человеческого достоинства?

Главная причина этого, на мой взгляд, одна: люди понимают смирение неправильно. Человек слышит слово «смиренный», а представляет себе – «ничтожный», слышит слово «смириться», а представляет – «стать пустым местом и потерять себя». И забывает при этом, что смирение – добродетель, и, как любая добродетель, оно наполняет человека, делает его глубже, богаче; а самое главное, что христианское смирение парадоксальным образом связано с тем величием, которым человека при сотворении наделил Господь.

Мы помним из Книги Бытия, что творение человека отличалось от творения всех иных существ: только лишь человек создан по образу и подобию Божию – ни о ком более этого не сказано, даже об ангельских силах. Именно человек был поставлен царем над всем видимым миром: Господь привел к Адаму всех тварей для того, чтобы тот нарек им имена. Что значит наречь имя? Это значит познать саму суть того, что ты именуешь. Первоначально у человека такая способность была. А во что эта способность претворилась, кем стал человек в результате – это всё следствие грехопадения.

Но даже после грехопадения образ и подобие Божие в человеке не исчезают, не упраздняются. В каждом из нас сохраняется всё то, что было вложено Творцом при творении в человеческую природу. Каждый из нас подобен иконе, которая получила множество повреждений, но тем не менее остается иконой. Или – прекрасному зданию, которое повреждено ветрами, дождями, снегом, временем, но при этом сохраняет в себе ту удивительную гармонию форм, которая была в камне воплощена архитекторами. Каждый из нас – как Парфенон, в котором неистребимо величие замысла автора. И по большому счету, свидетельством об этом величии является стремление людей к славе – но представления об этой славе у падшего человека бывают уже совершенно неправильными.

Сменить систему координат

Таким образом, наше смирение – это не уверенность в том, что мы никто и ничто, а представление о том, насколько мы велики, сопряженное с глубокой скорбью о том, в каком состоянии мы живем, отдалившись от Бога. Иначе совершенно непонятно, почему смирение можно стяжать – почему в нем нужно именно возрастать, а не просто плыть по течению, бичуя себя. Когда Господь говорит о том, что желающий быть первым должен стать всем слугой, Он указывает не просто на другой образ поведения, а на иную систему координат. Но многие люди, приходя в Церковь, продолжают жить в старой системе координат и из нее же пытаются понять слова Христа. И потому человеку кажется, что прежде он стремился занять в этом мире достойное место, а теперь ему надо всё бросить и растоптать всё хорошее и достойное в себе. А это совершенно не так.

У преподобного Нектария Оптинского есть замечательные слова о том, что, только лишь когда человек смирится до конца, Господь начинает творить из него что-то великое. И можно было бы добавить: в человеке по милости Божией начинает естественным образом проявляться всё то, чему прежде мешали его неправильные представления о себе. Как говорили многие святые отцы, мнимое мешает быть мнимому. То есть когда человек о себе что-то доброе возомнил, этого уже в нем быть не может, а вот когда он о себе так не думает, лучшее начинает являться в нем в невиданной силе. Почему так? Потому что всё, что есть в нас великого и прекрасного, – от Бога, а самомнение от нас Бога заслоняет, мы забываем о Нем как о Подателе всего.

Мы знаем из Евангелия о случае с апостолом Петром, когда он шел по волнам и в какой-то момент начал тонуть. Так произошло, по мнению некоторых толкователей, потому, что он в какое-то мгновение подумал, будто бы идет сам, а не силой Божией. И когда мы думаем, что то, что есть в нас, – от нас самих, с нами происходит примерно то же самое, что произошло с апостолом.

Безусловно, даже если человек достигает и богатства, и блестящего положения, он всё равно периодами будет ощущать свое несовершенство и свою недостаточность. И благо, если он через это будет видеть, насколько он и на самом деле хрупок и уязвим, насколько хрупка наша жизнь как таковая. Человеку бывает намного легче прийти к Богу, если он понимает, что в мире в принципе есть масса вещей, с которыми он не может справиться, что какие-то жизненные ситуации будут в пух и прах разбивать его устоявшиеся и удобные жизненные представления, что он, возможно, будет терпеть какие-то скорби, которые очень тяжело пережить и в которых человек сам по себе, без Бога, просто сломается. И даже если человек всего этого признавать не захочет, что-то вновь и вновь будет его к этой мысли возвращать.

Вверх, к смирению

У замечательного афонского подвижника иеросхимонаха Ефрема Катунакского есть такое свидетельство о его молитве: он говорил, что иногда, творя молитву, ощущал себя принцем, сидящем на троне рядом с отцом. Знаю, что многие люди, читая это у старца Ефрема, соблазнялись и говорили: как же человек вследствие молитвы может ощущать себя не последним грешником, а каким-то принцем, да еще и на каком-то троне? Но на самом деле подвижник говорит и о познании своей греховности, и противоречия тут никакого нет. Сравнение, которое он приводит, показывает, что человек в какие-то моменты, молясь и ощущая присутствие Бога в своей жизни, вдруг начинает прозревать свое первоначальное призвание. И это ощущение нужно обязательно сохранить в своем сердце, чтобы оно помогло нам в поиске верных ориентиров.

Для того чтобы правильно учиться смирению, нужно почаще приводить себе на память слова Евангелия: кому дано много, много и потребуется (Лк. 12: 48).

Очень важно прожить свою земную жизнь с осознанием того, как много нам дано – и насколько мы именно поэтому ответственны за каждый свой грех, за каждый шаг к утрате этого дара. И тогда мы уже не сможем подменить смирение унынием, не будем думать, что бездеятельность и безволие – это и есть правильное христианское поведение и отсутствие гордости. Мы часто говорим о том, что путь человека в духовной жизни – это восхождение по лествице к Небесам. Но тот же духовный путь – это и нисхождение в глубину смирения, которое также требует огромного внутреннего труда. Мы нисходим в ту глубину, в которую сошел мытарь, когда говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», – и в этой глубине нас находит Господь и возводит туда, куда бы мы никогда не поднялись сами.


Игумен Нектарий (Морозов) книги игумена в интернет-магазине "Сретение"

"Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е eго́ я́ко сень прехо́дят"

Ах, у ели безмозглые пикетчики

В Москве прошла серия одиночных пикетов, где контингент «недовольных», так скажем, был очень интересным. У одной пикетчицы попросили пояснить за транспарант, а она не смогла в конструкт...

Руки прочь ото Дня Сурка!

Нынче всё довольно быстро надоедает. Как изрекла одна очень симпатичная девушка «Я хочу чтобы между нами каждый день всё горело, а с ним не горит. Всё одно и то же».Надоедает, понимаешь...

Москва только богатеет из-за торгового «бодания» Вашингтона и Пекина

Торговая война между США и Китаем России только на руку: пока Поднебесная спорит с Соединенными Штатами, стоимость золотых запасов Российской Федерации постоянно повышается в цене. В этом году мировые...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Причастие

    Один священник рассказал мне о себе вот что. Он работал санитаром в больнице и даже попросил перевести его на этаж с лежачими больными, прикованными к одру болезни, чтобы он ухаживал за ними. Он хотел делать это, пока молод, потому что прочел где-то, что если человек будет омывать прикованных к одру болезни и убирать за ними, или дома у него есть старый человек, и он ...
    289

    "Когда мы приземлимся, тогда и взлетим..."

    Наша жизнь исполнена трудностей, в конце концов, не из-за наших страстей. Но из-за нашего «если бы». Из-за нашего фарисейского тона и нрава. Нашего лицемерия и обмана. Не согласен? Однако самопознание и признание этого помогут нам полюбить ближнего, стать более снисходительными, искренними, подлинными. И человечными. А станем человечными – одновременно...
    144

    "Я ведь уже третий раз стою… "

    Я открыл пузырек. Опустил в маслице чистый конец спички (ничего другого под руку не попалось), прочитал «Отче наш…» и вывел крестик на лбу у мамы. Последствия вызывают у меня удивление до сих пор, хотя прошло уже почти двадцать лет. Совершенно неожиданно для мамы, а еще больше для меня, у нее из носа хлынула абсолютно черная кровь! Черная, как смола! Мама приподнялас...
    401

    Сохранится ли Святое Причастие во дни антихриста?

    Когда я был ребенком, моя бабушка, покойная Журавлева Матрена Федоровна, говорила, – а это были советские времена, когда храмы были почти все закрыты, только немногие действовали, – она говорила мне: «наступит время, и ты доживешь, будут открывать храмы, будут открывать монастыри, все поедут венчаться, но уже такой веры не будет, как сейчас». Я не знаю,...
    227

    Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе... Мнение.

    Суета — явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума... Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все — и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она ...
    220

    Иерей Павел Островский: "Кого сложнее всего нам полюбить? С кем бы мы не смогли жить вместе?"

    «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»       Мф. 22, 37-40. Ключ к разгадке «возлюби ближнего...
    184

    Несколько слов к портрету «вредного отца Нафанаила»

    Благодаря бестселлеру «Несвятые святые», где очень ярко был представлен многолетний казначей Псково-Печерского монастыря, о «вредном» отце Нафанаиле (Поспелове) узнали миллионы читателей.Он действительно был невероятным тружеником, до конца своих дней ходившим в стареньком рабочем подряснике с неизменной холщовой сумкой через плечо, как рядовой послушник... ...
    248
    Крестьянин Меломан
    8 августа 10:16

    В. Кузьмин - «Моя любовь» (1987)

    Ударной композицией альбома стала песня с тем же названием — грустная лиричная баллада с очень лаконичным музыкальным сопровождением. В. Кузьмин: «„Моя Любовь“ — это рок по духу, хотя там в фонограмме никаких гитар нет. А что такое битловская „Yesterday“?». Моя любовь - нежданная печаль,Путь несказанных грёз.И всё, о чём так долго я мечт...
    192

    "Времена покоя и почестей часто приводили к тому, что люди, принадлежащие к Церкви, расслаблялись..."

    Постигшие нашу страну бедствия не только указывают на болезненные язвы общества, но и свидетельствуют об общем бедственном духовно-нравственном его состоянии. Только малая часть народа ведет духовную жизнь и стремится исполнять Божественные заповеди. Большая часть людей страдает тяжким недугом неверия и стремится удовлетворить свои страсти. На этой почве рождаются все...
    220

    Евангельские «сенсации»

    «Мы обнаружили древнюю рукопись, которая содержит скрытый смысл. В процессе его расшифровки мы введем вас в мир этого таинственного текста. Чего боялся Ватикан и что Дэн Браун только подозревал — оказалось правдой. Теперь у нас есть письменные свидетельства, что Иисус...» Один из постоянно всплывающих околобиблейских мифов — миф о браке между Иисусом и М...
    435

    Иерей Павел Островский: "Наверное, этого как раз должно хватить священнику на покупку новой трехпалубной яхты..."

    Каждый день сотрудник церковной лавки присылает мне вечером информацию о количестве пожертвований на храм за день.Я сделал скриншот последней недели, чтобы наглядно вам показать те горы золота, которые мы получаем с тех несчастных пенсионерок и глупых трудяг, заходящих в наш храм.Всего у нас в храме 11 сотрудников на зарплате (у пятерых о...
    2025

    «Пророк Илия и преподобный Серафим Саровский – святые одной Церкви»

    Однажды попросили меня провести урок в нашей приходской воскресной школе. Ну, урок и урок, чего ж… Дело вроде знакомое, не впервой. Одно только меня смущало – тема. Дело в том, что для старшей группы батюшка составил тематическую программу на каждое занятие. И неуклонно следовал ей весь год. В тот раз нужно было ему куда-то срочно уехать по делам. Вот меня и попросили...
    405

    Не монах он никакой...

    Людское море вынесло ее на воздух. Начинался крестный ход. Тут Людмила увидела вблизи монахов и отчетливо поняла, что Феоктист или как его там, Феогност, — не монах никакой, а жулик. У этих, настоящих монахов все было другое: и руки, и глаза, и бороды. И пели они так, что душа переворачивалась. И чувствовалось, что есть у них в жизни что-то такое, о чем большинство да...
    1269

    "Выход протоиерея Александра из редакции портала "Правмир" - это важный сигнал авторам и читателям"

    «Данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ. Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями» Заместитель председателя Синодальн...
    1332

    Протоиерей Александр Ильяшенко: «Нынешнее издание перестало в полной мере соответствовать названию "Православие и мир"»

    Один из главных принципов - принцип свободы. Христианство понимает его, как свободу от греха, а не свободу делать то, что кажется правильным, проявляя непонятное упрямство и нежелание видеть и исправлять свои ошибки. Нынешнее издание перестало в полной мере соответствовать названию "Православие и мир". Политика редакции, подчас не церковная и не православная, нанесла ...
    1333

    "Деление по возрастному признаку в данном вопросе абсолютно неправомерно..." Мнение священнослужителя.

    Мы знаем потрясающие случаи, когда во время обстрела политруки падали на колени и молились. Подобное видел, будучи на фронте, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий. Михаил Иванович Фролов, 1924 года рождения, вспоминал, как политрук, оказавшись в разведке, истово крестился, когда немцы, не заметив их, проходили мимо... Несколько лет тому наз...
    1310

    Анонимное миссионерство — это что?

    Анализируя в эфире телеканала «Спас» новый феномен в православной миссии - анонимное миссионерство в социальных сетях, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, доктор политических наук Александр Щипков отметил, что причины этого явления следует искать в культуре постмо...
    1308

    "Будучи телесно изнуренными, бессильными или полумертвыми, в молитве они приобретают некую юношескую бодрость..."

    Вспоминаю старца Порфирия, который был настоящим собранием болезней. Более больного человека я в своей жизни не встречал. Он очень остро переносил все изменения погоды, атмосферы, так что оказывался почти при смерти. Однажды, помню, мы плыли на Афон, и на корабль его внесли на носилках. Я, честно говоря, когда его увидел, да еще завернутым в одеяло, подумал, что он ме...
    1016

    Аквариум - Молитва и Пост

    «Молитва и пост» — концертный альбом Бориса Гребенщикова. Запись концерта в Last Day Saloon, Сан-Франциско 9 августа 1998 года. Первоначально существовал как Internet-only альбом  в MP3-формате. В августе 1998 года БГ дал два концерта в США — в Сан-Франциско, что и зафиксировано на данной записи, и в Нью-Йорке в клубе «The Bitter End» 14 августа 1998 года. Причём...
    988

    "Культура современного общества очень отличается от литургической культуры, которую использует Церковь..."

    «Культура современного общества очень отличается от литургической культуры, которую использует Церковь, и эта разница культур зачастую мешает современному человеку, пришедшему в Церковь, почувствовать себя дома, - уж слишком необычным все кажется, отдаленным от того, чем человек живет каждый день. Но изменять церковные традиции невозможно, потому что светская культура...
    930
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика