• РЕГИСТРАЦИЯ

"Я хочу сказать тебе что-то"

7 1693

Когда я был на Святой Горе, в Новом Скиту, в первый или второй год после того, как стал духовником, – не спрашивайте меня, в каком возрасте это было, потому что разочаруетесь, – пришел один очень духовный человек – мирянин, он не был клириком, с Халкидики.

Это был действительно человек Святого Духа, очень сильный духовно. Помню, как он плакал и рыдал на своей первой исповеди у меня, так что я даже подумал: «Пресвятая Богородице! Что же я услышу от него? Столько плача и рыдания! Он, конечно же, совершил убийство!» И меня охватила тревога в ожидании того, что я от него услышу! Потому что мне в первый раз довелось видеть такой плач.

В тот день он опять пришел исповедаться в скит, где мы жили. Была суббота, были и другие посетители, и он сказал мне:

– Отче, я хочу исповедаться!

А я спросил его:

– Когда ты уезжаешь домой?

– Останусь дней на пять-шесть.

– Ну хорошо, давай тогда я исповедую тех, кто уезжает завтра, и если успею, исповедую и тебя.

Он мне ответил:

– Хорошо, отче, как хотите.

И этот человек прождал известное время перед храмом. Прошло время:

– Ты видишь, мы сейчас не успеем, пойдем отдыхать, – сказал ему я, поскольку служба в монастыре начиналась в три часа утра. – Если ты остаешься здесь на подольше, то завтра увидимся.

– Как благословишь, отче, нет проблем!

Утром мы пошли на службу, служили литургию, было воскресенье, и служба была длинная – 6–7 часов. Он стоял сзади в уголочке. Знаете, кем он работал тогда? У него был автомобиль, и на нем он летом продавал сэндвичи на прибережной улице – там, где, вы представляете себе, что он там видел и что там бывало. А зимой работал шахтером на острове Халкидики. Он стоял сзади и молился, склонив голову и плача. Когда кончилась литургия, он зашел в алтарь и сказал мне:

– Я хочу сказать тебе что-то.

– Но я сейчас не могу, – я еще не потребил Святое Причастие. – Приди попозже!

Но он сказал:

– Отче, прошу тебя! Я хочу сказать тебе что-то очень серьезное! Произошло нечто великое, я не знаю, что это!

– Что же с тобой случилось?

– Знаешь, во время святой литургии я стоял сзади и думал, что недостоин причаститься, потому что сказал себе, что если бы я был достоин причаститься, то вчера Бог просветил бы меня исповедаться, а сегодня, в воскресенье, причаститься. И я смотрел на отцов, монахов, все причащались, кроме меня. Я говорил себе: «Ради моих грехов Бог не допустил меня причаститься». И спрашиваю сам себя: «Что же ты себе думаешь? Разве ты достоин того, чтобы причаститься? Бог сделал всё так ради твоих грехов!»

Посмотрите, какое смиренное расположение и дух имел этот мужчина. Когда я выходил со Святым Потиром, чтобы причастить отцов и мирян, бедняга говорил себе: «Я не могу приступить сегодня, в воскресный день, на Святой Горе и причаститься. Но хотя бы издали видеть Тебя – и этого будет предостаточно для меня!» Он глядел на Святой Потир, видел внутри Тело и Кровь Христовы, которыми люди причащались. Так он впал в сильное умиление, закрыл глаза, и из них потекли слезы. В этом состоянии он внезапно почувствовал, что его рот наполняется Святым Причастием, и смутился. И что же это было? Неведомо как во рту у него появилась частица Тела и Крови Христовой, которые он проглотил; поскольку он ни с другими не причащался, ни ел что-нибудь, ничего. Так, в этом молитвенном состоянии… После этого, дрожа, он пришел в алтарь рассказать, что случилось.

Конечно, я не объяснял ему очень многого, потому что эти вещи не объясняют тем, кто их переживает, но сказал себе: «Посмотри, что значит смирение». Все мы в этот день причастились. Но кто причастился реально? Этот смиренный человек, который не считал себя достойным причаститься, который был презрен, мы даже не исповедали его и оставили стоять в углу. Сам Бог его причастил, и он принял в себя Тело и Кровь Христовы через благодать Святого Духа; невозможно объяснить это иначе. Ни в прелести он не был, ни места для прелести даже не было в этом смиренном человеке.

Вспоминается мне один рассказ из «Патерика». В некоем монастыре было много отцов и один обыкновенный человек, на которого монахи не обращали внимания и держали его при себе, чтобы он подкладывал дров под котел, то есть на летней кухне. Они считали его презренным и отверженным и даже в монахи не постригли. Он носил какую-то ветхую одежду, и его держали как бы из милосердия. Бедняга работал и в церкви, когда была служба, но и на летней кухне тоже подкладывал дрова, чтобы огонь не потух, и был постоянно измазан сажей, грязный, презренный, и никто не обращал на него внимания.

Однажды, когда он был в церкви, служили святую литургию и монахи пели, он восхитился и был захвачен всей атмосферой литургии. Варево в котле закипело, стало выливаться через край, и начался пожар на летней кухне. Тут закричали: «Горим! Пожар!» Когда понял, что произошло, этот человек сказал себе: «Пресвятая Богородице! Это же из-за меня! Если огонь не погаснет, может разгореться большой пожар!» Он бросился в огонь, не думая о нем, стал размешивать варево, отшвыривать дрова, огонь стал униматься и наконец погас.

Монахи изумились, потому что видели, что он стоит в огне и не сгорает. Игумен монастыря сказал:

– Отцы, Бог был на летней кухне, а не в церкви! Мы, церковные, вообще не могли к огню приблизиться! Он столько лет приходил услышать хоть слово из того, что мы говорили. Всегда был в саже и перепачканный, мы даже в монахи его не постригли, он никогда не заходил с нами в храм. Держали мы его тут, чтобы он подкладывал дрова на летней кухне. Но в конечном счете Бог оказался там, с ним, а не с нами.

Бог там, где смирение. Бог там, и в том, и с тем, кто никогда не считал и не думал, будто Бог – его должник, поскольку «я делаю что-то, поскольку молюсь, бодрствую, пощусь, подаю милостыню», массу всего еще. И мы считаем, что если делаем что-то, значит, мы уже не совсем подлежим погибели, отвержению. «И я тоже представляю собой что-то!» Бог, однако, никогда не бывает с человеком, у которого имеется хоть след самомнения, тщеславия и гордости.

Поэтому, братия, сегодня в основание духовного пути во Христе отцы Церкви поставили смирение и этос* мытаря. Не дела мытаря, а его этос, чтобы показать нам, как следует начинать путь, чтобы найти Бога, чтобы обрести Воскресение.

Многие спрашивают:

– Как я могу стяжать Божию благодать?

И мы начинаем говорить массу хорошего и полезного. Но, думаю, самыми подходящими для всех нас будут следующие слова из «Патерика».

Один монах, желавший стать отшельником в пустыне, пошел, нашел одного великого авву и сказал ему:

– Отче, скажи мне, как спастись? Скажи мне слово от Святого Духа, как спастись!

Старец ответил:

– Иди, сиди в своей келье, и когда будешь голоден, ешь. Когда захочешь пить – пей. Захочешь спать – спи. Но только держи непрестанно слова мытаря в сердце своем, и спасешься!

Человек, действительно достигший душевного расположения мытаря, выраженного в вопле: «Боже, милостив буди мне, грешному», – уже вошел в Царство Божие. Он достиг цели Евангелия, Божиих заповедей, равно как и цели, ради которой Сам Бог стал Человеком.

Молю благодать Святого Духа, да вразумит Он всех нас, ибо действительно даже обычная логика говорит нам о необходимости смирения. Горделивый безрассуден, он безумен, но, к сожалению, все мы в своей гордости безрассудны и безумны. Молюсь, чтобы Бог вразумил нас, и мы всегда, особенно в этот благословенный период Триоди, находили сокровище мытаря в сердцах своих. И да удостоит нас Бог той великой свободы, какую чувствует человек, поставивший себя ниже всех людей.


Митрополит Лимассольский Афанасий


* ЭТОС (греч. обычай, нрав, характер) - 1) термин древнегреческой философии, обозначающий совокупность устойчивых, стабильных черт характера индивида, вследствии его неизменности. Присущий каждому человеку прирожденный Э. (нрав) определяет все проявления его характера. Понятие «этика» является производным от понятия «Э.»; 2) современная философия диалога (Левинас и др.) интерпретирует Э. как совокупность нравственных императивов, имплицитно присущих интерсубъективному пространству. Э. предстает как практический моральный опыт, совокупность регулятивных идей, наделяющий личность ее «естественным правом», которое предопределяет условия всякой активности личности, но в первую очередь, коммуникативную активность. Опыт Э. выступает прагматическим обоснованием трансцендентальной теории диалога; 3) в современной общей риторике - аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения и специфические особенности которого варьируют в зависимости от определенных параметров (метабол); эстетический эффект, достигаемый сведением к норме множества отклонений. Полное описание риторической фигуры (выразительного стилистического оборота) должно включать описание соответствующего отклонения, ее маркера, инварианта и Э. Э. фигур речи в общей, т.е. прило-жимой ко всем способам выражения информации, риторике есть определенный жанр и конкретная эстетическая категория в отличие от фиксированной формы и не изменяющейся субстанции пустых фигур. Воздействие фигуры речи не содержится в самой фигуре, а возникает у слушателя (читателя, зрителя) в качестве ответа на определенный стимул. В теории метабол и теории Э. заключена практически всякая стратегия построения, воспроизведения и восприятия убеждающей речи. Структура Э. в общей риторике включает три разновидности Э.: а) ядерный Э., связанный со структурой метаболы, используемой одинаковым образом, независимо от того, идет ли речь о сакрализации (литургия), об убеждении (реклама), о возвеличивании некоторых ценностей (определенный тип поэзии), об игре (кроссворды) или даже такой языковой деятельности, которая вообще не порождает явного Э. (нахождение имени для обозначения новой реальности); б) автономный Э., связанный со структурой метаболы и субстанцией - психологическими и социологическими факторами (паралингвистический аспект); в) контекстуальный Э., связанный со структурой метаболы, субстанцией и контекстом. Текст предстает в виде пространства, в котором необходимо изучить взаимозависимости, соответствия, синтагматические или парадигматические связи (в палеориторике уровни элокуции и диспозиции), которые устанавливаются между различными метаболами и создают в своей совокупности контекстуальный Э.

"Времени нет..."

    Образование

    Лучшее в мире советское образование наглядно Неоднократно просили написать про образование. Вот не хотел этого делать, понимая, что будут возмущённые вопли «вывсёврёти» и обвинения в ...

    Комментарии из сети № 670

    Доброе утро, КОНТ!) Мы добрались до очередной пятницы, а значит будем улыбать загрузочное пищевое отверстие очередной подборкой. Если нужны поводы что-то отметить вечером, то сегодня можно выпить огне...

    Госдума лишила Прибалтику российских миллиардов – парламентские популисты против.

    Госдума РФ приняла сегодня закон, который позволит перенаправить поток экспорта российских удобрений из портов Прибалтики в российские порты.Речь идет о 4 млн тонн грузов. При этом все ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Крестьянин 6 августа 20:04

      О молитве

      Молитва - основа духовной жизни Христианина. По Учению Святых Отцов, молитва должна быть: внимательной, благоговейной, покаянной, без поиска приятных ощущений и утешений, без представления образов в уме, неспешной... ...
      347

      А.И.Осипов о происхождении души

      Вопрос: «Как лучше объяснить неверующему человеку, что такое душа? Чем она отличается от сознания и почему она бессмертна?» – Если кто-нибудь когда-либо занимался этим вопросом, то, наверное, помнит, что наша душа трехсоставна: есть растительная сторона (то есть общая часть с растениями), животная сторона и, наконец, есть высшая сторона ...
      593

      Child in Time. Неожиданные трактовки...

      Мой милый мальчик, пролетят быстро года,Научишься ты отличать добро от зла.Ты разглядишь стреляющего в мир слепца,Чьи пули косят всех, как серп косца.Коль жил неправедно, а ты ведь так и жил,От пули увернувшись из последних сил,Закрой глаза и голову свою пригни,Молись, чтоб рикошетом пули все прошли. Sweet child, in time you'll see the l...
      1748

      Парадоксы молитвы

      Высказывания афонского старца дают нам возможность немного ослабить мертвящую хватку ума, дать душе приоткрыть глаза на подлинные законы духовного мира...   Молитва и смирениеОткровение монаха жестко расставляет вещи на свои места: жизнь - и смерть. Жизнь - это стратегия Духа, в которой все непросто, а смерть - это религия диав...
      607

      А потом, вдруг, бац...

      Чипизация, вакцинация, голосование по правкам в Конституцию, коронавирус, дистанционное обучение, старцы, пророчества, перевод богослужения на русский язык, масоны, либералы, экуменисты, терроризм, беспорядки, надоел муж, теща выжила, бесогон, изоляция, коррупция, блогеры, инфоповоды, грудное вскармливание засорилось, феминизм, ...
      569

      "Что такое молитва? В чем ее сущность?"

      "Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других".Преподобный Амвросий Оптинский Скрижали сердца. О молитве Иисусовой п...
      733

      Осипов А.И. "Природа греха"

      Что понимается под страстностью? Если духовное тело не могло страдать, то ставшая дебелой, плоть подвержена всевозможным страданиям как тела, так и души. Хорошо объясняет это преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.): «Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедше...
      633

      Фильм Евгения Ташкова по роману Фёдора Достоевского "Подросток". Шедевры экранизации...

      Юный Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын помещика и бывшей крепостной крестьянки, приезжает в Петербург. Это история его поисков смысла бытия, нравственных блужданий, первой любви, ошибок и прозрений... Режиссер: Ташков ЕвгенийСценарист: Ташков Ев...
      1045

      Ф.М.Достоевский "Село Степанчиково и его обитатели". Шедевры экранизации...

      По повести Ф.М.Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Печальная история о том, как наглый демагог и бездельник Фома Опискин, проживая в доме полковника Ростанева, своим словоблудием завладел душами и умами образованных и неглупых людей. У Фомы нет корыстной цели, к которой он стремился бы. Он искренен и нерасчетлив в игре. Это позволяет ему, ...
      738

      "Кроме вас больше некому сейчас. Может, как-нибудь выкарабкаемся с вашей помощью..."

      Не стану вас хвалить, дабы не вводить в искушение, однако скажу очень честно: "Кроме вас больше некому сейчас..." Живите долго, учите честно, бескорыстно! К сожалению вы имеете косвенную ответственность за нас! Я многому у вас научился! Научился искать ответы и вдохновение у самых "первых" отцов, тех что Великими звались. А если чего нет у них, касающег...
      1592

      «Впервые вижу епископа без панагии...»

      Святитель Нектарий перед кончиной долго болел тяжелой формой рака и скрывал свою болезнь. Когда скрывать мучения стало уже невозможно его отправили в Афинскую больницу. Но за лечение надо было заплатить, а денег не было. Глядя на маленького, одетого в простую рясу старичка, мучившегося от боли, дежурный спросил: «Он монах?» «Он епископ», — ответила сопр...
      4153
      Крестьянин 22 апреля 18:19

      "Это было самое страшное, что я видела в своей жизни..."

      Нас в палате было четверо. И в соседней - трое. Мы сидели на кроватях, разговаривали, даже смеялись. Но меня не покидало ощущение дикости происходящего. Ждать было очень тяжело. Сначала оперировали женщин из другой палаты. Вот стали вызывать из нашей палаты. Во мне поднимался ужас от того, что совершалось на моих глазах...Позвали меня. Я зашла в операци...
      4689
      Крестьянин 22 апреля 13:42

      Л.А. Сенека: «Если не знаешь, куда плывёшь, ни один ветер не будет тебе попутным...»

      Когда кто-то в очередной раз станет уверять, что идеология не нужна вовсе, а следует жить исключительно ради «повышения благосостояния» – не верьте: это призыв вернуться к дикости. Тем более, что обычно про «неуклонное повышение благосостояния» заговаривают те лидеры, которые вообще понятия не имеют, куда двигаться и что строить, и потому вынуждены маскировать свою ид...
      1733

      Быль

      В маленьком городке ее называли Верка-потаскуха. А потом она забеременела.Ни о каком аборте Верка даже не думала. Хотя врачи брезгливо сказали: «Тебе-то зачем?» Но ей было все равно, что они говорят. На обследования не ходила. Думала о том, что станет у неё в жизни теперь всё по-другому. Не как у них с матерью-пьяницей...***...В один из дней завалилась ...
      3006

      Ужасы Иудейской войны...

      Страшную во всех отношениях картину представляла Иудея в первой половине I века по Р. Х. Терзаемая внутренними неурядицами, борьбою партий, грабежами разбойничьих шаек, ежеминутно дрожа пред кинжалами наемных убийц – сикариев, угнетаемая множеством прямых и косвенных налогов, страдая от хищничества собственных первосвященников и стеня под гнетом непопулярных царей, го...
      830

      Достоевский о двух самоубийствах...

      "Что мне теперь ваши законы? К чему мне ваши обычаи, ваши нравы, ваша жизнь, ваше государство, ваша вера? Пусть судит меня ваш судья, пусть приведут меня в суд, в ваш гласный суд, и я скажу, что я не признаю ничего..." Ф.М.Достоевский "Кроткая" Любите друг друга - Федор Достоевский - Библейский сюжет  ...
      686

      "Ваш кандидат, а в прошлом он лабазник, вам иногда устраивает праздник..." О творчестве Владимира Высоцкого.

      Слева бесы, справа бесы, Нет, по новой мне налей! Эти - с нар, а те - из кресел,- Не поймешь, какие злей. И куда, в какие дали, На какой еще маршрут Нас с тобою эти врали По этапу поведут! Ну, а нам что остается? Дескать - горе не беда? Пей, дружище, если пьется,- Все - пустыми невода. Что искать нам в этой жизни? Править к пристани какой? Ну-ка, солнце, ярче брызни! ...
      843

      В.Высоцкий: "Что искать нам в этой жизни?.."

      И снизу лед, и сверху. Маюсь между.Пробить ли верх иль пробуравить низ?Конечно, всплыть и не терять надежду,А там - за дело, в ожиданье виз.Лед надо мною, надломись и тресни!Я весь в поту, как пахарь от сохи.Вернусь к тебе, как корабли из песни,Все помня, даже старые стихи.Мне меньше полувека - сорок с лишним,Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храни...
      644

      Эксперимент подходит к ...?

      Прислали. Допускаю, что автор этого ролика сам работает на тех, кого высвечивает. Если это так, то зачем это ему нужно? Чтобы посеять...? Кому интересно, выскажетесь, пожалуйста, в комментариях... ...
      801

      Патриарх Диодор: откровенный рассказ о схождении Благодатного огня...

      В 1981 году Иерусалимскую Церковь возглавил патриарх Диодор (Каривалис; 1981–2000). Свое служение он начал словами о том, что патриарший престол «является кафедрой не величия и славы, а мученичества и Голгофы».Патриарх Диодор олицетворял собой неуклонную верность церковным канонам и догматам вопреки давлению духа времени. Он был известен своими жесткими антиэкуменичес...
      1772
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика