• РЕГИСТРАЦИЯ

"Очевидная социальная деградация, депрессия и массовая апатия не в последнюю очередь вызваны идейной опустошенностью..." Феликс Разумовский.

Крестьянин
"Время течет в одном направлении..."
10 сентября 15:31 2 1466

Мы часто говорим, что сегодняшняя секулярная культура пришла на смену сакральной. Но ведь это произошло не «с воскресенья на понедельник». Элементы сакральной культуры отмирали очень долго. И вот сегодня мы стали свидетелями того, что почти все проявления этой культуры, весь культурный опыт — иссякли. Точнее — отброшены. Обиходная христианская культура умерла... В этом смысле мы находимся в уникальной ситуации... Отвергается, шельмуется, дискредитируется любая попытка отнестись к чему бы то ни было серьезно. Кругом все условно, сегодня это белое, завтра — уже черное. В такой ситуации не то что верить в существование абсолютной истины, а просто говорить о чем-то всерьез невозможно... Сегодняшние слова, заявления, политические декларации ровным счетом ничего не значат. Все условно. Относиться к этому серьезно невозможно...

«Довели утопию до логического конца»

«Выходя сегодня из храма, мы попадаем в радикально другой мир. Там нет общей для всех правды. И нет вещей, над которыми нельзя было бы посмеяться», — считает Феликс Разумовский, историк, ведущий телепрограммы «Кто мы?». Но как возник этот разрыв двух миров? Неужели Церковь проиграла ироничной цивилизации мнимостей, и верующим остается только укрываться от нее, не пытаясь ничего изменить? Об этом наш разговор с Феликсом Вельевичем.

— Вы часто повторяете, что культура иерархична, и жалеете, что эта иерархия разрушается. Что Вы имеете в виду?

— Еще совсем недавно люди находились внутри устоявшейся обиходной культуры. Тут принято говорить об обычаях, традициях, нравах, то есть о чем-то привычном, само собой разумеющемся. Это не призывы и декларации, это сама жизнь. Русская обиходная культура некогда оформляла жизнь человека во всех ее проявлениях. В том числе — характер общения людей. Внутри семьи, в обществе, с представителями власти… Каждый конкретный случай предполагал свой, особый тип поведения. Приглядевшись и поразмыслив, мы увидим в этом особый порядок, некую иерархию.

Обиходная культура, сложившаяся на основе христианских ценностей, была насквозь иерархичной. В самом деле, в храме, на вузовской кафедре или, допустим, на своей кухне мы ведем себя по-разному. Поведение в храме — самое строгое, там мы не станем оживленно разговаривать и смеяться. А где-то в другом месте мы можем и повеселиться. Другое дело, когда в жизни возникает своего рода культ развлечения, нескончаемой смены впечатлений и всепоглощающего драйва, — тогда мы имеем дело с кризисной ситуацией, с разрушением иерархии. И с потерей обиходной культуры.

— Почему это так беспокоит Вас сегодня?

— Обычная повседневная жизнь превращается в трудноразрешимую проблему. Христианин не может не чувствовать этого — разрушительного противостояния веры и того, что можно назвать нормой современной жизни.

Мы часто говорим, что сегодняшняя секулярная культура пришла на смену сакральной. Но ведь это произошло не «с воскресенья на понедельник». Элементы сакральной культуры отмирали очень долго. И вот сегодня мы стали свидетелями того, что почти все проявления этой культуры, весь культурный опыт — иссякли. Точнее — отброшены. Обиходная христианская культура умерла. В этом смысле мы находимся в уникальной ситуации.

Возьмем, к примеру, Петровскую эпоху. Как сказал Карамзин, Россия «восприняла новый образ». Форсированная западноевропейская модернизация сопровождалась ломкой и третированием русских нравов. Но при этом бóльшая часть страны, крестьянство, по-прежнему жила в своем традиционном мире. Даже с представителями европеизированного дворянства по части мирочувствия не все однозначно. Вот, допустим, Наталья Долгорукая, дочь знаменитого петровского фельдмаршала Шереметьева. Совсем юная особа, она не бросает в беде своего суженого, отправляется с ним в изгнание, в сибирский Берёзов. Терпение, верность и преданность отличают жизнь этой замечательной православной женщины, бывшей когда-то богатейшей невестой России… Вот вам и «повреждение нравов в России». Хотя отрицать это самое «повреждение» решительно невозможно — но тем не менее во многих людях продолжало жить христианское мирочувствие, подчас глубоко запрятанное.

А сегодня это запрятанное — исчезло. Тут речь не о вере, не о «едином на потребу».

Речь о повседневности в самых разнообразных ее проявлениях. О том, что происходит с человеком вне церковной ограды, где прежде действовала христианская обиходная культура. Теперь она не действует, потому что ее нет.

Сильнейший удар по русской жизни был нанесен в ХХ веке. Мы прошли через советскую эпоху, когда христианская система ценностей разрушалась — целенаправленно, методично и беспощадно. Новые властители России поставили своей целью создать нового человека, счастливого обитателя рая на земле. Европа в принципе шла в том же направлении, время от времени мы с ней пересекались, но в какой-то момент опередили. Если в XVIII веке мы учились у Вольтера, Дидро и других просветителей, то уже в первой половине XIX века своими силами довели просветительскую утопию до логического конца. Почитайте хотя бы «Что делать?» Николая Чернышевского. К тому, о чем писал наш пылкий революционный демократ, Европа придет только через сто лет, в ХХ веке, в результате так называемой сексуальной революции 1968 года.

«В нашем мире стало невозможно говорить хоть о чем-то всерьез»

— Почему Вы связываете понятие культурной иерархии именно с христианской цивилизацией?

— Здесь важно понятие истины, сущности безусловной и неизменной. С точки зрения христианина, есть нечто, что превыше всего. Что определяет всё и вся в мироздании. Что стоит на вершине пирамиды бытия. Отсюда фундаментальный иерархический принцип. Универсальная модель. Ее утверждает евангельская Истина, Христова правда.

А в той культуре, которая сформировалась сегодня, нет ничего абсолютного, безусловного. Вокруг нас все условно.

— То есть христианству сегодня противостоит релятивизм?

— Релятивизм принадлежит скорее к первому этапу Просвещения. В ту пору вопрос об Истине ставился приблизительно так: «Для тебя важна Истина — ну хорошо, я этого не оспариваю, ты можешь так считать. У меня — иное мнение на этот счет». У Дидро есть известный диалог с дамой, которая с опасением относится к его неверию. Как же так, ведь вы не верите в Бога? А он отвечает: ну и что, разве я перестал из-за этого быть честным человеком? Разве стал глупее, хуже? Дидро не призывает выбросить идею Бога из головы: если хотите — пожалуйста, можете верить, говорит он, а мне это не нужно. Мое дело — просвещение.

Но сейчас вопрос стоит уже иначе. И вполне тоталитарно. Вегетарианские времена релятивизма остались в прошлом.

Отвергается, шельмуется, дискредитируется любая попытка отнестись к чему бы то ни было серьезно. Кругом все условно, сегодня это белое, завтра — уже черное. В такой ситуации не то что верить в существование абсолютной истины, а просто говорить о чем-то всерьез невозможно.

Этим отношением пропитана вся сегодняшняя жизнь.

Например, первое лицо КПРФ выступает на Всемирном русском народном соборе. Сегодня лидер коммунистов — в первых рядах защитников Отечества. Тогда как его предшественники в свое время отвергли само это понятие. Они настаивали на том, что у пролетариев нет Отечества. При этом весьма определенно высказались по поводу прошлого: «весь мир насилья мы разрушим…» Никакого «русского мира», традиций и воспоминаний для людей этого круга не существовало. Но сегодня у их последователей совершенно иная риторика. И это в порядке вещей, задавать вопросы им бессмысленно. Потому что сегодняшние слова, заявления, политические декларации ровным счетом ничего не значат. Все условно. Относиться к этому серьезно невозможно.

— С чем связано это нежелание обсуждать что-то всерьез? Может, люди опасаются идеологий, которые в XX веке продемонстрировали способность рождать тоталитарные режимы?

— Страх перед идеологиями существует только у представителей тонкой прослойки либеральной интеллигенции. В свое время Александр Галич выразил это настроение: «Бойтесь того, кто скажет, как надо». На самом деле, идейного вакуума в жизни быть не может. Это иллюзия. Звучавшие на все лады в незабвенные 90-е призывы «обогащайтесь», екатеринбургский Ельцин-центр — это самая настоящая идеология. Существует немало средств, включая, конечно, интернет-ресурсы, вообще СМИ, с помощью которых наше сознание постоянно обрабатывается. Даже рекламный телевизионный слоган «Бери от жизни всё» — не что иное, как серьезная идеологическая кампания. Во всяком случае, гораздо более действенная, чем лозунг позднесоветского времени «народ и партия едины».

Существует ли в нашем обществе запрос на иную, более социально значимую идеологию? Или даже на национальную идею? Это большой вопрос. Со стороны людей православных — безусловно. Но таковых сегодня меньшинство. Впрочем, реакция большинства нам сегодня тоже хорошо известна. Очевидная социальная деградация, депрессия и массовая апатия не в последнюю очередь вызваны идейной опустошенностью. Отсутствием того, что принято называть моделью будущего. Тогда как разговоры об обогащении и о якобы ожидаемом в будущем благосостоянии звучат явно неубедительно.

— Почему неубедительно?

— Не нужно думать, что в России живут сплошь бессребреники. Дело в другом, в своеобразии типа русской духовности. Наша духовная культура столетиями укореняла в сознании вполне определенные приоритеты. Мы изначально были сосредоточены на Истине, на безусловном; мы были обращены к духовному Небу. Поэтому в русской жизни так почитались святые и вообще святость. На христианском Западе были иные приоритеты, Запад привычно сосредоточен на земном, земных реалиях. Закономерно, что там появились инструменты, позволяющие эти реалии оберегать, оформлять и укреплять. В первую очередь это юриспруденция, право. Вся западная жизнь пронизана правовым сознанием. А у нас договариваться никто не толком не умел и не умеет. И частная собственность никогда не была чем-то абсолютным. Я не говорю, что это правильно, не говорю, что мы лучше, «духовнее». Боже сохрани! Но различия очевидны.

Русский человек все время задает себе тот самый вопрос, который звучит из уст Обломова: «А зачем?» То есть существует ли высший смысл в моей жизни? И если мы на этот вопрос не отвечаем, у нас ничего не клеится. А мы на него пока не отвечаем.

— То есть какая-то идеология все же нужна?

— Идеология — это производное от мировоззрения. Политические программы и лозунги не заменят живой жизни. На руинах обиходной культуры и национального сознания заниматься идеологическим строительством бессмысленно. Прежде, чем в XVI веке появилась идеология «Москва — Третий Рим», наши предки, люди Древней Руси, обрели христианское мировоззрение и накопили достаточный культурный опыт. Московское царство опиралось на крепкий духовный и культурный фундамент.

— Не задача ли это для Церкви — формировать в обществе определенное мировоззрение?

— Конечно. Потому Церковь и подвергается таким нападкам, что это единственный организм, который может решать эту задачу.

— А решает?

— Церковь не может ничего навязывать нецерковному обществу. Вести диалог? Наверное…Однако, на каком языке пойдет разговор, это уже проблема. Современный постгуманизм, агрессивный либерализм и христианство стоят на принципиально разных мировоззренческих позициях. На эту тему в наши дни в церковной среде прошла довольно острая дискуссия. Александр Щипков (Александр Щипков — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, общественный деятель, доктор политических наук. — Ред.) не согласился с Андреем Шишковым (Андрей Шишков — секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, старший преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Интервью Андрея Шишкова о проблемах, в том числе о диалоге Церкви и светского мира, можно прочесть в июньском номере «Фомы» за 2019 г. — Ред.). А заспорили они о том, как и на каком языке говорить Церкви с миром. Стало быть — с нашими соотечественниками, которые не просто стали светскими людьми, это уже пройденный этап…

Эта тема — на каком языке говорить — тема имперского периода русской истории, тема, как мы понимаем, болезненная. Одна переписка Белинского с Гоголем чего стоит. Только теперь масштаб проблемы увеличился в геометрической прогрессии. Ибо и атеист Белинский, и христианин Гоголь пребывали в лоне русской культуры. Иначе говоря, оставались русскими людьми, не утратившими живой связи с русской жизнью.

Однако в сегодняшнем «публичном пространстве» таких людей крайне мало. Как мы уже сказали, русская обиходная культура утрачена почти полностью, во всяком случае, большинство деятелей публичного пространства — люди вполне космополитичные, не имеющие ровным счетом никаких представлений ни о русской земле, ни о русской судьбе, ни о русской трагедии. К русской тематике они в лучшем случае равнодушны. Хотя часть — «новые атеисты» — настроены весьма и весьма враждебно.

И вот представьте себе одну из современных публичных площадок, к примеру, Московский урбанистический форум. Его организаторов греет убийственная идея превращения Москвы в новый Вавилон, в громадный, уродливый мегаполис. На каком языке оспаривать эту идею? На «религиозном» или «секулярном»? Вопрос риторический. Потому что это игра. Это условный, мнимый диалог, в котором нет места серьезности.

Это новая реальность. Настолько новая, что я не уверен, применим ли здесь апостольский опыт. В тех аудиториях, в которых некогда подвизались великие проповедники, они обращались к реальным эллинам или к реальным иудеям. Но они не обращались к мнимостям постмодернизма.

И тем не менее возрождать русское мировоззрение можно и нужно. При этом ясно сознавая, что до решения этой задачи нашей Церкви еще далеко. Ее интеллектуальный и культурный потенциал сильно пострадал в годы гонений. Вместе с тем готов свидетельствовать, что в Русской Церкви есть немало людей с удивительно целостным национальным мирочувствием. Это как в музыке, где подвизаются те, кто имеют абсолютный слух. Часто это люди уже в летах, они прошли через советский опыт, смогли его преодолеть и вернулись к простому и ясному православному миропониманию. Но есть, к сожалению, и другие примеры.

— Как почувствовать эту разницу в миропонимании? В каких ситуациях или вопросах она становится заметна?

— Национальное мировоззрение «заквашивается», с одной стороны, на христианских ценностях, на догматах православной веры, а с другой — на нравственном отношении к своему прошлому. Ну, а дальше могут увлечь компромиссы и соблазны. А еще — те самые благие намерения, которые неизбежно уводят с тесной стези на «вселюдский путь». И тогда открывается широкое общественное поприще… Идя по этому пути, можно «с пониманием» отнестись к деяниям товарища Сталина. Или вдохновенно идеализировать последнего российского императора и даже весь имперский период русской истории. Можно безоглядно упрощать христианскую картину мира, оставляя в стороне, под спудом свое, русское, мрачное и безвидное. И постепенно перемешивать, а по сути подменять православную жизнь вполне себе либеральной…

«Выходя из храма, мы оказываемся в пустыне»

— Почему проблема слома культурной иерархии для Вас лично встала на первый план? Чем она Вас задела?

— Я думаю, это тяжелейшая проблема не только для меня, но и для всех русских православных людей. Сегодня, когда православный христианин выходит из храма, он оказывается в пустыне. В духовном смысле пустыня — это пространство, где нет ничего человеческого. Прежде на месте пустыни был Дом, наш, русский Дом. Обжитое, очеловеченное пространство.

Я не хочу сказать, что там, в русском Доме и на русской земле, не было греха и неправды. Все это было. Но человек выходил из храма после воскресной литургии — и оказывался на площади русского православного города, общался с православными людьми. Более того — и это очень важно! — его труд освящался высоким смыслом. Недаром люди, пашущие землю, у нас назывались крестьяне. То есть — христиане. Отношение к земле, отношения в семье, с соседями, с прихожанами своего храма — все было пропитано христианским духом. И оформлено обиходной культурой с ее красотой и поэтичностью. Храмы, избы, дороги, поля и лесные опушки украшали пространство русской земли. «Светло светлую и красно украшенную».

А сегодня мы выходим из храма в… пустыню.

— Вы не преувеличиваете?

— Мы предали забвению все традиции русской архитектуры. Мы даже в Москве напротив храма Василия Блаженного настроили банков и офисов. Что уж говорить о других городах и весях. Там либо запустение, либо грубые вторжения в исторический ландшафт. Как всегда, архитектура следует за жизнью. Которую мы низвели до примитивного существования. Не будем очередной раз повторять всем известную статистику: разводов, абортов, детской смертности и бедности. По части разрушения так называемых системных связей — это в первую очередь семья — мы опередили многих наших «партнеров».

Вот что означает понятие «пустыня» применительно к реалиям начала XXI века. Это не просто низкое качество жизни. Это проблемы с семьей, с обществом, с образованием, с работой. В сложившихся обстоятельствах православному человеку все труднее и труднее найти дело по душе. Разрушение иерархии бытия превратило труд в тягостную рутину. Некоторые виды деятельности напрямую связаны с важнейшими особенностями постсекулярного общества. Для православного христианина это равнозначно табу. Разве он может сегодня посвятить себя, к примеру, градостроительству или архитектуре? Строить эти громадные «человейники» постгуманистической эпохи, которые мы видим в районе московской Павшинской поймы. И не только там.

— Это, конечно, уродует ландшафт…

— Это уродует человека.

— Но нельзя, мне кажется, сказать, что это идет поперек заповедей Христовых…

— Как вам сказать… Можно, что называется, «не заморачиваться», не вникать в смысл того, что ты делаешь. Тогда, наверное, проще. Но вот, допустим, врачу сказали, что такие-то его действия бесплатные, а все остальное — то, что для людей иной раз жизненно важно, — это уже за деньги. И вот к нему приходит человек неимущий — мы же сегодня живем не просто в бедной, а в нищей стране — что он будет с ним делать? У него норматив: на бесплатный прием — две минуты тридцать секунд, и все, до свидания. Идет ли это «поперек заповедей Христовых»?

Не менее сложная ситуация у современного учителя в средней школе. Он не может взять и начать учить детей так, как учил Ушинский, — система тут же пропустит его через мясорубку. Ему практически невозможно заниматься воспитанием русского человека. Ему поручено предоставлять образовательные услуги начинающему потребителю… Полноправному обитателю современной пустыни.

Взять те же СМИ, интернет… Теоретически эти ресурсы могли бы формировать и укреплять русское мировоззрение. Но это только теоретически. Все прекрасно понимают, какого рода контент доминирует на федеральных каналах. Что же касается интернета, то его пространство организовано по принципу обслуживания. Там можно найти все — и полезное, и вредное. И доброе, и худое. Это напоминает книжный лоток на бойком месте. На лотке книги на любой вкус: низкопробная литература, желтая пресса, исторические сенсации, детективы… Рядом Евангелие, сочинения святых отцов. Выбирайте! Перед нами одно из характерных проявлений так называемого прогресса — разрушение культурной иерархии. Святое оказалось в опасном, недопустимом соседстве с грешным, подчас откровенно порочным. На одну доску поставлено, а следовательно, уравнено друг с другом то, что изначально разноприродно.

Кроме того, у интернета нет никакого противоядия от дискредитации. Любой человек может оставить свой комментарий по любому поводу, одновременно потешить свое самолюбие и, что называется, «пустить дурака»…

— То есть любой человек считает себя вправе высказаться по любой теме?

— Да, он ставит себя на одну доску с автором высказывания и как бы снисходительно похлопывает его по плечу. Даже если это очень авторитетный и в высшей степени заслуженный человек. При этом от оскорбительных комментариев не застрахован никто. Даже Патриарх…

Приметы новой реальности перечислять можно долго. Но мы, церковные люди, как будто не замечаем, не видим, что происходит вокруг. Мы разговариваем друг с другом так, как будто живем в какое-то давнее время. На самом деле вокруг нас враждебный постсекулярный мир. Мы лишены своего Дома, привычной культурной среды, национальной почвы. Наверное, поэтому современные проповеди очень часто вызывают недоумение. Это для кого говорится? Для человека, живущего в православной стране? Вы все еще уверены в ее существовании?

А между тем для прояснения современной коллизии порой достаточно одной поэтической строчки...

«Живите в доме — и не рухнет дом», — написал когда-то Арсений Тарковский. Стало быть, чтобы снова одомашнить нашу пустыню, надо снова научиться жить. Вот вам простая идеологическая доктрина: снова научиться жить по-русски. Потому что по-другому не получится. А без Бога и Церкви — тем более...


ЦУКАНОВ Игорь                  (фрагменты)                                      РАЗУМОВСКИЙ Феликс

"Время течет в одном направлении..."

Сирийский эндшпиль России

В американских соцсетях огненно "бомбит" от видео с базы под Манбиджем, куда вошла сирийская армия при поддержке российской военной полиции. Пишут не только, что Трамп агент Кремля, но ...

Побег американцев из Сирии

Картина меняется стремительно, хотя по большей части и предсказуемо Американцы панически бежали из Сирии, бросив лагерь в Манбидже вместе со всеми пожитками – начиная с палаток и боеприпа...

Что НЕ сказали журналисты про диверсию в "Газпроме"

История про отключение насосов в газпромовских трубопроводах во всех смыслах показательна. Начать хотя бы с того, как быстро новость разлетелась по всем ведущим и большинству просто зна...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Эти порывы к светлому... Эти падения к темному...

    Он рассматривал человека как арену страшных бурь. Внутренних битв. Темных сил и светлых сил. Он страдал от этого всего. Страдал от бесполезной жизни... Вопрос: - Хотелось бы узнать Ваше мнение о творчестве и личности Михаила Юрьевича Лермонтова? Отец Андрей: - Вообще, конечно, такие вещи не раскрываются в масштабе коротких спичей. Здесь нужно так фу...
    95

    Полиамория. Об истоках явления и его неочевидных целях.

    Политолог  прокомментировал набирающий популярность тренд немоногамных отношений. Об истоках явления и его неочевидных целях. Групповые формыГрупповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи «верности друг другу», когда она распространяется на целую гру...
    63

    Как всё меняется - и медленно и быстро...

    Как быстро ветер в октябре уносит листья,И люди, пробегая мимо, опускают лица,Чтобы увидеть, как замёрзли ночью лужиДля всех, кто одинок иль шествует в союзе.Как утром снег всем дарит восклицанье,Чтобы понять, как скользко для молчанья,Как всё меняется - и медленно и быстроДля пешеходов и мотоциклистов.Как все прекрасно и в конце концов уходит,Как к бер...
    75

    Протоиерей Андрей Ткачев: "Это сначала, кажется, что это жестокий урок. А потом – нормально."

    Вопрос:- Говорят, мы друг другу даемся по грехам. Как же в современном мере исцелить друг друга в семье, чтобы в крайнем случае, хотя бы не убить друг друга? Отец Андрей:- Стоит эту фразу запомнить: «Мы даемся друг другу по грехам». С одной стороны, такая высокая поэзия, что браки заключаются на небесах. Но с другой стороны – мы же падшие люди. Бог так «...
    140

    О печати антихриста и числе зверя

    Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа». Антихрист и его последователи. Германия, 1367 Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неве...
    558

    "Я- НЕ Я! И ЖИЗНЬ- НЕ МОЯ"...

    Смешная, правда?:)))Очень хреново мне тогда было.Наверное, поэтому я никогдашеньки не ругаю, а, наоборот, очень люблю и жалею молодёжь:)Рефлексы, страхи, тревоги, комплексы, сплошные ошибки.И вопросы. И к людям, и к миру, и ни одного хоть немножечко удовлетворяющего, хоть какого-то правильного ответа. Ужас какой-то. Как вспомню- так вздрогну.Я хотела ЖИ...
    493
    Крестьянин 10 октября 12:08

    Современное общество в одной картинке

    priest_vladislav...
    1589
    Крестьянин 10 октября 11:58

    Анекдот, который не анекдот

    Поймал как-то раз врач рыбку. Она оказалась золотой. И взмолилась золотая рыбка: "Отпусти меня, добрый врач!!!! Всё,что попросишь - исполню!" Недолго думая тот сказал ей : "Обойди мой участок в рамках программы "диспансеризация", составь планирование по месяцам вызова для осмотра диспансерной группы и группы два года и более, выполни план по платным ...
    2484

    "Мамы всеми силами делают своих сыновей удобными..." Мнение священника.

    Если у вас родился сын, это повод измениться вам самой. И изменить представление о воспитании детей. Потому что у вас не просто родился ребенок, у вас родился маленький мужчина... Отношения матери и сына всегда особенные – это особая связь. Теплые чувства матери часто берут верх над разумом – и вот она уже шнурует ему ботиночки, вытирает попу, кормит с л...
    690
    Крестьянин Свет Христов
    22 сентября 18:09

    Режиссер Александр Назаров: "У евреев и мусульман нет детских домов, а у нас есть..."

    ПАРСУНА. АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ 02:24 — О вере, ответе «Оттуда» и температуре 42 накануне премьеры07:00 — Вера — удел слабых или сильных?09:14 — О современном театре и преподобном Сергии Радонежском14:35 — О социальных сетях и «канонизации низких жанров» 17:50 — О смехе, кощунстве и надежде20:22 — О «трех принципах» Александра ...
    1043
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 18:09

    Монолог о смерти

    Опыт переживания смерти изменяет кардинально всю последующую жизнь человека. Зачем ему дожидаться смерти, если можно прилагать усилия для  изменения жизни, будучи еще живым?.. Как я встретил Архангела и Смерть Священник Михаил Махов ...
    1053
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 16:11

    Старец Никон: "О правильной вере пусть кричат богословы, а простой народ пусть кричит о вере с закрытыми устами..."

    Афонские старцы. Мудрость тысячелетий. О правильной вере пусть кричат богословы, а простой народ пусть кричит о вере с закрытыми устами, своей жизнью, своими делами, своими поступками... Голос Афона: беседа со старцем Никоном.Василий Максимишинец...
    907
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 15:05

    Как научиться молиться в миру? Афонский старец Никон.

    Афонский старец Никон делится своим пастырским опытом, соединенным с афонской практикой непрестанной Иисусовой молитвы. «Нельзя достичь чистой и действенной молитвы, если прежде человек не очистит свой ум и не начнет ограничивать себя» - говорит старец. Со старцем беседует Василий Максимишинец, выпускник Московской духовной академии (201...
    936
    Крестьянин Свет Христов
    21 сентября 14:57

    ВРАЧ АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ: С БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ЖИЗНИ

    Наука - не всесильна, она многое не может объяснить, тем более ответить на все вопросы, касающиеся здоровья человека. Верят ли в Бога врачи? Узнаем точку зрения известного врача Александра Мясникова. В ПОИСКАХ БОГА. ВРАЧ АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ. С БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ЖИЗНИ. ...
    1241
    Крестьянин Свет Христов
    20 сентября 13:11

    "Неприятное тянущее ощущение в груди заставило меня почувствовать себя студентом, не знающим билета..." Записки катехизатора.

                                                     Как-то раз в наш храм пришел креститься один дедушка, едва ли не ветера...
    1006

    Иерей Павел Островский: "Ни нынешняя власть, ни те, кто хочет её сменить, не предлагают мне того, что было бы близко моей душе..."

    Я люблю своих детей.Я переживаю за их будущее.⠀Когда меня спрашивают, как я отношусь к задержаниям людей на несанкционированных митингах, то передо мной возникает дилемма.⠀Во-первых, я священник и публично занимать политическую позицию не имею права, так как сразу же противопоставлю себе тех, кто имеет другую точку зрения.Во-вторых, мне одинаково не нра...
    1421

    "Египет для евреев – это маркер вечной памяти о порабощении. А еще о развращении." Протоиерей Андрей Ткачев.

    Святым не было все равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рожденных женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушел и к кому пришел? Оказывается, надо. Потому что разврат министра – это по определению р...
    1028
    Крестьянин Свет Христов
    18 сентября 15:44

    Воцарилось неловкое молчание...

    Я и сам в Бога верю, а вот в попов как-то не очень. Корыстные они люди, от народа оторвались! Как им вообще можно доверять! Придешь в церковь – с тебя деньги тянут… Помахал кадилом – и шабаш. А как к нашей преступной власти эти попы подмазываются? В политику лезут, в школы лезут! И всё-то им мало! Подавай скверы под храмы! По мне, лучше б детских домов настроили! А Бо...
    1149

    "Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви..."

    «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь:действовать справедливо, любить дела милосердияи смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6.8). Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмо...
    983
    Крестьянин Свет Христов
    17 сентября 16:38

    "Я не поверил своим ушам"

    Диавол не боится ни нашего ума, ни наших знаний. У него их больше. Он не боится даже наших добродетелей. У него их больше. Только одной добродетели у него нет и она его убивает, а нас спасает. Что это за добродетель? …Однажды, достигнув чего-то, я гордо пошел к своему старцу. Он, увидев меня, сразу понял, что я поскользнулся, и не дождавшись моих слов, ...
    5845
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика