Он рассматривал человека как арену страшных бурь. Внутренних битв. Темных сил и светлых сил. Он страдал от этого всего. Страдал от бесполезной жизни...
Вопрос: - Хотелось бы узнать Ваше мнение о творчестве и личности Михаила Юрьевича Лермонтова?
Отец Андрей: - Вообще, конечно, такие вещи не раскрываются в масштабе коротких спичей. Здесь нужно так фундаментально подойти…
Сложный человек. Не самый духовный из наших поэтов, из нашей пишущей братии. Очень молодым умерший. Одаренный разносторонне.
Он был и хороший художник; и храбрый офицер (на Кавказе воевал, пулям не кланялся, храбрец в бою); и ловелас, и дамский угодник, к несчастью; и гениально поэтически одаренный. И умер мальчишкой.
Много написал. И стихов, и «Герой нашего времени». Мне больше всего нравится из написанного о нем, одна из статей Василия Васильевича Розанова. Он пишет… (Лермонтов демоничен отчасти. Эта тема демонизма очень тревожит его. Демоны. Демоны. Демоны. Это то, что потом Врубель начал рисовать: Лермонтов проговорил, а Врубель нарисовал. Но Врубель совсем разрушился на этой теме. А Лермонтов – нет). …Розанов писал о Лермонтове, что «Демоны, …демоны, …демоны, …демоны.
Но при этом у него есть россыпи стихотворений, которые составляют наше маленькое стихотворное “евангелиеце”». «Я пред Тобою сегодня с молитвою…»
У него есть Матери Божией «Молитва». И «Ветка Палестины». А «По небу полуночи ангел летел…» – это вообще шедевральная вещь. Она настолько простым ритмом написана, но это откровение такое…
Помните?.. «По небу полуночи ангел летел. И тихую песню он пел. …О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была…Он душу младую в объятиях нес, для мира печали и слез. …И долго на свете томилась она желанием чудесным полна. И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли.»
Это такое автобиографическое стихотворение. Он душу, видимо, свою изображает; потому что он всю жизнь скитался в страдании; потому что мир вот такой, а не иной; и был у него порыв к небу и демонические какие-то мотивы.
Он писал про ангелов и демонов: «В одном все чисто, а в другом все зло. Лишь в человеке встретиться могло священное с порочным. Все его мученья происходят оттого».
Это он писал. Он рассматривал человека как арену страшных бурь. Внутренних битв. Темных сил и светлых сил. Он страдал от этого всего. Страдал от бесполезной жизни. Оттого, что мы, как он писал: «И ненавидим мы и любим мы случайно. Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…»
У него проникновеннейшие стихотворения, касающиеся внутреннего мира человека. У нас есть Пушкин. Лермонтов, конечно, пушкинист. Он любил Александра Сергеевича и за него на Кавказ пошел.
Но он, в то же время, другой, конечно. Он – психологический очень. Он рассматривает пристально внутреннюю трагедию человека. Эти порывы к светлому. Эти падения к темному. Разрыв между тем и тем. Неудовлетворенность миром.
Он же вечно неудовлетворенный человек. Его разрывает на части, оттого что он видит лицемерие, ханжество…Он не может найти себя в этом. А, если и находит, то грешит и кается.
Ну – мальчишка! Двадцать семь лет. В этом возрасте многие еще жениться не успевают. Да и он семени не оставил. Повоевать – успел. Пописать – успел. И погибнуть – успел. Тоже по грехам.
Эпиграммы эти все… Мартынов же страшно жалел, что убил его. Не знаю… Трагедия такая. Трагичнейшая фигура. Но – масштабная очень личность.
Был запрет на отпевание, между прочим. Синодальный запрет: «Самоубийц – не отпевать!» А всякий дуэлянт – самоубийца потенциальный. Убийца и самоубийца – в одном флаконе.
Трагичная личность. Но, безусловно, очень яркая, оставившая в нашей истории литературы очень светлую полосу таких откровеннейших путей в духовный мир. Так как-то получилось у него…
Оценили 22 человека
54 кармы